Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Главная  
Историческая справка МБОУ Устьпаденьгская ОШ
Историческая справка МБОУ Устьпаденьгская ОШ
Историческая справка МБОУ Устьпаденьгская ОШ
МБОУ Устьпаденьгская ОШ

По данным Архангельского губернского статистического бюро, опубликованным в «Статистическом сборнике по Архангельской губернии за 1917-1924 годы» (Арханг. губерн. стат. бюро; Предисл.: Вл. Пландовский. – Архангельск: Изд. Архгубстатбюро, 1925 г.) в Усть-Паденьге в 1841 году было основано двуклассное училище, относящееся к школам Дирекции народных училищ. В разное время заведующими этого училища были учителя 2 класса Иван Васильевич Попов и Александр Евгеньевич Рупышев. Училось здесь немного детей. По данным «Справочной книжки Архангельской губернии на 1871 год» число учащихся мужского пола – 44, число учащихся женского пола – 2 человека.

Местоположение школы за эти годы менялось не раз. Размещалась она в Удельном доме деревни Высокая Гора, а в довоенное время – в деревянном двухэтажном здании в деревне Усть-Паденьга.

История школы неразрывно была связана с жизнью нашей страны.

В 1920-е годы отгремели последние залпы гражданской войны. Люди в деревнях начали объединяться в коммуны, но они просуществовали недолго. На смену им пришли колхозы, за которые проводили агитацию деревенские учителя. Кроме своей основной деятельности – учить детей, они на заседаниях педколлектива решали вопросы общественной работы школы.

Из протокола заседания от 15 октября 1929 года: «Задачи: расширить посевную площадь на 10%, принять участие в лесозаготовках, принять участие в третьем Займе индустриализации: каждый колхоз не менее 100 рублей. Постановили: начать подготовку к разработке правил внутреннего распорядка в колхозе. Глубже изучить жизнь колхозов и практически участвовать в работе таковых. Подготовить художественные вечера для проведения культурного отдыха в колхозе и установить для этого определенный день, проводя в них читку газет, декламаций, анекдотов, рассказов и исполнение песен».

В 30-е годы коллективу учителей под руководством П.Г. Попова пришлось решать ещё и вопросы лесозаготовительной кампании. Школьники и учителя выезжали в районы лесозаготовок с культурными программами. Позднее, на одном из заседаний коллектива школы, было решено, что каждый ученик должен иметь законченный круг знаний и практических навыков по лесозаготовкам, от отвода делянок и кончая доставкой леса на катище.

Активно участвуя в общественной жизни колхозов, учителя и ученики не забывали о своей главной задаче – учить и учиться. Было организовано соцсоревнование между классами. Даже самые слабые ученики брали обязательства на четверть. Выявлялись активные читатели художественной литературы и литературы по предметам, а также ученики, которые заработали большое количество хороших оценок. Так, Семакова Паша и Шестаков Аркадий были награждены за отличную учёбу учебниками арифметики и русского языка 3-4 класса. Победители олимпиады юных чтецов произведений революционных поэтов были награждены денежными премиями: по 3, 6 и 10 рублей. Уже в те годы из числа старшеклассников выбирали наиболее активных ребят, которые были награждены поездками в Москву и Ленинград. Классные руководители регулярно отчитывались о воспитательной работе. Выдержка из протокола педсовета 1936 года: «В 6-б классе прочитано 5 глав книги «Как закалялась сталь», а в 6-а проведены беседы «О годовщине стахановского движения», «О положении в Испании», «Юношеские годы Сталина». Во внеурочное время работали кружки: «Друзья Осоавиахима», «Кружок безбожников», «Юнкоровский», «Драматический», «Кружок юннатов», «Физико-технический» и др.

Впервые в эти годы начали проводить родительские собрания. К их проведению приурочивали выпуск стенгазет. Например, стенгазета, посвящённая обсуждению статьи «Грубость». Решено было привлекать родителей к контролю над деятельностью школьного общежития. Избранный от родителей Шибанов И.А. должен был наблюдать за порядком, бороться с хулиганством и следить за исполнением правил внутреннего распорядка.

В школе проводились мероприятия, посвященные политическим событиям. В дни, когда вся страна готовилась к III съезду Советов, на заседании педсовета было принято решение: добиться полной посещаемости уроков, путем обеспечения беднейших учащихся обувью и одеждой. Организовать подвоз из дальних деревень, подписку на журналы и газеты. Оборудовать лыжную станцию и горки. Приобрести радио, выпустить стенгазету для колхоза.

Готовясь к 10 съезду Ленинского комсомола, постановили: повысить успеваемость, изготовить наглядные пособия (ртутный барометр, 5 электрических звонков) – ответственный А.М. Дегтев, организовать радиослушание. Пионеры решили изготовить 6 авиамоделей, а 10 человек обязались изучить азбуку Морзе. В школе 20-х – 40-х годов кроме основных дисциплин изучались сельское хозяйство, техника коллективного хозяйства, колхозное счетоводство. В предвоенные 40-е основной упор делался на военизацию школы. Каждый урок начинался с рапорта дежурного. При ответе ученик должен был стоять по стойке «Смирно». Каждый классный руководитель проводил беседы по изучению биографии К.Е. Ворошилова, И.В. Сталина, Н.А. Щорса и др. Среди учебных дисциплин появился ещё один предмет – военное дело. Лучшим ученикам выдавали премии. В школе проводились военные праздники с показом достижений в военной строевой подготовке, гимнастике, по лыжам. И в первую очередь эти нормы должны были сдать учителя. Школам предлагалось создать звенья по подготовке к районным оборонным соревнованиям, организовать кружки ПВХО, сдать нормы на значок ГСО.

13 мая 1946 года появилось решение исполкома Облсовета депутатов трудящихся о строительстве нового здания семилетней школы. В трудное послевоенное время школа строилась в течение трёх лет. Строительство строго контролировалось исполкомом Ровдинского районного Совета депутатов трудящихся. В 1949 году школа была сдана в эксплуатацию.

Двухэтажная деревянная школа с просторными светлыми классами принимала детей со всех деревень Устьпаденьгского сельского совета более 30 лет. А в январе 1981 года строители Шенкурской межколхозной ПМК подготовили устьпаденьгским школьникам новое здание. На новоселье присутствовал наш земляк Герой Советского Союза Григорий Аркадьевич Токуев, выпускник нашей школы предвоенных лет. Он командовал комсомольско-молодёжным диверсионным отрядом в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны. Григорий Аркадьевич открывал мемориальную доску с именами 4 Героев Советского Союза, которые учились в нашей школе. Мемориальная доска была установлена решением Шенкурского районного Совета депутатов трудящихся № 288 от 11 августа 1976 года «Об увековечении памяти земляков Героев Советского Союза» ещё на старом здании школы, а затем перенесена на новое здание.

За прошедшие годы школа меняла и свои названия. Из школы колхозной молодёжи (ШКМ) она преобразовывалась в семилетнюю, затем в неполную среднюю, в восьмилетнюю и в основную общеобразовательную.

Одним из первых директоров был Попов Павел Гаврилович. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1939 года за выдающиеся успехи в деле школьного обучения и советского воспитания детей в сельских школах, за отличную постановку учебной работы и активное участие в общественной жизни в деревне Павел Гаврилович был награждён медалью «За трудовое отличие». В памяти своих учеников он остался очень добрым и внимательным человеком. 17 ноября 1941 года был призван в армию. В июле 1942 года погиб на Волховском фронте. Директором школы был назначен Шошин Иван Григорьевич. В 1942 году его заменила Дёгтева Агния Николаевна. Её преемниками были Семакова Елена Степановна, Костылева Ольга Ивановна, Ядовина Лидия Ионовна.

Начавшаяся Великая Отечественная война не обошла стороной и нашу школу. В самом начале Великой Отечественной войны на фронт ушли директор школы Попов Павел Гаврилович, учителя Добрынин Владимир Михайлович, Дёгтев Александр Максимилианович и Бураков Михаил Иванович.

Добрынин Владимир Михайлович работал в школе с момента её открытия преподавателем биологии и химии. В 1940 году заочно окончил Вологодский Государственный учительский институт. На уроки ботаники он приносил гербарии собранных за лето растений. Его уроки всегда были живыми и интересными. В сентябре 1941 года Владимир Михайлович был призван в армию и проходил курсовую подготовку в городе Архангельске, а в 1942 году был направлен на фронт в звании старший политрук батальона. В том же 1942 году Добрынин Владимир Михайлович погиб на фронте.

Дёгтев Александр Максимилианович работал в Устьпаденьгской школе с 1933 года учителем и завучем. В ноябре 1941-го был призван в армию. В послевоенные годы он работал директором Устьпаденьгской семилетней школы. В школе Дёгтев А.М. проработал 42 года. Награждён значком «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель РСФСР», медалью «Ветеран труда». Дёгтев А.М. являлся персональным пенсионером республиканского значения, награждён орденом и девятью медалями. В трудовой книжке в разделе «Награды и поощрения» у него занесено 42 благодарности.

Буракова Михаила Ивановича после окончания Шенкурского педагогического училища в 1939 году направили работать в Устьпаденьгскую семилетнюю школу. Но проработал он в школе недолго. Михаила Ивановича призвали на службу в армию. Служба его проходила в Белоруссии в войсках противовоздушной обороны. Он так и не успел приехать в отпуск, так как началась война. До конца войны его родные надеялись и ждали, что сын жив и вернётся домой. Но чудо не произошло.

В суровые военные годы школа продолжала свою деятельность. Педколлектив решал задачи повышения успеваемости. С первых дней было развернуто соцсоревнование. Каждый ученик брал конкретные обязательства, в классах была организована взаимопомощь. Решено было вызвать на соревнование Павловскую школу. Большая роль отводилась воспитательной работе. В школе продолжали работать кружки, проводились политинформации, воскресники, сбор средств на вооружение Красной армии. В это время выпускники нашей школы воевали на всех фронтах Великой Отечественной. Особая гордость школы – четыре Героя Советского Союза: Шибанов Григорий Иванович, Вершинин Федор Григорьевич, Семаков Федор Федорович, Токуев Григорий Аркадьевич.

В 2015 году произошло историческое событие для Устьпаденьгской основной школы: она официально стала называться школой четырёх Героев. Четыре мемориальные доски с их именами установили на здании школы.

За время существования школы с 1929 по 1949 гг. её закончил 841 человек. Из них с отличием – 12 человек. Особенно надо отметить, что в 1939 году окончили школу с похвальными грамотами 7 человек, а всего получили похвальные грамоты 28 учеников.

С 1950 по 1980 гг. школу закончили 977 человек. С отличием – 11 человек.

С 1981по 2021 гг. – 913 человек. Из них с отличием – 14 человек.

В 50-80-е годы педколлективом школы руководили Костылев Петр Николаевич, Аншукова Антонина Дмитриевна, Сафронова Идея Михайловна, Захарьин Михаил Александрович, Валькова Лидия Александровна.

В 50-е годы наша школа считалась одной из лучших в районе. В 1952 году приехала в школу молодая учительница Сафронова Идея Михайловна, которая вела биологию, географию и английский язык. А в 1963 году её назначили директором школы. Из воспоминаний И.М. Сафроновой: «Запомнилась почти ежедневная работа на полях колхоза. Теребили лён, ставили его в «бабки», копали картофель, убирали корнеплоды, ходили со своим классом на заготовку дров для школы. Орудия труда брали с собой: топоры, пилы-дровянки. Зимой по санному пути из-за реки Ваги эти дрова старшеклассники и технички школы вывозили на лошадях к школе и разделывали своими силами».

Наш пришкольный участок был одним из лучших в районе. А началось всё это с того, что в школу пришла Софронова Елизавета Федоровна. Она начала вести учебно-опытную работу на пришкольном участке. Выращивали картофель, капусту разных сортов, школьники проводили опыты, создали большой коллекционный отдел, построили теплицы и парники.

Учащиеся из деревень Паденьги и Шереньги жили в пришкольном интернате, которым руководила на протяжении многих лет Софронова Елизавета Алексеевна.

В учебно-воспитательном процессе 60-70-х годов основой было военно-патриотическое воспитание. Проводились смотры песни и строя, игра «Зарница». Под руководством учителей часто проходили предметные вечера с танцами под школьную радиолу. Запомнились «ростки коммунизма» в школе – работал «Киоск без продавца» с книгами и школьными принадлежностями. Примечательна его работа без всякой недостачи, иногда даже с прибылью.

В эти годы началась поисковая работа красных следопытов. Много времени и внимания уделяла этой деятельности старшая вожатая Данилова Галина Михайловна. Следопыты собрали много материалов о Герое Советского Союза, нашем земляке, Григории Ивановиче Шибанове. После анализа и обработки всех сведений пионеры написали письмо в Москву в Государственный архив. Ответ пришел через год. Возглавляли эту работу Журавлева Люба, Чертова Таня, Цывкунова Галя. Удалось завязать переписку с сестрами героя. Встреча с ними в школе навсегда запомнилась ребятам. Со слезами на глазах родственники поклонились и поблагодарили их за поисковую работу. Тогда же удалось узнать, что кроме Шибанова Г.И. в нашей школе учились еще три Героя: Семаков Федор Федорович, Вершинин Федор Григорьевич, Токуев Григорий Аркадьевич.

В 1970 году пионерской дружине было присвоено имя Героя Советского Союза Григория Ивановича Шибанова. Возглавляла эту работу в те годы Белозерова (Басина) Татьяна Александровна. Лучшие пионеры школы ездили в Белоруссию. Ребята своими глазами смогли увидеть место последнего боя и могилу своего земляка-героя. Ребята побывали с экскурсиями в Волгограде, Бресте, Минске, Куйбышеве, Воронеже, Ленинграде, Москве. Руководил поездками директор школы Захарьин Михаил Александрович.

В разные годы лучшие ученики школы награждались путевками во всесоюзный лагерь «Артек». Это Семакова Люба, Сафронов Андрей, Замятина Марина, Остафьев Виктор, Придеина Татьяна. В республиканском лагере «Орленок» побывали Сафронов Валера, Шилова Ольга, Дрань Алексей.

11 января 1981 года состоялось торжественное открытие нового здания школы. Открытие школы – это не только радостное событие, но и очень хлопотное. Все эти хлопоты легли на плечи директора – Вальковой Лидии Александровны. Также директорами школы были Софронова Нина Гавриловна, Бугаева Любовь Николаевна, Дубинина Галина Фёдоровна.

В 1970-1980 годы активно проводились районные турслёты, в которых наша школьная команда под руководством учителя физкультуры Валькова Александра Николаевича принимала участие и занимала призовые места.

В эти же годы страна готовилась к встрече гостей на XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. Работа клубов интернациональной дружбы была направлена на достойную встречу этого фестиваля. Все школьные КИДы активно включились в операцию «Амиго», объявленную газетой «Пионерская правда» в защиту чилийских патриотов Альваро Торо Вега и Орасио Лире, проводились ярмарки солидарности, изучалась история молодёжных фестивалей. Лучшим в смотре работы КИДов среди пяти школ был признан клуб интернациональной дружбы Устьпаденьгской 8-летней школы. Руководитель – учитель немецкого языка Ульяновская Н.Н.

80-90-е годы – это переломная эпоха в истории нашей страны. Дан курс на перестройку и гласность. В работе школы делается упор на трудовое воспитание. На уроках ОППТ учителя и ученики ходили на фермы совхоза «Паденьгский», ухаживали за телятами. Не стало пионерской организации, но в школе появился педагог-организатор. И школьная жизнь не остановилась на месте. В разные годы творчески, с душой подходили к организации внеклассных мероприятий Карамышева Елена Германовна, Докучаева Галина Александровна, а сегодня Коноплёва Ольга Николаевна.

В 90-е годы наш коллектив работал слаженно и сплоченно. Учителя отдавали свои знания, доброту и тепло сердец своим ученикам. Они учили их жить. Но могли ли они предположить, что их бывшим ученикам придется идти на войну в Афганистан, Таджикистан, Чечню. 24 наших выпускника прошли испытание на прочность в «горячих» точках. Один из них, Серекин Артём Николаевич, спасая жизни товарищей, погиб при исполнении воинского долга в Чечне.

В 2013 году в школе была воссоздана Комната воинской славы, руководителем которой является учитель истории Захарьина Т.В. Поисково-исследовательской деятельностью музейная комната занималась с самого начала своего существования – с 1984 года. Называлась она тогда Комната Боевой славы. В 1985 году за свою работу на областном слёте актива школьных музеев наша Комната Боевой славы была награждена Почётной грамотой обкома ВЛКСМ и ценным подарком. В 2020 году музейная комната заняла первое место в Региональном конкурсе и третье место во Всероссийском конкурсе школьных музеев.

В современном образовании происходят значительные изменения: меняются не только отдельные компоненты, но и сама система обучения и воспитания. Одним из эффективных направлений новой школы выступает исследовательская деятельность. Именно занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. С этой целью в нашей школе действует школьное научное общество «Поиск», которое было создано в начале 2006 года.

В 2007 году в районном конкурсе «Юность Поморья» впервые участвовали учащиеся 8-9 кл. Павловский М., Вещагина Т., Коберник М., Остафьев В. со своими руководителями Гарастей Н.А. и Ульяновской Н.Н. Свою работу Павловский М. представляет на Областной конкурсе имени М.В. Ломоносова и занимает третье место. Руководитель – учитель биологии Гарастей Н.А.

В 2008 году учащаяся 9 класса Вещагина Таня впервые выступает на педагогической конференции в городе Каргополе. Руководитель – учитель русского языка Маковецкая Г.В.

В 2009 году на Областном конкурсе письменных краеведческих работ Малых Иоанновских чтений учащаяся 8 класса Гришко Татьяна заняла призовое место из 35 участников. Руководитель – учитель географии Ульяновская Н.Н.

В 2019 году Лисицын Алексей стал призёром Областного конкурса исследовательских работ «Защитники Отечества». Руководитель – учитель истории Захарьина Т.В.

С 2004 года учащиеся нашей школы активно участвуют в экологических мероприятиях и конкурсах различного уровня. С мая 2009 года работает школьное лесничество.

В 2013 году в школе была создана театральная студия «Маски».

В 2016 году школа стала дипломантом региональной общественной награды «Достояние Севера» в номинации «Предприятие непроизводственной сферы».

В МБОУ «Устьпаденьгская ОШ» на сегодняшний день около 100 обучающихся и 38 воспитанников ДОУ. По итогам 2020 года наша школа вошла в число ТОП-29 школ Архангельской области, демонстрирующих стабильную динамику улучшения образовательных результатов. Благодаря участию в различных конкурсах и программах школа за 9 последних лет из разных источников получила более 12 миллионов рублей на дальнейшее развитие.

Устьпаденьгская основная школа

По данным Архангельского губернского статистического бюро, опубликованным в «Статистическом сборнике по Архангельской губернии за 1917-1924 годы» (Арханг. губерн. стат. бюро; Предисл.: Вл. Пландовский. – Архангельск: Изд. Архгубстатбюро, 1925 г.) в Усть-Паденьге в 1841 году было основано двуклассное училище, относящееся к школам Дирекции народных училищ. В разное время заведующими этого училища были учителя 2 класса Иван Васильевич Попов и Александр Евгеньевич Рупышев. Училось здесь немного детей. По данным «Справочной книжки Архангельской губернии на 1871 год» число учащихся мужского пола – 44, число учащихся женского пола – 2 человека.

Местоположение школы за эти годы менялось не раз. Размещалась она в Удельном доме деревни Высокая Гора, а в довоенное время – в деревянном двухэтажном здании в деревне Усть-Паденьга.

История школы неразрывно была связана с жизнью нашей страны.

В 1920-е годы отгремели последние залпы гражданской войны. Люди в деревнях начали объединяться в коммуны, но они просуществовали недолго. На смену им пришли колхозы, за которые проводили агитацию деревенские учителя. Кроме своей основной деятельности – учить детей, они на заседаниях педколлектива решали вопросы общественной работы школы.

Из протокола заседания от 15 октября 1929 года: «Задачи: расширить посевную площадь на 10%, принять участие в лесозаготовках, принять участие в третьем Займе индустриализации: каждый колхоз не менее 100 рублей. Постановили: начать подготовку к разработке правил внутреннего распорядка в колхозе. Глубже изучить жизнь колхозов и практически участвовать в работе таковых. Подготовить художественные вечера для проведения культурного отдыха в колхозе и установить для этого определенный день, проводя в них читку газет, декламаций, анекдотов, рассказов и исполнение песен».

В 30-е годы коллективу учителей под руководством П.Г. Попова пришлось решать ещё и вопросы лесозаготовительной кампании. Школьники и учителя выезжали в районы лесозаготовок с культурными программами. Позднее, на одном из заседаний коллектива школы, было решено, что каждый ученик должен иметь законченный круг знаний и практических навыков по лесозаготовкам, от отвода делянок и кончая доставкой леса на катище.

Активно участвуя в общественной жизни колхозов, учителя и ученики не забывали о своей главной задаче – учить и учиться. Было организовано соцсоревнование между классами. Даже самые слабые ученики брали обязательства на четверть. Выявлялись активные читатели художественной литературы и литературы по предметам, а также ученики, которые заработали большое количество хороших оценок. Так, Семакова Паша и Шестаков Аркадий были награждены за отличную учёбу учебниками арифметики и русского языка 3-4 класса. Победители олимпиады юных чтецов произведений революционных поэтов были награждены денежными премиями: по 3, 6 и 10 рублей. Уже в те годы из числа старшеклассников выбирали наиболее активных ребят, которые были награждены поездками в Москву и Ленинград. Классные руководители регулярно отчитывались о воспитательной работе. Выдержка из протокола педсовета 1936 года: «В 6-б классе прочитано 5 глав книги «Как закалялась сталь», а в 6-а проведены беседы «О годовщине стахановского движения», «О положении в Испании», «Юношеские годы Сталина». Во внеурочное время работали кружки: «Друзья Осоавиахима», «Кружок безбожников», «Юнкоровский», «Драматический», «Кружок юннатов», «Физико-технический» и др.

Впервые в эти годы начали проводить родительские собрания. К их проведению приурочивали выпуск стенгазет. Например, стенгазета, посвящённая обсуждению статьи «Грубость». Решено было привлекать родителей к контролю над деятельностью школьного общежития. Избранный от родителей Шибанов И.А. должен был наблюдать за порядком, бороться с хулиганством и следить за исполнением правил внутреннего распорядка.

В школе проводились мероприятия, посвященные политическим событиям. В дни, когда вся страна готовилась к III съезду Советов, на заседании педсовета было принято решение: добиться полной посещаемости уроков, путем обеспечения беднейших учащихся обувью и одеждой. Организовать подвоз из дальних деревень, подписку на журналы и газеты. Оборудовать лыжную станцию и горки. Приобрести радио, выпустить стенгазету для колхоза.

Готовясь к 10 съезду Ленинского комсомола, постановили: повысить успеваемость, изготовить наглядные пособия (ртутный барометр, 5 электрических звонков) – ответственный А.М. Дегтев, организовать радиослушание. Пионеры решили изготовить 6 авиамоделей, а 10 человек обязались изучить азбуку Морзе. В школе 20-х – 40-х годов кроме основных дисциплин изучались сельское хозяйство, техника коллективного хозяйства, колхозное счетоводство. В предвоенные 40-е основной упор делался на военизацию школы. Каждый урок начинался с рапорта дежурного. При ответе ученик должен был стоять по стойке «Смирно». Каждый классный руководитель проводил беседы по изучению биографии К.Е. Ворошилова, И.В. Сталина, Н.А. Щорса и др. Среди учебных дисциплин появился ещё один предмет – военное дело. Лучшим ученикам выдавали премии. В школе проводились военные праздники с показом достижений в военной строевой подготовке, гимнастике, по лыжам. И в первую очередь эти нормы должны были сдать учителя. Школам предлагалось создать звенья по подготовке к районным оборонным соревнованиям, организовать кружки ПВХО, сдать нормы на значок ГСО.

13 мая 1946 года появилось решение исполкома Облсовета депутатов трудящихся о строительстве нового здания семилетней школы. В трудное послевоенное время школа строилась в течение трёх лет. Строительство строго контролировалось исполкомом Ровдинского районного Совета депутатов трудящихся. В 1949 году школа была сдана в эксплуатацию.

Двухэтажная деревянная школа с просторными светлыми классами принимала детей со всех деревень Устьпаденьгского сельского совета более 30 лет. А в январе 1981 года строители Шенкурской межколхозной ПМК подготовили устьпаденьгским школьникам новое здание. На новоселье присутствовал наш земляк Герой Советского Союза Григорий Аркадьевич Токуев, выпускник нашей школы предвоенных лет. Он командовал комсомольско-молодёжным диверсионным отрядом в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны. Григорий Аркадьевич открывал мемориальную доску с именами 4 Героев Советского Союза, которые учились в нашей школе. Мемориальная доска была установлена решением Шенкурского районного Совета депутатов трудящихся № 288 от 11 августа 1976 года «Об увековечении памяти земляков Героев Советского Союза» ещё на старом здании школы, а затем перенесена на новое здание.

За прошедшие годы школа меняла и свои названия. Из школы колхозной молодёжи (ШКМ) она преобразовывалась в семилетнюю, затем в неполную среднюю, в восьмилетнюю и в основную общеобразовательную.

Одним из первых директоров был Попов Павел Гаврилович. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1939 года за выдающиеся успехи в деле школьного обучения и советского воспитания детей в сельских школах, за отличную постановку учебной работы и активное участие в общественной жизни в деревне Павел Гаврилович был награждён медалью «За трудовое отличие». В памяти своих учеников он остался очень добрым и внимательным человеком. 17 ноября 1941 года был призван в армию. В июле 1942 года погиб на Волховском фронте. Директором школы был назначен Шошин Иван Григорьевич. В 1942 году его заменила Дёгтева Агния Николаевна. Её преемниками были Семакова Елена Степановна, Костылева Ольга Ивановна, Ядовина Лидия Ионовна.

Начавшаяся Великая Отечественная война не обошла стороной и нашу школу. В самом начале Великой Отечественной войны на фронт ушли директор школы Попов Павел Гаврилович, учителя Добрынин Владимир Михайлович, Дёгтев Александр Максимилианович и Бураков Михаил Иванович.

Добрынин Владимир Михайлович работал в школе с момента её открытия преподавателем биологии и химии. В 1940 году заочно окончил Вологодский Государственный учительский институт. На уроки ботаники он приносил гербарии собранных за лето растений. Его уроки всегда были живыми и интересными. В сентябре 1941 года Владимир Михайлович был призван в армию и проходил курсовую подготовку в городе Архангельске, а в 1942 году был направлен на фронт в звании старший политрук батальона. В том же 1942 году Добрынин Владимир Михайлович погиб на фронте.

Дёгтев Александр Максимилианович работал в Устьпаденьгской школе с 1933 года учителем и завучем. В ноябре 1941-го был призван в армию. В послевоенные годы он работал директором Устьпаденьгской семилетней школы. В школе Дёгтев А.М. проработал 42 года. Награждён значком «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель РСФСР», медалью «Ветеран труда». Дёгтев А.М. являлся персональным пенсионером республиканского значения, награждён орденом и девятью медалями. В трудовой книжке в разделе «Награды и поощрения» у него занесено 42 благодарности.

Буракова Михаила Ивановича после окончания Шенкурского педагогического училища в 1939 году направили работать в Устьпаденьгскую семилетнюю школу. Но проработал он в школе недолго. Михаила Ивановича призвали на службу в армию. Служба его проходила в Белоруссии в войсках противовоздушной обороны. Он так и не успел приехать в отпуск, так как началась война. До конца войны его родные надеялись и ждали, что сын жив и вернётся домой. Но чудо не произошло.

В суровые военные годы школа продолжала свою деятельность. Педколлектив решал задачи повышения успеваемости. С первых дней было развернуто соцсоревнование. Каждый ученик брал конкретные обязательства, в классах была организована взаимопомощь. Решено было вызвать на соревнование Павловскую школу. Большая роль отводилась воспитательной работе. В школе продолжали работать кружки, проводились политинформации, воскресники, сбор средств на вооружение Красной армии. В это время выпускники нашей школы воевали на всех фронтах Великой Отечественной. Особая гордость школы – четыре Героя Советского Союза: Шибанов Григорий Иванович, Вершинин Федор Григорьевич, Семаков Федор Федорович, Токуев Григорий Аркадьевич.

В 2015 году произошло историческое событие для Устьпаденьгской основной школы: она официально стала называться школой четырёх Героев. Четыре мемориальные доски с их именами установили на здании школы.

За время существования школы с 1929 по 1949 гг. её закончил 841 человек. Из них с отличием – 12 человек. Особенно надо отметить, что в 1939 году окончили школу с похвальными грамотами 7 человек, а всего получили похвальные грамоты 28 учеников.

С 1950 по 1980 гг. школу закончили 977 человек. С отличием – 11 человек.

С 1981по 2021 гг. – 913 человек. Из них с отличием – 14 человек.

В 50-80-е годы педколлективом школы руководили Костылев Петр Николаевич, Аншукова Антонина Дмитриевна, Сафронова Идея Михайловна, Захарьин Михаил Александрович, Валькова Лидия Александровна.

В 50-е годы наша школа считалась одной из лучших в районе. В 1952 году приехала в школу молодая учительница Сафронова Идея Михайловна, которая вела биологию, географию и английский язык. А в 1963 году её назначили директором школы. Из воспоминаний И.М. Сафроновой: «Запомнилась почти ежедневная работа на полях колхоза. Теребили лён, ставили его в «бабки», копали картофель, убирали корнеплоды, ходили со своим классом на заготовку дров для школы. Орудия труда брали с собой: топоры, пилы-дровянки. Зимой по санному пути из-за реки Ваги эти дрова старшеклассники и технички школы вывозили на лошадях к школе и разделывали своими силами».

Наш пришкольный участок был одним из лучших в районе. А началось всё это с того, что в школу пришла Софронова Елизавета Федоровна. Она начала вести учебно-опытную работу на пришкольном участке. Выращивали картофель, капусту разных сортов, школьники проводили опыты, создали большой коллекционный отдел, построили теплицы и парники.

Учащиеся из деревень Паденьги и Шереньги жили в пришкольном интернате, которым руководила на протяжении многих лет Софронова Елизавета Алексеевна.

В учебно-воспитательном процессе 60-70-х годов основой было военно-патриотическое воспитание. Проводились смотры песни и строя, игра «Зарница». Под руководством учителей часто проходили предметные вечера с танцами под школьную радиолу. Запомнились «ростки коммунизма» в школе – работал «Киоск без продавца» с книгами и школьными принадлежностями. Примечательна его работа без всякой недостачи, иногда даже с прибылью.

В эти годы началась поисковая работа красных следопытов. Много времени и внимания уделяла этой деятельности старшая вожатая Данилова Галина Михайловна. Следопыты собрали много материалов о Герое Советского Союза, нашем земляке, Григории Ивановиче Шибанове. После анализа и обработки всех сведений пионеры написали письмо в Москву в Государственный архив. Ответ пришел через год. Возглавляли эту работу Журавлева Люба, Чертова Таня, Цывкунова Галя. Удалось завязать переписку с сестрами героя. Встреча с ними в школе навсегда запомнилась ребятам. Со слезами на глазах родственники поклонились и поблагодарили их за поисковую работу. Тогда же удалось узнать, что кроме Шибанова Г.И. в нашей школе учились еще три Героя: Семаков Федор Федорович, Вершинин Федор Григорьевич, Токуев Григорий Аркадьевич.

В 1970 году пионерской дружине было присвоено имя Героя Советского Союза Григория Ивановича Шибанова. Возглавляла эту работу в те годы Белозерова (Басина) Татьяна Александровна. Лучшие пионеры школы ездили в Белоруссию. Ребята своими глазами смогли увидеть место последнего боя и могилу своего земляка-героя. Ребята побывали с экскурсиями в Волгограде, Бресте, Минске, Куйбышеве, Воронеже, Ленинграде, Москве. Руководил поездками директор школы Захарьин Михаил Александрович.

В разные годы лучшие ученики школы награждались путевками во всесоюзный лагерь «Артек». Это Семакова Люба, Сафронов Андрей, Замятина Марина, Остафьев Виктор, Придеина Татьяна. В республиканском лагере «Орленок» побывали Сафронов Валера, Шилова Ольга, Дрань Алексей.

11 января 1981 года состоялось торжественное открытие нового здания школы. Открытие школы – это не только радостное событие, но и очень хлопотное. Все эти хлопоты легли на плечи директора – Вальковой Лидии Александровны. Также директорами школы были Софронова Нина Гавриловна, Бугаева Любовь Николаевна, Дубинина Галина Фёдоровна.

В 1970-1980 годы активно проводились районные турслёты, в которых наша школьная команда под руководством учителя физкультуры Валькова Александра Николаевича принимала участие и занимала призовые места.

В эти же годы страна готовилась к встрече гостей на XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. Работа клубов интернациональной дружбы была направлена на достойную встречу этого фестиваля. Все школьные КИДы активно включились в операцию «Амиго», объявленную газетой «Пионерская правда» в защиту чилийских патриотов Альваро Торо Вега и Орасио Лире, проводились ярмарки солидарности, изучалась история молодёжных фестивалей. Лучшим в смотре работы КИДов среди пяти школ был признан клуб интернациональной дружбы Устьпаденьгской 8-летней школы. Руководитель – учитель немецкого языка Ульяновская Н.Н.

80-90-е годы – это переломная эпоха в истории нашей страны. Дан курс на перестройку и гласность. В работе школы делается упор на трудовое воспитание. На уроках ОППТ учителя и ученики ходили на фермы совхоза «Паденьгский», ухаживали за телятами. Не стало пионерской организации, но в школе появился педагог-организатор. И школьная жизнь не остановилась на месте. В разные годы творчески, с душой подходили к организации внеклассных мероприятий Карамышева Елена Германовна, Докучаева Галина Александровна, а сегодня Коноплёва Ольга Николаевна.

В 90-е годы наш коллектив работал слаженно и сплоченно. Учителя отдавали свои знания, доброту и тепло сердец своим ученикам. Они учили их жить. Но могли ли они предположить, что их бывшим ученикам придется идти на войну в Афганистан, Таджикистан, Чечню. 24 наших выпускника прошли испытание на прочность в «горячих» точках. Один из них, Серекин Артём Николаевич, спасая жизни товарищей, погиб при исполнении воинского долга в Чечне.

В 2013 году в школе была воссоздана Комната воинской славы, руководителем которой является учитель истории Захарьина Т.В. Поисково-исследовательской деятельностью музейная комната занималась с самого начала своего существования – с 1984 года. Называлась она тогда Комната Боевой славы. В 1985 году за свою работу на областном слёте актива школьных музеев наша Комната Боевой славы была награждена Почётной грамотой обкома ВЛКСМ и ценным подарком. В 2020 году музейная комната заняла первое место в Региональном конкурсе и третье место во Всероссийском конкурсе школьных музеев.

В современном образовании происходят значительные изменения: меняются не только отдельные компоненты, но и сама система обучения и воспитания. Одним из эффективных направлений новой школы выступает исследовательская деятельность. Именно занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. С этой целью в нашей школе действует школьное научное общество «Поиск», которое было создано в начале 2006 года.

В 2007 году в районном конкурсе «Юность Поморья» впервые участвовали учащиеся 8-9 кл. Павловский М., Вещагина Т., Коберник М., Остафьев В. со своими руководителями Гарастей Н.А. и Ульяновской Н.Н. Свою работу Павловский М. представляет на Областной конкурсе имени М.В. Ломоносова и занимает третье место. Руководитель – учитель биологии Гарастей Н.А.

В 2008 году учащаяся 9 класса Вещагина Таня впервые выступает на педагогической конференции в городе Каргополе. Руководитель – учитель русского языка Маковецкая Г.В.

В 2009 году на Областном конкурсе письменных краеведческих работ Малых Иоанновских чтений учащаяся 8 класса Гришко Татьяна заняла призовое место из 35 участников. Руководитель – учитель географии Ульяновская Н.Н.

В 2019 году Лисицын Алексей стал призёром Областного конкурса исследовательских работ «Защитники Отечества». Руководитель – учитель истории Захарьина Т.В.

С 2004 года учащиеся нашей школы активно участвуют в экологических мероприятиях и конкурсах различного уровня. С мая 2009 года работает школьное лесничество.

В 2013 году в школе была создана театральная студия «Маски».

В 2016 году школа стала дипломантом региональной общественной награды «Достояние Севера» в номинации «Предприятие непроизводственной сферы».

В МБОУ «Устьпаденьгская ОШ» на сегодняшний день около 100 обучающихся и 38 воспитанников ДОУ. По итогам 2020 года наша школа вошла в число ТОП-29 школ Архангельской области, демонстрирующих стабильную динамику улучшения образовательных результатов. Благодаря участию в различных конкурсах и программах школа за 9 последних лет из разных источников получила более 12 миллионов рублей на дальнейшее развитие.