Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Историческая справка
Историческая справка

Фрагменты книги «Устьянский район: события, факты, люди», относящиеся к системе образования (1929-2019 гг.)

Качественные изменения происходят в 1930-е годы в образовании. В августе 1930 года было принято постановление ВЦИК «О введении в стране всеобщего обязательного начального образования». Была резко усилена борьба с безграмотностью.

На 1 января 1933 года система школьного образования оставалась довольно сложной для понимания, что, скорее всего, объясняется трудными материальными и кадровыми условиями времени. Школы подразделялись по ступеням и концентрам. Не совсем понятен порядок их классификации. Учащиеся района получали начальное образование в 73-х школах 1-й ступени, которые делились на 3-летки, 4-летки, 5-летки и «однокомплектные», эти школы относились к школам I-го концентра. 3-леток было 16, 4-леток – 36, 5-леток – 5, «однокомплектных» – 16. Всего в школах 1-й ступени было 219 классов (групп), работали 160 учителей, было 5593 учащихся. Очевидно, учитель должен был иногда вести занятие в одном классе (помещении) одновременно для разных классов (групп), т.к. учителей было меньше, чем классов.

Для детей старшего возраста было открыто 3 школы крестьянской молодежи (ШКМ), в которых обучение шло по программам 5-го, 6-го и 7-го классов: Ростовская ШКМ на выселке Горский, где было 7 педагогов и 166 учащихся в 4-х основных и параллельных группах, из них 56 – женского пола; Строевская ШКМ, где в 5 группах работали 8 педагогов и был 181 учащийся, в том числе 60 – женского пола; Устьянская ШКМ в с. Шангалы, в которой в 6 группах работали 10 педагогов и занимались 205 учащихся, из них 71 – женского пола. Эти школы относились к школам II-го концентра.

Также в систему образования района входили три самостоятельных школы переростков (их также называли школами для взрослых и школами ликбеза – ликвидации безграмотности): 1) Устьянская образцовая школа ликбеза в с. Шангалы, открыта 6 сентября 1932 г., с 32 учащимися, из них 1 мужского пола и 31 женского; 2) Базовая школа Шангальского с/с в д. Ион-Горка, открыта 12 декабря 1932 г., с 31 учащимся, из них 1 мужского и 30 женского пола; 3) Заячерицкая базовая школа на Заячерицком погосте, открыта 1 сентября 1931 г., в ней было 35 учащихся, все женского пола. В них работали 3 преподавателя (по одному на каждую школу).

В 1932 году в районе прошли краткосрочные курсы подготовки кадров. Районный земельный отдел (РайЗО) организовал 8 курсов, в них приняли участие 354 учащихся. Прошли курсы сельмерщиков, председателей колхозов, счетоводов, заведующих молочно-товарными фермами (МТФ), свинофермами и конефермами, зоотехников, бригадиров, строителей, машиноводов. Больше всего было обучено бригадиров – 161 человек. РОНО и РайЗО провели курсы заведующих детплощадками, в которых обучили 10 человек. В 1 квартале 1933 года Райздрав и РайЗО обучили 35 заведующих детяслями колхозов.

К новому 1933/34 учебному году была проведена частичная реформа школьного образования в районе. Концентры упоминаться не стали, а к 1-й ступени стали относиться школы с обучением с 1 по 4 класс. Ко 2-й ступени были отнесены школы-семилетки с обучением по программе 5-7 классов, включая ШКМ. Школ 1-й ступени на 1 января 1934 года было 72, в них работали 148 педагогов, обучались 5353 учащихся; школ 2-й ступени (семилеток) было 9, работали в них 34 педагога, обучался 1081 ученик. Всего в районе была 81 школа, 182 педагога, 6434 учащихся.

Судя по списку школ, в сравнении с данными на 1 января 1933 г., видно, что к трем школам 2-й ступени (ШКМ) добавилось еще 6, в т.ч. 5 бывших школ-пятилеток и вновь образованная Студенецкая 7-летняя школа в спецпоселке Студенец (Собачий) Бестужевского с/с.

Изменилось число школ для взрослых, как и их названия, они стали учитываться отдельно. Были образованы 8 школ грамоты для неграмотных и при них же открыты школы малограмотных, преподаватели были одни и те же. Эти школы для взрослых были образованы в Шангальском, Ростовском, Минском, Бестужевском, Березницком, Строевском, Чадромском и Малодорском кустах сельских школ. В школах для взрослых работали 312 преподавателей (большая итоговая численность преподавателей объясняется тем, что преподаватель одновременно вел несколько групп учащихся, и поэтому мог быть учтен несколько раз), 2064 учащихся обучались в школах грамоты, 1816 – в группах школ малограмотных.

Школьная реформа продолжилась, и к ноябрю 1934 года наименования типов школ изменились вновь, и в этом удачном и понятном виде с несколькими небольшими изменениями существовали длительное время, вплоть до завершения советской эпохи.

Школы стали делиться на начальные, неполные средние и средние. В начальных школах обучение шло с 1 по 4 класс, однако в Орловской и Малодорской – по 7-й класс, как в неполных средних школах.

На 1 ноября 1934 г. существовали 63 начальные школы: Череновская, Шаткургская, Беклемишевская, Акичкинская, Фоминская, Ивашевская, Глубоковская, Плосская, Исаевская, Карповская, Кузоверская, Сабуровская, Загарская, Тушминская, Пеньевская, Ямновская, Кочкургская, Прилукская, Будринская, Каменновская, Едемская, Зыковская, Дудинская, Березовская, Родихинская, Богатовская, Вежевская, Орловская, Коптяевская, Митинская, Нос-Садовская, Шеломенская, Кононовская, Плесевская, Юрятинская, Потиевская, Тарасонаволоцкая, Максимо-Прилуцкая, Бываловская, Рыжковская, Васильевская, Лосевская, Шастовская, Шиловская, Кустовская, Малодорская, Зарузская, Чуриловская, Верховская, Маренникская, Вировская, Михайловская, Мало-Медвежевская, Нагорская, Заячерицкая, Заручевская, Труфановская, Сарбальская, Левинская, Ларютинская, Алешковская, Алекино-Каменногорская и Верюжская (в спецпоселке Верюжское Озеро). Всего в начальных школах работали 122 учителя, обучались 3975 учащихся.

Тогда же существовали следующие неполные средние школы (семилетки): Бестужевская, Строевская, Березницкая, Павлицовская, Чадромская, Ростовская, Минская и Студенецкая – в спецпоселке Студенец (Собачий). Работали в них 58 учителей, обучались 2249 учеников, в т.ч. 992 – в начальных классах.

В 1934 году в районе появилась Устьянская средняя школа, в которой работали 13 учителей, обучались 435 учащихся, в т.ч. 159 – в начальных классах, 243 – в 5-7 классах и 33 – в 9-10 классах.

На 30 ноября 1934 года в Устьянском районе действовали 34 школьные библиотеки с общим книжным фондом в 7515 экземпляров (от 21 до 750 книг в одной библиотеке). В школьных библиотеках были преимущественно детские книги, выдавал их работник по совместительству.

Кроме школ, в ведении РОНО состояли учреждения дошкольного образования, а также учреждения культуры: сельские библиотеки, учреждения клубного типа: избы-читальни, дома социалистической культуры.

На 1 января 1934 года в районе было 8 детсадов, в них 11 педагогов и 280 детей. Из восьми детсадов были 3 детсада с двумя группами на содержании РОНО: Шангальский, Верюжский и Студенецкий (последние два – в спецпоселках) и 5 – одногруппные на содержании сельсоветов: Ямновский, Ивашевский, Неклюдовский, Орловский и Березницкий. Всего групп было 11 – по числу педагогов.

В 1936 году был открыт Чадромский детский дом (около д. Белоусовской).

В 1940 годы система образования района была подчинена задачам военного времени. Начиная с 1941/42 учебного года интенсивно проходила военная учеба учащихся школ. Уже за первый год было подготовлено значкистов БПВХО (выполнивших нормы комплекса «Будь готов к противовоздушной и химической обороне») 106 человек, ПВХО – 1722, ГСО («Готов к санитарной обороне») – 633, БГТО («Будь готов к труду и обороне») – 52, ГТО – 1261, ГТО II ступени – 52, инструкторов ПВХО – 61 человек. Учитель Устьянской средней школы Неклюдов Николай Михайлович повседневно проводил занятия с учащимися и подготовил 200 значкистов ПВХО I ступени, в т.ч. 32 инструкторов ПВХО. В Ростовской неполной средней школе под руководством учителя Никитина было подготовлено 120 значкистов ПВХО.

Трудности, которые испытывала система образования в войну, были большие. Существовала серьезная кадровая проблема: согласно А.И. Волкову, только в 1941-1942 гг. в ряды Красной Армии ушли 137 учителей. Не хватало школьных принадлежностей. Школьники писали на старых книгах чернилами, сделанными из сажи, из свеклы. Из-за недостатка одежды и обуви, в силу необходимости работать, содержать семью, многие учащиеся переставали ходить в школу. Голодали и дети, и учителя. Директор Едемской семилетней школы А.А. Макарьин рассказывал будущему зав. РОНО А.П. Березину о своем положении в годы войны: «У меня семья семь человек, из них четверо детей, а хлеба по карточкам отпускают только 1 кг 600 г. Дети плачут, просят хлеба, сахара, а я, как хозяин семьи, не могу им дать хлеба. И они, и я наполовину голодные. Только и думаю, чем накормить детей, жену и тещу. Спасибо женщинам Едьмы, которые чем могли оказывали мне помощь».

Тем не менее, учебный процесс не прекращался ни на минуту. Учителя своими силами готовили школу к началу занятий, заготовляли топливо для школ, вели текущий и капитальный ремонт помещений. Укрепляя тыл, помогали в колхозных работах. Собирали деньги в Фонд обороны и на строительство военной техники, теплые вещи, посылки и подарки бойцам. Обеспечили лучшую, чем до войны, успеваемость. В 1941/42 учебном году лучшими по успеваемости начальными школами были Ямновская (зав. т. Волова), Ивашевская (т. Коробицына), Квазеньгская (т. Митрюшина), Будринская (т. Усачева); из неполных средних – Заячерицкая и Плосская.

Учащиеся, так же как и учителя, вносили деньги в Фонд обороны, на танковую колонну «Юный патриот Родины», на постройку самолета «Пионер Севера», выкупали облигации Госзаймов, покупали билеты денежно-вещевой лотереи. Сами зарабатывали деньги – работали в колхозах, проводили платные вечера художественной самодеятельности. Участвовали в сборе металлолома, теплых вещей, грибов и ягод.

Каникулы проходили в упорном труде, по причине уборки урожая захватывали осень. Учебный год в начальных школах района с 1 по 4 класс начинался с середины сентября, ребята с 5 по 10 класс начинали учиться 1 октября.

В 1941/42 учебном году на колхозные поля вышли 4853 учащихся, в их числе 2791 человек старше 12 лет, и они обязаны были выработать не менее 50 трудодней. Всего учащимися за период летних каникул было выработано 202800 трудодней. Выполнили и перевыполнили минимум трудодней 3859 учащихся. Школьники работали прицепщиками на тракторах и сеялках, возили навоз, бороновали посевы, проводили их прополку, заготовляли веточный корм, силосовали, косили траву и сгребали сено, выполняли другие важные работы. На уборке работали водителями уборочных машин, жнеек и косилок, вели жнитво вручную, возили снопы с полей на риги, доставляли зерно на склады и заготпункты. Собирали на полях колосья, на этой работе было занято 1328 учащихся, ими был собран колос с площади 3601 га, сохранено 43,4 т зерна от потерь. На сбор колосьев выходили специальные бригады учащихся во главе с учителями и учащимися старших классов. Бригады работали на тереблении льна, в последние дни перед школой убирали картошку. Все школы включились в соцсоревнование.

Учащиеся показывали примеры стахановской работы: в Бестужевской неполной средней школе Честнейшина Надя, Честнейшин Коля, Суворов Володя, Корякина Маня, Честнейшин Саша выработали в каникулы 1942 года от 113 до 170 трудодней каждый. Ученик Акичкинской начальной школы Тарбаев Паша выработал 180 трудодней.

Бригада учащихся Строевской средней школы из 22 человек, работая в Больше-Пеньевском колхозе, выработала 2415 т/д, заработав в среднем на 1 человека по 109 т/д: Волов Иван Ильич заработал 215 т/д, Волов Николай Федорович – 179 т/д, Закотырин Николай – 158 т/д, Сысоева Анна – 141 т/д, Пушкин Федор Федорович – 143 т/д, Сысоева Агния Дмитриевна – 134 т/д. Летом 1942 года Строевская средняя школа за хорошие показатели в полевых работах была награждена Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.

7 августа 1942 года выпуск районного радио был посвящен работе Малодорского пионерского лагеря, в котором отдыхали и трудились 70 учащихся-отличников. Большую часть времени ребята занимались общественно-полезным трудом. Было проведено 10 походов для сбора лектехсырья. Собирали лепестки василька, лист смородины, земляники, брусники и малины. Было совершено 10 походов за ягодами, 4 похода за грибами. Заготовлено 220 пучков дуба (коры ивы, содержащей дубильные вещества). Проводились беседы о войне, о героях, ознакомление с событиями на фронте, сводками Совинформбюро. Читались интересные рассказы, разучивались военные песни, изучалось военное дело. Работала художественная самодеятельность, проводились выступления перед колхозниками. В пионерлагере было очень хорошее питание – молоко, суп, каша, блины, кисель, варенье и чай.

По итогам Всесоюзного социалистического соревнования среди средних и семилетних школ на сельхозработах 1944 года были награждены Почётными грамотами ЦК ВЛКСМ и Наркома просвещения РСФСР за участие в решении хозяйственных задач в колхозах 16 учащихся Устьянского района, в том числе Воловы Анастасия, Николай, Наталья и Елена из Строевской средней школы, Половников Николай и Котов Василий из Заячерицкой 7-летней школы, Засухина Нюра, Буторина Зина, Третьякова Нина, Котова Зоя и Шпынова Соня из Вежевской начальной школы, Шестаков Александр из Березовской школы, Гордеев Константин из Минской 7-летней школы, Поповы Лена и Боря из Ростовской 7-летней школы.

На 1 сентября 1946 г. в Устьянском районе было 76 школ с количеством учащихся 4486 человек. К 1958 г. сеть общеобразовательных школ возросла до 77, а число учащихся до 5222 человек. Детей обучали 333 учителя. В 1959/60 учебном году в Устьянском районе насчитывалось максимальное количество школ за всю историю – 100, с числом учащихся 7218 человек. Очевидно, резкое увеличение количества школ связано с расширением административно-территориальных границ Устьянского района в сентябре 1959 г.

В послевоенный период на территории Черевковского района были открыты Дмитриевская и Киземская средние школы. Последняя с 1957/58 учебного года именовалась средней школой № 10 Печорской железной дороги; в марте 1958 г. завершилось строительство нового каменного здания школы на 280 мест, и в этом же году состоялся первый выпуск из 10 класса. С июля 1959 г., в связи с объединением Печорской железной дороги с Северной, учебное заведение стало называться Киземской средней школой № 78 Северной железной дороги.

В 1955 г. началось строительство здания Михалевской средней школы, которая распахнула двери для учащихся 1 сентября 1960 г.

В мае 1949 г. учитель русского языка и литературы Чадромской семилетней школы Юркина Евгения Федоровна первой из учителей Устьянского района была награждена орденом Ленина. В ноябре 1949 г. такой же высокой награды была удостоена учитель русского языка и литературы Павлицовской семилетней школы Власова Калерия Ливерьевна.

Заведующим Устьянским РОНО с 1956 г. стал работать легендарный Алексей Павлович Березин; с именем которого связаны успехи в школьном строительстве и вообще расцвет образования в Устьянском районе на протяжении последующих почти 20 лет.

Народное образование в 1960-е гг. переживало поистине взлет. В 1960 г., согласно статистическим сведениям, в Устьянском районе действовали 94 школы, из них начальных – 65, семилетних (восьмилетних) – 25 и средних – 4 школы. В них обучались 8203 человека. Далее в связи с начавшимся уменьшением численности населения района происходит сокращение количества школ при одновременном росте числа учащихся. Это стало возможным с увеличением числа восьмилетних и средних школ (дети в среднем стали учиться дольше). Самое же большое количество учащихся за всю историю района было в 1968/69 учебном году – 13846 человек! Тогда же был и самый многочисленный педагогический коллектив района – 676 учителей, из них 157 человек с высшим и 68 человек с незаконченным высшим образованием. В 1969 г. учитель физики и математики Строевской средней школы Коробицына Анастасия Михеевна первой в Устьянском районе была удостоена почетного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР».

В это же время работали две вечерние школы, где 162 человека из числа рабочей молодежи без отрыва от производства получали среднее образование. В 1969 г. в системе дошкольного образования работали 59 детских садов и яслей разной принадлежности с общим числом детей в них – 3813 человек.

Общую картину народного образования тех лет отражает справка заведующего Устьянским РОНО Алексея Павловича Березина по итогам 1964/65 учебного года: «Всего в Устьянском районе в 1964/65 учебном году работали 86 школ, из них начальных – 55, восьмилетних – 27 и средних – 4 школы. Из 11277 учащихся успевало 10425 учащихся, или 92,7%, не успевало 840 учащихся. Хорошие и прочные знания давали учащимся Строевская средняя школа (директор Волова Н.М.), Устьянская средняя (Ошемков В.И.), Кузоверская восьмилетняя (Фомин Ю.М.), Малодорская восьмилетняя (Выморков А.А.); 8 начальных школ: Будринская, Богатовская, Родихинская, Митинская, Васильевская, Каменногорская, Боровская и Лесная закончили учебный год с полной успеваемостью.

Если в 1963/64 учебном году на отлично закончили учебный год только 130 учащихся, то в 1964/65 уч. году – 319 учащихся, количество учащихся с оценками 4 и 5 соответственно выросло с 1700 до 2626 учащихся. За 1964/65 уч. год выбыли из школ без уважительных причин 42 учащихся 5-8 классов.

Всего учителей в школах района 592 человека, из них с высшим образованием 118, с незаконченным высшим 67, со средним педагогическим образованием 273, с образованием 10-11 классов 111 чел, не имеют среднего образования 23 учителя. Неплохо укомплектованы педагогическими кадрами школы: Устьянская средняя, Тарасонаволоцкая, Заячерицкая, Бестужевская, Дмитриевская, Сенгосская и другие восьмилетние школы. Плохо с комплектованием учителями в Чадромской, Сулондской, Базовской [Студенецкой] восьмилетних школах. При школах работает 16 школьных интернатов, там живет 610 учащихся, и есть 2-3-разовое горячее питание живущих там учащихся. Буфеты имеют 4 средних и 22 восьмилетних школы, нет буфетов в Кононовской, Кустовской, Казовской, Сенгосской и Заячерицкой восьмилетних школах.

Велось школьное строительство: в 1964 г. построено 4 классных комнаты на 120 мест, в 1965 г. – 22 классных комнаты на 650 мест. Построено интернатов в 1964 г. – 1 на 40 мест, в 1965 г. – 1 на 15 мест; столовых – 1 на 40 мест. В 1964 г. построены: пристройка к Кононовской восьмилетней школе, пристройка к интернату Малодорской восьмилетней школы, дом учителя в Ростовской восьмилетней школе. В 1965 г. – пристройка к Устьянской средней школе на 240 мест, Орловская восьмилетняя школа (двухэтажная на 160 мест), 2-й этаж Дмитриевской средней школы на 200 мест. Ведутся стройки: пристройка на 1 класс Тарасонаволоцкой 8-летней школы и здесь же столярная мастерская и физзал. В Михалевской средней школе – столовая на 40 мест; в Кустовской 8-летней – интернат на 15 мест; пристройка на 30 мест к Вежевской начальной школе. Строятся новые здания школ: Едемская 8-летняя на 320 мест и Бестужевская 8-летняя на 320 мест.

Всего же во время работы на своих должностях председателя Устьянского райисполкома А.И. Волкова и заведующего РОНО А.П. Березина (за период с 1960 по 1974 г.) было построено 19 (!) зданий школ на 5912 мест, пристройки – на 950 мест, 5 школьных интернатов и 4 дома учителя…

Конец 1960-х гг. ознаменовался появлением первого на Устье учреждения среднего профессионального образования. В августе 1968 г. в с. Шангалы был открыт филиал Вельского профессионально-технического училища № 4, который с 1 сентября 1970 г. был преобразован в Шангальское ГПТУ-34. Училище готовило рабочих самых востребованных на то время в районе специальностей – каменщиков, штукатуров, маляров, плотников, а с начала 1970-х гг. – еще и продавцов, поваров, трактористов, шоферов. Первым директором училища был Пунанов Серафим Дмитриевич.

В 1970-е гг. особое внимание уделялось трудовому воспитанию в школе и производственному обучению учащихся старших классов. В 1970 г. началось движение трудовых объединений школьников. Уже в первый год в районе работало 16 трудовых объединений: 6 ученических производственных бригад, 1 лагерь труда и отдыха, 9 школьных лесничеств – с общим охватом 908 учащихся; в 1977 г. – 29 производственных бригад, 18 лагерей труда и отдыха, 6 школьных лесничеств, было охвачено более 3000 школьников.

Началось также движение за привлечение на работу в сельское хозяйство выпускников средних школ района. В 1972 г. 217 выпускников из 424 остались работать на предприятиях Устьянского района, в т.ч. в промышленности – 77, в сельском хозяйстве – 51. Особенно выделялась Строевская средняя школа, где раньше других было введено политехническое обучение, организовались летние ученические производственные бригады в совхозе. Здесь из 67 выпускников 10 класса остались работать в совхозе 23 человека.

В системе образования района в первой половине 1970-х гг. продолжался устойчивый рост, начатый в 1960-е гг. В 1972 г. были достроены и пущены в эксплуатацию Вировская начальная школа, пристройка к Ростовской восьмилетней школе на 160 мест, интернат на 50 мест к Лойгинской средней школе; строились Октябрьская средняя школа на 964 места, Студенецкая восьмилетняя школа на 192 места.

Общее состояние и развитие народного образования в районе на середину 1970-х гг. в основном характеризует доклад заведующего РОНО А.П. Березина «О задачах Советов района по завершению перехода к всеобщему среднему образованию молодежи» на 7-й сессии Устьянского районного Совета депутатов трудящихся 25 июня 1974 г.

Всего с 1965 по 1973 г. в районе было построено 18 новых школ и пристроек к существующим – на 3718 учащихся, интернатов при школах – на 580 мест, дом для учителей, мастерские по труду, спортзалы. Новые типовые здания школ были построены в Синиках, Глубоком, Череново, Первомайском и других населенных пунктах района. 1 сентября 1974 г. справила новоселье Октябрьская средняя школа.

Работало 13 школьных интернатов, в них проживали 718 учащихся. Питание учащихся было во всех школах, но столовые имелись только в 5 средних школах из 8, в восьмилетних – в 6 из 28. В остальных работали буфеты, где можно было взять стакан чая, булочку, пряники, конфеты. Плохо обстояло дело с питанием и в большинстве интернатов.

В районе 1600 учащихся проживали на расстоянии свыше 3 км от школы, а подвоз был организован не везде. Поступило три автобуса для подвоза учащихся в совхозы «Едемский», «Строевской» и «Устьянский». Появилась проблема «измельчения» восьмилетних школ: мало учеников стало в Минской, Заячерицкой, Кустовской, Череновской, Лесной школах.

Всего в школах района работали 600 учителей, с высшим образованием – 205 человек, с н/высшим – 69, со средним специальным – 249, с общим средним – 60. Из 130 учителей, обязанных учиться, училось заочно 65 человек. В 1974 г. были обязаны по приказу поступить на учебу 32 учителя, а подали заявления 12. Условия быта учителей были неважные, что вызывало текучесть кадров. В 1974 г. в район должны были прибыть после учебы 49 учителей.

На 1979 г. в районе было 57 общеобразовательных школ, в т.ч. 25 восьмилетних и 9 средних, в которых обучалось 7652 учащихся. Работали 508 учителей, 236 из них имели высшее образование, 50 – незаконченное высшее и 179 – среднее специальное. Работали две школы рабочей молодежи, в которых обучались свыше 400 юношей и девушек. Строилась Строевская средняя школа на 392 места и интернат для Дмитриевской средней школы. 80% учащихся средних школ обучались различным профессиям.

С 1970/71 уч. года Шангальское СПТУ-34 стало называться Шангальское городское профессионально-техническое училище № 34 (ГПТУ-34); к 1979 г. (за 11 лет) образовательное учреждение выпустило 2052 квалифицированных рабочих.

На 1972 г. охват детей дошкольного возраста детсадами в районе составлял 48%, особенно он был низок в сельской местности. На 1 января 1979 г. в районе имелось 49 детских садов и деткомбинатов, в них воспитывалось 3465 детей; двое детских яслей, в них детей – 96 человек.

В 1971 г. по инициативе руководителей Архангельского спорткомитета был открыт Устьянский филиал областной детско-юношеской спортивной школы в с. Шангалы под руководством Валентина Федоровича Ижемцева. Именно с этого момента лыжные гонки как вид спорта стали стремительно развиваться на Устье. В 1972 г. в Устьянском районе впервые состоялись лыжные соревнования на призы Розы Шаниной, ставшие ежегодными и продолжающиеся до настоящего времени.

В системе образования района на 1980 г. работали 9 средних школ (считая Киземскую среднюю школу № 78 Отдела учебных заведений Северной железной дороги, которая Устьянскому РОНО не подчинялась), 25 восьмилетних, 21 начальная, две школы рабочей молодежи (ШРМ), вспомогательная школа-интернат; обучались 6630 учащихся. При школах действовали 11 интернатов. Работали 587 учителей и воспитателей. В 1980 г. в школы пришел 31 молодой специалист. Развивалась кабинетная система. Успеваемость учащихся была равна 99,8%, до 36 % улучшился качественный показатель, сократился отсев учащихся. 261 выпускник 1980 г. получил документы о профессиональном образовании.

План 1981 г. предполагал, что количество обучающихся в школах района составит 5810 человек, во вспомогательной школе – 50, в двух ШРМ – 450 учащихся. В 1-й класс пошли 670 учеников, в 9-е классы – 340, выпуск из 8-го класса составил 800 человек, из 10-го класса – 330 человек. В группах продленного дня занимались 1350 учащихся.

В 1980/81 уч. году в двух вечерних средних школах рабочей молодежи занимались 275 человек, из них в п. Октябрьский – 113, в Устьянской средней школе – 162 человека.С 1984 г. Шангальское ГПТУ-34 стало вновь называться СПТУ-34.

В августе 1986 г. Малодорская восьмилетняя школа была преобразована в среднюю.

В 1987 г. в Устьянском районе насчитывалось 10 средних, 22 восьмилетних, 17 начальных школ с общим количеством учащихся 5637 человек.

На 1989 г. в районе было 52 школы, в т.ч. средних – 10, восьмилетних – 23, начальных – 19, в которых обучалось 5 726 учащихся; работали 526 учителей, в т.ч. 297 – с высшим образованием. Около 100 человек занимались в вечерне-заочной школе.

В течение 1980-х гг. укреплялась материальная база школ. Были построены Строевская средняя школа, пристройка к Минской и Малодорской школам, интернат Дмитриевской средней школы, строились Устьянская средняя, Ульяновская восьмилетняя школы, спортзал Плосской восьмилетней школы. 22 декабря 1989 г. было принято в эксплуатацию здание Ростовской восьмилетней школы на 320 мест, построенное Устьянской межхозяйственной ПМК. В Октябрьской средней школе был установлен дисплейный класс стоимостью 38 тыс. руб.

СПТУ-34 в 1989 г. переехало из с. Шангалы в п. Октябрьский в новый комплекс, построенный ПМК-101 Минсельстроя Азербайджанской ССР (стоимость его составляла свыше 3 млн руб.).

В районе было 61 детское дошкольное учреждение, воспитывались 4094 ребенка. Только в п. Октябрьский в 1981-1988 гг. было построено пять детских комбинатов. На начало 1989 г. строились детские комбинаты в п. Советский, совхозе «Костылевский», Ремтехпредприятии. В п. Октябрьский располагались детский дом-интернат и дошкольный детский дом.

Ситуацию в сфере образования района в 1990-е характеризует выписка из справки Устьянского РОНО от 30 июня 1994 г.: «1. Задолженность по зарплате и отпускам педагогическим работникам: за апрель – 100 млн руб., за май – 164,2 млн руб., за июнь (отпускные) – 300 млн руб., за июль – 800 млн руб., налоги – 165 млн. 2. Практически не ведется даже текущий ремонт зданий и сооружений учреждений образования из-за отсутствия финансирования. 3. 22 учителя не смогли пройти аттестацию на первую категорию из-за отсутствия средств на командировку и зарплату… 4. Не приобретались наглядные пособия, игрушки, не хватает учебников. 5. Срывались заседания методических объединений, районные олимпиады школьников, спортивные соревнования. 6. Прекращено любое строительство и капитальный ремонт. 7. Под угрозой срыва вводные объекты: Устьянская и Дмитриевская средние школы. Имеется предписание СЭС, заключение экспертов о невозможности и запрете эксплуатации старых зданий этих школ».

В 1995/96 уч. году в районе было 52 школы: 18 начальных, 20 неполных средних, 1 вспомогательная, 13 средних. Учащихся было 7913, учителей – 597, в т.ч. с высшим образованием – 335. Количество средних школ в районе увеличилось. Октябрьская восьмилетняя школа в 1991 г. получила статус средней (ОСОШ № 2), в 1994 г. была образована Ульяновская средняя школа, в 2000 г. – Березницкая средняя школа.

В 2002 г. была сдана в эксплуатацию 1 очередь (на 7 классов) Лойгинской средней школы. В то же время была приостановлена учебная деятельность из-за отсутствия детей в дошкольных учреждениях п. Красный Бор, д. Шеломенской, д. Кочкурга. Всего в районе функционировали 14 средних школ, 16 основных школ, 20 начальных школ, 42 дошкольных учреждения, Центр дополнительного образования, Спортивная школа, клуб физической подготовки. 110 образовательных учреждений были реорганизованы в 35 юридических лиц.

А вот количество детей в детских домах и приюте не уменьшалось. В трех детских домах в 2002 г. находились 132 ребенка, в т.ч. 13 сирот. На 2004 г. в детских домах находилось 70 сирот, под опекой – 138. Детей, имевших проблемы в развитии, в нашем районе было более 500. Для помощи этим детям на базе детского дома № 2 был создан и с 1 января 2004 г. работал Центр психолого-педагогический реабилитации и коррекции – структурное подразделение ОСОШ № 2. Проживали в этом центре 50 детей.

Активизировалась работа детско-юношеской организации «Устьянский Союз учащихся», в которую входило 400 учащихся школ. В 10 школах района выпускалась своя школьная газета.

С 1 сентября 2004 г. была приостановлена учебная деятельность в Кононовской основной школе (организован подвоз детей в Устьянскую среднюю школу), Минская основная школа переведена в статус начальной. Ученики старших классов обучались в Ульяновской средней школе и проживали в интернате. Была закрыта Кочкургская начальная школа. Вся реорганизация была обусловлена отсутствием детей. Работала программа «Школьный автобус», по которой было приобретено 8 автобусов.

По состоянию на 2005 г. число учащихся в общеобразовательных школах района составляло 4149 человек, число детей в детских дошкольных учреждениях – 1684 человека. Под опекой находились 148 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Четверо детей находились в опекунских семьях.

CПТУ-34 в 1991 г. было переименовано в ПТУ-34, в 1993 г. – в ГПУ-34, в 1994 г. – в ПУ-34.

В 2006 г. в Устьянском районе было 49 общеобразовательных школ, в которых обучалось 4149 детей. 42 детских дошкольных учреждения посещали 1684 ребенка. Поступили два школьных автобуса для МОУ «Березницкая ОСШ» и МОУ «Строевская ОСШ». Была сохранена система дополнительного образования: МОУ ДОД «УДЮЦ», ДЮКФП и МОУ ДОД «Устьянская детско-юношеская спортивная школа».

В 2008 г. после ряда преобразований система образования включала в себя 14 школ (при 6 работали учебно-консультационные пункты и при 6 имелись пришкольные интернаты), а также два государственных образовательных учреждения: ГОУ «Киземская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и ГОУ «Октябрьский детский дом». Была приостановлена деятельность в 13 начальных школах, 4 детских садах.

Устьянский район

Фрагменты книги «Устьянский район: события, факты, люди», относящиеся к системе образования (1929-2019 гг.)

Качественные изменения происходят в 1930-е годы в образовании. В августе 1930 года было принято постановление ВЦИК «О введении в стране всеобщего обязательного начального образования». Была резко усилена борьба с безграмотностью.

На 1 января 1933 года система школьного образования оставалась довольно сложной для понимания, что, скорее всего, объясняется трудными материальными и кадровыми условиями времени. Школы подразделялись по ступеням и концентрам. Не совсем понятен порядок их классификации. Учащиеся района получали начальное образование в 73-х школах 1-й ступени, которые делились на 3-летки, 4-летки, 5-летки и «однокомплектные», эти школы относились к школам I-го концентра. 3-леток было 16, 4-леток – 36, 5-леток – 5, «однокомплектных» – 16. Всего в школах 1-й ступени было 219 классов (групп), работали 160 учителей, было 5593 учащихся. Очевидно, учитель должен был иногда вести занятие в одном классе (помещении) одновременно для разных классов (групп), т.к. учителей было меньше, чем классов.

Для детей старшего возраста было открыто 3 школы крестьянской молодежи (ШКМ), в которых обучение шло по программам 5-го, 6-го и 7-го классов: Ростовская ШКМ на выселке Горский, где было 7 педагогов и 166 учащихся в 4-х основных и параллельных группах, из них 56 – женского пола; Строевская ШКМ, где в 5 группах работали 8 педагогов и был 181 учащийся, в том числе 60 – женского пола; Устьянская ШКМ в с. Шангалы, в которой в 6 группах работали 10 педагогов и занимались 205 учащихся, из них 71 – женского пола. Эти школы относились к школам II-го концентра.

Также в систему образования района входили три самостоятельных школы переростков (их также называли школами для взрослых и школами ликбеза – ликвидации безграмотности): 1) Устьянская образцовая школа ликбеза в с. Шангалы, открыта 6 сентября 1932 г., с 32 учащимися, из них 1 мужского пола и 31 женского; 2) Базовая школа Шангальского с/с в д. Ион-Горка, открыта 12 декабря 1932 г., с 31 учащимся, из них 1 мужского и 30 женского пола; 3) Заячерицкая базовая школа на Заячерицком погосте, открыта 1 сентября 1931 г., в ней было 35 учащихся, все женского пола. В них работали 3 преподавателя (по одному на каждую школу).

В 1932 году в районе прошли краткосрочные курсы подготовки кадров. Районный земельный отдел (РайЗО) организовал 8 курсов, в них приняли участие 354 учащихся. Прошли курсы сельмерщиков, председателей колхозов, счетоводов, заведующих молочно-товарными фермами (МТФ), свинофермами и конефермами, зоотехников, бригадиров, строителей, машиноводов. Больше всего было обучено бригадиров – 161 человек. РОНО и РайЗО провели курсы заведующих детплощадками, в которых обучили 10 человек. В 1 квартале 1933 года Райздрав и РайЗО обучили 35 заведующих детяслями колхозов.

К новому 1933/34 учебному году была проведена частичная реформа школьного образования в районе. Концентры упоминаться не стали, а к 1-й ступени стали относиться школы с обучением с 1 по 4 класс. Ко 2-й ступени были отнесены школы-семилетки с обучением по программе 5-7 классов, включая ШКМ. Школ 1-й ступени на 1 января 1934 года было 72, в них работали 148 педагогов, обучались 5353 учащихся; школ 2-й ступени (семилеток) было 9, работали в них 34 педагога, обучался 1081 ученик. Всего в районе была 81 школа, 182 педагога, 6434 учащихся.

Судя по списку школ, в сравнении с данными на 1 января 1933 г., видно, что к трем школам 2-й ступени (ШКМ) добавилось еще 6, в т.ч. 5 бывших школ-пятилеток и вновь образованная Студенецкая 7-летняя школа в спецпоселке Студенец (Собачий) Бестужевского с/с.

Изменилось число школ для взрослых, как и их названия, они стали учитываться отдельно. Были образованы 8 школ грамоты для неграмотных и при них же открыты школы малограмотных, преподаватели были одни и те же. Эти школы для взрослых были образованы в Шангальском, Ростовском, Минском, Бестужевском, Березницком, Строевском, Чадромском и Малодорском кустах сельских школ. В школах для взрослых работали 312 преподавателей (большая итоговая численность преподавателей объясняется тем, что преподаватель одновременно вел несколько групп учащихся, и поэтому мог быть учтен несколько раз), 2064 учащихся обучались в школах грамоты, 1816 – в группах школ малограмотных.

Школьная реформа продолжилась, и к ноябрю 1934 года наименования типов школ изменились вновь, и в этом удачном и понятном виде с несколькими небольшими изменениями существовали длительное время, вплоть до завершения советской эпохи.

Школы стали делиться на начальные, неполные средние и средние. В начальных школах обучение шло с 1 по 4 класс, однако в Орловской и Малодорской – по 7-й класс, как в неполных средних школах.

На 1 ноября 1934 г. существовали 63 начальные школы: Череновская, Шаткургская, Беклемишевская, Акичкинская, Фоминская, Ивашевская, Глубоковская, Плосская, Исаевская, Карповская, Кузоверская, Сабуровская, Загарская, Тушминская, Пеньевская, Ямновская, Кочкургская, Прилукская, Будринская, Каменновская, Едемская, Зыковская, Дудинская, Березовская, Родихинская, Богатовская, Вежевская, Орловская, Коптяевская, Митинская, Нос-Садовская, Шеломенская, Кононовская, Плесевская, Юрятинская, Потиевская, Тарасонаволоцкая, Максимо-Прилуцкая, Бываловская, Рыжковская, Васильевская, Лосевская, Шастовская, Шиловская, Кустовская, Малодорская, Зарузская, Чуриловская, Верховская, Маренникская, Вировская, Михайловская, Мало-Медвежевская, Нагорская, Заячерицкая, Заручевская, Труфановская, Сарбальская, Левинская, Ларютинская, Алешковская, Алекино-Каменногорская и Верюжская (в спецпоселке Верюжское Озеро). Всего в начальных школах работали 122 учителя, обучались 3975 учащихся.

Тогда же существовали следующие неполные средние школы (семилетки): Бестужевская, Строевская, Березницкая, Павлицовская, Чадромская, Ростовская, Минская и Студенецкая – в спецпоселке Студенец (Собачий). Работали в них 58 учителей, обучались 2249 учеников, в т.ч. 992 – в начальных классах.

В 1934 году в районе появилась Устьянская средняя школа, в которой работали 13 учителей, обучались 435 учащихся, в т.ч. 159 – в начальных классах, 243 – в 5-7 классах и 33 – в 9-10 классах.

На 30 ноября 1934 года в Устьянском районе действовали 34 школьные библиотеки с общим книжным фондом в 7515 экземпляров (от 21 до 750 книг в одной библиотеке). В школьных библиотеках были преимущественно детские книги, выдавал их работник по совместительству.

Кроме школ, в ведении РОНО состояли учреждения дошкольного образования, а также учреждения культуры: сельские библиотеки, учреждения клубного типа: избы-читальни, дома социалистической культуры.

На 1 января 1934 года в районе было 8 детсадов, в них 11 педагогов и 280 детей. Из восьми детсадов были 3 детсада с двумя группами на содержании РОНО: Шангальский, Верюжский и Студенецкий (последние два – в спецпоселках) и 5 – одногруппные на содержании сельсоветов: Ямновский, Ивашевский, Неклюдовский, Орловский и Березницкий. Всего групп было 11 – по числу педагогов.

В 1936 году был открыт Чадромский детский дом (около д. Белоусовской).

В 1940 годы система образования района была подчинена задачам военного времени. Начиная с 1941/42 учебного года интенсивно проходила военная учеба учащихся школ. Уже за первый год было подготовлено значкистов БПВХО (выполнивших нормы комплекса «Будь готов к противовоздушной и химической обороне») 106 человек, ПВХО – 1722, ГСО («Готов к санитарной обороне») – 633, БГТО («Будь готов к труду и обороне») – 52, ГТО – 1261, ГТО II ступени – 52, инструкторов ПВХО – 61 человек. Учитель Устьянской средней школы Неклюдов Николай Михайлович повседневно проводил занятия с учащимися и подготовил 200 значкистов ПВХО I ступени, в т.ч. 32 инструкторов ПВХО. В Ростовской неполной средней школе под руководством учителя Никитина было подготовлено 120 значкистов ПВХО.

Трудности, которые испытывала система образования в войну, были большие. Существовала серьезная кадровая проблема: согласно А.И. Волкову, только в 1941-1942 гг. в ряды Красной Армии ушли 137 учителей. Не хватало школьных принадлежностей. Школьники писали на старых книгах чернилами, сделанными из сажи, из свеклы. Из-за недостатка одежды и обуви, в силу необходимости работать, содержать семью, многие учащиеся переставали ходить в школу. Голодали и дети, и учителя. Директор Едемской семилетней школы А.А. Макарьин рассказывал будущему зав. РОНО А.П. Березину о своем положении в годы войны: «У меня семья семь человек, из них четверо детей, а хлеба по карточкам отпускают только 1 кг 600 г. Дети плачут, просят хлеба, сахара, а я, как хозяин семьи, не могу им дать хлеба. И они, и я наполовину голодные. Только и думаю, чем накормить детей, жену и тещу. Спасибо женщинам Едьмы, которые чем могли оказывали мне помощь».

Тем не менее, учебный процесс не прекращался ни на минуту. Учителя своими силами готовили школу к началу занятий, заготовляли топливо для школ, вели текущий и капитальный ремонт помещений. Укрепляя тыл, помогали в колхозных работах. Собирали деньги в Фонд обороны и на строительство военной техники, теплые вещи, посылки и подарки бойцам. Обеспечили лучшую, чем до войны, успеваемость. В 1941/42 учебном году лучшими по успеваемости начальными школами были Ямновская (зав. т. Волова), Ивашевская (т. Коробицына), Квазеньгская (т. Митрюшина), Будринская (т. Усачева); из неполных средних – Заячерицкая и Плосская.

Учащиеся, так же как и учителя, вносили деньги в Фонд обороны, на танковую колонну «Юный патриот Родины», на постройку самолета «Пионер Севера», выкупали облигации Госзаймов, покупали билеты денежно-вещевой лотереи. Сами зарабатывали деньги – работали в колхозах, проводили платные вечера художественной самодеятельности. Участвовали в сборе металлолома, теплых вещей, грибов и ягод.

Каникулы проходили в упорном труде, по причине уборки урожая захватывали осень. Учебный год в начальных школах района с 1 по 4 класс начинался с середины сентября, ребята с 5 по 10 класс начинали учиться 1 октября.

В 1941/42 учебном году на колхозные поля вышли 4853 учащихся, в их числе 2791 человек старше 12 лет, и они обязаны были выработать не менее 50 трудодней. Всего учащимися за период летних каникул было выработано 202800 трудодней. Выполнили и перевыполнили минимум трудодней 3859 учащихся. Школьники работали прицепщиками на тракторах и сеялках, возили навоз, бороновали посевы, проводили их прополку, заготовляли веточный корм, силосовали, косили траву и сгребали сено, выполняли другие важные работы. На уборке работали водителями уборочных машин, жнеек и косилок, вели жнитво вручную, возили снопы с полей на риги, доставляли зерно на склады и заготпункты. Собирали на полях колосья, на этой работе было занято 1328 учащихся, ими был собран колос с площади 3601 га, сохранено 43,4 т зерна от потерь. На сбор колосьев выходили специальные бригады учащихся во главе с учителями и учащимися старших классов. Бригады работали на тереблении льна, в последние дни перед школой убирали картошку. Все школы включились в соцсоревнование.

Учащиеся показывали примеры стахановской работы: в Бестужевской неполной средней школе Честнейшина Надя, Честнейшин Коля, Суворов Володя, Корякина Маня, Честнейшин Саша выработали в каникулы 1942 года от 113 до 170 трудодней каждый. Ученик Акичкинской начальной школы Тарбаев Паша выработал 180 трудодней.

Бригада учащихся Строевской средней школы из 22 человек, работая в Больше-Пеньевском колхозе, выработала 2415 т/д, заработав в среднем на 1 человека по 109 т/д: Волов Иван Ильич заработал 215 т/д, Волов Николай Федорович – 179 т/д, Закотырин Николай – 158 т/д, Сысоева Анна – 141 т/д, Пушкин Федор Федорович – 143 т/д, Сысоева Агния Дмитриевна – 134 т/д. Летом 1942 года Строевская средняя школа за хорошие показатели в полевых работах была награждена Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.

7 августа 1942 года выпуск районного радио был посвящен работе Малодорского пионерского лагеря, в котором отдыхали и трудились 70 учащихся-отличников. Большую часть времени ребята занимались общественно-полезным трудом. Было проведено 10 походов для сбора лектехсырья. Собирали лепестки василька, лист смородины, земляники, брусники и малины. Было совершено 10 походов за ягодами, 4 похода за грибами. Заготовлено 220 пучков дуба (коры ивы, содержащей дубильные вещества). Проводились беседы о войне, о героях, ознакомление с событиями на фронте, сводками Совинформбюро. Читались интересные рассказы, разучивались военные песни, изучалось военное дело. Работала художественная самодеятельность, проводились выступления перед колхозниками. В пионерлагере было очень хорошее питание – молоко, суп, каша, блины, кисель, варенье и чай.

По итогам Всесоюзного социалистического соревнования среди средних и семилетних школ на сельхозработах 1944 года были награждены Почётными грамотами ЦК ВЛКСМ и Наркома просвещения РСФСР за участие в решении хозяйственных задач в колхозах 16 учащихся Устьянского района, в том числе Воловы Анастасия, Николай, Наталья и Елена из Строевской средней школы, Половников Николай и Котов Василий из Заячерицкой 7-летней школы, Засухина Нюра, Буторина Зина, Третьякова Нина, Котова Зоя и Шпынова Соня из Вежевской начальной школы, Шестаков Александр из Березовской школы, Гордеев Константин из Минской 7-летней школы, Поповы Лена и Боря из Ростовской 7-летней школы.

На 1 сентября 1946 г. в Устьянском районе было 76 школ с количеством учащихся 4486 человек. К 1958 г. сеть общеобразовательных школ возросла до 77, а число учащихся до 5222 человек. Детей обучали 333 учителя. В 1959/60 учебном году в Устьянском районе насчитывалось максимальное количество школ за всю историю – 100, с числом учащихся 7218 человек. Очевидно, резкое увеличение количества школ связано с расширением административно-территориальных границ Устьянского района в сентябре 1959 г.

В послевоенный период на территории Черевковского района были открыты Дмитриевская и Киземская средние школы. Последняя с 1957/58 учебного года именовалась средней школой № 10 Печорской железной дороги; в марте 1958 г. завершилось строительство нового каменного здания школы на 280 мест, и в этом же году состоялся первый выпуск из 10 класса. С июля 1959 г., в связи с объединением Печорской железной дороги с Северной, учебное заведение стало называться Киземской средней школой № 78 Северной железной дороги.

В 1955 г. началось строительство здания Михалевской средней школы, которая распахнула двери для учащихся 1 сентября 1960 г.

В мае 1949 г. учитель русского языка и литературы Чадромской семилетней школы Юркина Евгения Федоровна первой из учителей Устьянского района была награждена орденом Ленина. В ноябре 1949 г. такой же высокой награды была удостоена учитель русского языка и литературы Павлицовской семилетней школы Власова Калерия Ливерьевна.

Заведующим Устьянским РОНО с 1956 г. стал работать легендарный Алексей Павлович Березин; с именем которого связаны успехи в школьном строительстве и вообще расцвет образования в Устьянском районе на протяжении последующих почти 20 лет.

Народное образование в 1960-е гг. переживало поистине взлет. В 1960 г., согласно статистическим сведениям, в Устьянском районе действовали 94 школы, из них начальных – 65, семилетних (восьмилетних) – 25 и средних – 4 школы. В них обучались 8203 человека. Далее в связи с начавшимся уменьшением численности населения района происходит сокращение количества школ при одновременном росте числа учащихся. Это стало возможным с увеличением числа восьмилетних и средних школ (дети в среднем стали учиться дольше). Самое же большое количество учащихся за всю историю района было в 1968/69 учебном году – 13846 человек! Тогда же был и самый многочисленный педагогический коллектив района – 676 учителей, из них 157 человек с высшим и 68 человек с незаконченным высшим образованием. В 1969 г. учитель физики и математики Строевской средней школы Коробицына Анастасия Михеевна первой в Устьянском районе была удостоена почетного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР».

В это же время работали две вечерние школы, где 162 человека из числа рабочей молодежи без отрыва от производства получали среднее образование. В 1969 г. в системе дошкольного образования работали 59 детских садов и яслей разной принадлежности с общим числом детей в них – 3813 человек.

Общую картину народного образования тех лет отражает справка заведующего Устьянским РОНО Алексея Павловича Березина по итогам 1964/65 учебного года: «Всего в Устьянском районе в 1964/65 учебном году работали 86 школ, из них начальных – 55, восьмилетних – 27 и средних – 4 школы. Из 11277 учащихся успевало 10425 учащихся, или 92,7%, не успевало 840 учащихся. Хорошие и прочные знания давали учащимся Строевская средняя школа (директор Волова Н.М.), Устьянская средняя (Ошемков В.И.), Кузоверская восьмилетняя (Фомин Ю.М.), Малодорская восьмилетняя (Выморков А.А.); 8 начальных школ: Будринская, Богатовская, Родихинская, Митинская, Васильевская, Каменногорская, Боровская и Лесная закончили учебный год с полной успеваемостью.

Если в 1963/64 учебном году на отлично закончили учебный год только 130 учащихся, то в 1964/65 уч. году – 319 учащихся, количество учащихся с оценками 4 и 5 соответственно выросло с 1700 до 2626 учащихся. За 1964/65 уч. год выбыли из школ без уважительных причин 42 учащихся 5-8 классов.

Всего учителей в школах района 592 человека, из них с высшим образованием 118, с незаконченным высшим 67, со средним педагогическим образованием 273, с образованием 10-11 классов 111 чел, не имеют среднего образования 23 учителя. Неплохо укомплектованы педагогическими кадрами школы: Устьянская средняя, Тарасонаволоцкая, Заячерицкая, Бестужевская, Дмитриевская, Сенгосская и другие восьмилетние школы. Плохо с комплектованием учителями в Чадромской, Сулондской, Базовской [Студенецкой] восьмилетних школах. При школах работает 16 школьных интернатов, там живет 610 учащихся, и есть 2-3-разовое горячее питание живущих там учащихся. Буфеты имеют 4 средних и 22 восьмилетних школы, нет буфетов в Кононовской, Кустовской, Казовской, Сенгосской и Заячерицкой восьмилетних школах.

Велось школьное строительство: в 1964 г. построено 4 классных комнаты на 120 мест, в 1965 г. – 22 классных комнаты на 650 мест. Построено интернатов в 1964 г. – 1 на 40 мест, в 1965 г. – 1 на 15 мест; столовых – 1 на 40 мест. В 1964 г. построены: пристройка к Кононовской восьмилетней школе, пристройка к интернату Малодорской восьмилетней школы, дом учителя в Ростовской восьмилетней школе. В 1965 г. – пристройка к Устьянской средней школе на 240 мест, Орловская восьмилетняя школа (двухэтажная на 160 мест), 2-й этаж Дмитриевской средней школы на 200 мест. Ведутся стройки: пристройка на 1 класс Тарасонаволоцкой 8-летней школы и здесь же столярная мастерская и физзал. В Михалевской средней школе – столовая на 40 мест; в Кустовской 8-летней – интернат на 15 мест; пристройка на 30 мест к Вежевской начальной школе. Строятся новые здания школ: Едемская 8-летняя на 320 мест и Бестужевская 8-летняя на 320 мест.

Всего же во время работы на своих должностях председателя Устьянского райисполкома А.И. Волкова и заведующего РОНО А.П. Березина (за период с 1960 по 1974 г.) было построено 19 (!) зданий школ на 5912 мест, пристройки – на 950 мест, 5 школьных интернатов и 4 дома учителя…

Конец 1960-х гг. ознаменовался появлением первого на Устье учреждения среднего профессионального образования. В августе 1968 г. в с. Шангалы был открыт филиал Вельского профессионально-технического училища № 4, который с 1 сентября 1970 г. был преобразован в Шангальское ГПТУ-34. Училище готовило рабочих самых востребованных на то время в районе специальностей – каменщиков, штукатуров, маляров, плотников, а с начала 1970-х гг. – еще и продавцов, поваров, трактористов, шоферов. Первым директором училища был Пунанов Серафим Дмитриевич.

В 1970-е гг. особое внимание уделялось трудовому воспитанию в школе и производственному обучению учащихся старших классов. В 1970 г. началось движение трудовых объединений школьников. Уже в первый год в районе работало 16 трудовых объединений: 6 ученических производственных бригад, 1 лагерь труда и отдыха, 9 школьных лесничеств – с общим охватом 908 учащихся; в 1977 г. – 29 производственных бригад, 18 лагерей труда и отдыха, 6 школьных лесничеств, было охвачено более 3000 школьников.

Началось также движение за привлечение на работу в сельское хозяйство выпускников средних школ района. В 1972 г. 217 выпускников из 424 остались работать на предприятиях Устьянского района, в т.ч. в промышленности – 77, в сельском хозяйстве – 51. Особенно выделялась Строевская средняя школа, где раньше других было введено политехническое обучение, организовались летние ученические производственные бригады в совхозе. Здесь из 67 выпускников 10 класса остались работать в совхозе 23 человека.

В системе образования района в первой половине 1970-х гг. продолжался устойчивый рост, начатый в 1960-е гг. В 1972 г. были достроены и пущены в эксплуатацию Вировская начальная школа, пристройка к Ростовской восьмилетней школе на 160 мест, интернат на 50 мест к Лойгинской средней школе; строились Октябрьская средняя школа на 964 места, Студенецкая восьмилетняя школа на 192 места.

Общее состояние и развитие народного образования в районе на середину 1970-х гг. в основном характеризует доклад заведующего РОНО А.П. Березина «О задачах Советов района по завершению перехода к всеобщему среднему образованию молодежи» на 7-й сессии Устьянского районного Совета депутатов трудящихся 25 июня 1974 г.

Всего с 1965 по 1973 г. в районе было построено 18 новых школ и пристроек к существующим – на 3718 учащихся, интернатов при школах – на 580 мест, дом для учителей, мастерские по труду, спортзалы. Новые типовые здания школ были построены в Синиках, Глубоком, Череново, Первомайском и других населенных пунктах района. 1 сентября 1974 г. справила новоселье Октябрьская средняя школа.

Работало 13 школьных интернатов, в них проживали 718 учащихся. Питание учащихся было во всех школах, но столовые имелись только в 5 средних школах из 8, в восьмилетних – в 6 из 28. В остальных работали буфеты, где можно было взять стакан чая, булочку, пряники, конфеты. Плохо обстояло дело с питанием и в большинстве интернатов.

В районе 1600 учащихся проживали на расстоянии свыше 3 км от школы, а подвоз был организован не везде. Поступило три автобуса для подвоза учащихся в совхозы «Едемский», «Строевской» и «Устьянский». Появилась проблема «измельчения» восьмилетних школ: мало учеников стало в Минской, Заячерицкой, Кустовской, Череновской, Лесной школах.

Всего в школах района работали 600 учителей, с высшим образованием – 205 человек, с н/высшим – 69, со средним специальным – 249, с общим средним – 60. Из 130 учителей, обязанных учиться, училось заочно 65 человек. В 1974 г. были обязаны по приказу поступить на учебу 32 учителя, а подали заявления 12. Условия быта учителей были неважные, что вызывало текучесть кадров. В 1974 г. в район должны были прибыть после учебы 49 учителей.

На 1979 г. в районе было 57 общеобразовательных школ, в т.ч. 25 восьмилетних и 9 средних, в которых обучалось 7652 учащихся. Работали 508 учителей, 236 из них имели высшее образование, 50 – незаконченное высшее и 179 – среднее специальное. Работали две школы рабочей молодежи, в которых обучались свыше 400 юношей и девушек. Строилась Строевская средняя школа на 392 места и интернат для Дмитриевской средней школы. 80% учащихся средних школ обучались различным профессиям.

С 1970/71 уч. года Шангальское СПТУ-34 стало называться Шангальское городское профессионально-техническое училище № 34 (ГПТУ-34); к 1979 г. (за 11 лет) образовательное учреждение выпустило 2052 квалифицированных рабочих.

На 1972 г. охват детей дошкольного возраста детсадами в районе составлял 48%, особенно он был низок в сельской местности. На 1 января 1979 г. в районе имелось 49 детских садов и деткомбинатов, в них воспитывалось 3465 детей; двое детских яслей, в них детей – 96 человек.

В 1971 г. по инициативе руководителей Архангельского спорткомитета был открыт Устьянский филиал областной детско-юношеской спортивной школы в с. Шангалы под руководством Валентина Федоровича Ижемцева. Именно с этого момента лыжные гонки как вид спорта стали стремительно развиваться на Устье. В 1972 г. в Устьянском районе впервые состоялись лыжные соревнования на призы Розы Шаниной, ставшие ежегодными и продолжающиеся до настоящего времени.

В системе образования района на 1980 г. работали 9 средних школ (считая Киземскую среднюю школу № 78 Отдела учебных заведений Северной железной дороги, которая Устьянскому РОНО не подчинялась), 25 восьмилетних, 21 начальная, две школы рабочей молодежи (ШРМ), вспомогательная школа-интернат; обучались 6630 учащихся. При школах действовали 11 интернатов. Работали 587 учителей и воспитателей. В 1980 г. в школы пришел 31 молодой специалист. Развивалась кабинетная система. Успеваемость учащихся была равна 99,8%, до 36 % улучшился качественный показатель, сократился отсев учащихся. 261 выпускник 1980 г. получил документы о профессиональном образовании.

План 1981 г. предполагал, что количество обучающихся в школах района составит 5810 человек, во вспомогательной школе – 50, в двух ШРМ – 450 учащихся. В 1-й класс пошли 670 учеников, в 9-е классы – 340, выпуск из 8-го класса составил 800 человек, из 10-го класса – 330 человек. В группах продленного дня занимались 1350 учащихся.

В 1980/81 уч. году в двух вечерних средних школах рабочей молодежи занимались 275 человек, из них в п. Октябрьский – 113, в Устьянской средней школе – 162 человека.С 1984 г. Шангальское ГПТУ-34 стало вновь называться СПТУ-34.

В августе 1986 г. Малодорская восьмилетняя школа была преобразована в среднюю.

В 1987 г. в Устьянском районе насчитывалось 10 средних, 22 восьмилетних, 17 начальных школ с общим количеством учащихся 5637 человек.

На 1989 г. в районе было 52 школы, в т.ч. средних – 10, восьмилетних – 23, начальных – 19, в которых обучалось 5 726 учащихся; работали 526 учителей, в т.ч. 297 – с высшим образованием. Около 100 человек занимались в вечерне-заочной школе.

В течение 1980-х гг. укреплялась материальная база школ. Были построены Строевская средняя школа, пристройка к Минской и Малодорской школам, интернат Дмитриевской средней школы, строились Устьянская средняя, Ульяновская восьмилетняя школы, спортзал Плосской восьмилетней школы. 22 декабря 1989 г. было принято в эксплуатацию здание Ростовской восьмилетней школы на 320 мест, построенное Устьянской межхозяйственной ПМК. В Октябрьской средней школе был установлен дисплейный класс стоимостью 38 тыс. руб.

СПТУ-34 в 1989 г. переехало из с. Шангалы в п. Октябрьский в новый комплекс, построенный ПМК-101 Минсельстроя Азербайджанской ССР (стоимость его составляла свыше 3 млн руб.).

В районе было 61 детское дошкольное учреждение, воспитывались 4094 ребенка. Только в п. Октябрьский в 1981-1988 гг. было построено пять детских комбинатов. На начало 1989 г. строились детские комбинаты в п. Советский, совхозе «Костылевский», Ремтехпредприятии. В п. Октябрьский располагались детский дом-интернат и дошкольный детский дом.

Ситуацию в сфере образования района в 1990-е характеризует выписка из справки Устьянского РОНО от 30 июня 1994 г.: «1. Задолженность по зарплате и отпускам педагогическим работникам: за апрель – 100 млн руб., за май – 164,2 млн руб., за июнь (отпускные) – 300 млн руб., за июль – 800 млн руб., налоги – 165 млн. 2. Практически не ведется даже текущий ремонт зданий и сооружений учреждений образования из-за отсутствия финансирования. 3. 22 учителя не смогли пройти аттестацию на первую категорию из-за отсутствия средств на командировку и зарплату… 4. Не приобретались наглядные пособия, игрушки, не хватает учебников. 5. Срывались заседания методических объединений, районные олимпиады школьников, спортивные соревнования. 6. Прекращено любое строительство и капитальный ремонт. 7. Под угрозой срыва вводные объекты: Устьянская и Дмитриевская средние школы. Имеется предписание СЭС, заключение экспертов о невозможности и запрете эксплуатации старых зданий этих школ».

В 1995/96 уч. году в районе было 52 школы: 18 начальных, 20 неполных средних, 1 вспомогательная, 13 средних. Учащихся было 7913, учителей – 597, в т.ч. с высшим образованием – 335. Количество средних школ в районе увеличилось. Октябрьская восьмилетняя школа в 1991 г. получила статус средней (ОСОШ № 2), в 1994 г. была образована Ульяновская средняя школа, в 2000 г. – Березницкая средняя школа.

В 2002 г. была сдана в эксплуатацию 1 очередь (на 7 классов) Лойгинской средней школы. В то же время была приостановлена учебная деятельность из-за отсутствия детей в дошкольных учреждениях п. Красный Бор, д. Шеломенской, д. Кочкурга. Всего в районе функционировали 14 средних школ, 16 основных школ, 20 начальных школ, 42 дошкольных учреждения, Центр дополнительного образования, Спортивная школа, клуб физической подготовки. 110 образовательных учреждений были реорганизованы в 35 юридических лиц.

А вот количество детей в детских домах и приюте не уменьшалось. В трех детских домах в 2002 г. находились 132 ребенка, в т.ч. 13 сирот. На 2004 г. в детских домах находилось 70 сирот, под опекой – 138. Детей, имевших проблемы в развитии, в нашем районе было более 500. Для помощи этим детям на базе детского дома № 2 был создан и с 1 января 2004 г. работал Центр психолого-педагогический реабилитации и коррекции – структурное подразделение ОСОШ № 2. Проживали в этом центре 50 детей.

Активизировалась работа детско-юношеской организации «Устьянский Союз учащихся», в которую входило 400 учащихся школ. В 10 школах района выпускалась своя школьная газета.

С 1 сентября 2004 г. была приостановлена учебная деятельность в Кононовской основной школе (организован подвоз детей в Устьянскую среднюю школу), Минская основная школа переведена в статус начальной. Ученики старших классов обучались в Ульяновской средней школе и проживали в интернате. Была закрыта Кочкургская начальная школа. Вся реорганизация была обусловлена отсутствием детей. Работала программа «Школьный автобус», по которой было приобретено 8 автобусов.

По состоянию на 2005 г. число учащихся в общеобразовательных школах района составляло 4149 человек, число детей в детских дошкольных учреждениях – 1684 человека. Под опекой находились 148 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Четверо детей находились в опекунских семьях.

CПТУ-34 в 1991 г. было переименовано в ПТУ-34, в 1993 г. – в ГПУ-34, в 1994 г. – в ПУ-34.

В 2006 г. в Устьянском районе было 49 общеобразовательных школ, в которых обучалось 4149 детей. 42 детских дошкольных учреждения посещали 1684 ребенка. Поступили два школьных автобуса для МОУ «Березницкая ОСШ» и МОУ «Строевская ОСШ». Была сохранена система дополнительного образования: МОУ ДОД «УДЮЦ», ДЮКФП и МОУ ДОД «Устьянская детско-юношеская спортивная школа».

В 2008 г. после ряда преобразований система образования включала в себя 14 школ (при 6 работали учебно-консультационные пункты и при 6 имелись пришкольные интернаты), а также два государственных образовательных учреждения: ГОУ «Киземская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и ГОУ «Октябрьский детский дом». Была приостановлена деятельность в 13 начальных школах, 4 детских садах.

С января 2004 г. инклюзивное образование в районе координирует Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции – структурное подразделение ОСОШ № 2. С 2010 г. в школах района осуществляется переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), а в 2013 г. началась работа по внедрению федерального стандарта дошкольного образования. С 2017 г. МБОУ «ОСОШ №2» стала региональной «пилотной» площадкой по введению ФГОС СОО, школа вошла в число 300 лучших сельских школ России.

2017 год для МБОУ «ОСОШ № 2» стал особенно урожайным на победы: школа стала победителем Открытого публичного Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций, победителем регионального заочного конкурса «Лучшая инклюзивная школа».

8 октября 2010 г. в с. Березник строители сдали в эксплуатацию новое капитальное здание Березницкой средней школы. 1 сентября 2018 г. двери для учащихся открыла Березницкая общеобразовательная гимназия.

В 2018/19 уч. г. в МБОУ «Устьянская СОШ», МБОУ «Березницкая ОГ» было организовано обучение 10-11 классов лесного профиля. В Березницкой гимназии начал функционировать спортивный (хоккейный) первый класс в количестве 20 обучающихся. В МБОУ «Киземская СОШ» было организовано обучение 11 класса по технологическому профилю (6 человек). На углубленном уровне идет обучение математике в 5, 6 классах и алгебре в 7 классе в МБОУ «Строевская СОШ», всего обучаются 25 человек.

Структурное подразделение МОУ «Устьянская СОШ» – Школа одаренных детей. Обучение осуществляется по трем направлениям: физико-математическое, химико-биологическое, гуманитарное. Ежегодно обучается более 50 учащихся старших классов из четырех школ района. Преподают лучшие педагоги САФУ, Новодвинской и Устьянской школ.

Педагоги района активно участвуют в мероприятиях различного уровня. В 2017 г. Чокоева Е.А. из ОСОШ № 1 была признана «Лучшим учителем истории» по линии Всероссийской ассоциации учителей истории, Белозерова Т.Б. из ОСОШ № 1 – призер международного фестиваля педагогов «Мир творческих инноваций». В 2018 г. впервые в истории дошкольного образования на Устье воспитатель детского сада «Радуга» СП МБОУ «Малодорская СОШ» Проневская Н.В. стала лауреатом IX Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2018». Фалева А.С., учитель-логопед МБОУ «УСОШ» СП «Д/с «Солнышко» – победитель регионального конкурса на получение денежного поощрения лучшими воспитателями образовательных организаций, расположенных на территории Архангельской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Структура системы образования Устьянского района на 2018/19 учебный год такова: количество средних школ (юридических лиц) – 12: Бестужевская, Строевская, Березницкая, Устьянская, Малодорская, Ульяновская, Илезская, Лойгинская, Киземская, Дмитриевская средние школы, две Октябрьские средние школы – № 1 и № 2; Синицкая основная школа, Начальная школа-детсад М. Монтессори ЦРР – детский сад «Аленушка». В структурах школ – 32 детских сада, 2 интерната. Всего учащихся – 3323 человека, педагогов – 452, воспитанников ДОУ – 1748 человек, воспитателей и прочих педагогических работников – 215.

Структура образовательного выбора выпускниками 11-х классов представлена следующей статистикой: в среднем за четыре последних года 60% наших ребят поступают в вузы; в профессиональные образовательные организации поступило 37% выпускников школ, 2% выпускников идут служить в армию, 1% устраивается на работу. К сожалению, остаётся актуальным отток молодёжи из района.

Устьянский район 2

С января 2004 г. инклюзивное образование в районе координирует Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции – структурное подразделение ОСОШ № 2. С 2010 г. в школах района осуществляется переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), а в 2013 г. началась работа по внедрению федерального стандарта дошкольного образования. С 2017 г. МБОУ «ОСОШ №2» стала региональной «пилотной» площадкой по введению ФГОС СОО, школа вошла в число 300 лучших сельских школ России.

2017 год для МБОУ «ОСОШ № 2» стал особенно урожайным на победы: школа стала победителем Открытого публичного Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций, победителем регионального заочного конкурса «Лучшая инклюзивная школа».

8 октября 2010 г. в с. Березник строители сдали в эксплуатацию новое капитальное здание Березницкой средней школы. 1 сентября 2018 г. двери для учащихся открыла Березницкая общеобразовательная гимназия.

В 2018/19 уч. г. в МБОУ «Устьянская СОШ», МБОУ «Березницкая ОГ» было организовано обучение 10-11 классов лесного профиля. В Березницкой гимназии начал функционировать спортивный (хоккейный) первый класс в количестве 20 обучающихся. В МБОУ «Киземская СОШ» было организовано обучение 11 класса по технологическому профилю (6 человек). На углубленном уровне идет обучение математике в 5, 6 классах и алгебре в 7 классе в МБОУ «Строевская СОШ», всего обучаются 25 человек.

Структурное подразделение МОУ «Устьянская СОШ» – Школа одаренных детей. Обучение осуществляется по трем направлениям: физико-математическое, химико-биологическое, гуманитарное. Ежегодно обучается более 50 учащихся старших классов из четырех школ района. Преподают лучшие педагоги САФУ, Новодвинской и Устьянской школ.

Педагоги района активно участвуют в мероприятиях различного уровня. В 2017 г. Чокоева Е.А. из ОСОШ № 1 была признана «Лучшим учителем истории» по линии Всероссийской ассоциации учителей истории, Белозерова Т.Б. из ОСОШ № 1 – призер международного фестиваля педагогов «Мир творческих инноваций». В 2018 г. впервые в истории дошкольного образования на Устье воспитатель детского сада «Радуга» СП МБОУ «Малодорская СОШ» Проневская Н.В. стала лауреатом IX Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2018». Фалева А.С., учитель-логопед МБОУ «УСОШ» СП «Д/с «Солнышко» – победитель регионального конкурса на получение денежного поощрения лучшими воспитателями образовательных организаций, расположенных на территории Архангельской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Структура системы образования Устьянского района на 2018/19 учебный год такова: количество средних школ (юридических лиц) – 12: Бестужевская, Строевская, Березницкая, Устьянская, Малодорская, Ульяновская, Илезская, Лойгинская, Киземская, Дмитриевская средние школы, две Октябрьские средние школы – № 1 и № 2; Синицкая основная школа, Начальная школа-детсад М. Монтессори ЦРР – детский сад «Аленушка». В структурах школ – 32 детских сада, 2 интерната. Всего учащихся – 3323 человека, педагогов – 452, воспитанников ДОУ – 1748 человек, воспитателей и прочих педагогических работников – 215.

Структура образовательного выбора выпускниками 11-х классов представлена следующей статистикой: в среднем за четыре последних года 60% наших ребят поступают в вузы; в профессиональные образовательные организации поступило 37% выпускников школ, 2% выпускников идут служить в армию, 1% устраивается на работу. К сожалению, остаётся актуальным отток молодёжи из района.