Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Историческая справка
Историческая справка

Начало XIX в. – особая эпоха в развитии народного образования в России, связанная с деятельностью императора Александра I. В учрежденном по манифесту 8 сентября 1802 г. Министерстве народного просвещения учебные заведения получали новые и твердые устои для дальнейшего развития. Главное управление училищ, открытое в 1803 г., разделило все учебные заведения на 4 категории, подчиненные одна другой. Верхнюю ступень иерархии занимали университеты, которым подчинялись гимназии, а им, в свою очередь, уездные и приходские училища. Низшие учреждения готовили детей к поступлению в высшие.

Архангельская гимназия была открыта в 1811 г. В ее программу вошли чистая и прикладная математика, опытная физика, история, география, статистика, философия, изящные науки, политическая экономия, естественная история, начальные основания наук, относящихся к торговле, технологии и языкам – латинскому, французскому и немецкому, а также рисование. В год открытия гимназии в нее поступило лишь 14 человек, и в первые двадцать лет своего существования их никогда не было более 40. Полный гимназический курс оканчивало около 7 % учеников, а в университет в итоге поступил лишь некий Степанов. Первым директором гимназии был Василий Сильверстов, учитель математики главного народного училища, отдавший педагогическому труду 46 лет.

Одновременно с гимназией в городе было открыто и уездное училище, в котором обучали грамматике, сокращенной истории и географии, первоначальным основам геометрии и естественных наук, давали практические знания, полезные для местной промышленности и потребностей края, внушали наставления об обязанностях человека и гражданина.

Приходское училище содержалось Приказом Общественного Призрения, в него принимались дети не моложе 7 лет. Здесь обучали чтению гражданской и церковной печати, письму, четырем действиям арифметики, Закону Божию и давались краткие объяснения о сельском домоводстве.

Из профессиональных учебных заведений более всего развивалась духовная семинария. Здесь преподавались богословие, философия, высшее красноречие, риторика, поэзия, история, география, арифметика, медицина и языки (греческий, латинский, немецкий и французский). Число учащихся здесь доходило до 250 человек. К семинарии в 1809 г. прибавилось епархиальное духовное училище.

Потребности военного и военно-морского сословия в образовании детей обеспечивало открытое 27 июня 1801 г. «военно-сиротское отделение», предназначенное для 700 учеников, оно заменило Архангельскую гарнизонную и морскую школы. Благодаря вниманию и заботе губернатора, оно в учебном отношении было лучше таких же отделений в других губерниях. В нем преподавались фортификация, артиллерия, низшая и высшая геометрия, арифметика, история, география, грамматика русская, рисование и музыка.

В числе частных учебных заведений наиболее видную роль сыграло немецкое евангелическое училище, пользовавшееся тогда репутацией одного из лучших учебных заведений в городе. Официально оно возникло в 1811 г., на правах частного училища 3-го разряда.

Выступление декабристов и последовавшая за ним реакция правительства изменила положение дел в народном образовании. Новый устав для учебных заведений от 8 декабря 1828 г. «нанес удар» по преемственности и всесословности системы образовательных учреждений. Программа преподавания в гимназиях была сокращена, во главу угла поставлен Закон Божий, образовывались педагогические советы, увеличивалась плата за обучение, увеличивалось количество учебных часов и число преподавателей.

Устав 1828 г. был введен в Архангельской губернской гимназии в 1831 г., с преобразованием ее в семиклассную. Принимаемые в гимназию дети не должны были быть моложе 10 лет, и уметь читать и писать по-русски, знать главные молитвы и 4 правила арифметики. Число учащихся в гимназии к середине 1830-х гг. перевалило за сотню.

В 1841 г. при гимназии был учрежден так называемый реальный курс «для доставления торговому сословию города Архангельска средств к приобретению познаний по торговой промышленности». В нем имелись такие предметы, как товароведение, бухгалтерия и коммерческая арифметика, наука о торговле и российское коммерческое законоведение и, даже, «упражнение в коммерческой переписке на русском и иностранных языках».

С 21 марта 1849 г. В гимназии вводилась французская система разделения высших классов на два отделения: классическое (в преподаванием древних языков, латыни и древнегреческого) и юридическое (где древние языки были заменены законоведением). Реальный курс тоже был оставлен, как полезный, так что отделений в гимназии стало три.

Уездное училище по уставу 1828 г. преобразовывалось в трехклассное. В него принимались только мальчики не моложе 8 лет, и они, как и поступавшие в гимназию, должны были уметь читать, писать и считать, а равно и знать важнейшие молитвы. Из преподавания исчезли физика, естественная история и технология.

Приходское училище – единственное из всех, осталось всесословным, бесплатным и доступным для детей обоего пола. Мальчиков в него отдавали с 8, а девочек – с 12 лет. К концу 1840-х гг. здесь обучалось 145 учеников, в т.ч. 23 девочки. В 1839 г. было даже открыто второе приходское училище, охватывающее 2-ю и 3-ю части города.

В царствование Николая I возник и совершенно новый тип учебного заведения – училище для детей канцелярских служителей. Архангельское училище было открыто 22 августа 1833 г. для детей неимущих канцеляристов Архангельской и Олонецкой губерний, было рассчитано на 25 воспитанников и просуществовало до 1861 г.

Военно-сиротское отделение было в 1826 г. Переименовано в Отделение (позднее – полубатальон) военных кантонистов. Это было одно из самых многочисленных учебных заведений – на 1834 г. при 25 учителях здесь числилось 937 учащихся. Это было все то же специализированное и военизированное учебное заведение, где преподавали, кроме общеобразовательных предметов, такие, как черчение планов и военно-уголовные законы. Экзаменов здесь не было вовсе, а по достижении совершеннолетия ученики зачислялись «во фронт», писарями, топографами и фельдшерами (в зависимости от успехов в учебе).

Поскольку губерния была приморской, то это сказалось и на типичном морском образовании. В феврале 1842 г. В Архангельске были открыты шкиперские курсы с целью «доставить архангельским промышленникам возможность научно изучить самонужнейшие приемы судостроения и мореплавания». В 1845 г. для плавания воспитанников курсов была приобретена была шхуна «Северный орел» (переименована в «Ломоносов»).

Появилось здесь, на Севере, и женское образование. В 1848 г. Было открыто Архангельское училище для образования девиц. В нем, в числе общеобразовательных предметов, преподавались и такие, как шитье, вышивка и танцы. Курс был рассчитан на 4 года.

ОБРАЗОВАНИЕ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIХ ВЕКЕ

Начало XIX в. – особая эпоха в развитии народного образования в России, связанная с деятельностью императора Александра I. В учрежденном по манифесту 8 сентября 1802 г. Министерстве народного просвещения учебные заведения получали новые и твердые устои для дальнейшего развития. Главное управление училищ, открытое в 1803 г., разделило все учебные заведения на 4 категории, подчиненные одна другой. Верхнюю ступень иерархии занимали университеты, которым подчинялись гимназии, а им, в свою очередь, уездные и приходские училища. Низшие учреждения готовили детей к поступлению в высшие.

Архангельская гимназия была открыта в 1811 г. В ее программу вошли чистая и прикладная математика, опытная физика, история, география, статистика, философия, изящные науки, политическая экономия, естественная история, начальные основания наук, относящихся к торговле, технологии и языкам – латинскому, французскому и немецкому, а также рисование. В год открытия гимназии в нее поступило лишь 14 человек, и в первые двадцать лет своего существования их никогда не было более 40. Полный гимназический курс оканчивало около 7 % учеников, а в университет в итоге поступил лишь некий Степанов. Первым директором гимназии был Василий Сильверстов, учитель математики главного народного училища, отдавший педагогическому труду 46 лет.

Одновременно с гимназией в городе было открыто и уездное училище, в котором обучали грамматике, сокращенной истории и географии, первоначальным основам геометрии и естественных наук, давали практические знания, полезные для местной промышленности и потребностей края, внушали наставления об обязанностях человека и гражданина.

Приходское училище содержалось Приказом Общественного Призрения, в него принимались дети не моложе 7 лет. Здесь обучали чтению гражданской и церковной печати, письму, четырем действиям арифметики, Закону Божию и давались краткие объяснения о сельском домоводстве.

Из профессиональных учебных заведений более всего развивалась духовная семинария. Здесь преподавались богословие, философия, высшее красноречие, риторика, поэзия, история, география, арифметика, медицина и языки (греческий, латинский, немецкий и французский). Число учащихся здесь доходило до 250 человек. К семинарии в 1809 г. прибавилось епархиальное духовное училище.

Потребности военного и военно-морского сословия в образовании детей обеспечивало открытое 27 июня 1801 г. «военно-сиротское отделение», предназначенное для 700 учеников, оно заменило Архангельскую гарнизонную и морскую школы. Благодаря вниманию и заботе губернатора, оно в учебном отношении было лучше таких же отделений в других губерниях. В нем преподавались фортификация, артиллерия, низшая и высшая геометрия, арифметика, история, география, грамматика русская, рисование и музыка.

В числе частных учебных заведений наиболее видную роль сыграло немецкое евангелическое училище, пользовавшееся тогда репутацией одного из лучших учебных заведений в городе. Официально оно возникло в 1811 г., на правах частного училища 3-го разряда.

Выступление декабристов и последовавшая за ним реакция правительства изменила положение дел в народном образовании. Новый устав для учебных заведений от 8 декабря 1828 г. «нанес удар» по преемственности и всесословности системы образовательных учреждений. Программа преподавания в гимназиях была сокращена, во главу угла поставлен Закон Божий, образовывались педагогические советы, увеличивалась плата за обучение, увеличивалось количество учебных часов и число преподавателей.

Устав 1828 г. был введен в Архангельской губернской гимназии в 1831 г., с преобразованием ее в семиклассную. Принимаемые в гимназию дети не должны были быть моложе 10 лет, и уметь читать и писать по-русски, знать главные молитвы и 4 правила арифметики. Число учащихся в гимназии к середине 1830-х гг. перевалило за сотню.

В 1841 г. при гимназии был учрежден так называемый реальный курс «для доставления торговому сословию города Архангельска средств к приобретению познаний по торговой промышленности». В нем имелись такие предметы, как товароведение, бухгалтерия и коммерческая арифметика, наука о торговле и российское коммерческое законоведение и, даже, «упражнение в коммерческой переписке на русском и иностранных языках».

С 21 марта 1849 г. В гимназии вводилась французская система разделения высших классов на два отделения: классическое (в преподаванием древних языков, латыни и древнегреческого) и юридическое (где древние языки были заменены законоведением). Реальный курс тоже был оставлен, как полезный, так что отделений в гимназии стало три.

Уездное училище по уставу 1828 г. преобразовывалось в трехклассное. В него принимались только мальчики не моложе 8 лет, и они, как и поступавшие в гимназию, должны были уметь читать, писать и считать, а равно и знать важнейшие молитвы. Из преподавания исчезли физика, естественная история и технология.

Приходское училище – единственное из всех, осталось всесословным, бесплатным и доступным для детей обоего пола. Мальчиков в него отдавали с 8, а девочек – с 12 лет. К концу 1840-х гг. здесь обучалось 145 учеников, в т.ч. 23 девочки. В 1839 г. было даже открыто второе приходское училище, охватывающее 2-ю и 3-ю части города.

В царствование Николая I возник и совершенно новый тип учебного заведения – училище для детей канцелярских служителей. Архангельское училище было открыто 22 августа 1833 г. для детей неимущих канцеляристов Архангельской и Олонецкой губерний, было рассчитано на 25 воспитанников и просуществовало до 1861 г.

Военно-сиротское отделение было в 1826 г. Переименовано в Отделение (позднее – полубатальон) военных кантонистов. Это было одно из самых многочисленных учебных заведений – на 1834 г. при 25 учителях здесь числилось 937 учащихся. Это было все то же специализированное и военизированное учебное заведение, где преподавали, кроме общеобразовательных предметов, такие, как черчение планов и военно-уголовные законы. Экзаменов здесь не было вовсе, а по достижении совершеннолетия ученики зачислялись «во фронт», писарями, топографами и фельдшерами (в зависимости от успехов в учебе).

Поскольку губерния была приморской, то это сказалось и на типичном морском образовании. В феврале 1842 г. В Архангельске были открыты шкиперские курсы с целью «доставить архангельским промышленникам возможность научно изучить самонужнейшие приемы судостроения и мореплавания». В 1845 г. для плавания воспитанников курсов была приобретена была шхуна «Северный орел» (переименована в «Ломоносов»).

Появилось здесь, на Севере, и женское образование. В 1848 г. Было открыто Архангельское училище для образования девиц. В нем, в числе общеобразовательных предметов, преподавались и такие, как шитье, вышивка и танцы. Курс был рассчитан на 4 года.