Ульяновская Людмила Васильевна,
МАОУ «Лицей № 17» г. Северодвинск
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
учитель истории и обществознания
Слово о первом директоре МАОУ «Лицей № 17»
г. Северодвинск
История образования Архангельской области – это люди, это педагоги. Чтобы не прервалась связь времен, сохранялись лучшие традиции, важно сохранять память о них, об их вкладе в развитие образования Архангельской области.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 17» города Северодвинска сегодня состоявшаяся образовательная организация со своими традициями и богатой историей. Успехи учеников и достижения учителей известны не только в городе корабелов, но и за пределами Архангельской области. В 2020 году учреждение отметило 55 лет со дня открытия. У истоков создания школы № 17 стоял Василий Михайлович Кузнецов, её первый директор.
Василий Михайлович прошел путь простого советского юноши, нацеленного на высокие идеалы, готового совершать трудовые подвиги на благо Родины.
Он родился 13 марта 1922 года в Архангельске в семье рабочих. Окончил среднюю школу № 52. С 18 лет началась его трудовая деятельность в качестве учителя математики в Няндомском районе.
Во время Великой отечественной войны Василий Михайлович служил в 1-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой Ордена Ленина, Ордена Суворова дивизии, в контрразведке «Смерш», а в январе 1945 года был направлен в первую гвардейскую штурмовую авиационную Сталинградскую дивизию. Василий Михайлович прошёл с боями от Белоруссии до Кёнигсберга, участвовал во взятии многих городов. За участие в боях, за уничтожение группировки СС в районе Невеля и Клайпеды ему была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего. Воинская доблесть В.М. Кузнецова отмечена медалями «За взятие Кёнигсберга», «За победу над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945».
После окончания войны Василий Михайлович вернулся на родину и продолжил педагогическую деятельность. В 1951 году он был назначен заведующим соломбальским ГОРОНО, с 1958 года – заведующим ГОРОНО в Молотовске (Северодвинске), а уже с 1965 года он директор школы № 17 Северодвинска.
Именно Василию Михайловичу Кузнецову принадлежит идея открытия школы с физико-математическим уклоном. Он стал создателем новой школы. По воспоминаниям учителя русского языка и литературы Н.Н. Селивановой «душой школьной жизни был, конечно, директор – Кузнецов Василий Михайлович, который создал замечательный коллектив, направлял его работу».
Человек глубокий, вдумчивый, интеллигентный, Василий Михайлович пришел к выводу, что совершенно необходимо, чтобы «абсолютное большинство ребят уже в школе определяли свое призвание, формировались как граждане общества». А для этого «необходимо пробуждать у школьников интерес к наукам как можно раньше, осуществлять связь науки и практики". Именно поэтому в школе № 17 каждый теоретический курс подтверждался практическим опытом, экспериментом.
По инициативе Василия Михайловича с 1966 года в школе началось углублённое изучение физики, математики, вычислительной техники, электроники и черчения.
В 3-х, 4-х, 5-х и 6-х классах были введены шахматные уроки. Это было сделано для того, чтобы помочь развитию памяти и логического мышления подростков. Уроки вел мастер спорта по шахматам Виктор Евгеньевич Голенищев.
В 5-х, 6-х, 7-х и 8-х классах вводились занятия по электро-радиотехнике.
В 7-х и 8-х классах были факультативные занятия по математике, а в 9-х и 10-х классах с физико-математическим уклоном включались специальные курсы по выбору учащихся: вычислительная математика, программирование, радио-электротехника, черчение. И обязательные курсы по математике и физике.
Было открыто и активно работало школьное математическое общество «Интеграл» под руководством Нины Александровны Туфановой, учителя математики. Ребята готовили рефераты, первые научные работы «Математика и языкознание», «Кибернетика и генетика», «Математика и экономика». Проводился праздник математики, конкурс на самое оригинальное решение задач.
В 1966 году школа №17 была единственной в Архангельской области с физико-математическим профилем.
Важной составляющей повышения качества учебно-воспитательного процесса В.М. Кузнецов считал хорошую материально-техническую базу.
Для углубленного изучения предметов были оборудованы специальные кабинеты физики, электротехники, черчения, радиоэлектроники, математики, химии. Для организации внеклассной работы – радиоузел, кинобудка, фотолаборатория, кабинеты радио, автоматики и телемеханики, судоавимоделизма.
В январе 1968 в школе открылась собственная телестудия. Василий Михайлович договорился с Архангельским телецентром о передаче списанного оборудования – старой студийной установки «ДТУ-18». Дальнейшей наладкой аппаратуры занимался Владимир Григорьевич Гаврилов, учитель радиоэлектроники. Еженедельно выходили телевизионные передачи. Дикторами и редакторами были ученики школы. Работал школьный радиоцентр.
С 1968 года действовала школьная судоверфь «Мотылёк». Под руководством учителя труда Геннадия Степановича Титова ребята изготавливали радиоуправляемые модели кораблей; строили катера, на которых отправлялись в каникулы в небольшие путешествия; участвовали в городских, областных и всесоюзных соревнованиях.
Выпускалась газета «Школьная орбита». В каждом классе были выбраны корреспонденты, которые писали заметки о делах своего класса, успехах и даже неудачах. Учителя русского языка и литературы Надежда Ивановна Селиванова и Галина Андреевна Овчинникова помогали ребятам организовывать выпуски газет. Директор поддерживал эту инициативу школьников.
Незаурядность Василия Михайловича, его целеустремленность, настойчивость, увлеченность позволили создать новую школу. Неслучайно об успехах школы № 17 города Северодвинска в августе 1968 года написала главная газета Советского Союза «Правда» в статье «У школы нет каникул». Описанное в статье было воплощением мечты Василия Михайловича о школе, в которой у ребят будут пробуждаться интерес к наукам и любовь к знаниям, в которой будет интересно учиться.
Однако не всё шло гладко, как мечталось. В 1967 году в городской газете «Северный рабочий» В.М. Кузнецов сетовал, что не полностью укомплектованы 9-е классы, т.к. «выпускники 8-х классов не понимают разницы между открываемыми во многих школах города девятыми классами с факультативными занятиями по математике и девятым классом с физико-математическим уклоном». Учителя других школ не разъясняют ребятам разницы, а иногда и сознательно не отпускают способных учеников. Василий Михайлович соглашался, что «трудно хороших учащихся отдавать». Но, тем не менее, объяснял, что «в интересах ребят и науки делать это надо». Он считал, что только специализированные школы могут в полном объеме раскрыть потенциал ребят, помочь им полюбить науку, сделать важные открытия и для себя, и для общества; достичь успехов в жизни.
Сегодня в МАОУ «Лицей № 17» нет проблем с комплектованием классов. Идея специализированных школ сегодня продолжена в профильном обучении. И родители, и педагоги понимают, что углубленное изучение отдельных предметов помогает детям обрести себя, почувствовать себя успешными, показывает горизонты новых открытий. Но коллектив хранит память о первом директоре школы № 17 Василии Михайловиче Кузнецове. Педагоги и лицеисты осознают себя продолжателями традиций физико-математической школы № 17, бережно относятся к своей истории.
Мир значительно изменился с 60-х годов, науки ушли далеко вперед, изменились подходы к воспитанию детей. В современной педагогической практике всё более значима субъектно-субъектная парадигма. Однако многие идеи, высказанные и воплощенные Василием Михайловичем Кузнецовым, актуальны и сегодня. Знакомясь с историей образования, понимаешь, что энтузиазм, увлечённость, высокая трудоспособность и даже жертвенность – вот залог успешного воплощения прекрасных идей.
Ульяновская Людмила Васильевна,
МАОУ «Лицей № 17» г. Северодвинск
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
учитель истории и обществознания
Слово о первом директоре МАОУ «Лицей № 17»
г. Северодвинск
История образования Архангельской области – это люди, это педагоги. Чтобы не прервалась связь времен, сохранялись лучшие традиции, важно сохранять память о них, об их вкладе в развитие образования Архангельской области.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 17» города Северодвинска сегодня состоявшаяся образовательная организация со своими традициями и богатой историей. Успехи учеников и достижения учителей известны не только в городе корабелов, но и за пределами Архангельской области. В 2020 году учреждение отметило 55 лет со дня открытия. У истоков создания школы № 17 стоял Василий Михайлович Кузнецов, её первый директор.
Василий Михайлович прошел путь простого советского юноши, нацеленного на высокие идеалы, готового совершать трудовые подвиги на благо Родины.
Он родился 13 марта 1922 года в Архангельске в семье рабочих. Окончил среднюю школу № 52. С 18 лет началась его трудовая деятельность в качестве учителя математики в Няндомском районе.
Во время Великой отечественной войны Василий Михайлович служил в 1-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой Ордена Ленина, Ордена Суворова дивизии, в контрразведке «Смерш», а в январе 1945 года был направлен в первую гвардейскую штурмовую авиационную Сталинградскую дивизию. Василий Михайлович прошёл с боями от Белоруссии до Кёнигсберга, участвовал во взятии многих городов. За участие в боях, за уничтожение группировки СС в районе Невеля и Клайпеды ему была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего. Воинская доблесть В.М. Кузнецова отмечена медалями «За взятие Кёнигсберга», «За победу над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945».
После окончания войны Василий Михайлович вернулся на родину и продолжил педагогическую деятельность. В 1951 году он был назначен заведующим соломбальским ГОРОНО, с 1958 года – заведующим ГОРОНО в Молотовске (Северодвинске), а уже с 1965 года он директор школы № 17 Северодвинска.
Именно Василию Михайловичу Кузнецову принадлежит идея открытия школы с физико-математическим уклоном. Он стал создателем новой школы. По воспоминаниям учителя русского языка и литературы Н.Н. Селивановой «душой школьной жизни был, конечно, директор – Кузнецов Василий Михайлович, который создал замечательный коллектив, направлял его работу».
Человек глубокий, вдумчивый, интеллигентный, Василий Михайлович пришел к выводу, что совершенно необходимо, чтобы «абсолютное большинство ребят уже в школе определяли свое призвание, формировались как граждане общества». А для этого «необходимо пробуждать у школьников интерес к наукам как можно раньше, осуществлять связь науки и практики". Именно поэтому в школе № 17 каждый теоретический курс подтверждался практическим опытом, экспериментом.
По инициативе Василия Михайловича с 1966 года в школе началось углублённое изучение физики, математики, вычислительной техники, электроники и черчения.
В 3-х, 4-х, 5-х и 6-х классах были введены шахматные уроки. Это было сделано для того, чтобы помочь развитию памяти и логического мышления подростков. Уроки вел мастер спорта по шахматам Виктор Евгеньевич Голенищев.
В 5-х, 6-х, 7-х и 8-х классах вводились занятия по электро-радиотехнике.
В 7-х и 8-х классах были факультативные занятия по математике, а в 9-х и 10-х классах с физико-математическим уклоном включались специальные курсы по выбору учащихся: вычислительная математика, программирование, радио-электротехника, черчение. И обязательные курсы по математике и физике.
Было открыто и активно работало школьное математическое общество «Интеграл» под руководством Нины Александровны Туфановой, учителя математики. Ребята готовили рефераты, первые научные работы «Математика и языкознание», «Кибернетика и генетика», «Математика и экономика». Проводился праздник математики, конкурс на самое оригинальное решение задач.
В 1966 году школа №17 была единственной в Архангельской области с физико-математическим профилем.
Важной составляющей повышения качества учебно-воспитательного процесса В.М. Кузнецов считал хорошую материально-техническую базу.
Для углубленного изучения предметов были оборудованы специальные кабинеты физики, электротехники, черчения, радиоэлектроники, математики, химии. Для организации внеклассной работы – радиоузел, кинобудка, фотолаборатория, кабинеты радио, автоматики и телемеханики, судоавимоделизма.
В январе 1968 в школе открылась собственная телестудия. Василий Михайлович договорился с Архангельским телецентром о передаче списанного оборудования – старой студийной установки «ДТУ-18». Дальнейшей наладкой аппаратуры занимался Владимир Григорьевич Гаврилов, учитель радиоэлектроники. Еженедельно выходили телевизионные передачи. Дикторами и редакторами были ученики школы. Работал школьный радиоцентр.
С 1968 года действовала школьная судоверфь «Мотылёк». Под руководством учителя труда Геннадия Степановича Титова ребята изготавливали радиоуправляемые модели кораблей; строили катера, на которых отправлялись в каникулы в небольшие путешествия; участвовали в городских, областных и всесоюзных соревнованиях.
Выпускалась газета «Школьная орбита». В каждом классе были выбраны корреспонденты, которые писали заметки о делах своего класса, успехах и даже неудачах. Учителя русского языка и литературы Надежда Ивановна Селиванова и Галина Андреевна Овчинникова помогали ребятам организовывать выпуски газет. Директор поддерживал эту инициативу школьников.
Незаурядность Василия Михайловича, его целеустремленность, настойчивость, увлеченность позволили создать новую школу. Неслучайно об успехах школы № 17 города Северодвинска в августе 1968 года написала главная газета Советского Союза «Правда» в статье «У школы нет каникул». Описанное в статье было воплощением мечты Василия Михайловича о школе, в которой у ребят будут пробуждаться интерес к наукам и любовь к знаниям, в которой будет интересно учиться.
Однако не всё шло гладко, как мечталось. В 1967 году в городской газете «Северный рабочий» В.М. Кузнецов сетовал, что не полностью укомплектованы 9-е классы, т.к. «выпускники 8-х классов не понимают разницы между открываемыми во многих школах города девятыми классами с факультативными занятиями по математике и девятым классом с физико-математическим уклоном». Учителя других школ не разъясняют ребятам разницы, а иногда и сознательно не отпускают способных учеников. Василий Михайлович соглашался, что «трудно хороших учащихся отдавать». Но, тем не менее, объяснял, что «в интересах ребят и науки делать это надо». Он считал, что только специализированные школы могут в полном объеме раскрыть потенциал ребят, помочь им полюбить науку, сделать важные открытия и для себя, и для общества; достичь успехов в жизни.
Сегодня в МАОУ «Лицей № 17» нет проблем с комплектованием классов. Идея специализированных школ сегодня продолжена в профильном обучении. И родители, и педагоги понимают, что углубленное изучение отдельных предметов помогает детям обрести себя, почувствовать себя успешными, показывает горизонты новых открытий. Но коллектив хранит память о первом директоре школы № 17 Василии Михайловиче Кузнецове. Педагоги и лицеисты осознают себя продолжателями традиций физико-математической школы № 17, бережно относятся к своей истории.
Мир значительно изменился с 60-х годов, науки ушли далеко вперед, изменились подходы к воспитанию детей. В современной педагогической практике всё более значима субъектно-субъектная парадигма. Однако многие идеи, высказанные и воплощенные Василием Михайловичем Кузнецовым, актуальны и сегодня. Знакомясь с историей образования, понимаешь, что энтузиазм, увлечённость, высокая трудоспособность и даже жертвенность – вот залог успешного воплощения прекрасных идей.