Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Вельский муниципальный район

Вельский муниципальный район

Историческая справка
Историческая справка


Надежда Владимировна Баландина,
 заместитель директора
МБОУ «Гимназия №4 г. Вельска»,
начальник управления образования
МО «Вельский муниципальный район»
в 2009-2013 годах 

В XVIII-XIX веках после реформ Петра I обучение стало доступно простому народу, поскольку открывались народные школы. Начальным звеном стали церковно-приходские, в которых осваивали знания в области богословия, счета и чтения в течение одного года; далее – начальные, где готовили кадры для уездных школ. В них преподавались основы математики, литературы, профессиональных наук. Обучение проходило в течение двух лет. Выпускники данных школ были кадрами для гимназий, следующая ступень после которой – университет.

В конце 19 века в Вельском уезде Вологодской губернии обучалось:

  • церковно-приходских школах 617 мальчиков и 111 девочек;
  • в училище министерства народного просвещения 203 мальчика и 104 девочки;
  • в земских училищах 1056 мальчиков и 206 девочек;
  • осталось в уезде детей школьного возраста без обучения – всего 11 510 детей, в том числе 4 703 мальчика и 6 807 девочек. [1,1].

После революции 1917 года начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа была объявлена не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования.     Введено всеобще обучение, началось движение за ликвидацию неграмотности, в результате чего в городах были охвачены обучением все дети, в селах около половины, а уровень грамотности в обществе скачком вырос; Была осуществлена последовательная демократизация школы – участие в управлении образованием органов местного самоуправления, организация общественных школьных советов, отмена обязательных домашних заданий, отметок и экзаменов, введение программ только в качестве примерных, а также гибких учебных планов.

Начала формироваться структура управления образовательным процессом.

1 марта 1918 года на 1-ом съезде Советов крестьянских депутатов были образованы отделы Уездного исполкома, в том числе и отдел по народному образованию. В мае 1918 года на 2-ом съезде Советов руководителем отдела по народному образованию был назначен Николай Александрович Кашин. Под данный отдел был передан двухэтажный каменный дом Анны Николаевны Пешковой, расположенный на улице Дзержинского.

В Вельском уезде на 1 сентября 1923 года было:

  1. Детсадов -1, в нем – 50 детей;
  2. школ 1-ой ступени -64, в них 2 612 учащихся;
  3. семилетних школ – 8, в них -1173 ученика;
  4. Школ 2-ой ступени -1, учащихся-36;
  5. Детских домов -1, в нем -30 детей;
  6. Школ глухонемых -1, в ней 12 детей. [1,1].

В 1929 году в связи с новым административно-территориальным делением прошла реорганизация органов народного образования. Архангельская и Северо-Двинская губернии были ликвидированы, а их территория вошла в состав вновь образованного Северного края. Северный край подразделялся на 2 округа: Архангельский и Няндомский.

Для управления народным образованием был образован Северный краевой отдел народного образования. В каждом округе при исполкомах создавались окружные отделы народного образования. В районах работу по народному образованию проводили инспекторы по социальному вопросу.

В 1929 году уездный отдел народного образования был переименован в отдел народного образования Вельского района Няндомского округа Северного края.

При сложившейся системе управление народным образованием в районах было затруднено, т.к. немногочисленные инспекторы не могли справиться с тем объёмом задач по отрасли, которые требовали разрешения. Поэтому по Постановлению Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25.10.1931 года при райисполкомах стали образовываться районные отделы народного образования.

С 1931 по 1935 годы назывался Отдел народного образования Вельского района Северного края.

В Вельском архиве о работе районного отдела народного образования документы сохранились только с 1935 года.

За период 1935-39 годов в Вельском районе работают 2 городские школы, а в сельской местности-47 школ. Обучалось всего 3899 учащихся. Работало учителей в городе 8 человек и на селе -105. [1,3].

За эти годы отдел образования переименовывался несколько раз:         

  • С 02.02.1935 по 05.12.1936 – отдел народного образования исполнительного комитета районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Вельского района Северного края.
  • С 05.12.1936 по 23.09.1937 – Отдел народного образования исполнительного комитета районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Вельского района Северной области.
  • С 23.09.1937 - 24.12.1939 - отдел народного образования исполнительного комитета районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Вельского района Архангельской области.
  • С 24.12.1939 – отдел народного образования исполнительного комитета Вельского районного Совета депутатов трудящихся Архангельской области.

1940 год. В аппарате роно работает 7 человек: заведующий роно, заведующий педагогическим кабинетом, 3 школьных инспектора, статистик и счетовод. Увеличилось число учителей в районе. К концу 1941-42 учебного года работает 225 учителей.

Во время Великой Отечественной войны вся тяжесть лишений легла на плечи женщин и детей. Несмотря на все трудности школы продолжали свою работу.

В послевоенные годы активно развивалась система дошкольного образования. Приспособленные здания перестраивались, строились прогулочные веранды, расширялись участки для игр, открывались новые группы. Всем работникам дошкольного образования того времени низкий поклон за их нелегкий и благородный труд!

В эти же послевоенные годы педагогический состав школ пополнили люди, вернувшиеся с фронта. На их долю выпало тяжелое, голодное время. Часто вместе со своими учениками им приходилось собирать колоски, заготавливать дрова, чтобы выжить в этих нелегких условиях.

Количество учителей в 1951 году в Вельском районе составляет 307 человек, из них 32 с высшим образованием и 87 с учительским институтом.

В директивах 20-го съезда КПСС по шестому пятилетнему плану была поставлена задача - в 1956-60 годах завершить переход ко всеобщему среднему образованию. На съезде были отмечены серьезные недостатки в обучении и воспитании учащихся. Главная из них - слабая связь с жизнью, слабая политехническая и трудовая подготовка. [1,4].

24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принимает постановление «О порядке и сроках перехода на новую систему школьного образования» и в декабре утверждается «Положение о восьмилетней и средней образовательной трудовой политехнической школе с производственным обучение». В этот период количество работающих учителей Вельского района уже составляет 504 человека

В 1962 году Вельский районный отдел народного образования был разделен на промышленный и сельский. В промышленный отдел народного образования входило 29 школ, а в сельский- 96 школ. Промышленные и сельские роно действовали по 1964 год и были ликвидированы.

В 1965 году был образован районный отдел народного образования.

Аппарат роно состоял из заведующего, двух школьных инспекторов, дошкольного инспектора, методиста, главбуха, двух бухгалтеров, экономиста, и счетовода. В районе работало 76 школ с числом учащихся 11481 человек. Количество работающих учителей-610. [1,4].

Годы с 1965 по конец 80-х стали ярким периодом развития пионерского и комсомольского движения. Ребята, вступившие в эти организации, не только старались выделиться в учебе, но и принимали активное участие во всех полезных делах, проводимых в школах.

Свою плодотворную работу развернули такие отряды, как «Юные друзья природы», «Юные инспектора движения», «Юные друзья пожарных».

Традиционными стали смотры строя и песни, военная игра «Зарница»; сборы макулатуры и металлолома. Активное участие школы приняли в краеведческой экспедиции «Моя Родина СССР».

Во главе этой необъятной работы стояли отличные специалисты, настоящие мастера своего дела. Они смогли зажечь сердца ребят этим интересным, но ответственным делом.

  • 07.10.1977-26.11.1991 - отдел народного образования исполнительного комитета Вельского районного Совета народных депутатов Архангельской области.
  • 26.11.1991 - 01.01.1995 - отдел образования администрации Вельского района Архангельской области.
  • 01.01.1995 - 09.12.1996- районный отдел образования Вельского района Архангельской области.
  • 09.12.1996 - 31.12.2005 года – отдел образования администрации МО «Вельский район» Архангельской области.

А с 1 января 2006 года переименован в управление образования администрации МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области.

За время существования органа управления образованием его возглавляли:

Май 1918 года - Кашин Николай Александрович.
До 1931 г. сведения отсутствуют.
Декабрь 1931 - декабрь 1934 – Завьялов А.Н.
Январь 1935 - июль 1936г. – Воропаев Михаил Иванович
Сентябрь 1936-сентябрь 1939 –Рудаков А.С.
Сентябрь 1939 - декабрь 1947 г. – Крюков Евгений Афанасьевич
Январь 1948 -ноябрь 1949 –Васильев
Ноябрь 1949 -август 1950 –Боковиков Павел Алексеевич
Август 1950- сентябрь 1953 –Макарьин Василий Васильевич
Сентябрь 1953 -ноябрь 1955 –Сухопаров Сергей Петрович
Ноябрь 1955 -январь 1961г. –Мальцева Тамара Петровна
Январь 1961 -февраль 1963 –Савенко Федор Потапович
Февраль1963 - февраль 1965               

  • промышленный РОНО - Сухопаров Сергей Петрович
  • сельский РОНО – Карнавин Александр Павлович

Февраль 1965 - май 1975г. – Карнавин Александр Павлович
Май 1975 -март 1980 –Соколов Николай Иванович
Март 1980 - июнь 1982 –Асеев Юрий Андреевич
Июнь 1982 - октябрь 1987–Сухановский Николай Михайлович
Октябрь 1987- май 1996 г.- Хромова Лидия Ивановна
Май 1996 - апрель 2001 г. - Распопова Елизавета Сергеевна
Апрель 2001- август 2008г.– Силуянова Тамара Ивановна
Сентябрь 2008- август 2009 года – Абрамова Татьяна Петровна
Август 2009 - август 2013 года – Надежда Владимировна Баландина
Сентябрь 2013- ноябрь2013 года - Галина Николаевна Петрова
Ноябрь 2013 - март 2019 года – Татьяна Васильевна Рябова
Апрель 2019-ноябрь 2020 года - Подолян Ольга Валерьевна
Ноябрь 2020 - по настоящее время - Могутова Елена Васильевна.

Что представляет сегодня управление образования?

Управление образования – это коллектив единомышленников, активных мастеров своего дела, осуществляющих руководство всем образовательным процессом в Вельском районе.

Бюджет отрасли «Образование» составляет 78 % всего бюджета района. [2,51-54].

В районе 836 педагогических работников из них 15% имеют высшую, 33% - первую квалификационную категорию.

На балансе муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Вельский муниципальный район» находится 124 здания, построенных в 30-х – 90-х годах двадцатого века, два здания школ периода постройки до 1917 года. Из них 68 зданий – деревянные. Учебно-воспитательный процесс осуществляется в 105 зданиях.

Деятельность управления образования и образовательных учреждений на ближайшие годы определяется следующей целью:

  • повышения качества дошкольного, общего и дополнительного образования в условиях модернизации системы образования. 

Направления деятельности:

1. Повышение доступности дошкольного образования.

На сегодняшний день в районе 37 садов, структурных подразделений школ, и детский сад «Умка», являющийся юридическим лицом.

2. Обеспечение условий для получения качественного образования

  • общеобразовательных школ – 26 (13 средних и 13 основных),
  • в том числе вечерних школ – 2, в том числе в системе УФСИН – 1
  • учреждений дополнительного образования – 2

Количество образовательных учреждений менялось по десятилетиям. В школах организован подвоз учащихся. Протяженность 38 маршрутов
для 29 школьных автобусов по Вельскому району составляет 11 66,5 км. Автобусы приобретены по проекту «Модернизации образования в Российской Федерации» в 2012-2013 году.

В 2012 году началось функционирование реконструированного детского сада №11 «Радуга», структурного подразделения МБОУ «СОШ №1 г.Вельска».

С 01 сентября 2016 года введено в эксплуатацию новое здание «Детского сада № 40 «Полянка», структурное подразделение МБОУ «Пежемская СШ № 14» на 60 мест.

27 октября 2016 года введено в эксплуатацию новое здание МБДОУ «Детский сад «Умка» в молодежном поселке по ул. Радужная на 120 мест.

14 апреля 2017 года введено в эксплуатацию новое здание МБОУ «Судромская OOШ » в д. Пoгocт. Осенью 2021 года открыт детский сад «Бельчонок», структурное подразделение МБДОУ «Детский сад «Умка».

Большая работа ведется в школах по повышению качества образования. И результаты итоговой аттестации выпускников являются тому подтверждением. Большинство выпускников поступают в высшие учебные заведения нашей страны на бесплатной основе.

Учреждения выбирают приоритетными направления деятельности, которые наиболее востребованы, значимы, оказывают положительное влияние на молодежь. В рамках программы развития образования в Вельском районе в настоящее время усилен акцент на патриотическое воспитание. В 10 школах работают школьные музеи, в 16-ти открыты уголки боевой славы. В 4 учреждениях осуществляется кадетское образование. Кадеты 90-ой школы п. Кулой – многочисленные победители и призеры районных и областных мероприятий.

Также школьники выбирают в качестве дополнительного образования объединения художественно-эстетической направленности, физкультурно-спортивной, социально-педагогической, естественно – научной и другие. Сегодня учреждения дополнительного образования детей Вельского района – это многопрофильные образовательные учреждения, в которых ребенок может найти занятие по душе, раскрыть свои таланты и способности.

Год за годом растет число победителей, лауреатов и дипломантов областных, всероссийских, международных фестивалей, конкурсов, соревнований.

Александр Селянинов - Олимпийский чемпион Первых юношеских Олимпийских игр 2014 года.

В Вельском районе в целях поддержки и сопровождения талантливых детей, проявивших особые способности в учении, на протяжении ряда лет из бюджетов города и района выделяются финансовые средства в виде грантов и стипендий.

Наши педагоги – это творческие, компетентные, профессиональные работники и патриоты своих учреждений, которые систематически отмечаются грамотами и благодарностями района, Архангельской области и Российской Федерации.

Время не стоит на месте. А это значит – впереди новые страницы истории образования в нашем районе, которые предстоит написать нам, нашим детям и внукам…                                                                

Список литературы:

  1. Историческая справка управления образования администрации МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области
  2. Стратегия социально-экономического развития Вельского района до 2025 года, утверждена решением 8 сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» № 119 от 26.12.2012 г.
Образование в Вельском районе: история длиною в век


Надежда Владимировна Баландина,
 заместитель директора
МБОУ «Гимназия №4 г. Вельска»,
начальник управления образования
МО «Вельский муниципальный район»
в 2009-2013 годах 

В XVIII-XIX веках после реформ Петра I обучение стало доступно простому народу, поскольку открывались народные школы. Начальным звеном стали церковно-приходские, в которых осваивали знания в области богословия, счета и чтения в течение одного года; далее – начальные, где готовили кадры для уездных школ. В них преподавались основы математики, литературы, профессиональных наук. Обучение проходило в течение двух лет. Выпускники данных школ были кадрами для гимназий, следующая ступень после которой – университет.

В конце 19 века в Вельском уезде Вологодской губернии обучалось:

  • церковно-приходских школах 617 мальчиков и 111 девочек;
  • в училище министерства народного просвещения 203 мальчика и 104 девочки;
  • в земских училищах 1056 мальчиков и 206 девочек;
  • осталось в уезде детей школьного возраста без обучения – всего 11 510 детей, в том числе 4 703 мальчика и 6 807 девочек. [1,1].

После революции 1917 года начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа была объявлена не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования.     Введено всеобще обучение, началось движение за ликвидацию неграмотности, в результате чего в городах были охвачены обучением все дети, в селах около половины, а уровень грамотности в обществе скачком вырос; Была осуществлена последовательная демократизация школы – участие в управлении образованием органов местного самоуправления, организация общественных школьных советов, отмена обязательных домашних заданий, отметок и экзаменов, введение программ только в качестве примерных, а также гибких учебных планов.

Начала формироваться структура управления образовательным процессом.

1 марта 1918 года на 1-ом съезде Советов крестьянских депутатов были образованы отделы Уездного исполкома, в том числе и отдел по народному образованию. В мае 1918 года на 2-ом съезде Советов руководителем отдела по народному образованию был назначен Николай Александрович Кашин. Под данный отдел был передан двухэтажный каменный дом Анны Николаевны Пешковой, расположенный на улице Дзержинского.

В Вельском уезде на 1 сентября 1923 года было:

  1. Детсадов -1, в нем – 50 детей;
  2. школ 1-ой ступени -64, в них 2 612 учащихся;
  3. семилетних школ – 8, в них -1173 ученика;
  4. Школ 2-ой ступени -1, учащихся-36;
  5. Детских домов -1, в нем -30 детей;
  6. Школ глухонемых -1, в ней 12 детей. [1,1].

В 1929 году в связи с новым административно-территориальным делением прошла реорганизация органов народного образования. Архангельская и Северо-Двинская губернии были ликвидированы, а их территория вошла в состав вновь образованного Северного края. Северный край подразделялся на 2 округа: Архангельский и Няндомский.

Для управления народным образованием был образован Северный краевой отдел народного образования. В каждом округе при исполкомах создавались окружные отделы народного образования. В районах работу по народному образованию проводили инспекторы по социальному вопросу.

В 1929 году уездный отдел народного образования был переименован в отдел народного образования Вельского района Няндомского округа Северного края.

При сложившейся системе управление народным образованием в районах было затруднено, т.к. немногочисленные инспекторы не могли справиться с тем объёмом задач по отрасли, которые требовали разрешения. Поэтому по Постановлению Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25.10.1931 года при райисполкомах стали образовываться районные отделы народного образования.

С 1931 по 1935 годы назывался Отдел народного образования Вельского района Северного края.

В Вельском архиве о работе районного отдела народного образования документы сохранились только с 1935 года.

За период 1935-39 годов в Вельском районе работают 2 городские школы, а в сельской местности-47 школ. Обучалось всего 3899 учащихся. Работало учителей в городе 8 человек и на селе -105. [1,3].

За эти годы отдел образования переименовывался несколько раз:         

  • С 02.02.1935 по 05.12.1936 – отдел народного образования исполнительного комитета районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Вельского района Северного края.
  • С 05.12.1936 по 23.09.1937 – Отдел народного образования исполнительного комитета районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Вельского района Северной области.
  • С 23.09.1937 - 24.12.1939 - отдел народного образования исполнительного комитета районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Вельского района Архангельской области.
  • С 24.12.1939 – отдел народного образования исполнительного комитета Вельского районного Совета депутатов трудящихся Архангельской области.

1940 год. В аппарате роно работает 7 человек: заведующий роно, заведующий педагогическим кабинетом, 3 школьных инспектора, статистик и счетовод. Увеличилось число учителей в районе. К концу 1941-42 учебного года работает 225 учителей.

Во время Великой Отечественной войны вся тяжесть лишений легла на плечи женщин и детей. Несмотря на все трудности школы продолжали свою работу.

В послевоенные годы активно развивалась система дошкольного образования. Приспособленные здания перестраивались, строились прогулочные веранды, расширялись участки для игр, открывались новые группы. Всем работникам дошкольного образования того времени низкий поклон за их нелегкий и благородный труд!

В эти же послевоенные годы педагогический состав школ пополнили люди, вернувшиеся с фронта. На их долю выпало тяжелое, голодное время. Часто вместе со своими учениками им приходилось собирать колоски, заготавливать дрова, чтобы выжить в этих нелегких условиях.

Количество учителей в 1951 году в Вельском районе составляет 307 человек, из них 32 с высшим образованием и 87 с учительским институтом.

В директивах 20-го съезда КПСС по шестому пятилетнему плану была поставлена задача - в 1956-60 годах завершить переход ко всеобщему среднему образованию. На съезде были отмечены серьезные недостатки в обучении и воспитании учащихся. Главная из них - слабая связь с жизнью, слабая политехническая и трудовая подготовка. [1,4].

24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принимает постановление «О порядке и сроках перехода на новую систему школьного образования» и в декабре утверждается «Положение о восьмилетней и средней образовательной трудовой политехнической школе с производственным обучение». В этот период количество работающих учителей Вельского района уже составляет 504 человека

В 1962 году Вельский районный отдел народного образования был разделен на промышленный и сельский. В промышленный отдел народного образования входило 29 школ, а в сельский- 96 школ. Промышленные и сельские роно действовали по 1964 год и были ликвидированы.

В 1965 году был образован районный отдел народного образования.

Аппарат роно состоял из заведующего, двух школьных инспекторов, дошкольного инспектора, методиста, главбуха, двух бухгалтеров, экономиста, и счетовода. В районе работало 76 школ с числом учащихся 11481 человек. Количество работающих учителей-610. [1,4].

Годы с 1965 по конец 80-х стали ярким периодом развития пионерского и комсомольского движения. Ребята, вступившие в эти организации, не только старались выделиться в учебе, но и принимали активное участие во всех полезных делах, проводимых в школах.

Свою плодотворную работу развернули такие отряды, как «Юные друзья природы», «Юные инспектора движения», «Юные друзья пожарных».

Традиционными стали смотры строя и песни, военная игра «Зарница»; сборы макулатуры и металлолома. Активное участие школы приняли в краеведческой экспедиции «Моя Родина СССР».

Во главе этой необъятной работы стояли отличные специалисты, настоящие мастера своего дела. Они смогли зажечь сердца ребят этим интересным, но ответственным делом.

  • 07.10.1977-26.11.1991 - отдел народного образования исполнительного комитета Вельского районного Совета народных депутатов Архангельской области.
  • 26.11.1991 - 01.01.1995 - отдел образования администрации Вельского района Архангельской области.
  • 01.01.1995 - 09.12.1996- районный отдел образования Вельского района Архангельской области.
  • 09.12.1996 - 31.12.2005 года – отдел образования администрации МО «Вельский район» Архангельской области.

А с 1 января 2006 года переименован в управление образования администрации МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области.

За время существования органа управления образованием его возглавляли:

Май 1918 года - Кашин Николай Александрович.
До 1931 г. сведения отсутствуют.
Декабрь 1931 - декабрь 1934 – Завьялов А.Н.
Январь 1935 - июль 1936г. – Воропаев Михаил Иванович
Сентябрь 1936-сентябрь 1939 –Рудаков А.С.
Сентябрь 1939 - декабрь 1947 г. – Крюков Евгений Афанасьевич
Январь 1948 -ноябрь 1949 –Васильев
Ноябрь 1949 -август 1950 –Боковиков Павел Алексеевич
Август 1950- сентябрь 1953 –Макарьин Василий Васильевич
Сентябрь 1953 -ноябрь 1955 –Сухопаров Сергей Петрович
Ноябрь 1955 -январь 1961г. –Мальцева Тамара Петровна
Январь 1961 -февраль 1963 –Савенко Федор Потапович
Февраль1963 - февраль 1965               

  • промышленный РОНО - Сухопаров Сергей Петрович
  • сельский РОНО – Карнавин Александр Павлович

Февраль 1965 - май 1975г. – Карнавин Александр Павлович
Май 1975 -март 1980 –Соколов Николай Иванович
Март 1980 - июнь 1982 –Асеев Юрий Андреевич
Июнь 1982 - октябрь 1987–Сухановский Николай Михайлович
Октябрь 1987- май 1996 г.- Хромова Лидия Ивановна
Май 1996 - апрель 2001 г. - Распопова Елизавета Сергеевна
Апрель 2001- август 2008г.– Силуянова Тамара Ивановна
Сентябрь 2008- август 2009 года – Абрамова Татьяна Петровна
Август 2009 - август 2013 года – Надежда Владимировна Баландина
Сентябрь 2013- ноябрь2013 года - Галина Николаевна Петрова
Ноябрь 2013 - март 2019 года – Татьяна Васильевна Рябова
Апрель 2019-ноябрь 2020 года - Подолян Ольга Валерьевна
Ноябрь 2020 - по настоящее время - Могутова Елена Васильевна.

Что представляет сегодня управление образования?

Управление образования – это коллектив единомышленников, активных мастеров своего дела, осуществляющих руководство всем образовательным процессом в Вельском районе.

Бюджет отрасли «Образование» составляет 78 % всего бюджета района. [2,51-54].

В районе 836 педагогических работников из них 15% имеют высшую, 33% - первую квалификационную категорию.

На балансе муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Вельский муниципальный район» находится 124 здания, построенных в 30-х – 90-х годах двадцатого века, два здания школ периода постройки до 1917 года. Из них 68 зданий – деревянные. Учебно-воспитательный процесс осуществляется в 105 зданиях.

Деятельность управления образования и образовательных учреждений на ближайшие годы определяется следующей целью:

  • повышения качества дошкольного, общего и дополнительного образования в условиях модернизации системы образования. 

Направления деятельности:

1. Повышение доступности дошкольного образования.

На сегодняшний день в районе 37 садов, структурных подразделений школ, и детский сад «Умка», являющийся юридическим лицом.

2. Обеспечение условий для получения качественного образования

  • общеобразовательных школ – 26 (13 средних и 13 основных),
  • в том числе вечерних школ – 2, в том числе в системе УФСИН – 1
  • учреждений дополнительного образования – 2

Количество образовательных учреждений менялось по десятилетиям. В школах организован подвоз учащихся. Протяженность 38 маршрутов
для 29 школьных автобусов по Вельскому району составляет 11 66,5 км. Автобусы приобретены по проекту «Модернизации образования в Российской Федерации» в 2012-2013 году.

В 2012 году началось функционирование реконструированного детского сада №11 «Радуга», структурного подразделения МБОУ «СОШ №1 г.Вельска».

С 01 сентября 2016 года введено в эксплуатацию новое здание «Детского сада № 40 «Полянка», структурное подразделение МБОУ «Пежемская СШ № 14» на 60 мест.

27 октября 2016 года введено в эксплуатацию новое здание МБДОУ «Детский сад «Умка» в молодежном поселке по ул. Радужная на 120 мест.

14 апреля 2017 года введено в эксплуатацию новое здание МБОУ «Судромская OOШ » в д. Пoгocт. Осенью 2021 года открыт детский сад «Бельчонок», структурное подразделение МБДОУ «Детский сад «Умка».

Большая работа ведется в школах по повышению качества образования. И результаты итоговой аттестации выпускников являются тому подтверждением. Большинство выпускников поступают в высшие учебные заведения нашей страны на бесплатной основе.

Учреждения выбирают приоритетными направления деятельности, которые наиболее востребованы, значимы, оказывают положительное влияние на молодежь. В рамках программы развития образования в Вельском районе в настоящее время усилен акцент на патриотическое воспитание. В 10 школах работают школьные музеи, в 16-ти открыты уголки боевой славы. В 4 учреждениях осуществляется кадетское образование. Кадеты 90-ой школы п. Кулой – многочисленные победители и призеры районных и областных мероприятий.

Также школьники выбирают в качестве дополнительного образования объединения художественно-эстетической направленности, физкультурно-спортивной, социально-педагогической, естественно – научной и другие. Сегодня учреждения дополнительного образования детей Вельского района – это многопрофильные образовательные учреждения, в которых ребенок может найти занятие по душе, раскрыть свои таланты и способности.

Год за годом растет число победителей, лауреатов и дипломантов областных, всероссийских, международных фестивалей, конкурсов, соревнований.

Александр Селянинов - Олимпийский чемпион Первых юношеских Олимпийских игр 2014 года.

В Вельском районе в целях поддержки и сопровождения талантливых детей, проявивших особые способности в учении, на протяжении ряда лет из бюджетов города и района выделяются финансовые средства в виде грантов и стипендий.

Наши педагоги – это творческие, компетентные, профессиональные работники и патриоты своих учреждений, которые систематически отмечаются грамотами и благодарностями района, Архангельской области и Российской Федерации.

Время не стоит на месте. А это значит – впереди новые страницы истории образования в нашем районе, которые предстоит написать нам, нашим детям и внукам…                                                                

Список литературы:

  1. Историческая справка управления образования администрации МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области
  2. Стратегия социально-экономического развития Вельского района до 2025 года, утверждена решением 8 сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» № 119 от 26.12.2012 г.