Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Главная  
Династия Поляковой Ирины Фёдоровны
Династия Поляковой Ирины Фёдоровны
Династия Поляковой Ирины Фёдоровны
Династия Поляковой Ирины Фёдоровны
Династия Поляковой Ирины Фёдоровны

Готовясь в семье к 90-летнему юбилею нашей мамы, бабушки и прабабушки Зайцевой Людмилы Абрамовны, решили его отметить весело, в широком кругу родных и близких. И вот началась предъюбилейная суматоха. Не осталась в стороне и мама! А как же? Педагогов бывших не бывает! Решила она посчитать, сколько близких ей людей посвятили себя педагогике, какой предмет вели, стаж их работы. Всего насчитала 25 человек! Среди них есть учителя практически по всем школьным предметам: русский язык и литература, физика, иностранный язык, музыка, изо, труд, химия, биология, география, история, начальная школа, есть воспитатели детских садов, музыкальные работники, логопеды, психологи, педагоги высшей школы. Общий стаж получился более 700 лет. Цифра внушительная, да это и понятно, многие выходили на пенсию, имея за плечами 35-45 лет работы в образовании. Сейчас продолжают трудиться восемь человек.

2024 год – очередной юбилей моей мамы – Зайцевой Людмилы Абрамовны. В ноябре ей исполнится 95 лет. Жизнь у нее была нелегкой, как и у всех детей военного времени. Она вспоминает: «Учились в три смены, поскольку многие школы отдали под госпитали. В школе было печное отопление, детей отправляли на заготовку дров для школы, а с мая по август, иногда и сентябрь, отправляли всех на сельскохозяйственные работы в колхоз. Уже с 1942 года мы ходили на болото собирать для госпиталей мох сфагнум, так как не хватало ваты, бинты и перевязочный материал несли стирать домой из госпиталей. Мыла не было, порошков тем более. Брали золу, заливали кипятком, сливали, сливали, процеживали и в этой воде стирали и кипятили бинты. Ходили в госпиталь с концертами. Я читала стихи Пушкина «Гусар», пела песню «Лейтенант молодой и красивый» и другое. Писали письма, разговаривали с тяжелоранеными, ведь были слепые, без рук, без ног.

В детстве мы с моей двоюродной сестрой Маргаритой были неразлучными подругами. В годы войны дети очень много помогали взрослым, но всегда находили время и на детские забавы. В летние дни не упускали возможность искупаться на реке Толчея. Из-за того, что там в свое время мыли золото, образовались в ней глубокие воронки. Вместо купальников приспосабливали сарафаны: заколем снизу подолы булавкой и плаваем. Как-то раз у меня во время купания булавка расстегнулась и впилась в тело, я попыталась ее снова застегнуть, но попала в водоворот и начала тонуть. Спасла меня Мага.

В сентябре мы возвращались из школы. Погода было дождливая, на дорогах грязь, лужи. Мага была в светлом пальто, новых туфлях, тут-то она и вспомнила, что спасла мне летом жизнь. Взамен потребовала, чтобы я перенесла ее через грязь. Пристроившись на моей спине, она весело смеялась (я её в этом, конечно, поддерживала), и в скором времени мы оказались с ней лежащими в огромной грязной луже».

Так наша мамочка и по жизни идет – не унывая, не раскисая, все время в труде, всегда готова подставить плечо в трудную минуту, любит людей, а люди ей отвечают взаимностью.

После 8 класса мама поступила в фельдшерско-акушерскую школу в родном городе Нижнем Тагиле. В 1949 году после окончания этой школы её направили работать в должности заведующей медпунктом в поселок Евстюниха. Она была единственным медицинским работником в посёлке, поэтому ей приходилось оказывать различную помощь взрослым и детям. Однажды к ней поступила 16-летняя роженица, её срочно надо было везти на лошади в родильный дом, который находился в 20 километрах от посёлка. «Кучером» был ее муж 15,5 лет. Мама вспоминает: «За один километр до больницы, около булочной, где стояла очередь за хлебом, начались роды. Времени было часов шесть утра, температура воздуха около нуля градусов, так как был конец сентября. Малолетний отец испугался и убежал, а я с «воплем» «Тпру-тпру!» принимала роды. Все прошло благополучно, родилась девочка, я положила её между ног матери, укрыла одеялом, но, когда перевязывала пуповину, в спешке, чтобы не застудить молодую маму и её ребёнка, плохо закрыла крышку флакончика с йодом, он упал, и в больнице у девочки обнаружили ожог спинки йодом, но меня не ругали, потому что я сильно была напугана и плакала, мне ведь было 19 лет. С этой девочкой нам было суждено встретиться. Я тогда работала директором школы № 67 г. Нижнего Тагила, ко мне направили учителем начальных классов молодого специалиста и оказалось, что это та самая девочка, которую я принимала как акушерка в телеге на улице».

Не прошло и года маминой работы в поселковом медпункте, как её избрали освобожденным секретарем комитета комсомола ремесленного училища № 9 Нижнего Тагила. Там в основном были беспризорные дети, собранные из города и близлежащих деревень. Работа с ними требовала особого подхода, педагогических знаний, поэтому в сентябре 1950 года она поступает на очное отделение учительского института. Днём учится, а вечером работает в училище. Активно участвует в комсомольской жизни. Даже с будущим мужем, Зайцевым Федором Семеновичем, студентом горного техникума, она познакомилась на городской комсомольской конференции.

По окончании института маму распределили на работу учителем биологии и химии в школу-новостройку № 71, куда получили назначение и её двоюродные сёстры: директором – Дощатова Нина Фоминична, а завучем – Реймер Галина Антоновна. Её любимая сестра Мага, а теперь уже Маргарита Антоновна, годом раньше начинает педагогическую деятельность в г. Миргороде, по месту службы мужа, работает учителем русского языка и литературы, а позже – директором школы. После окончания учительского института разрешалось работать только в среднем звене, мама заочно поступает учиться в педагогический институт. В этот период папу отправляют на 2 года для продолжения образования на высшие инженерные курсы горного института (г. Кривой Рог).

Мама успевала всё – и работать, и воспитывать нас с сестрёнкой. Летом она ездила работать сначала воспитателем, а потом начальником пионерского лагеря. Трудно представить, но и такой день был в биографии моей мамы: 8 февраля 1956 года она утром сдала экзамен по химии, в пять вечера вступила в ряды КПСС, а в восемь вечера – родила дочку, мою младшую сестрёнку.

Несмотря на все трудности, мои родители закончили институты, и в 1957 году семья снова вместе! Папа возвращается в Нижний Тагил, его назначают главным механиком вновь открывающейся шахты, мама в связи с переездом в другой район города переходит работать в железнодорожную школу № 89. 25 августа 1966 года её назначают директором восьмилетней школы № 67, где за плохое руководство был уволен директор. К этому времени у мамы за плечами был многолетний опыт работы начальником лагеря, который всегда занимал первые места в городе по итогам лета. Школа была в плачевном состоянии, к началу учебного года совсем не готова, приемная комиссия дала время на исправление всех замечаний. И тут мама проявила свой организаторский талант – пригласила художника, фотографа, с которыми трудилась в пионерлагере, подключила к работе шефов с Нижнетагильского металлургического комбината, учителей, родителей, учащихся. К назначенному сроку сдали комиссии школьное здание с оценкой «отлично». Общее дело сплотило коллектив педагогов, родителей и учащихся. Школа развивалась, дети уже участвовали в олимпиадах, смотрах, активно работал родительский комитет, но в декабре 1970 года маму (в порядке партийной дисциплины) перевели в среднюю школу № 40 с контингентом учеников в две тысячи человек. Школа была построена в 1963 году, а она стала в ней седьмым директором. Некоторые окна были забиты досками, двери, стены разбиты. В школе работала группа талантливых педагогов, замечательный завуч, в их лице мама и нашла поддержку, которая была ей так необходима в этот непростой профессиональный период. Частая смена директоров не способствовала становлению педагогического коллектива, пришлось много сил положить на оздоровление психологического климата в нем и сплочение учителей, родителей и учащихся школы. К 10-летию школы в 1973 году были открыты музей истории школы, музей Боевой славы, тир, начала работать в их здании музыкальная школа, кружок бальных танцев, спортивные секции и др. Опыт профориентационной работы с Нижнетагильским металлургическим комбинатом был представлен на Всесоюзной выставке ВДНХ, где маме вручили бронзовую медаль за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР (1976 год).

В 1978 году в здание школы № 40 перевели коллектив педагогов и учащихся средней школы № 6 им. А.П. Бондина (в связи с угрозой обрушения крыши здания). Учебный год функционировали как две школы. Мама воспоминала, что школа № 6 была открыта в 1937 году, у неё были добрые традиции, сильнейший коллектив, она всегда была в городе лучшей по учебной и воспитательной работе. В сентябре 1979 года в связи с демографическим спадом, резким уменьшением количества обучающихся эти школы решено было объединить. Работать стали в здании школы № 40, но под номером 6, при этом было сохранено за ней имя знаменитого тагильчанина и писателя А.П. Бондина. Учителям двух школ предложили тайным голосованием избрать директора. Объединенные коллективы выбрали Зайцеву Людмилу Абрамовну. Школы смогли взять всё лучшее, что было у них, сохранили традиции, создали новые. Школа № 6 стала экспериментальной площадкой федерального уровня по проблемному обучению (академик М.И. Махмутов).

За свой труд Зайцева Людмила Абрамовна занесена в Книгу почета города Нижнего Тагила, награждена значком «Отличник народного просвещения» (1977), значком «Отличник просвещения СССР» (1984), медалью за доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (1970), юбилейной медалью «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (2005), нагрудным знаком «Дети войны» (2023), грамотами ЦК КПСС, Министерства образования СССР и Российской Федерации, областными и городскими грамотами и благодарностями.

***

«Дорогая доченька Ириночка, сегодня получил стипендию и купил тебе в книжном магазине один том «Большой советской энциклопедии», потом еще подкоплю денежек и куплю другие тома. Хочу, чтобы ты росла умной, любознательной девочкой…» – такое трогательное письмо прислал мне, трехлетней девочке, папа. Он мечтал, чтобы мы с сестрой выросли достойными людьми, получили образование. Трудно представить, как папа мог выкраивать из своей студенческой стипендии деньги на книги, но слово своё сдержал и на протяжении всей жизни пополнял домашнюю библиотеку мировой классикой, историческими книгами и др.

Наш дом был центром притяжения не только родственников, но и друзей: приходили пообщаться, обменяться книгами, помузицировать, а дети, конечно, поиграть. Одной из любимых игр у нас с сестрой была «Школа». Мне, как старшей, доставалась роль учительницы. К этому времени я уже имела представление об этой профессии: не раз ходила с мамой в школу, сидела на уроках (в то время она вела географию, биологию и химию), участвовала в занятиях на пришкольном участке, видела, как мама проверяла тетради, контурные карты, иногда даже выставляла вместе с ней оценки. Игра в школу сопровождалась определенным ритуалом. К урокам мы все тщательно готовились – делали маленькие тетрадочки для математики и чтения, с нотным станом – для музыки, альбомчики – для рисования. Папа нам изготовил классную чёрную доску, указку, принёс мелки. Перед уроком я надевала на себя мамину велюровую зелёную шляпу, брала ее балетку (так называлась женская сумка) и с серьёзным лицом заходила в «класс», где ждали меня ученики – сестра, двоюродный брат, подружки по дому. Я во всем старалась подражать маме-учительнице – её внешнему виду, голосу, манере вести себя с учениками. Эти уроки и сейчас, собираясь вместе со своими «учениками», мы с радостью вспоминаем.

Родители всегда старались, чтобы наше детство было беззаботным, счастливым. Трепетное отношение к нам, на мой взгляд, было обусловлено еще и тем, что сами они прошли суровые жизненные испытания, которые выстояли, выдержали с честью. (Любая семья отражает в себе историю страны, не обошло это и моих близких. В результате раскулачивания папа в малом возрасте вместе с родителями вынужден был покинуть на долгие годы родные места; в годы Великой Отечественной войны на фронт уходят три старших брата отца (Александр, Ефим, Павел), а в 17 лет и он добровольцем (в тайне от родителей) убегает на фронт, служит в танковых войсках. В маминой семье эхо гражданской войны отозвалось на родственных отношениях: старший брат дедушки (Фома) остался верен присяге, которую он дал царю, и после революции оказался на стороне белых, а младшие братья – Карп, Пётр, Антон и Абрам – на стороне Советской власти. Но братская любовь, крепкие семейные традиции помогли пережить и перевернуть эту печальную страницу страны и семьи. В годы Великой Отечественной войны мама чуть не умерла от дистрофии, а сколько недетского труда ей пришлось вынести на своих плечах!)

К окончанию школы я уже определилась со своей будущей профессией – буду учителем! Родители, прямо скажу, мой выбор не одобряли, поддерживали их в этом и мои любимые учителя, но, зная своих родителей, я нашла (как мне казалось!) веские аргументы, которые смогли их переубедить. Они разрешили мне поступать, но только в один из лучших педагогических вузов страны, в тайне надеясь, что девочка с периферии не справится с большим конкурсом (в 70-х годах в педагогические институты Москвы и Ленинграда был очень высокий конкурс) и завалит вступительные экзамены. Ну, а если нет, то тогда действительно – профессию выбрала по убеждению и при этом проявила волю к достижению цели. Правда, узнала я про их тайные планы, когда стала студенткой факультета педагогики и психологии начального обучения, по специальности «педагогика и методика начального обучения» Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена.

В 1974 году я завершила обучение, и в 1975 году по распределению супруга (Полякова Владимира Ивановича) мы приехали в город Северодвинск. Здесь долгие годы работала учителем начальных классов, с 1987 – зам. директора по учебной и научной работе в средней школе № 2. С 1996 г. продолжила научно-педагогическую деятельность в Северодвинском филиале ПГУ (ныне гуманитарный институт филиала САФУ в г. Северодвинске): старший преподаватель (с 1996 г.), декан факультета дошкольной педагогики и психологии (с 1998 г.), зам. директора по учебной работе гуманитарного института (с 2002 по 2014 г.), далее доцент кафедры педагогики и психологии гуманитарного института. Работая в вузе, поступила в аспирантуру Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, ныне Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, по специальности «общая педагогика» (1996 г.). В 1998 г. защитила диссертацию и стала кандидатом педагогических наук, в 2000 г. получила научное звание доцента, заслуженного учителя РФ (2005), становилась Лауреатом премии им. Н.К. Крупской (1991 г.), дважды Лауреатом премии им. М.В. Ломоносова МО «Северодвинск» в номинации «В области образования» (2018, 2022 гг.).

Основные печатные работы – Морянка: сборник материалов о Русском Севере: Для чтения в начальных классах / отв. ред. Полякова И.Ф. – Архангельск, 1997; Младшим школьникам о М.В. Ломоносове: Метод. материал для учителя / отв. ред. Полякова И.Ф. – Архангельск, 2001; Младшим школьникам о М.В. Ломоносове: Кн. для учащихся / авт.-сост. Полякова И.Ф. – Архангельск, 2002; Детская литература стран Баренцева региона: хрестоматия / отв. ред. Э.И. Николаева; сост.: Э.И. Николаева, И.Ф. Полякова, О.Е. Раменский. – Архангельск, 2005; Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык). Монография – Архангельск, 2006 (соавт. Э.И. Николаева, Е.В. Михайленко и др.); Учебно-методический комплекс регионального компонента начального школьного образования // Начальная школа, 2009, № 3; Региональная детская литература (учебно-методическая разработка). – Архангельск, 2010 (соавт. Э.И. Николаева); Школьное ломоносововедение: начальные классы // Начальная школа, 2011, № 1 (соавт. Э.И. Николаева); Растим юных ломоносововедов (из опыта работы): сб. науч.-метод. статей / сост., отв. ред. Э.И. Николаева, И.Ф. Полякова. – Архангельск, 2011; Морянка. Краеведческий курс: учеб.-метод. пособие для учителя / отв. ред. И.Ф. Полякова. – Архангельск, 2017; Морянка: Рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – 8-е изд., перераб. и доп. – Архангельск, 2017; Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – 7-е изд., перераб. и доп. – Архангельск, 2017; Морянка: Рабочая тетрадь для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – 6-е изд., перераб. и доп. – Архангельск, 2017; Программа по курсу краеведения «Морянка»: для учащихся 2-4 классов / авт.-сост. И.Ф. Полякова [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – Архангельск, 2017; Программа курса внеурочной деятельности «Арктиковедение» для начальной школы / авт.-сост. И.Ф. Полякова [и др.]. – Архангельск, 2019; Краеведение: учебное пособие для студентов / под ред. И.Ф. Поляковой – Архангельск, 2020 и др.

***

В 2007 году, после ухода из жизни моего папы, мы перевезли маму из Нижнего Тагила к себе в Северодвинск. В первые годы, чтобы отвлечь её от грустных мыслей (ведь прожито с папой было более 50 лет), предложили ей написать всё, что она помнит о наших корнях со своей и папиной стороны. Для этого ей пришлось включиться в активную переписку, делать звонки, совершать поездки к родным, чтобы записать их воспоминания. Несмотря на преклонный возраст (ей тогда было 78 лет), она справилась с этим и восстановила историю рода с того момента, когда наши предки в начале 18 века перебрались на Урал. В тот период Демидовы активно строили заводы, добывали полезные ископаемые. Первые наши предки-переселенцы с маминой стороны были искусными кузнецами, материал о ник есть в Нижнетагильском краеведческом музее. Предполагаем, что они, как староверы (что с маминой, что с папиной стороны), бежали на Урал от гонений, а промышленник Демидов ценил староверов за трудолюбие, за строгий уклад жизни и всячески покрывал, когда с проверками наезжали в его владения комиссии.

Однажды на Урале мы с мамой и моим двоюродным братом Василием Александровичем (он был старше меня на 20 лет, много помнил из жизни рода Зайцевых) поехали навестить предков на погосте. Обе обратили внимание, что брат употребляет термин «поморские староверы». Я была крайне удивлена и спросила: «А почему поморские?». Брат высказал две версии: «Или из ваших Архангельских мест бежали, или приняли эту веру где-то, но на Урал пришли уже поморскими». Помолчал и с улыбкой добавил: «Возможно, ты на историческую родину вернулась!»

Помогая маме составлять родословную, я не раз делала для себя подобные открытия. Очередное из них связано с маминой мамой – Токаревой Таисьей Александровной (в замужестве Гнусовой). Сколько себя помню – бабушка была в нашей семье ангелом-хранителем. Она окружала нас любовью, заботой, всегда готова была прийти на помощь, вечерами любила почитать книги, газеты. Мы с дедушкой обожали, когда она читала нам книги вслух. Дом бабушки и дедушки был тем местом, где собирались семьи трёх их дочерей. Мы с нетерпением ждали дни, когда все восемь внучек и внук встречались под крышей этого дорогого для нас дома. У деда всегда были приготовлены сюрпризики для внуков – детский домик во дворе, кукольная мебель, новые качели, турники. Его золотые руки и доброе сердце без конца находили, чем нас порадовать. Бабушку никогда нельзя было застать врасплох, у нее всегда наготове были пироги, настряпаны пельмени, она как будто знала, что мы к ней сегодня заедем (они жили достаточно далеко от нас, на окраине города Нижнего Тагила).

В 1914 году она закончила Свято-Троицкую церковно-приходскую школу. В ней обучали Закону Божьему, русскому и церковнославянскому языкам, чтению по книгам гражданской и церковной печати, письму, математике, церковному пению по нотам (дети могли петь на три голоса). На уроках рукоделия мальчики плели сумки, гамаки, изготовляли искусственные цветы, девочки – вязали, шили, плели кружева. Церковно-приходские школы относились к начальному этапу образования, их основной задачей являлось обучение грамоте детей всех сословий и подготовка их к поступлению в уездные училища. Бабушку, как успешную ученицу, рекомендовали к обучению в Павло-Анатольевской женской гимназии с восьмым педагогическим классом. По окончании гимназии выпускницы получали диплом и могли работать учителями начальных классов. (Интересный статистический факт про гимназию мы нашли в краеведческих материалах Нижнего Тагила: в 1915 году ученицы гимназии по сословиям делились следующим образом – крестьян 448 человек (64,4%), мещан и цеховых – 148 человек (21%), почётных граждан и купцов – 34 человека (4,8%), служащих – 29 человек (4,1%), дворян – 2 человека (0,3%), прочих – 14 человек (2%).

 

К сожалению, Таисье удалось проучиться в гимназии неполных два года. В первые годы Советской власти её как умеющую читать и писать направили на ликвидацию неграмотности. В городе появились плакаты с призывами обеспечить всеобуч и сплошную грамотность в Тагиле. Предполагалось в короткие сроки обучить всех неграмотных граждан от 14 до 50 лет. Обучающихся делили на несколько групп, в среднем по 20 человек. Для комплектования групп существовал ряд правил. К примеру, все неграмотные делились на три категории: совершенно неграмотные, знающие буквы, но не умеющие читать, и умеющие читать, но не умеющие писать. Объединять совершенно неграмотных и тех, кто знаком с букварем, не рекомендовалось. Занятия проводились пять дней в неделю по два часа. Курс обучения неграмотных занимал не менее трех месяцев. Помимо письма и чтения, в школах по ликвидации неграмотности проходили упрощенный курс арифметики. Учебная программа ограничивалась устным и письменным счетом в пределах ста, четырьмя действиями над целыми числами и простейшими дробями.

Около 5 лет Таисья Александровна обучала неграмотных граждан. В последующие годы (кроме военных лет) она не работала, занималась воспитанием детей, а в последующем – внуков. Со всем основанием её можно назвать родоначальником нашей педагогической династии.

По педагогической стезе пошла не только младшая дочь Таисьи Александровны (Людмила Абрамовна), но и старшая – Тамара Абрамовна, которая проработала 17 лет в спецшколе № 15 для умственно отсталых детей в г. Нижнем Тагиле. Продолжили династию и правнукиПелевина Ирина Александровна (учитель начальных классов школы № 90 г. Нижнего Тагила, стаж 28 лет); Мочалин Алексей Николаевич (педагог-психолог, стаж 5 лет, сейчас военный психолог). Получает педагогическое образование и праправнучка – Черных Екатерина Евгеньевна. Горжусь династией своей и надеюсь на её продолжение.

27 февраля 2024 года. Ирина Фёдоровна Полякова

Династия Поляковой Ирины Фёдоровны
Династия Поляковой Ирины Фёдоровны

Готовясь в семье к 90-летнему юбилею нашей мамы, бабушки и прабабушки Зайцевой Людмилы Абрамовны, решили его отметить весело, в широком кругу родных и близких. И вот началась предъюбилейная суматоха. Не осталась в стороне и мама! А как же? Педагогов бывших не бывает! Решила она посчитать, сколько близких ей людей посвятили себя педагогике, какой предмет вели, стаж их работы. Всего насчитала 25 человек! Среди них есть учителя практически по всем школьным предметам: русский язык и литература, физика, иностранный язык, музыка, изо, труд, химия, биология, география, история, начальная школа, есть воспитатели детских садов, музыкальные работники, логопеды, психологи, педагоги высшей школы. Общий стаж получился более 700 лет. Цифра внушительная, да это и понятно, многие выходили на пенсию, имея за плечами 35-45 лет работы в образовании. Сейчас продолжают трудиться восемь человек.

2024 год – очередной юбилей моей мамы – Зайцевой Людмилы Абрамовны. В ноябре ей исполнится 95 лет. Жизнь у нее была нелегкой, как и у всех детей военного времени. Она вспоминает: «Учились в три смены, поскольку многие школы отдали под госпитали. В школе было печное отопление, детей отправляли на заготовку дров для школы, а с мая по август, иногда и сентябрь, отправляли всех на сельскохозяйственные работы в колхоз. Уже с 1942 года мы ходили на болото собирать для госпиталей мох сфагнум, так как не хватало ваты, бинты и перевязочный материал несли стирать домой из госпиталей. Мыла не было, порошков тем более. Брали золу, заливали кипятком, сливали, сливали, процеживали и в этой воде стирали и кипятили бинты. Ходили в госпиталь с концертами. Я читала стихи Пушкина «Гусар», пела песню «Лейтенант молодой и красивый» и другое. Писали письма, разговаривали с тяжелоранеными, ведь были слепые, без рук, без ног.

В детстве мы с моей двоюродной сестрой Маргаритой были неразлучными подругами. В годы войны дети очень много помогали взрослым, но всегда находили время и на детские забавы. В летние дни не упускали возможность искупаться на реке Толчея. Из-за того, что там в свое время мыли золото, образовались в ней глубокие воронки. Вместо купальников приспосабливали сарафаны: заколем снизу подолы булавкой и плаваем. Как-то раз у меня во время купания булавка расстегнулась и впилась в тело, я попыталась ее снова застегнуть, но попала в водоворот и начала тонуть. Спасла меня Мага.

В сентябре мы возвращались из школы. Погода было дождливая, на дорогах грязь, лужи. Мага была в светлом пальто, новых туфлях, тут-то она и вспомнила, что спасла мне летом жизнь. Взамен потребовала, чтобы я перенесла ее через грязь. Пристроившись на моей спине, она весело смеялась (я её в этом, конечно, поддерживала), и в скором времени мы оказались с ней лежащими в огромной грязной луже».

Так наша мамочка и по жизни идет – не унывая, не раскисая, все время в труде, всегда готова подставить плечо в трудную минуту, любит людей, а люди ей отвечают взаимностью.

После 8 класса мама поступила в фельдшерско-акушерскую школу в родном городе Нижнем Тагиле. В 1949 году после окончания этой школы её направили работать в должности заведующей медпунктом в поселок Евстюниха. Она была единственным медицинским работником в посёлке, поэтому ей приходилось оказывать различную помощь взрослым и детям. Однажды к ней поступила 16-летняя роженица, её срочно надо было везти на лошади в родильный дом, который находился в 20 километрах от посёлка. «Кучером» был ее муж 15,5 лет. Мама вспоминает: «За один километр до больницы, около булочной, где стояла очередь за хлебом, начались роды. Времени было часов шесть утра, температура воздуха около нуля градусов, так как был конец сентября. Малолетний отец испугался и убежал, а я с «воплем» «Тпру-тпру!» принимала роды. Все прошло благополучно, родилась девочка, я положила её между ног матери, укрыла одеялом, но, когда перевязывала пуповину, в спешке, чтобы не застудить молодую маму и её ребёнка, плохо закрыла крышку флакончика с йодом, он упал, и в больнице у девочки обнаружили ожог спинки йодом, но меня не ругали, потому что я сильно была напугана и плакала, мне ведь было 19 лет. С этой девочкой нам было суждено встретиться. Я тогда работала директором школы № 67 г. Нижнего Тагила, ко мне направили учителем начальных классов молодого специалиста и оказалось, что это та самая девочка, которую я принимала как акушерка в телеге на улице».

Не прошло и года маминой работы в поселковом медпункте, как её избрали освобожденным секретарем комитета комсомола ремесленного училища № 9 Нижнего Тагила. Там в основном были беспризорные дети, собранные из города и близлежащих деревень. Работа с ними требовала особого подхода, педагогических знаний, поэтому в сентябре 1950 года она поступает на очное отделение учительского института. Днём учится, а вечером работает в училище. Активно участвует в комсомольской жизни. Даже с будущим мужем, Зайцевым Федором Семеновичем, студентом горного техникума, она познакомилась на городской комсомольской конференции.

По окончании института маму распределили на работу учителем биологии и химии в школу-новостройку № 71, куда получили назначение и её двоюродные сёстры: директором – Дощатова Нина Фоминична, а завучем – Реймер Галина Антоновна. Её любимая сестра Мага, а теперь уже Маргарита Антоновна, годом раньше начинает педагогическую деятельность в г. Миргороде, по месту службы мужа, работает учителем русского языка и литературы, а позже – директором школы. После окончания учительского института разрешалось работать только в среднем звене, мама заочно поступает учиться в педагогический институт. В этот период папу отправляют на 2 года для продолжения образования на высшие инженерные курсы горного института (г. Кривой Рог).

Мама успевала всё – и работать, и воспитывать нас с сестрёнкой. Летом она ездила работать сначала воспитателем, а потом начальником пионерского лагеря. Трудно представить, но и такой день был в биографии моей мамы: 8 февраля 1956 года она утром сдала экзамен по химии, в пять вечера вступила в ряды КПСС, а в восемь вечера – родила дочку, мою младшую сестрёнку.

Несмотря на все трудности, мои родители закончили институты, и в 1957 году семья снова вместе! Папа возвращается в Нижний Тагил, его назначают главным механиком вновь открывающейся шахты, мама в связи с переездом в другой район города переходит работать в железнодорожную школу № 89. 25 августа 1966 года её назначают директором восьмилетней школы № 67, где за плохое руководство был уволен директор. К этому времени у мамы за плечами был многолетний опыт работы начальником лагеря, который всегда занимал первые места в городе по итогам лета. Школа была в плачевном состоянии, к началу учебного года совсем не готова, приемная комиссия дала время на исправление всех замечаний. И тут мама проявила свой организаторский талант – пригласила художника, фотографа, с которыми трудилась в пионерлагере, подключила к работе шефов с Нижнетагильского металлургического комбината, учителей, родителей, учащихся. К назначенному сроку сдали комиссии школьное здание с оценкой «отлично». Общее дело сплотило коллектив педагогов, родителей и учащихся. Школа развивалась, дети уже участвовали в олимпиадах, смотрах, активно работал родительский комитет, но в декабре 1970 года маму (в порядке партийной дисциплины) перевели в среднюю школу № 40 с контингентом учеников в две тысячи человек. Школа была построена в 1963 году, а она стала в ней седьмым директором. Некоторые окна были забиты досками, двери, стены разбиты. В школе работала группа талантливых педагогов, замечательный завуч, в их лице мама и нашла поддержку, которая была ей так необходима в этот непростой профессиональный период. Частая смена директоров не способствовала становлению педагогического коллектива, пришлось много сил положить на оздоровление психологического климата в нем и сплочение учителей, родителей и учащихся школы. К 10-летию школы в 1973 году были открыты музей истории школы, музей Боевой славы, тир, начала работать в их здании музыкальная школа, кружок бальных танцев, спортивные секции и др. Опыт профориентационной работы с Нижнетагильским металлургическим комбинатом был представлен на Всесоюзной выставке ВДНХ, где маме вручили бронзовую медаль за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР (1976 год).

В 1978 году в здание школы № 40 перевели коллектив педагогов и учащихся средней школы № 6 им. А.П. Бондина (в связи с угрозой обрушения крыши здания). Учебный год функционировали как две школы. Мама воспоминала, что школа № 6 была открыта в 1937 году, у неё были добрые традиции, сильнейший коллектив, она всегда была в городе лучшей по учебной и воспитательной работе. В сентябре 1979 года в связи с демографическим спадом, резким уменьшением количества обучающихся эти школы решено было объединить. Работать стали в здании школы № 40, но под номером 6, при этом было сохранено за ней имя знаменитого тагильчанина и писателя А.П. Бондина. Учителям двух школ предложили тайным голосованием избрать директора. Объединенные коллективы выбрали Зайцеву Людмилу Абрамовну. Школы смогли взять всё лучшее, что было у них, сохранили традиции, создали новые. Школа № 6 стала экспериментальной площадкой федерального уровня по проблемному обучению (академик М.И. Махмутов).

За свой труд Зайцева Людмила Абрамовна занесена в Книгу почета города Нижнего Тагила, награждена значком «Отличник народного просвещения» (1977), значком «Отличник просвещения СССР» (1984), медалью за доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (1970), юбилейной медалью «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (2005), нагрудным знаком «Дети войны» (2023), грамотами ЦК КПСС, Министерства образования СССР и Российской Федерации, областными и городскими грамотами и благодарностями.

***

«Дорогая доченька Ириночка, сегодня получил стипендию и купил тебе в книжном магазине один том «Большой советской энциклопедии», потом еще подкоплю денежек и куплю другие тома. Хочу, чтобы ты росла умной, любознательной девочкой…» – такое трогательное письмо прислал мне, трехлетней девочке, папа. Он мечтал, чтобы мы с сестрой выросли достойными людьми, получили образование. Трудно представить, как папа мог выкраивать из своей студенческой стипендии деньги на книги, но слово своё сдержал и на протяжении всей жизни пополнял домашнюю библиотеку мировой классикой, историческими книгами и др.

Наш дом был центром притяжения не только родственников, но и друзей: приходили пообщаться, обменяться книгами, помузицировать, а дети, конечно, поиграть. Одной из любимых игр у нас с сестрой была «Школа». Мне, как старшей, доставалась роль учительницы. К этому времени я уже имела представление об этой профессии: не раз ходила с мамой в школу, сидела на уроках (в то время она вела географию, биологию и химию), участвовала в занятиях на пришкольном участке, видела, как мама проверяла тетради, контурные карты, иногда даже выставляла вместе с ней оценки. Игра в школу сопровождалась определенным ритуалом. К урокам мы все тщательно готовились – делали маленькие тетрадочки для математики и чтения, с нотным станом – для музыки, альбомчики – для рисования. Папа нам изготовил классную чёрную доску, указку, принёс мелки. Перед уроком я надевала на себя мамину велюровую зелёную шляпу, брала ее балетку (так называлась женская сумка) и с серьёзным лицом заходила в «класс», где ждали меня ученики – сестра, двоюродный брат, подружки по дому. Я во всем старалась подражать маме-учительнице – её внешнему виду, голосу, манере вести себя с учениками. Эти уроки и сейчас, собираясь вместе со своими «учениками», мы с радостью вспоминаем.

Родители всегда старались, чтобы наше детство было беззаботным, счастливым. Трепетное отношение к нам, на мой взгляд, было обусловлено еще и тем, что сами они прошли суровые жизненные испытания, которые выстояли, выдержали с честью. (Любая семья отражает в себе историю страны, не обошло это и моих близких. В результате раскулачивания папа в малом возрасте вместе с родителями вынужден был покинуть на долгие годы родные места; в годы Великой Отечественной войны на фронт уходят три старших брата отца (Александр, Ефим, Павел), а в 17 лет и он добровольцем (в тайне от родителей) убегает на фронт, служит в танковых войсках. В маминой семье эхо гражданской войны отозвалось на родственных отношениях: старший брат дедушки (Фома) остался верен присяге, которую он дал царю, и после революции оказался на стороне белых, а младшие братья – Карп, Пётр, Антон и Абрам – на стороне Советской власти. Но братская любовь, крепкие семейные традиции помогли пережить и перевернуть эту печальную страницу страны и семьи. В годы Великой Отечественной войны мама чуть не умерла от дистрофии, а сколько недетского труда ей пришлось вынести на своих плечах!)

К окончанию школы я уже определилась со своей будущей профессией – буду учителем! Родители, прямо скажу, мой выбор не одобряли, поддерживали их в этом и мои любимые учителя, но, зная своих родителей, я нашла (как мне казалось!) веские аргументы, которые смогли их переубедить. Они разрешили мне поступать, но только в один из лучших педагогических вузов страны, в тайне надеясь, что девочка с периферии не справится с большим конкурсом (в 70-х годах в педагогические институты Москвы и Ленинграда был очень высокий конкурс) и завалит вступительные экзамены. Ну, а если нет, то тогда действительно – профессию выбрала по убеждению и при этом проявила волю к достижению цели. Правда, узнала я про их тайные планы, когда стала студенткой факультета педагогики и психологии начального обучения, по специальности «педагогика и методика начального обучения» Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена.

В 1974 году я завершила обучение, и в 1975 году по распределению супруга (Полякова Владимира Ивановича) мы приехали в город Северодвинск. Здесь долгие годы работала учителем начальных классов, с 1987 – зам. директора по учебной и научной работе в средней школе № 2. С 1996 г. продолжила научно-педагогическую деятельность в Северодвинском филиале ПГУ (ныне гуманитарный институт филиала САФУ в г. Северодвинске): старший преподаватель (с 1996 г.), декан факультета дошкольной педагогики и психологии (с 1998 г.), зам. директора по учебной работе гуманитарного института (с 2002 по 2014 г.), далее доцент кафедры педагогики и психологии гуманитарного института. Работая в вузе, поступила в аспирантуру Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, ныне Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, по специальности «общая педагогика» (1996 г.). В 1998 г. защитила диссертацию и стала кандидатом педагогических наук, в 2000 г. получила научное звание доцента, заслуженного учителя РФ (2005), становилась Лауреатом премии им. Н.К. Крупской (1991 г.), дважды Лауреатом премии им. М.В. Ломоносова МО «Северодвинск» в номинации «В области образования» (2018, 2022 гг.).

Основные печатные работы – Морянка: сборник материалов о Русском Севере: Для чтения в начальных классах / отв. ред. Полякова И.Ф. – Архангельск, 1997; Младшим школьникам о М.В. Ломоносове: Метод. материал для учителя / отв. ред. Полякова И.Ф. – Архангельск, 2001; Младшим школьникам о М.В. Ломоносове: Кн. для учащихся / авт.-сост. Полякова И.Ф. – Архангельск, 2002; Детская литература стран Баренцева региона: хрестоматия / отв. ред. Э.И. Николаева; сост.: Э.И. Николаева, И.Ф. Полякова, О.Е. Раменский. – Архангельск, 2005; Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык). Монография – Архангельск, 2006 (соавт. Э.И. Николаева, Е.В. Михайленко и др.); Учебно-методический комплекс регионального компонента начального школьного образования // Начальная школа, 2009, № 3; Региональная детская литература (учебно-методическая разработка). – Архангельск, 2010 (соавт. Э.И. Николаева); Школьное ломоносововедение: начальные классы // Начальная школа, 2011, № 1 (соавт. Э.И. Николаева); Растим юных ломоносововедов (из опыта работы): сб. науч.-метод. статей / сост., отв. ред. Э.И. Николаева, И.Ф. Полякова. – Архангельск, 2011; Морянка. Краеведческий курс: учеб.-метод. пособие для учителя / отв. ред. И.Ф. Полякова. – Архангельск, 2017; Морянка: Рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – 8-е изд., перераб. и доп. – Архангельск, 2017; Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – 7-е изд., перераб. и доп. – Архангельск, 2017; Морянка: Рабочая тетрадь для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – 6-е изд., перераб. и доп. – Архангельск, 2017; Программа по курсу краеведения «Морянка»: для учащихся 2-4 классов / авт.-сост. И.Ф. Полякова [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – Архангельск, 2017; Программа курса внеурочной деятельности «Арктиковедение» для начальной школы / авт.-сост. И.Ф. Полякова [и др.]. – Архангельск, 2019; Краеведение: учебное пособие для студентов / под ред. И.Ф. Поляковой – Архангельск, 2020 и др.

***

В 2007 году, после ухода из жизни моего папы, мы перевезли маму из Нижнего Тагила к себе в Северодвинск. В первые годы, чтобы отвлечь её от грустных мыслей (ведь прожито с папой было более 50 лет), предложили ей написать всё, что она помнит о наших корнях со своей и папиной стороны. Для этого ей пришлось включиться в активную переписку, делать звонки, совершать поездки к родным, чтобы записать их воспоминания. Несмотря на преклонный возраст (ей тогда было 78 лет), она справилась с этим и восстановила историю рода с того момента, когда наши предки в начале 18 века перебрались на Урал. В тот период Демидовы активно строили заводы, добывали полезные ископаемые. Первые наши предки-переселенцы с маминой стороны были искусными кузнецами, материал о ник есть в Нижнетагильском краеведческом музее. Предполагаем, что они, как староверы (что с маминой, что с папиной стороны), бежали на Урал от гонений, а промышленник Демидов ценил староверов за трудолюбие, за строгий уклад жизни и всячески покрывал, когда с проверками наезжали в его владения комиссии.

Однажды на Урале мы с мамой и моим двоюродным братом Василием Александровичем (он был старше меня на 20 лет, много помнил из жизни рода Зайцевых) поехали навестить предков на погосте. Обе обратили внимание, что брат употребляет термин «поморские староверы». Я была крайне удивлена и спросила: «А почему поморские?». Брат высказал две версии: «Или из ваших Архангельских мест бежали, или приняли эту веру где-то, но на Урал пришли уже поморскими». Помолчал и с улыбкой добавил: «Возможно, ты на историческую родину вернулась!»

Помогая маме составлять родословную, я не раз делала для себя подобные открытия. Очередное из них связано с маминой мамой – Токаревой Таисьей Александровной (в замужестве Гнусовой). Сколько себя помню – бабушка была в нашей семье ангелом-хранителем. Она окружала нас любовью, заботой, всегда готова была прийти на помощь, вечерами любила почитать книги, газеты. Мы с дедушкой обожали, когда она читала нам книги вслух. Дом бабушки и дедушки был тем местом, где собирались семьи трёх их дочерей. Мы с нетерпением ждали дни, когда все восемь внучек и внук встречались под крышей этого дорогого для нас дома. У деда всегда были приготовлены сюрпризики для внуков – детский домик во дворе, кукольная мебель, новые качели, турники. Его золотые руки и доброе сердце без конца находили, чем нас порадовать. Бабушку никогда нельзя было застать врасплох, у нее всегда наготове были пироги, настряпаны пельмени, она как будто знала, что мы к ней сегодня заедем (они жили достаточно далеко от нас, на окраине города Нижнего Тагила).

В 1914 году она закончила Свято-Троицкую церковно-приходскую школу. В ней обучали Закону Божьему, русскому и церковнославянскому языкам, чтению по книгам гражданской и церковной печати, письму, математике, церковному пению по нотам (дети могли петь на три голоса). На уроках рукоделия мальчики плели сумки, гамаки, изготовляли искусственные цветы, девочки – вязали, шили, плели кружева. Церковно-приходские школы относились к начальному этапу образования, их основной задачей являлось обучение грамоте детей всех сословий и подготовка их к поступлению в уездные училища. Бабушку, как успешную ученицу, рекомендовали к обучению в Павло-Анатольевской женской гимназии с восьмым педагогическим классом. По окончании гимназии выпускницы получали диплом и могли работать учителями начальных классов. (Интересный статистический факт про гимназию мы нашли в краеведческих материалах Нижнего Тагила: в 1915 году ученицы гимназии по сословиям делились следующим образом – крестьян 448 человек (64,4%), мещан и цеховых – 148 человек (21%), почётных граждан и купцов – 34 человека (4,8%), служащих – 29 человек (4,1%), дворян – 2 человека (0,3%), прочих – 14 человек (2%).

 

К сожалению, Таисье удалось проучиться в гимназии неполных два года. В первые годы Советской власти её как умеющую читать и писать направили на ликвидацию неграмотности. В городе появились плакаты с призывами обеспечить всеобуч и сплошную грамотность в Тагиле. Предполагалось в короткие сроки обучить всех неграмотных граждан от 14 до 50 лет. Обучающихся делили на несколько групп, в среднем по 20 человек. Для комплектования групп существовал ряд правил. К примеру, все неграмотные делились на три категории: совершенно неграмотные, знающие буквы, но не умеющие читать, и умеющие читать, но не умеющие писать. Объединять совершенно неграмотных и тех, кто знаком с букварем, не рекомендовалось. Занятия проводились пять дней в неделю по два часа. Курс обучения неграмотных занимал не менее трех месяцев. Помимо письма и чтения, в школах по ликвидации неграмотности проходили упрощенный курс арифметики. Учебная программа ограничивалась устным и письменным счетом в пределах ста, четырьмя действиями над целыми числами и простейшими дробями.

Около 5 лет Таисья Александровна обучала неграмотных граждан. В последующие годы (кроме военных лет) она не работала, занималась воспитанием детей, а в последующем – внуков. Со всем основанием её можно назвать родоначальником нашей педагогической династии.

По педагогической стезе пошла не только младшая дочь Таисьи Александровны (Людмила Абрамовна), но и старшая – Тамара Абрамовна, которая проработала 17 лет в спецшколе № 15 для умственно отсталых детей в г. Нижнем Тагиле. Продолжили династию и правнукиПелевина Ирина Александровна (учитель начальных классов школы № 90 г. Нижнего Тагила, стаж 28 лет); Мочалин Алексей Николаевич (педагог-психолог, стаж 5 лет, сейчас военный психолог). Получает педагогическое образование и праправнучка – Черных Екатерина Евгеньевна. Горжусь династией своей и надеюсь на её продолжение.

27 февраля 2024 года. Ирина Фёдоровна Полякова

Возврат к списку