Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Историческая справка
Историческая справка

Эпоха Великих Реформ Александра II не могла не затронуть и такое чувствительное и значимое дело, как народное просвещение. Во «всеподданнейшем докладе» министра народного просвещения 5 марта 1856 г. об устройстве системы народного образования был намечен целый ряд намечавшихся преобразований по учебной части, как в существовавших средних учебных заведениях, так и в открытии новых – с реальным и специальным образованием, женских гимназий и т.п.

В Архангельске, не смотря на прежнюю неудачу реальных курсов, гимназия, на основании нового устава, была в 1865 г. обращена в реальную, только ученикам двух старших классов было позволено закончить обучение по прежнему уставу. Первый выпуск семилетней реальной гимназии состоялся в 1868 г., окончившие полный курс три воспитанника поступили, для продолжения своего образования, в технологический институт.

В 1873 г., после того как у реальных гимназий отняли их функцию подготовки учащихся к высшему образованию, в Архангельской гимназии начался обратный переход к классическому образованию, с древними языками как основой образования. В 1889 г. были введены уроки музыки, ставшие очень популярными, так, что даже возник гимназический оркестр, устраивавший литературно-музыкальные вечера. В 1900 г. число уроков по древним языкам вновь сократилось в пользу современных французского и немецкого.

Что касается уездных училищ, то Положением 31 мая 1872 г. их, как несоответствующие требованиям времени, было решено преобразовать в городские. На прохождение их полного курса полагалось 6 лет. В Архангельске данное преобразование произошло в 1875 г., когда здесь было организовано 3-х классное городское училище. В 1900 г. оно было дополнено временными педагогическими курсами, которые должны были готовить учителей для низших, приходских, училищ.

Приходских училищ в начале ХХ в. в Архангельске насчитывалось 6:

1) Соломбальское мужское;

2) женское 2-классное им. А.С. Пушкина;

3) Первое 1-классное мужское им. Н.В. Гоголя;

4) Второе 1-классное мужское;

5) Третье 1-классное женское;

6) Соломбальское женское. 

Семинария, как и все духовные учебные заведения России, подверглось после 1857 г. коренной реформе. В 1870 г. она была преобразована из трехклассной в шестиклассную. Туда разрешено было брать молодых людей всех сословий православного вероисповедания в возрасте от 14 до 16 лет. Тогда же было реформировано и Архангельское уездное духовное училище, став 4-х классным, куда принимались юноши в 10-12-летнем возрасте.

Реформы затронули и военное училище. По высочайше утвержденному положению от 24 декабря 1866 г. была открыта Архангельская военно-начальная школа на 200 воспитанников, четырехклассная с общеобразовательным элементарным курсом. Успешно окончившие курс переводились в специальные военные учебные заведения, малоуспешные выпускались писарями 2-го разряда, с обязательством прослужить в военном ведомстве не менее 6 лет, неудачники возвращались родителям, а при нежелании последних – направлялись в строевые части солдатами. 13 мая 1869 г. школа была упразднена, при чем успешные учащиеся были переведены в Санкт-Петербург, а неучи – возвращены родителям или направлены в солдаты.

Архангельское женское училище в январе 1864 г. стало именоваться Мариинским, в честь государыни-императрицы Марии Александровны, а в 1872 г. преобразовано в гимназию. В 1863 г. в городе возникло еще одно женское учебное заведение – Женское епархиальное училище для девочек из духовного сословия.

Развитие и функционирование школьных и профессиональных образовательных учреждений с середины XIX века до 1920 года

Эпоха Великих Реформ Александра II не могла не затронуть и такое чувствительное и значимое дело, как народное просвещение. Во «всеподданнейшем докладе» министра народного просвещения 5 марта 1856 г. об устройстве системы народного образования был намечен целый ряд намечавшихся преобразований по учебной части, как в существовавших средних учебных заведениях, так и в открытии новых – с реальным и специальным образованием, женских гимназий и т.п.

В Архангельске, не смотря на прежнюю неудачу реальных курсов, гимназия, на основании нового устава, была в 1865 г. обращена в реальную, только ученикам двух старших классов было позволено закончить обучение по прежнему уставу. Первый выпуск семилетней реальной гимназии состоялся в 1868 г., окончившие полный курс три воспитанника поступили, для продолжения своего образования, в технологический институт.

В 1873 г., после того как у реальных гимназий отняли их функцию подготовки учащихся к высшему образованию, в Архангельской гимназии начался обратный переход к классическому образованию, с древними языками как основой образования. В 1889 г. были введены уроки музыки, ставшие очень популярными, так, что даже возник гимназический оркестр, устраивавший литературно-музыкальные вечера. В 1900 г. число уроков по древним языкам вновь сократилось в пользу современных французского и немецкого.

Что касается уездных училищ, то Положением 31 мая 1872 г. их, как несоответствующие требованиям времени, было решено преобразовать в городские. На прохождение их полного курса полагалось 6 лет. В Архангельске данное преобразование произошло в 1875 г., когда здесь было организовано 3-х классное городское училище. В 1900 г. оно было дополнено временными педагогическими курсами, которые должны были готовить учителей для низших, приходских, училищ.

Приходских училищ в начале ХХ в. в Архангельске насчитывалось 6:

1) Соломбальское мужское;

2) женское 2-классное им. А.С. Пушкина;

3) Первое 1-классное мужское им. Н.В. Гоголя;

4) Второе 1-классное мужское;

5) Третье 1-классное женское;

6) Соломбальское женское. 

Семинария, как и все духовные учебные заведения России, подверглось после 1857 г. коренной реформе. В 1870 г. она была преобразована из трехклассной в шестиклассную. Туда разрешено было брать молодых людей всех сословий православного вероисповедания в возрасте от 14 до 16 лет. Тогда же было реформировано и Архангельское уездное духовное училище, став 4-х классным, куда принимались юноши в 10-12-летнем возрасте.

Реформы затронули и военное училище. По высочайше утвержденному положению от 24 декабря 1866 г. была открыта Архангельская военно-начальная школа на 200 воспитанников, четырехклассная с общеобразовательным элементарным курсом. Успешно окончившие курс переводились в специальные военные учебные заведения, малоуспешные выпускались писарями 2-го разряда, с обязательством прослужить в военном ведомстве не менее 6 лет, неудачники возвращались родителям, а при нежелании последних – направлялись в строевые части солдатами. 13 мая 1869 г. школа была упразднена, при чем успешные учащиеся были переведены в Санкт-Петербург, а неучи – возвращены родителям или направлены в солдаты.

Архангельское женское училище в январе 1864 г. стало именоваться Мариинским, в честь государыни-императрицы Марии Александровны, а в 1872 г. преобразовано в гимназию. В 1863 г. в городе возникло еще одно женское учебное заведение – Женское епархиальное училище для девочек из духовного сословия.