Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Главная  
Историческая справка МБОУ Березницкая ОГ
Историческая справка МБОУ Березницкая ОГ
Историческая справка МБОУ Березницкая ОГ
МБОУ Березницкая ОГ

Школа вчера, сегодня, завтра.

125-летию образования в Березнике посвящается

Что такое школа для каждого человека?.. Мы решили найти ответ, путешествуя во времени.

Вернемся в прошлое. Березницкую школу планировали построить ещё в 1913 году, но завершили строительство только спустя 3 года. В 1916 году Березницкая школа обрела своё здание: добротный двухэтажный дом у центральной дороги. Школа имела статус начальной двухкомплектной.

Школьные годы – прекрасные годы. Учились и жили весело. Почти все ребята участвовали в художественной самодеятельности. Ученики принимали участие в сенокосе, уборке льна, картофеля, подборке колосков. 

Жители села Березник вправе гордиться династией учителей Березиных. Основу династии заложили двоюродные братья: Георгий Андреевич Березин (1924-1999) и Алексей Павлович Березин (1922-2012), которые закончили Березницкую школу и стали учителями и руководителями школ, районного отдела образования. Жена Георгия Андреевича – Березина (Новосёлова) Зинаида Павловна (1920-2005), работала учителем русского языка и литературы. Во время Великой Отечественной войны Зинаида Павловна исполняла обязанности директора Березницкой школы, была общественным инспектором по пяти близлежащим школам.

В конце 1950 – начале 1960-х все ученики старше начальных классов начинали учёбу только с октября: весь сентябрь трудились на колхозном поле. Основной работой было теребление льна. Так, осенью 1958 года учиться начали с 10 октября.

Школа работает в ногу со страной: учителя и учащиеся принимают соцобязательства. Потом заключают соцсоревнование с Орловской школой, и делегации от школ (учителя и учащиеся) совершают взаимопроверки, выезжают в школу друг к другу.

В школе проводятся литературные вечера, посвящённые А.С. Пушкину, А.П. Чехову, Л.Н. Толстому, А.М. Горькому, Т.Г. Шевченко.

Весной 1959 года, ко дню создания Всесоюзной пионерской организации (день рождения Пионерии – 19 мая 1922 года), у Березницкой школы был заложен сад: «Посажено 350 кустов смородины, малины и деревьев». В это же время «разгребён навоз под овощи на колхозном огороде. Учащиеся 5-6 классов изготовили 10 тысяч торфоперегнойных горшочков».

К началу 1959-1960 учебного года рядом с двухэтажным зданием Березницкой школы постройки 1916 года было открыто второе двухэтажное здание, полвека прослужившее школе. 

К 1960-1961 учебному году семилетние школы страны реорганизованы в восьмилетние. Стала восьмилетней и Березницкая школа.

Трудовое воспитание по-прежнему на первом месте. Теперь уже совхозу (а не колхозу) помогают в сентябре учащиеся. На районной «Доске почёта» в сентябре 1973 года «Коллектив учителей и учащихся Березницкой восьмилетней школы (директор Валентина Павловна Фёдорова), оказавший большую помощь совхозу «Едемский» в уборке картофеля» (газета «Ленинское знамя», 22 сентября 1973 года).

Валентина Павловна Фёдорова – самый «долговечный» директор Березницкой школы – без малого 30 лет. Валентина Павловна вспоминает: «1 апреля 1966 года назначена приказом РОНО на должность директора школы. Начинать было трудно. Здания школы деревянные с печным отоплением. Дрова надо было заготовить и силами родителей учащихся вывезти из лесу. Потом по выходным, после уроков и в каникулы вместе с учениками кололи и укладывали».

При школе был интернат, где жили учащиеся с Вежи, с Крылова, Родих, Богатой и других деревень. Сначала интернат располагался в 2 зданиях, и в них проживало 48 учащихся.

В 1987 году был утверждён проект строительства нового здания школы. К 1990 году забиты сваи для здания новой школы, но дальше этого строительство не продвинулось – наступили «лихие девяностые». 

Школа по-прежнему испытывает кадровый голод: учителей с высшим образованием – меньше половины, работают учителями без педагогического образования, бывшие выпускники средних школ.

В 1992 году выходит новый «Закон об образовании», в котором утверждается «гуманистический характер образования, единство федерального и культурного образовательного пространства, свобода и плюрализм в образовании, демократический характер управления образованием». На бумаге звучало красиво, на деле всё крайне сложно. Школа, как и страна, живёт тяжело. Утрачены старые идеалы в образовании, что грядёт им на смену?

Из воспоминаний: «Старались всячески удешевить питание учащихся. Содержали большой школьный огород, на котором выращивали овощи, а в поле – участок под картофель. Каждое лето учителя солили огурцы, а в осенние каникулы солили капусту – дружно и весело. Капусту солили бочками, огурцов закатывали по 70 банок. Продукцию хранили в двух погребах. Я благодарна педагогическому коллективу и техническому персоналу школы тех лет за то, что они с пониманием относились к хозяйственным проблемам и помогали их решать. Благодарна родителям учащихся, которые безвозмездно, в свободное от работы время, помогали в ремонте школы, распиловке и расколке дров».

В 2000 году Березницкая школа получила статус средней. Начинали осваивать новую ступень без специалистов, без компьютеров и даже без учебников для 10 класса (собирали их по школам). Утвердившись в статусе средней, школа располагалась в 5 зданиях старинной постройки.

Тяжёлым испытанием для школы стал пожар: в новогоднюю ночь на 2003 год сгорело основное здание, прослужившее образованию в Березнике без малого 86 лет.

А уже утром 1 января на районном уровне решался вопрос об организации учебного процесса. Комиссия побывала в Березнике, рассматривая различные варианты размещения учебных классов. Третья учебная четверть должна начаться в школе своевременно. Начинают поступать средства помощи от различных организаций 

По инициативе главы администрации района В.В. Капустина в селе Березник состоялось совещание с участием представителей районных служб, актива села, районной и сельской администраций по вопросу строительства новой школы в Березнике.

Было построено новое, оснащённое самым современным оборудованием здание, которому может позавидовать любая городская школа.

8 октября 2010 года состоялось торжественное открытие нового здания Березницкой школы.

 А какая школа сегодня?

Один день из жизни гимназии

8:00 – гимназия просыпается, приезжают спортивные хоккейные классы и идут на тренировку в Ледовый дворец. 8:30 – школа наполняется звуками детских голосов, радостных приветствий охранника гимназии, начинается учебный день. Но за парты садятся не все ученики, одни идут получать дополнительное образование по направлению музыка и искусство, другие отправляются на робототехнику и в гончарную мастерскую. Впереди ребят ждёт тяжелый день. Им необходимо много сил. Как хорошо, что в гимназии нас ждут вкусные завтраки и сытные обеды! Остальные ученики отправились получать знания. Во время перемен гимназия оживает, коридоры наполняются учениками в разной школьной форме. В юнармейской форме – кадетский класс, в зеленую клетку – эколого-краеведческий класс, в красную клетку – гимназические классы, в синюю клетку – спортивные классы, темно-синий цвет – общеобразовательные классы. Педагоги, не отличаясь от своих учеников, носят темно-синюю форму. Коллектив учителей гимназии грамотный, творческий и молодой, средний возраст учителей – 37 лет.

Рабочий день закончился, но гимназия не пустеет, педагоги и дети не спешат домой, потому что настало время для своих интересов и развития способностей («Медиацентр», «Мини-футбол», «Юная мастерица» и др.). Занятия посещают не только ученики гимназии, но и дошкольники («Школа одаренного ребёнка»). В гимназии созданы все условия для всестороннего развития детей, этому способствует оборудование кабинетов информатики, химии и биологии («Точка Роста»).

Вот и наступил вечер. Рабочий день подошёл к концу. Ребят и педагогов ожидают комфортабельные автобусы, которые доставят всех домой. А что же нас ждет завтра? А завтра нас ждут новые свершения и победы.

 Теперь заглянем в будущее

Наш мир постоянно меняется, ничто не стоит на месте. Если сравнить наш 21 век с другими, то абсолютно всё не так. С каждым днем всё больше вводится электронных технологий, появляются всё новые гаджеты и приспособления, обновляются профессии, также меняются интересы, увлечения, принципы и цели людей.

Школа не исключение, она тоже сделала большой шаг вперед в своем развитии. В образовательных организациях вводятся новые методы и приемы обучения, появляются актуальные и интересные учебные предметы, учителя и ученики успешно пользуются интернетом и компьютерными технологиями, электронным журналом и электронным дневником, на уроках у учителей есть возможность наглядной демонстрации изучаемого материала с помощью электронных досок, документ-камер и видеопроекторов.

Останется ли школа такой навсегда или же в будущем грянут новые изменения? Какая же будет школа будущего, чем она будет отличаться от привычной нам школы двадцать первого века? 

Взрослое поколение видит нашу гимназию будущего следующим образом: обучение учащихся при помощи ИКТ, вместо рабочих тетрадей и книг – планшеты, фиксация необходимого материала в электронном виде, решение проверочных и контрольных онлайн с моментальной обработкой результатов, компактные книжные пособия в электронном виде, которые удобно носить и использовать. Изменится и обстановка в классе, вместо привычного набора парт и стульев – удобные пуфы, письменная доска заменится на доски с голосовыми помощникам, где необходимый материал можно будет вводить при помощи голосовых команд. Помимо этого, преподаватели мечтают о практико-ориентированных уроках, каждый изученный в школе раздел будет применен на практике, ученики, начиная с начальной школы, будут посещать различные организации и применять свои знания на практике, ежемесячно общаться с людьми разных профессий и проявлять себя в том деле, которое действительно интересно и получается.

Это только малая часть того, о чем мечтают преподаватели и работники образовательных организаций. О чем же мечтает молодое поколение, ученики нашей гимназии? Как они видят школу будущего? 

У учеников очень хорошо получается фантазировать и рассуждать на темы, касающиеся будущего. У них гимназия будущего – это капсула, которая отличается от современной школы и снаружи и внутри. Внешне обучающиеся представляют школу так: здание обтекаемой формы с 5-D эффектами, расписание и актуальные новости будут высвечиваться на здании школы, как на большом табло. Вход в гимназию будет по отпечатку пальца, а на обед можно выбрать все то, что хочешь, и заказать в онлайн-меню на сайте школы. Кабинеты и коридоры будут устроены так, что будет много свободного пространства, сенсорные комнаты, уголки релакса, где будут расположены зооуголки, аквариумы, зеленые зоны и массажеры. Уроки будут вести учителя узкого профиля, у каждого учителя свой предмет и только, на уроках разрешено использование ИКТ и гаджетов. Возможно, учителей через век-два заменят роботы-педагоги, которые будут выдавать необходимый материал кратко и понятно.

На данную тему можно рассуждать очень долго. Ведь людям всегда интересно представить свое будущее и ненадолго погрузиться в него в своей голове. Одно можно сказать уверенно, что бы ни менялось с годами, главное, чтобы школа осталась местом обучения и получения новых знаний. Гимназия – это необходимый этап в жизни каждого человека, что сейчас, что через пару лет или веков.  

МБОУ Березницкая ОГ (1)_result.png

МБОУ Березницкая ОГ (2)_result.png

МБОУ Березницкая ОГ (3)_result.png

МБОУ Березницкая ОГ (4)_result.png


МБОУ «Березницкая общеобразовательная гимназия»

Школа вчера, сегодня, завтра.

125-летию образования в Березнике посвящается

Что такое школа для каждого человека?.. Мы решили найти ответ, путешествуя во времени.

Вернемся в прошлое. Березницкую школу планировали построить ещё в 1913 году, но завершили строительство только спустя 3 года. В 1916 году Березницкая школа обрела своё здание: добротный двухэтажный дом у центральной дороги. Школа имела статус начальной двухкомплектной.

Школьные годы – прекрасные годы. Учились и жили весело. Почти все ребята участвовали в художественной самодеятельности. Ученики принимали участие в сенокосе, уборке льна, картофеля, подборке колосков. 

Жители села Березник вправе гордиться династией учителей Березиных. Основу династии заложили двоюродные братья: Георгий Андреевич Березин (1924-1999) и Алексей Павлович Березин (1922-2012), которые закончили Березницкую школу и стали учителями и руководителями школ, районного отдела образования. Жена Георгия Андреевича – Березина (Новосёлова) Зинаида Павловна (1920-2005), работала учителем русского языка и литературы. Во время Великой Отечественной войны Зинаида Павловна исполняла обязанности директора Березницкой школы, была общественным инспектором по пяти близлежащим школам.

В конце 1950 – начале 1960-х все ученики старше начальных классов начинали учёбу только с октября: весь сентябрь трудились на колхозном поле. Основной работой было теребление льна. Так, осенью 1958 года учиться начали с 10 октября.

Школа работает в ногу со страной: учителя и учащиеся принимают соцобязательства. Потом заключают соцсоревнование с Орловской школой, и делегации от школ (учителя и учащиеся) совершают взаимопроверки, выезжают в школу друг к другу.

В школе проводятся литературные вечера, посвящённые А.С. Пушкину, А.П. Чехову, Л.Н. Толстому, А.М. Горькому, Т.Г. Шевченко.

Весной 1959 года, ко дню создания Всесоюзной пионерской организации (день рождения Пионерии – 19 мая 1922 года), у Березницкой школы был заложен сад: «Посажено 350 кустов смородины, малины и деревьев». В это же время «разгребён навоз под овощи на колхозном огороде. Учащиеся 5-6 классов изготовили 10 тысяч торфоперегнойных горшочков».

К началу 1959-1960 учебного года рядом с двухэтажным зданием Березницкой школы постройки 1916 года было открыто второе двухэтажное здание, полвека прослужившее школе. 

К 1960-1961 учебному году семилетние школы страны реорганизованы в восьмилетние. Стала восьмилетней и Березницкая школа.

Трудовое воспитание по-прежнему на первом месте. Теперь уже совхозу (а не колхозу) помогают в сентябре учащиеся. На районной «Доске почёта» в сентябре 1973 года «Коллектив учителей и учащихся Березницкой восьмилетней школы (директор Валентина Павловна Фёдорова), оказавший большую помощь совхозу «Едемский» в уборке картофеля» (газета «Ленинское знамя», 22 сентября 1973 года).

Валентина Павловна Фёдорова – самый «долговечный» директор Березницкой школы – без малого 30 лет. Валентина Павловна вспоминает: «1 апреля 1966 года назначена приказом РОНО на должность директора школы. Начинать было трудно. Здания школы деревянные с печным отоплением. Дрова надо было заготовить и силами родителей учащихся вывезти из лесу. Потом по выходным, после уроков и в каникулы вместе с учениками кололи и укладывали».

При школе был интернат, где жили учащиеся с Вежи, с Крылова, Родих, Богатой и других деревень. Сначала интернат располагался в 2 зданиях, и в них проживало 48 учащихся.

В 1987 году был утверждён проект строительства нового здания школы. К 1990 году забиты сваи для здания новой школы, но дальше этого строительство не продвинулось – наступили «лихие девяностые». 

Школа по-прежнему испытывает кадровый голод: учителей с высшим образованием – меньше половины, работают учителями без педагогического образования, бывшие выпускники средних школ.

В 1992 году выходит новый «Закон об образовании», в котором утверждается «гуманистический характер образования, единство федерального и культурного образовательного пространства, свобода и плюрализм в образовании, демократический характер управления образованием». На бумаге звучало красиво, на деле всё крайне сложно. Школа, как и страна, живёт тяжело. Утрачены старые идеалы в образовании, что грядёт им на смену?

Из воспоминаний: «Старались всячески удешевить питание учащихся. Содержали большой школьный огород, на котором выращивали овощи, а в поле – участок под картофель. Каждое лето учителя солили огурцы, а в осенние каникулы солили капусту – дружно и весело. Капусту солили бочками, огурцов закатывали по 70 банок. Продукцию хранили в двух погребах. Я благодарна педагогическому коллективу и техническому персоналу школы тех лет за то, что они с пониманием относились к хозяйственным проблемам и помогали их решать. Благодарна родителям учащихся, которые безвозмездно, в свободное от работы время, помогали в ремонте школы, распиловке и расколке дров».

В 2000 году Березницкая школа получила статус средней. Начинали осваивать новую ступень без специалистов, без компьютеров и даже без учебников для 10 класса (собирали их по школам). Утвердившись в статусе средней, школа располагалась в 5 зданиях старинной постройки.

Тяжёлым испытанием для школы стал пожар: в новогоднюю ночь на 2003 год сгорело основное здание, прослужившее образованию в Березнике без малого 86 лет.

А уже утром 1 января на районном уровне решался вопрос об организации учебного процесса. Комиссия побывала в Березнике, рассматривая различные варианты размещения учебных классов. Третья учебная четверть должна начаться в школе своевременно. Начинают поступать средства помощи от различных организаций 

По инициативе главы администрации района В.В. Капустина в селе Березник состоялось совещание с участием представителей районных служб, актива села, районной и сельской администраций по вопросу строительства новой школы в Березнике.

Было построено новое, оснащённое самым современным оборудованием здание, которому может позавидовать любая городская школа.

8 октября 2010 года состоялось торжественное открытие нового здания Березницкой школы.

 А какая школа сегодня?

Один день из жизни гимназии

8:00 – гимназия просыпается, приезжают спортивные хоккейные классы и идут на тренировку в Ледовый дворец. 8:30 – школа наполняется звуками детских голосов, радостных приветствий охранника гимназии, начинается учебный день. Но за парты садятся не все ученики, одни идут получать дополнительное образование по направлению музыка и искусство, другие отправляются на робототехнику и в гончарную мастерскую. Впереди ребят ждёт тяжелый день. Им необходимо много сил. Как хорошо, что в гимназии нас ждут вкусные завтраки и сытные обеды! Остальные ученики отправились получать знания. Во время перемен гимназия оживает, коридоры наполняются учениками в разной школьной форме. В юнармейской форме – кадетский класс, в зеленую клетку – эколого-краеведческий класс, в красную клетку – гимназические классы, в синюю клетку – спортивные классы, темно-синий цвет – общеобразовательные классы. Педагоги, не отличаясь от своих учеников, носят темно-синюю форму. Коллектив учителей гимназии грамотный, творческий и молодой, средний возраст учителей – 37 лет.

Рабочий день закончился, но гимназия не пустеет, педагоги и дети не спешат домой, потому что настало время для своих интересов и развития способностей («Медиацентр», «Мини-футбол», «Юная мастерица» и др.). Занятия посещают не только ученики гимназии, но и дошкольники («Школа одаренного ребёнка»). В гимназии созданы все условия для всестороннего развития детей, этому способствует оборудование кабинетов информатики, химии и биологии («Точка Роста»).

Вот и наступил вечер. Рабочий день подошёл к концу. Ребят и педагогов ожидают комфортабельные автобусы, которые доставят всех домой. А что же нас ждет завтра? А завтра нас ждут новые свершения и победы.

 Теперь заглянем в будущее

Наш мир постоянно меняется, ничто не стоит на месте. Если сравнить наш 21 век с другими, то абсолютно всё не так. С каждым днем всё больше вводится электронных технологий, появляются всё новые гаджеты и приспособления, обновляются профессии, также меняются интересы, увлечения, принципы и цели людей.

Школа не исключение, она тоже сделала большой шаг вперед в своем развитии. В образовательных организациях вводятся новые методы и приемы обучения, появляются актуальные и интересные учебные предметы, учителя и ученики успешно пользуются интернетом и компьютерными технологиями, электронным журналом и электронным дневником, на уроках у учителей есть возможность наглядной демонстрации изучаемого материала с помощью электронных досок, документ-камер и видеопроекторов.

Останется ли школа такой навсегда или же в будущем грянут новые изменения? Какая же будет школа будущего, чем она будет отличаться от привычной нам школы двадцать первого века? 

Взрослое поколение видит нашу гимназию будущего следующим образом: обучение учащихся при помощи ИКТ, вместо рабочих тетрадей и книг – планшеты, фиксация необходимого материала в электронном виде, решение проверочных и контрольных онлайн с моментальной обработкой результатов, компактные книжные пособия в электронном виде, которые удобно носить и использовать. Изменится и обстановка в классе, вместо привычного набора парт и стульев – удобные пуфы, письменная доска заменится на доски с голосовыми помощникам, где необходимый материал можно будет вводить при помощи голосовых команд. Помимо этого, преподаватели мечтают о практико-ориентированных уроках, каждый изученный в школе раздел будет применен на практике, ученики, начиная с начальной школы, будут посещать различные организации и применять свои знания на практике, ежемесячно общаться с людьми разных профессий и проявлять себя в том деле, которое действительно интересно и получается.

Это только малая часть того, о чем мечтают преподаватели и работники образовательных организаций. О чем же мечтает молодое поколение, ученики нашей гимназии? Как они видят школу будущего? 

У учеников очень хорошо получается фантазировать и рассуждать на темы, касающиеся будущего. У них гимназия будущего – это капсула, которая отличается от современной школы и снаружи и внутри. Внешне обучающиеся представляют школу так: здание обтекаемой формы с 5-D эффектами, расписание и актуальные новости будут высвечиваться на здании школы, как на большом табло. Вход в гимназию будет по отпечатку пальца, а на обед можно выбрать все то, что хочешь, и заказать в онлайн-меню на сайте школы. Кабинеты и коридоры будут устроены так, что будет много свободного пространства, сенсорные комнаты, уголки релакса, где будут расположены зооуголки, аквариумы, зеленые зоны и массажеры. Уроки будут вести учителя узкого профиля, у каждого учителя свой предмет и только, на уроках разрешено использование ИКТ и гаджетов. Возможно, учителей через век-два заменят роботы-педагоги, которые будут выдавать необходимый материал кратко и понятно.

На данную тему можно рассуждать очень долго. Ведь людям всегда интересно представить свое будущее и ненадолго погрузиться в него в своей голове. Одно можно сказать уверенно, что бы ни менялось с годами, главное, чтобы школа осталась местом обучения и получения новых знаний. Гимназия – это необходимый этап в жизни каждого человека, что сейчас, что через пару лет или веков.  

МБОУ Березницкая ОГ (1)_result.png

МБОУ Березницкая ОГ (2)_result.png

МБОУ Березницкая ОГ (3)_result.png

МБОУ Березницкая ОГ (4)_result.png