Школа вчера, сегодня, завтра.
125-летию образования в Березнике посвящается
Что такое школа для каждого человека?.. Мы решили найти ответ, путешествуя во времени.
Вернемся в прошлое. Березницкую школу планировали построить ещё в 1913 году, но завершили строительство только спустя 3 года. В 1916 году Березницкая школа обрела своё здание: добротный двухэтажный дом у центральной дороги. Школа имела статус начальной двухкомплектной.
Школьные годы – прекрасные годы. Учились и жили весело. Почти все ребята участвовали в художественной самодеятельности. Ученики принимали участие в сенокосе, уборке льна, картофеля, подборке колосков.
Жители села Березник вправе гордиться династией учителей Березиных. Основу династии заложили двоюродные братья: Георгий Андреевич Березин (1924-1999) и Алексей Павлович Березин (1922-2012), которые закончили Березницкую школу и стали учителями и руководителями школ, районного отдела образования. Жена Георгия Андреевича – Березина (Новосёлова) Зинаида Павловна (1920-2005), работала учителем русского языка и литературы. Во время Великой Отечественной войны Зинаида Павловна исполняла обязанности директора Березницкой школы, была общественным инспектором по пяти близлежащим школам.
В конце 1950 – начале 1960-х все ученики старше начальных классов начинали учёбу только с октября: весь сентябрь трудились на колхозном поле. Основной работой было теребление льна. Так, осенью 1958 года учиться начали с 10 октября.
Школа работает в ногу со страной: учителя и учащиеся принимают соцобязательства. Потом заключают соцсоревнование с Орловской школой, и делегации от школ (учителя и учащиеся) совершают взаимопроверки, выезжают в школу друг к другу.
В школе проводятся литературные вечера, посвящённые А.С. Пушкину, А.П. Чехову, Л.Н. Толстому, А.М. Горькому, Т.Г. Шевченко.
Весной 1959 года, ко дню создания Всесоюзной пионерской организации (день рождения Пионерии – 19 мая 1922 года), у Березницкой школы был заложен сад: «Посажено 350 кустов смородины, малины и деревьев». В это же время «разгребён навоз под овощи на колхозном огороде. Учащиеся 5-6 классов изготовили 10 тысяч торфоперегнойных горшочков».
К началу 1959-1960 учебного года рядом с двухэтажным зданием Березницкой школы постройки 1916 года было открыто второе двухэтажное здание, полвека прослужившее школе.
К 1960-1961 учебному году семилетние школы страны реорганизованы в восьмилетние. Стала восьмилетней и Березницкая школа.
Трудовое воспитание по-прежнему на первом месте. Теперь уже совхозу (а не колхозу) помогают в сентябре учащиеся. На районной «Доске почёта» в сентябре 1973 года «Коллектив учителей и учащихся Березницкой восьмилетней школы (директор Валентина Павловна Фёдорова), оказавший большую помощь совхозу «Едемский» в уборке картофеля» (газета «Ленинское знамя», 22 сентября 1973 года).
Валентина Павловна Фёдорова – самый «долговечный» директор Березницкой школы – без малого 30 лет. Валентина Павловна вспоминает: «1 апреля 1966 года назначена приказом РОНО на должность директора школы. Начинать было трудно. Здания школы деревянные с печным отоплением. Дрова надо было заготовить и силами родителей учащихся вывезти из лесу. Потом по выходным, после уроков и в каникулы вместе с учениками кололи и укладывали».
При школе был интернат, где жили учащиеся с Вежи, с Крылова, Родих, Богатой и других деревень. Сначала интернат располагался в 2 зданиях, и в них проживало 48 учащихся.
В 1987 году был утверждён проект строительства нового здания школы. К 1990 году забиты сваи для здания новой школы, но дальше этого строительство не продвинулось – наступили «лихие девяностые».
Школа по-прежнему испытывает кадровый голод: учителей с высшим образованием – меньше половины, работают учителями без педагогического образования, бывшие выпускники средних школ.
В 1992 году выходит новый «Закон об образовании», в котором утверждается «гуманистический характер образования, единство федерального и культурного образовательного пространства, свобода и плюрализм в образовании, демократический характер управления образованием». На бумаге звучало красиво, на деле всё крайне сложно. Школа, как и страна, живёт тяжело. Утрачены старые идеалы в образовании, что грядёт им на смену?
Из воспоминаний: «Старались всячески удешевить питание учащихся. Содержали большой школьный огород, на котором выращивали овощи, а в поле – участок под картофель. Каждое лето учителя солили огурцы, а в осенние каникулы солили капусту – дружно и весело. Капусту солили бочками, огурцов закатывали по 70 банок. Продукцию хранили в двух погребах. Я благодарна педагогическому коллективу и техническому персоналу школы тех лет за то, что они с пониманием относились к хозяйственным проблемам и помогали их решать. Благодарна родителям учащихся, которые безвозмездно, в свободное от работы время, помогали в ремонте школы, распиловке и расколке дров».
В 2000 году Березницкая школа получила статус средней. Начинали осваивать новую ступень без специалистов, без компьютеров и даже без учебников для 10 класса (собирали их по школам). Утвердившись в статусе средней, школа располагалась в 5 зданиях старинной постройки.
Тяжёлым испытанием для школы стал пожар: в новогоднюю ночь на 2003 год сгорело основное здание, прослужившее образованию в Березнике без малого 86 лет.
А уже утром 1 января на районном уровне решался вопрос об организации учебного процесса. Комиссия побывала в Березнике, рассматривая различные варианты размещения учебных классов. Третья учебная четверть должна начаться в школе своевременно. Начинают поступать средства помощи от различных организаций
По инициативе главы администрации района В.В. Капустина в селе Березник состоялось совещание с участием представителей районных служб, актива села, районной и сельской администраций по вопросу строительства новой школы в Березнике.
Было построено новое, оснащённое самым современным оборудованием здание, которому может позавидовать любая городская школа.
8 октября 2010 года состоялось торжественное открытие нового здания Березницкой школы.
А какая школа сегодня?
Один день из жизни гимназии
8:00 – гимназия просыпается, приезжают спортивные хоккейные классы и идут на тренировку в Ледовый дворец. 8:30 – школа наполняется звуками детских голосов, радостных приветствий охранника гимназии, начинается учебный день. Но за парты садятся не все ученики, одни идут получать дополнительное образование по направлению музыка и искусство, другие отправляются на робототехнику и в гончарную мастерскую. Впереди ребят ждёт тяжелый день. Им необходимо много сил. Как хорошо, что в гимназии нас ждут вкусные завтраки и сытные обеды! Остальные ученики отправились получать знания. Во время перемен гимназия оживает, коридоры наполняются учениками в разной школьной форме. В юнармейской форме – кадетский класс, в зеленую клетку – эколого-краеведческий класс, в красную клетку – гимназические классы, в синюю клетку – спортивные классы, темно-синий цвет – общеобразовательные классы. Педагоги, не отличаясь от своих учеников, носят темно-синюю форму. Коллектив учителей гимназии грамотный, творческий и молодой, средний возраст учителей – 37 лет.
Рабочий день закончился, но гимназия не пустеет, педагоги и дети не спешат домой, потому что настало время для своих интересов и развития способностей («Медиацентр», «Мини-футбол», «Юная мастерица» и др.). Занятия посещают не только ученики гимназии, но и дошкольники («Школа одаренного ребёнка»). В гимназии созданы все условия для всестороннего развития детей, этому способствует оборудование кабинетов информатики, химии и биологии («Точка Роста»).
Вот и наступил вечер. Рабочий день подошёл к концу. Ребят и педагогов ожидают комфортабельные автобусы, которые доставят всех домой. А что же нас ждет завтра? А завтра нас ждут новые свершения и победы.
Теперь заглянем в будущее
Наш мир постоянно меняется, ничто не стоит на месте. Если сравнить наш 21 век с другими, то абсолютно всё не так. С каждым днем всё больше вводится электронных технологий, появляются всё новые гаджеты и приспособления, обновляются профессии, также меняются интересы, увлечения, принципы и цели людей.
Школа не исключение, она тоже сделала большой шаг вперед в своем развитии. В образовательных организациях вводятся новые методы и приемы обучения, появляются актуальные и интересные учебные предметы, учителя и ученики успешно пользуются интернетом и компьютерными технологиями, электронным журналом и электронным дневником, на уроках у учителей есть возможность наглядной демонстрации изучаемого материала с помощью электронных досок, документ-камер и видеопроекторов.
Останется ли школа такой навсегда или же в будущем грянут новые изменения? Какая же будет школа будущего, чем она будет отличаться от привычной нам школы двадцать первого века?
Взрослое поколение видит нашу гимназию будущего следующим образом: обучение учащихся при помощи ИКТ, вместо рабочих тетрадей и книг – планшеты, фиксация необходимого материала в электронном виде, решение проверочных и контрольных онлайн с моментальной обработкой результатов, компактные книжные пособия в электронном виде, которые удобно носить и использовать. Изменится и обстановка в классе, вместо привычного набора парт и стульев – удобные пуфы, письменная доска заменится на доски с голосовыми помощникам, где необходимый материал можно будет вводить при помощи голосовых команд. Помимо этого, преподаватели мечтают о практико-ориентированных уроках, каждый изученный в школе раздел будет применен на практике, ученики, начиная с начальной школы, будут посещать различные организации и применять свои знания на практике, ежемесячно общаться с людьми разных профессий и проявлять себя в том деле, которое действительно интересно и получается.
Это только малая часть того, о чем мечтают преподаватели и работники образовательных организаций. О чем же мечтает молодое поколение, ученики нашей гимназии? Как они видят школу будущего?
У учеников очень хорошо получается фантазировать и рассуждать на темы, касающиеся будущего. У них гимназия будущего – это капсула, которая отличается от современной школы и снаружи и внутри. Внешне обучающиеся представляют школу так: здание обтекаемой формы с 5-D эффектами, расписание и актуальные новости будут высвечиваться на здании школы, как на большом табло. Вход в гимназию будет по отпечатку пальца, а на обед можно выбрать все то, что хочешь, и заказать в онлайн-меню на сайте школы. Кабинеты и коридоры будут устроены так, что будет много свободного пространства, сенсорные комнаты, уголки релакса, где будут расположены зооуголки, аквариумы, зеленые зоны и массажеры. Уроки будут вести учителя узкого профиля, у каждого учителя свой предмет и только, на уроках разрешено использование ИКТ и гаджетов. Возможно, учителей через век-два заменят роботы-педагоги, которые будут выдавать необходимый материал кратко и понятно.
На данную тему можно рассуждать очень долго. Ведь людям всегда интересно представить свое будущее и ненадолго погрузиться в него в своей голове. Одно можно сказать уверенно, что бы ни менялось с годами, главное, чтобы школа осталась местом обучения и получения новых знаний. Гимназия – это необходимый этап в жизни каждого человека, что сейчас, что через пару лет или веков.
Школа вчера, сегодня, завтра.
125-летию образования в Березнике посвящается
Что такое школа для каждого человека?.. Мы решили найти ответ, путешествуя во времени.
Вернемся в прошлое. Березницкую школу планировали построить ещё в 1913 году, но завершили строительство только спустя 3 года. В 1916 году Березницкая школа обрела своё здание: добротный двухэтажный дом у центральной дороги. Школа имела статус начальной двухкомплектной.
Школьные годы – прекрасные годы. Учились и жили весело. Почти все ребята участвовали в художественной самодеятельности. Ученики принимали участие в сенокосе, уборке льна, картофеля, подборке колосков.
Жители села Березник вправе гордиться династией учителей Березиных. Основу династии заложили двоюродные братья: Георгий Андреевич Березин (1924-1999) и Алексей Павлович Березин (1922-2012), которые закончили Березницкую школу и стали учителями и руководителями школ, районного отдела образования. Жена Георгия Андреевича – Березина (Новосёлова) Зинаида Павловна (1920-2005), работала учителем русского языка и литературы. Во время Великой Отечественной войны Зинаида Павловна исполняла обязанности директора Березницкой школы, была общественным инспектором по пяти близлежащим школам.
В конце 1950 – начале 1960-х все ученики старше начальных классов начинали учёбу только с октября: весь сентябрь трудились на колхозном поле. Основной работой было теребление льна. Так, осенью 1958 года учиться начали с 10 октября.
Школа работает в ногу со страной: учителя и учащиеся принимают соцобязательства. Потом заключают соцсоревнование с Орловской школой, и делегации от школ (учителя и учащиеся) совершают взаимопроверки, выезжают в школу друг к другу.
В школе проводятся литературные вечера, посвящённые А.С. Пушкину, А.П. Чехову, Л.Н. Толстому, А.М. Горькому, Т.Г. Шевченко.
Весной 1959 года, ко дню создания Всесоюзной пионерской организации (день рождения Пионерии – 19 мая 1922 года), у Березницкой школы был заложен сад: «Посажено 350 кустов смородины, малины и деревьев». В это же время «разгребён навоз под овощи на колхозном огороде. Учащиеся 5-6 классов изготовили 10 тысяч торфоперегнойных горшочков».
К началу 1959-1960 учебного года рядом с двухэтажным зданием Березницкой школы постройки 1916 года было открыто второе двухэтажное здание, полвека прослужившее школе.
К 1960-1961 учебному году семилетние школы страны реорганизованы в восьмилетние. Стала восьмилетней и Березницкая школа.
Трудовое воспитание по-прежнему на первом месте. Теперь уже совхозу (а не колхозу) помогают в сентябре учащиеся. На районной «Доске почёта» в сентябре 1973 года «Коллектив учителей и учащихся Березницкой восьмилетней школы (директор Валентина Павловна Фёдорова), оказавший большую помощь совхозу «Едемский» в уборке картофеля» (газета «Ленинское знамя», 22 сентября 1973 года).
Валентина Павловна Фёдорова – самый «долговечный» директор Березницкой школы – без малого 30 лет. Валентина Павловна вспоминает: «1 апреля 1966 года назначена приказом РОНО на должность директора школы. Начинать было трудно. Здания школы деревянные с печным отоплением. Дрова надо было заготовить и силами родителей учащихся вывезти из лесу. Потом по выходным, после уроков и в каникулы вместе с учениками кололи и укладывали».
При школе был интернат, где жили учащиеся с Вежи, с Крылова, Родих, Богатой и других деревень. Сначала интернат располагался в 2 зданиях, и в них проживало 48 учащихся.
В 1987 году был утверждён проект строительства нового здания школы. К 1990 году забиты сваи для здания новой школы, но дальше этого строительство не продвинулось – наступили «лихие девяностые».
Школа по-прежнему испытывает кадровый голод: учителей с высшим образованием – меньше половины, работают учителями без педагогического образования, бывшие выпускники средних школ.
В 1992 году выходит новый «Закон об образовании», в котором утверждается «гуманистический характер образования, единство федерального и культурного образовательного пространства, свобода и плюрализм в образовании, демократический характер управления образованием». На бумаге звучало красиво, на деле всё крайне сложно. Школа, как и страна, живёт тяжело. Утрачены старые идеалы в образовании, что грядёт им на смену?
Из воспоминаний: «Старались всячески удешевить питание учащихся. Содержали большой школьный огород, на котором выращивали овощи, а в поле – участок под картофель. Каждое лето учителя солили огурцы, а в осенние каникулы солили капусту – дружно и весело. Капусту солили бочками, огурцов закатывали по 70 банок. Продукцию хранили в двух погребах. Я благодарна педагогическому коллективу и техническому персоналу школы тех лет за то, что они с пониманием относились к хозяйственным проблемам и помогали их решать. Благодарна родителям учащихся, которые безвозмездно, в свободное от работы время, помогали в ремонте школы, распиловке и расколке дров».
В 2000 году Березницкая школа получила статус средней. Начинали осваивать новую ступень без специалистов, без компьютеров и даже без учебников для 10 класса (собирали их по школам). Утвердившись в статусе средней, школа располагалась в 5 зданиях старинной постройки.
Тяжёлым испытанием для школы стал пожар: в новогоднюю ночь на 2003 год сгорело основное здание, прослужившее образованию в Березнике без малого 86 лет.
А уже утром 1 января на районном уровне решался вопрос об организации учебного процесса. Комиссия побывала в Березнике, рассматривая различные варианты размещения учебных классов. Третья учебная четверть должна начаться в школе своевременно. Начинают поступать средства помощи от различных организаций
По инициативе главы администрации района В.В. Капустина в селе Березник состоялось совещание с участием представителей районных служб, актива села, районной и сельской администраций по вопросу строительства новой школы в Березнике.
Было построено новое, оснащённое самым современным оборудованием здание, которому может позавидовать любая городская школа.
8 октября 2010 года состоялось торжественное открытие нового здания Березницкой школы.
А какая школа сегодня?
Один день из жизни гимназии
8:00 – гимназия просыпается, приезжают спортивные хоккейные классы и идут на тренировку в Ледовый дворец. 8:30 – школа наполняется звуками детских голосов, радостных приветствий охранника гимназии, начинается учебный день. Но за парты садятся не все ученики, одни идут получать дополнительное образование по направлению музыка и искусство, другие отправляются на робототехнику и в гончарную мастерскую. Впереди ребят ждёт тяжелый день. Им необходимо много сил. Как хорошо, что в гимназии нас ждут вкусные завтраки и сытные обеды! Остальные ученики отправились получать знания. Во время перемен гимназия оживает, коридоры наполняются учениками в разной школьной форме. В юнармейской форме – кадетский класс, в зеленую клетку – эколого-краеведческий класс, в красную клетку – гимназические классы, в синюю клетку – спортивные классы, темно-синий цвет – общеобразовательные классы. Педагоги, не отличаясь от своих учеников, носят темно-синюю форму. Коллектив учителей гимназии грамотный, творческий и молодой, средний возраст учителей – 37 лет.
Рабочий день закончился, но гимназия не пустеет, педагоги и дети не спешат домой, потому что настало время для своих интересов и развития способностей («Медиацентр», «Мини-футбол», «Юная мастерица» и др.). Занятия посещают не только ученики гимназии, но и дошкольники («Школа одаренного ребёнка»). В гимназии созданы все условия для всестороннего развития детей, этому способствует оборудование кабинетов информатики, химии и биологии («Точка Роста»).
Вот и наступил вечер. Рабочий день подошёл к концу. Ребят и педагогов ожидают комфортабельные автобусы, которые доставят всех домой. А что же нас ждет завтра? А завтра нас ждут новые свершения и победы.
Теперь заглянем в будущее
Наш мир постоянно меняется, ничто не стоит на месте. Если сравнить наш 21 век с другими, то абсолютно всё не так. С каждым днем всё больше вводится электронных технологий, появляются всё новые гаджеты и приспособления, обновляются профессии, также меняются интересы, увлечения, принципы и цели людей.
Школа не исключение, она тоже сделала большой шаг вперед в своем развитии. В образовательных организациях вводятся новые методы и приемы обучения, появляются актуальные и интересные учебные предметы, учителя и ученики успешно пользуются интернетом и компьютерными технологиями, электронным журналом и электронным дневником, на уроках у учителей есть возможность наглядной демонстрации изучаемого материала с помощью электронных досок, документ-камер и видеопроекторов.
Останется ли школа такой навсегда или же в будущем грянут новые изменения? Какая же будет школа будущего, чем она будет отличаться от привычной нам школы двадцать первого века?
Взрослое поколение видит нашу гимназию будущего следующим образом: обучение учащихся при помощи ИКТ, вместо рабочих тетрадей и книг – планшеты, фиксация необходимого материала в электронном виде, решение проверочных и контрольных онлайн с моментальной обработкой результатов, компактные книжные пособия в электронном виде, которые удобно носить и использовать. Изменится и обстановка в классе, вместо привычного набора парт и стульев – удобные пуфы, письменная доска заменится на доски с голосовыми помощникам, где необходимый материал можно будет вводить при помощи голосовых команд. Помимо этого, преподаватели мечтают о практико-ориентированных уроках, каждый изученный в школе раздел будет применен на практике, ученики, начиная с начальной школы, будут посещать различные организации и применять свои знания на практике, ежемесячно общаться с людьми разных профессий и проявлять себя в том деле, которое действительно интересно и получается.
Это только малая часть того, о чем мечтают преподаватели и работники образовательных организаций. О чем же мечтает молодое поколение, ученики нашей гимназии? Как они видят школу будущего?
У учеников очень хорошо получается фантазировать и рассуждать на темы, касающиеся будущего. У них гимназия будущего – это капсула, которая отличается от современной школы и снаружи и внутри. Внешне обучающиеся представляют школу так: здание обтекаемой формы с 5-D эффектами, расписание и актуальные новости будут высвечиваться на здании школы, как на большом табло. Вход в гимназию будет по отпечатку пальца, а на обед можно выбрать все то, что хочешь, и заказать в онлайн-меню на сайте школы. Кабинеты и коридоры будут устроены так, что будет много свободного пространства, сенсорные комнаты, уголки релакса, где будут расположены зооуголки, аквариумы, зеленые зоны и массажеры. Уроки будут вести учителя узкого профиля, у каждого учителя свой предмет и только, на уроках разрешено использование ИКТ и гаджетов. Возможно, учителей через век-два заменят роботы-педагоги, которые будут выдавать необходимый материал кратко и понятно.
На данную тему можно рассуждать очень долго. Ведь людям всегда интересно представить свое будущее и ненадолго погрузиться в него в своей голове. Одно можно сказать уверенно, что бы ни менялось с годами, главное, чтобы школа осталась местом обучения и получения новых знаний. Гимназия – это необходимый этап в жизни каждого человека, что сейчас, что через пару лет или веков.