Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Историческая справка
Историческая справка

Восемнадцатое столетие не напрасно считается многими «Веком Просвещения» для России. Бурная деятельность таких правителей, как Петр Великий и Екатерина Великая на ниве народного просвещения принесла свои плоды и у нас, в основанной в 1708 г. Архангелогородской губернии.

Вероятность существования школ в Архангельске и губернии в начале века, по причине скудости источников, как правило ставится под сомнение. Известно, что 12 апреля 1713 г. губернатор Курбатов получил распоряжение об оставлении в городе сосланного в Соловецкий монастырь по делу об измене гетмана Мазепы протопопа Ивана Рогачевского, для назначения его префектом вновь открытых в городе школ. Около того же времени, и тоже на правах ссыльного, находился в губернском городе архимандрит Крутицкого монастыря Гидеон Одорский, переводивший для учащихся катехизис с греческого на русский, и именовавший себя «ректором школ Архангелоградских». Но что это были за школы, и в чем была суть работы данных ректоров и префектов – за неимением документов сказать крайне проблематично.

Первые и наиболее достоверные сведения об открытии в Архангельске школы относятся к 1719 г. В царском указе архиепископу Холмогорскому и Важскому Варнаве от 10 января 1719 г. значилось: «велено для учения цифири и некоторой части геометрии брать в Архангелогородской губернии губернских канцелярии и из дома дьячих и подьячих детей и домов архиерейских и дьячих и подьячих и других домовых их людей и монастырских подьяческих служных и служебниковых детей и градских и уездных поповых и дьяконовых и церковных причетниковых детей же их, летами годных от десяти до пятнадцати лет и для того учения школьным учителем по прежнему определению быть у Архангельского города Федору Брюзгину...».

Существование этой школы продолжалось, однако, не более трех лет, так как в 1723 г. было опубликовано постановление Св. Синода об открытии, на основании духовного регламента, при архиерейском доме школы для обучения детей духовенства, для которых светские, «цифирные», школы стали отныне необязательными. Произошел отток учащихся из цифирной школы в Архангельске в духовную школу, в Холмогоры. Коль скоро основную массу учащихся архангельской школы составляли именно дети священников и дьячков, а также основываясь на отсутствии сведений о деятельности школы Брюзгина после 1723 г., исследователи, в частности Ф.Ф. Шперк, делают вывод о прекращении ее функционирования.

Что касается духовной школы в Холмогорах, называемой «словенской» или «словено-латинской» по образцу московской Славяно-греко-латинской академии, то здесь, кроме грамоты и письма, преподавались: славянская грамматика, церковный устав, латинский язык и церковное пение. С течением времени круг преподаваемых предметов расширялся, дополняясь риторикой, поэтикой, философией и богословием.

Еще одной специализированной школой стала морская школа при Архангельском адмиралтействе, решение об учреждении которой последовало в 1734 г. 8 апреля того же года было получено уведомление от коллегии Адмиралтейства о назначении в школу учителем одного из питомцев коллегии – Михаила Тарбеева, с жалованием по 3 рубля в месяц. В первый же год в школу поступило 40 учеников. Они пользовались в школе общим столом и имели форменную одежду, состоявшую из кафтана серого сукна с разрезными без обшлагов рукавами, камзола, штанов, картуза, чулок и башмаков. Обучение в школе продолжалось с семилетнего возраста до 16 лет, выпускалось обычно от 25 до 30 грамотных работников, на которых был большой спрос в портовом городе.

Поскольку в городе постоянно находился и сухопутный гарнизон, то в 1732 г. здесь была открыта «Архангелогородская гарнизонная словено-российская школа», в которой дети военных обучались азбуке, букварю, часослову, Псалтыри, арифметике, геометрии, музыке и «писарским обязанностям». Пребывание в школе не имело определенного времени, так как переход из класса в класс не был обязательно ежегодным, а производился по успехам и по мере изучения учениками предмета.

Просветительное движение Екатерининского века захватило собой все учебные учреждения и потребовало для всесторонней реформы большого числа рабочих сил. Наиболее значительным фактом в числе законодательных мер Екатерины Великой в деле народного образования стало «Положение о народных школах» – краеугольный камень в основах к дальнейшему развитию учебного дела в России.

22 сентября 1786 г. в Архангельске было открыто главное народное училище. Оно находилось на набережной р. Северной Двины в выстроенном специально для него каменном здании, при котором имелось 3 каменных флигеля, в которых размещались квартиры учителей. Оно имело 4 класса с пятилетним курсом обучения (последний класс был двухгодичным). Кроме стандартного для того времени набора предметов (Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, история, география, грамматика и рисование, архитектура, механика, физика и естественная история) для желающих посвятить себя преподаванию в малых училищах давалась педагогика, для абитуриентов университетов – латынь. В 1791 г. в училище числилось 335 учеников.

Начавшаяся реформа учебных заведений коснулась с духовного ведомства. Указом 27 ноября 1762 г. велено было заводить семинарии, в курс преподавания которых вводить общеобразовательные предметы. Первым ректором Архангельской духовной семинарии был назначен архимандрит Сийского монастыря Гавриил Огиевский. В августе 1771 г., при епископе Антонии, семинария была переведена из Спасо-Прилуцкого монастыря в Михайло-Архангельский и помещена в пяти деревянных одноэтажных корпусах.

С именем Екатерины Великой связано и появление еще одного значимого и существующего по сей день учебного заведения. Тогда оно называлось мореходной школой. Изначально оно было расположено в Холмогорах, чему не мало способствовало то обстоятельство, что губернский Архангельск чересчур часто горел. Пожар 1779 г. привел к тому, что пригодных для размещения школы строений в городе практически не осталось. Указом 12 марта 1781 г. Екатерина повелела генерал-губернатору Мельгунову учредить мореходную школу «по примерному плану С.-Петербургской». Для этой цели подошел каменный архиерейский дом в Холмогорах. В 1744 г. из него был выселен архиепископ, заселено Брауншвейгское семейство, а в 1780 г. – со смертью Антона Ульриха и высылкой в Данию остававшихся в живых принцев и принцесс – здание стояло впусте. В него-то и поместили мореходную школу. Утвержденный в том же году герб Холмогор в честь образования этой школы получил во второй части геральдического щита квадрант (навигационный измерительный инструмент) в голубом поле. Мореходная школа пробыла в Холмогорах лишь пять лет, после чего в 1786 г. была переведена в Архангельск «для лучшей удобности и выгоды».

ОБРАЗОВАНИЕ НА АРХАНГЕЛЬСКОМ СЕВЕРЕ В XVIII ВЕКЕ

Восемнадцатое столетие не напрасно считается многими «Веком Просвещения» для России. Бурная деятельность таких правителей, как Петр Великий и Екатерина Великая на ниве народного просвещения принесла свои плоды и у нас, в основанной в 1708 г. Архангелогородской губернии.

Вероятность существования школ в Архангельске и губернии в начале века, по причине скудости источников, как правило ставится под сомнение. Известно, что 12 апреля 1713 г. губернатор Курбатов получил распоряжение об оставлении в городе сосланного в Соловецкий монастырь по делу об измене гетмана Мазепы протопопа Ивана Рогачевского, для назначения его префектом вновь открытых в городе школ. Около того же времени, и тоже на правах ссыльного, находился в губернском городе архимандрит Крутицкого монастыря Гидеон Одорский, переводивший для учащихся катехизис с греческого на русский, и именовавший себя «ректором школ Архангелоградских». Но что это были за школы, и в чем была суть работы данных ректоров и префектов – за неимением документов сказать крайне проблематично.

Первые и наиболее достоверные сведения об открытии в Архангельске школы относятся к 1719 г. В царском указе архиепископу Холмогорскому и Важскому Варнаве от 10 января 1719 г. значилось: «велено для учения цифири и некоторой части геометрии брать в Архангелогородской губернии губернских канцелярии и из дома дьячих и подьячих детей и домов архиерейских и дьячих и подьячих и других домовых их людей и монастырских подьяческих служных и служебниковых детей и градских и уездных поповых и дьяконовых и церковных причетниковых детей же их, летами годных от десяти до пятнадцати лет и для того учения школьным учителем по прежнему определению быть у Архангельского города Федору Брюзгину...».

Существование этой школы продолжалось, однако, не более трех лет, так как в 1723 г. было опубликовано постановление Св. Синода об открытии, на основании духовного регламента, при архиерейском доме школы для обучения детей духовенства, для которых светские, «цифирные», школы стали отныне необязательными. Произошел отток учащихся из цифирной школы в Архангельске в духовную школу, в Холмогоры. Коль скоро основную массу учащихся архангельской школы составляли именно дети священников и дьячков, а также основываясь на отсутствии сведений о деятельности школы Брюзгина после 1723 г., исследователи, в частности Ф.Ф. Шперк, делают вывод о прекращении ее функционирования.

Что касается духовной школы в Холмогорах, называемой «словенской» или «словено-латинской» по образцу московской Славяно-греко-латинской академии, то здесь, кроме грамоты и письма, преподавались: славянская грамматика, церковный устав, латинский язык и церковное пение. С течением времени круг преподаваемых предметов расширялся, дополняясь риторикой, поэтикой, философией и богословием.

Еще одной специализированной школой стала морская школа при Архангельском адмиралтействе, решение об учреждении которой последовало в 1734 г. 8 апреля того же года было получено уведомление от коллегии Адмиралтейства о назначении в школу учителем одного из питомцев коллегии – Михаила Тарбеева, с жалованием по 3 рубля в месяц. В первый же год в школу поступило 40 учеников. Они пользовались в школе общим столом и имели форменную одежду, состоявшую из кафтана серого сукна с разрезными без обшлагов рукавами, камзола, штанов, картуза, чулок и башмаков. Обучение в школе продолжалось с семилетнего возраста до 16 лет, выпускалось обычно от 25 до 30 грамотных работников, на которых был большой спрос в портовом городе.

Поскольку в городе постоянно находился и сухопутный гарнизон, то в 1732 г. здесь была открыта «Архангелогородская гарнизонная словено-российская школа», в которой дети военных обучались азбуке, букварю, часослову, Псалтыри, арифметике, геометрии, музыке и «писарским обязанностям». Пребывание в школе не имело определенного времени, так как переход из класса в класс не был обязательно ежегодным, а производился по успехам и по мере изучения учениками предмета.

Просветительное движение Екатерининского века захватило собой все учебные учреждения и потребовало для всесторонней реформы большого числа рабочих сил. Наиболее значительным фактом в числе законодательных мер Екатерины Великой в деле народного образования стало «Положение о народных школах» – краеугольный камень в основах к дальнейшему развитию учебного дела в России.

22 сентября 1786 г. в Архангельске было открыто главное народное училище. Оно находилось на набережной р. Северной Двины в выстроенном специально для него каменном здании, при котором имелось 3 каменных флигеля, в которых размещались квартиры учителей. Оно имело 4 класса с пятилетним курсом обучения (последний класс был двухгодичным). Кроме стандартного для того времени набора предметов (Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, история, география, грамматика и рисование, архитектура, механика, физика и естественная история) для желающих посвятить себя преподаванию в малых училищах давалась педагогика, для абитуриентов университетов – латынь. В 1791 г. в училище числилось 335 учеников.

Начавшаяся реформа учебных заведений коснулась с духовного ведомства. Указом 27 ноября 1762 г. велено было заводить семинарии, в курс преподавания которых вводить общеобразовательные предметы. Первым ректором Архангельской духовной семинарии был назначен архимандрит Сийского монастыря Гавриил Огиевский. В августе 1771 г., при епископе Антонии, семинария была переведена из Спасо-Прилуцкого монастыря в Михайло-Архангельский и помещена в пяти деревянных одноэтажных корпусах.

С именем Екатерины Великой связано и появление еще одного значимого и существующего по сей день учебного заведения. Тогда оно называлось мореходной школой. Изначально оно было расположено в Холмогорах, чему не мало способствовало то обстоятельство, что губернский Архангельск чересчур часто горел. Пожар 1779 г. привел к тому, что пригодных для размещения школы строений в городе практически не осталось. Указом 12 марта 1781 г. Екатерина повелела генерал-губернатору Мельгунову учредить мореходную школу «по примерному плану С.-Петербургской». Для этой цели подошел каменный архиерейский дом в Холмогорах. В 1744 г. из него был выселен архиепископ, заселено Брауншвейгское семейство, а в 1780 г. – со смертью Антона Ульриха и высылкой в Данию остававшихся в живых принцев и принцесс – здание стояло впусте. В него-то и поместили мореходную школу. Утвержденный в том же году герб Холмогор в честь образования этой школы получил во второй части геральдического щита квадрант (навигационный измерительный инструмент) в голубом поле. Мореходная школа пробыла в Холмогорах лишь пять лет, после чего в 1786 г. была переведена в Архангельск «для лучшей удобности и выгоды».