Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Историческая справка
Историческая справка

30 декабря 1939 года после преобразования поселка Судострой в город Молотовск на сессии городского Совета депутатов трудящихся был создан отдел народного образования города. В результате реорганизации исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования «Северодвинск» 6 августа 1997 года в структуре Администрации Северодвинска было утверждено наименование – Управление образования.

В период с 1938 по 2021 год руководителями являлись Пластинин Федор Иванович (1937-1940), Подольский Василий Васильевич (февраль-август 1941), Аракова Надежда Николаевна (1941-1943, 1947-1951), Бабкин Леонид Николаевич (1943-1946), Климовский Павел Тихонович (1946-1947), Фелисова Евгения Петровна (1951-1952), Пунанов Николай Александрович (1952-1955), Абакумов Александр Александрович (1955-1957), Кузнецов Василий Михайлович (1958-1965), Сакулина Софья Павловна (1965-1971), Чевлытко Галина Петровна (1971-1985), Зарецкий Валерий Владимирович (1985-2001), Храпко Лидия Дмитриевна (2001-2005), Малейков Лев Алексеевич (2005-2009), Попа Сергей Григорьевич (2009-2021). С октября 2021 года руководителем Управления образования Администрации Северодвинска является Комарова Елена Николаевна.

Первое штатное расписание ГорОНО в 1938 году насчитывало 8 человек.

6 школ и 1 детский сад начали свою работу с 1938 года. В период с 1937 по 1942 год работало 7 школ, 3 детских сада.

В сентябре 1938 года открыт Дом пионеров, в котором работало 18 кружков и центральная библиотека. 

В годы войны в Молотовске работали 6 школ.

Здания школ № 1 и № 7 были переданы под военный госпиталь. Учащиеся в период с 1941 по 1944 гг. обучались в школах № 2, № 3, № 6 и в Доме пионеров.

В 1944 году по постановлению Госкомитета обороны школьные здания, ранее занятые под госпиталь, освобождены и переданы в ведение ГорОНО для размещения там школ.

За период войны выросла сеть детских садов до 12.

С 1944-1945 учебного года в городе Молотовске введено раздельное обучение девочек и мальчиков.

На начало 1944-1945 учебного года город имел следующую школьную сеть:

  • мужская средняя школа № 1;

  • мужская семилетняя школа № 2;

  • смешанная начальная школа № 3, № 4, № 5;

  • женская семилетняя школа № 6;

  • женская средняя школа № 7.

В послевоенные годы, несмотря на крайнее напряжение госбюджета, были изысканы средства на развитие народного образования. ГорОНО и школы города проделали огромную работу по созданию материальной базы в сфере образования.

С 1949 года в СССР было введено всеобщее семилетнее обучение.

В 50-е годы успешно решилась задача перехода от всеобщего семилетнего образования к всеобщему среднему.

Одним из важнейших принципов перестройки общеобразовательной школы в этот период является последовательное осуществление трудового воспитания и политехнического обучения, соединение обучения с производительным трудом.

В 1955-1956 учебном году в городе 8 школ. В 1959-1960 учебном году средние школы № 1, № 8 реорганизованы в одиннадцатилетние трудовые политехнические школы.

60-70-е годы ознаменовались интенсивным ростом материальной базы народного образования.

Построены школы № 10, № 12, № 13, № 14, № 18, № 16, № 17, школа-интернат, Дом пионеров, учебные мастерские школ № 1, № 4, № 7. 

В 1963 году в 15 общеобразовательных школах обучается 16300 детей, 45 детских садов посещают 6615 дошкольников.

С 1972 по 1976 год наш город ежегодно получал премии за подготовку школ к новому учебному году. Первыми школами образцового состояния стали школы № 12, № 19, № 21, № 14, № 1. Школа № 21 стала по показателям учебно-воспитательной работы участницей ВДНХ.

В эти годы началось создание внешкольных учреждений, были открыты более десяти комнат школьника, клуб юных моряков, детско-юношеская спортивная школа.

80-е годы ознаменованы поисками нетрадиционных путей в преподавании и воспитании школьников.

Большие усилия по внедрению, изучению нового прилагала совместно с директорами школ заведующая ГорОНО Чевлытко Галина Павловна.

За 9 лет введены в эксплуатацию школы № 6, № 2, № 13, № 10, № 19, № 28, № 29, № 30. 

В 1984 году было 29 школ, из них 23 – средние. В них обучались 29558 человек. 

В октябре 1985 года в связи с делением города на районы были организованы Ленинский и Беломорский отделы народного образования (заведующие районов Бусова Э.К. и Порошина В.В.). 

1985-1988 годы отмечены плодотворной деятельностью: совместные советы ГорОНО, РОНО, учительские конференции, творческие отчеты районных методических кабинетов. 

В городе две специализированные школы: № 14 (с изучением ряда предметов на английском языке) и № 17 (с углубленным изучением математики и физики).

На 1 сентября 1989 года в городе функционируют 35 школ различных типов, в том числе 3 сельских школы (Белозерская средняя школа, Нёнокская средняя школа, Палозерская начальная школа), два интерната, школа рабочей молодежи № 2, более 100 дошкольных учреждений, один Дом пионеров, 4 станции клуба юных техников, клуб юных моряков, 6 детских подростковых клубов. Более 5 тысяч педагогов заняты воспитанием подрастающего поколения г. Северодвинск.

С целью совершенствования воспитательной работы создан проблемный центр по разработке программы социально-педагогического комплекса. Город включен во всесоюзный эксперимент по данному направлению.

Осуществлена передача ведомственных образовательных учреждений в муниципальную собственность. В городе сформировано единое образовательное пространство, обеспечивающее возможность выбора образовательного учреждения для максимального развития способностей и удовлетворения интересов детей и их родителей. В городе создана сеть классов и групп, обучение в которых учитывает различные интеллектуальные способности, особенности развития ребенка: 76 классов с углубленным изучением предмета, 69 коррекционных классов, 39 классов выравнивания, 18 классов для работающей молодежи.

Городской отдел образования осуществляет внедрение в школах ряда экспериментов:

  • пятидневная учебная неделя;

  • использование различных учебных планов;

  • специализация классов;

  • использование элементов коммунарской методики в воспитательной работе.

В 90-е в условиях дефицита средств в сфере образования ставилась задача – не только обеспечить стабильное функционирование отрасли, но и продолжить работу по ее развитию. 

Появились новые учреждения: 3 гимназии (№ 8, № 14, № 31), лицей (№ 17), 5 учреждений дополнительного образования – детско-юношеская спортивная школа № 1, № 2, станция юных техников, клуб юных моряков, детско-юношеский центр.

Принята общегородская программа «Дети Северодвинска». Ведущую роль в воспитательной работе играют муниципальные учреждения дополнительного образования.

В эти годы требовалось повышенное внимание к нуждам образования, к сохранению кадров и повышению качества образования. Именно поэтому силами ГорОНО в 1991 году был открыт Информационно-методический центр. В 1998 году центр получил лицензию на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования. На базе центра ежегодно проводились семинары областного, республиканского уровней по различным направлениям деятельности, направленные на поиск эффективных путей и способов освоения и внедрения новых педагогических технологий.

В первые годы 21 века был осуществлен переход на Федеральные государственные стандарты 2-го поколения.

В самом Управлении образования произошла административная реформа: в нем работали 6 отделов (планово-экономический, отдел централизованной бухгалтерии, отдел опеки и попечительства, отдел дошкольных учреждений, отдел общеобразовательных учреждений, отдел делопроизводства и кадрового обеспечения) и более ста сотрудников.

В рамках модернизации образования образовательные учреждения города участвовали в проведении федеральных и областных экспериментов.

С 2003 года Северодвинск включился в федеральный эксперимент по проведению единого государственного экзамена.

Огромное внимание в эти годы уделяется работе по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей в муниципальной системе образования.

В 2009 году город Северодвинск стал победителем в федеральном конкурсе проектов по совершенствованию школьного питания.

Во всех муниципальных общеобразовательных организациях силами муниципального предприятия «Комбинат школьного питания» созданы условия для организации горячего питания обучающихся, соответствующего принципам щадящего питания, в школьном расписании предусмотрены перемены по 20 и 40 минут для организации приема пищи.

Дошкольные образовательные учреждения посещает 10157 детей. По обеспечению доступности дошкольного образования на 31.12.2023 открыто 574 группы на 12191 место.

На 31.12.2023 в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 21952 человека.

В 7 организациях дополнительного образования детей в кружках и секциях различной направленности занимается 16143 человека.

По итогам участия Управления образования в конкурсных процедурах, проводимых Министерством образования и науки Архангельской области, на предоставление субсидии на условиях софинансирования в 2019 году выделены денежные средства из областного бюджета на реализацию следующих мероприятий:

  • ремонт плавательного бассейна МАОУ «СОШ № 13»;

  • приобретение школьного автобуса для подвозки детей МАОУ «СОШ № 36»;

  • устройство ограждения территории МБОУ ДО «СШ № 2» (ул. Тургенева, 12, пр. Труда, 14а);

  • организация входной группы, установка подъемной платформы, закупка оборудования МБДОУ № 90 «Хрусталик»;

  • оснащение медицинских кабинетов (приобретение компьютерной техники для подключения к Цифровому контуру министерства здравоохранения Архангельской области в 24 дошкольных образовательных организациях);

  • в целях переоснащения пищеблоков дошкольных учреждений и внедрения современного оборудования для приготовления питания в детских садах в октябре 2019 года Администрация Северодвинска в лице Управления образования приняла участие в конкурсе на право получения субсидии из областного бюджета по укреплению материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных организаций, в том числе на оснащение пищеблоков муниципальных дошкольных образовательных организаций. При поддержке депутатского состава и выделении софинансирования из средств местного бюджета были привлечены средства из областного бюджета. В данном конкурсе МО «Северодвинск» получило одну из самых больших субсидий среди других участников. Благодаря этому на 8 пищеблоках в 4 дошкольных образовательных организациях (№ 8, № 19, № 49, № 85) появились новые пароконвектоматы RATIONAL Combi Master Plus в количестве 8 шт.;

  • в 2019 году на реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы общеобразовательных организаций, участвующих в проекте по созданию базовых школ Российской академии наук, ориентированных на выявление и обучение талантливых детей, построение их успешной карьеры в области науки и высоких технологий (МАОУ «Лицей № 17) из областного бюджета получены денежные средства. Софинансирование местного бюджета составило 1 %.

Под руководством Управления образования с 2019 года на базе муниципальных образовательных организаций реализовано 5 федеральных проектов в рамках национального проекта «Образование» с целью исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»:

  • федеральный проект «Успех каждого ребенка» – реализовано одно из мероприятий «Создание детских технопарков «Кванториум». В соответствии с постановлением Администрации Северодвинска от 06.03.2019 № 77-па на базе МБОУ ДО «ЦЮНТТ» создано муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Северный детский технопарк «Кванториум» (МАОУДО «Северный Кванториум»);

  • федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» – реализовано муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (МБОУ ЦППМСП) – региональная площадка;

  • федеральный проект «Цифровая образовательная среда» – реализовано на базе 26 школ: МАОУ «СОШ № 1», МАОУ «СОШ № 2», МАОУ «СОШ № 3», МАОУ «СОШ № 5», МАОУ «СОШ № 6», МАОУ «Гуманитарная гимназия № 8», МАОУ «СОШ № 9», МАОУ «Морская кадетская школа», МАОУ «СОШ № 11», МАОУ «СОШ № 12», МАОУ «СОШ № 13», МАОУ «СГ № 14», МАОУ «СОШ № 16», МАОУ «Лицей № 17», МАОУ «СОШ № 19», МАОУ «СОШ № 20», МАОУ «СОШ № 21», МАОУ «СОШ № 22», МАОУ «СОШ № 23», МАОУ «СОШ № 24», МАОУ «СОШ № 25», МАОУ «ЛГ № 27», МАОУ СОШ № 28, МАОУ «СОШ № 29», МАОУ «СОШ № 30», МАОУ «Ягринская гимназия»;

  • федеральный проект «Современная школа» «Точка роста» – реализовано на базе 2 школ: МАОУ «СОШ № 26», МАОУ «СОШ № 36»;

  • в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», реализация которого началась с 2021 года, в муниципальных образовательных организациях Северодвинска обеспечено функционирование системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, осуществляется деятельность по развитию системы воспитательной работы, проведению мероприятий патриотической направленности. На данный момент все обучающиеся города вовлечены в систему патриотического воспитания. 

Во всех дошкольных (27), общеобразовательных (28) организациях и организациях дополнительного образования (за исключением ЦППМСП) разработаны и реализуются с 01.09.2021 года рабочие программы воспитания. Программы размещены на официальных сайтах образовательных организаций. 

С 01.09.2022 во всех общеобразовательных организациях проводятся церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации и исполнения Государственного гимна Российской Федерации, еженедельные внеурочные занятия для обучающихся «Разговоры о важном».

Продолжается развитие кадетского образования. В 2022 году направление «Морское дело» реализуется в МАОУ «Морская кадетская школа имени адмирала Котова Павла Григорьевича»; направление «Военное дело (общевойсковое)» реализуется в МАОУ «СОШ № 5» на параллели 5, 6, 7 классов и в МАОУ «СОШ № 16» на параллели 5, 6 классов; направление «Следственное дело» реализуется в МАОУ «СОШ № 29» в 10, 11 классах.

В 21 образовательной организации созданы и работают отряды ВОО «Юнармия» (41 отряд), в которых занимаются 987 обучающихся. МАОУДО «ДМЦ «Североморец» является городским ресурсным центром по военно-патриотическому воспитанию, зональным центром патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе и координации военно-патриотического воспитания среди образовательных организаций Северодвинска.

В деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» на постоянной основе вовлечены 531 человек из 21 образовательной организации. В 2022 году созданы условия для формирования первичных объединений Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи, в состав которых вошли инициативные обучающиеся.

В течение 2022 года в рамках задачи «Строительство и капитальный ремонт объектов инфраструктуры системы образования Северодвинска» выполнены работы по строительству универсальной спортивной площадки в МАОУ «СОШ № 36», начаты работы по организации строительства «Умной площадки» на территории МБОУ ДО «ДЮСШ № 2» и приобретению оборудования.

В течение 2023 года в муниципальном образовании «Северодвинск» проводился комплекс мероприятий по капитальным, текущим ремонтам и благоустройству территорий образовательных организаций Северодвинска, продолжились работы по созданию «умной» спортивной площадки на территории МБОУ ДО «СШ № 2» (в 2022 году МБОУ ДО «ДЮСШ № 2»).

Развитие кадрового потенциала работников системы образования происходит в том числе посредством участия педагогов в конкурсах, организуемых Управлением образования:

  • муниципальный конкурс «Учитель года», который проводился по четырем номинациям: «Учитель года», «Воспитатель года», «Молодой учитель», «Молодой воспитатель»;

  • муниципальный конкурс «Инновации в образовании», который проводится с целью стимулирования инновационной деятельности педагогических работников системы дошкольного, общего и дополнительного образования Северодвинска по реализации дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности, выявлению ключевых направлений развития инновационной практики в сфере образования Северодвинска.

Ежегодно Управление образования совместно с образовательными учреждениями в рамках профориентационной работы с судостроительными предприятиями города проводит молодежный профориентационный форум «Образование – «Севмаш» – Карьера», муниципальную олимпиаду по судостроению, организованную АО ПО «Севмаш».

Решая задачу по привлечению и закреплению кадров в учреждениях образования Северодвинска, в целях привлечения молодежи в педагогическую отрасль Администрация Северодвинска продолжила сотрудничество с С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова.

В 2023 году продолжена работа по заключению договоров о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Особое внимание уделяется подготовке специалистов педагогического профиля.

В городе ежегодно организуется работа лагерей с дневным пребыванием детей. В 2023 году работали 10 лагерей с дневным пребыванием детей, которые посещали 1794 ребенка.

Большое внимание уделяется развитию физической культуры, детско-юношескому спорту: предусмотрены значительные средства на проведение ремонтов спортивных сооружений.

Управлением образования совместно с образовательными организациями проводятся мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования Северодвинска.

На 31.12.2023 в Управлении образования функционируют 4 отдела: отдел общего и дополнительного образования, отдел муниципального заказа и материально-технического обеспечения, финансово-экономический отдел, отдел организационно-аналитической и кадровой работы. Руководит деятельностью Управления образования Администрации Северодвинска начальник Комарова Елена Николаевна и два заместителя начальника Перепелкина Татьяна Леонидовна, Сенченков Кирилл Сергеевич.

Управлением образования решаются поставленные задачи посредством реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие образования Северодвинска на 2024-2029 годы», которые являются организационной основой осуществления муниципальной политики в области образования.

В рамках программы реализуются 6 подпрограмм, направленных на развитие образования Северодвинска:

  • - подпрограмма «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей»;

  • подпрограмма «Развитие и совершенствование инфраструктуры муниципальной системы образования Северодвинска»;

  • подпрограмма «Формирование комфортной и безопасной образовательной среды»;

  • подпрограмма «Безбарьерная среда муниципальных образовательных учреждений Северодвинска»;

  • подпрограмма «Совершенствование системы предоставления услуг в сфере образования Северодвинска»;

  • обеспечивающая программа.

Муниципальная система образования на 31.12.2023 включает в себя 64 организации:

  • 27 дошкольных образовательных организаций (5 детских садов являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций, 2 из которых – сельские детские сады);

  • 28 общеобразовательных организаций (прогимназия – 1, гимназия – 4, лицей – 1, организация с углубленным изучением отдельных предметов – 2, Морская кадетская школа имени адмирала П.Г. Котова – 1, сельская школа – 2);

  • 7 организаций дополнительного образования детей;

  • МП КШП, МКУ ЦОФООС.

Кроме того, в городе функционирует один частный детский сад.

Основными задачами деятельности Управления образования являются:

  • обеспечение на территории Северодвинска реализации мероприятий национального проекта «Образование», региональных проектов Архангельской области;

  • продолжение совершенствования системы образования Северодвинска, развитие качества образования посредством развития эффективных механизмов управления качеством образовательных результатов и качеством образовательной деятельности;

  • продолжение работы по созданию на муниципальном уровне оптимальных условий для:

  • цифровизации процессов и механизмов управления качеством образования;

  • формирования объективной сбалансированной системы оценочных процедур качества общего образования и выявления основных характеристик и проблем качества подготовки обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях;

  • обеспечения уровня подготовки всех обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

  • повышения качества образования в муниципальных общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты, и в муниципальных общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, посредством оказания им адресной поддержки;

  • развития муниципальной системы выявления, воспитания, образования, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи, а также обеспечения условий, способствующих раскрытию интеллектуального, творческого, спортивного и иного потенциала молодых талантов;

  • содействия решению стратегических задач образовательной политики через информационно-методическое сопровождение и координацию деятельности муниципальных образовательных организаций в сфере профессионального самоопределения обучающихся;

  • повышения качества управленческой деятельности на основе развития системы оценки эффективности деятельности руководителей муниципальных образовательных организаций;

  • обеспечения профессионального развития педагогических работников на основе актуального, научно обоснованного мониторинга комплекса ресурсов – кадровых, научно-практических, материально-технических и прочих;

  • развития практики управления муниципальной системой организации воспитания и социализации на основе процедур мониторинга;

  • повышения качества образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования;

  • создания условий, обеспечивающих доступность качественного дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до семи лет в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;

  • обеспечения нормативно-правового и организационного сопровождения введения и реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования ФГОС НОО, основного общего образования ФГОС ООО, среднего общего образования ФГОС ООО;

  • создания условий для объективного проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, процедур независимой оценки качества образования;

  • обеспечения развития современных и безопасных условий для ведения образовательной деятельности;

  • продолжения работы по созданию необходимых условий для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью, обеспечению своевременной квалифицированной коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, развитию инклюзивного образования, в том числе посредством дальнейшего участия в реализации государственной программы «Доступная среда»;

  • продолжения комплексного межведомственного взаимодействия, направленного на профилактику девиантности детей и подростков, обеспечения современными технологиями диагностической, коррекционной, консультативной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и их семьями;

  • продолжения работы по кадровому обеспечению системы образования муниципального образования «Северодвинск», созданию условий для профессионального роста и развития педагогических работников, формированию компетенций, обеспечивающих решение задач повышения качества образования и индивидуального продвижения ребенка с учетом запросов, познавательных интересов, особенностей развития;

  • обеспечения выполнения целевых показателей повышения оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций;

  • обеспечения эффективного осуществления полномочий в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

Состояние муниципальной системы образования Северодвинска сегодня свидетельствует, что в городе не только сохранена, но и получила дальнейшее развитие сеть образовательных учреждений.

Северодвинск

30 декабря 1939 года после преобразования поселка Судострой в город Молотовск на сессии городского Совета депутатов трудящихся был создан отдел народного образования города. В результате реорганизации исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования «Северодвинск» 6 августа 1997 года в структуре Администрации Северодвинска было утверждено наименование – Управление образования.

В период с 1938 по 2021 год руководителями являлись Пластинин Федор Иванович (1937-1940), Подольский Василий Васильевич (февраль-август 1941), Аракова Надежда Николаевна (1941-1943, 1947-1951), Бабкин Леонид Николаевич (1943-1946), Климовский Павел Тихонович (1946-1947), Фелисова Евгения Петровна (1951-1952), Пунанов Николай Александрович (1952-1955), Абакумов Александр Александрович (1955-1957), Кузнецов Василий Михайлович (1958-1965), Сакулина Софья Павловна (1965-1971), Чевлытко Галина Петровна (1971-1985), Зарецкий Валерий Владимирович (1985-2001), Храпко Лидия Дмитриевна (2001-2005), Малейков Лев Алексеевич (2005-2009), Попа Сергей Григорьевич (2009-2021). С октября 2021 года руководителем Управления образования Администрации Северодвинска является Комарова Елена Николаевна.

Первое штатное расписание ГорОНО в 1938 году насчитывало 8 человек.

6 школ и 1 детский сад начали свою работу с 1938 года. В период с 1937 по 1942 год работало 7 школ, 3 детских сада.

В сентябре 1938 года открыт Дом пионеров, в котором работало 18 кружков и центральная библиотека. 

В годы войны в Молотовске работали 6 школ.

Здания школ № 1 и № 7 были переданы под военный госпиталь. Учащиеся в период с 1941 по 1944 гг. обучались в школах № 2, № 3, № 6 и в Доме пионеров.

В 1944 году по постановлению Госкомитета обороны школьные здания, ранее занятые под госпиталь, освобождены и переданы в ведение ГорОНО для размещения там школ.

За период войны выросла сеть детских садов до 12.

С 1944-1945 учебного года в городе Молотовске введено раздельное обучение девочек и мальчиков.

На начало 1944-1945 учебного года город имел следующую школьную сеть:

  • мужская средняя школа № 1;

  • мужская семилетняя школа № 2;

  • смешанная начальная школа № 3, № 4, № 5;

  • женская семилетняя школа № 6;

  • женская средняя школа № 7.

В послевоенные годы, несмотря на крайнее напряжение госбюджета, были изысканы средства на развитие народного образования. ГорОНО и школы города проделали огромную работу по созданию материальной базы в сфере образования.

С 1949 года в СССР было введено всеобщее семилетнее обучение.

В 50-е годы успешно решилась задача перехода от всеобщего семилетнего образования к всеобщему среднему.

Одним из важнейших принципов перестройки общеобразовательной школы в этот период является последовательное осуществление трудового воспитания и политехнического обучения, соединение обучения с производительным трудом.

В 1955-1956 учебном году в городе 8 школ. В 1959-1960 учебном году средние школы № 1, № 8 реорганизованы в одиннадцатилетние трудовые политехнические школы.

60-70-е годы ознаменовались интенсивным ростом материальной базы народного образования.

Построены школы № 10, № 12, № 13, № 14, № 18, № 16, № 17, школа-интернат, Дом пионеров, учебные мастерские школ № 1, № 4, № 7. 

В 1963 году в 15 общеобразовательных школах обучается 16300 детей, 45 детских садов посещают 6615 дошкольников.

С 1972 по 1976 год наш город ежегодно получал премии за подготовку школ к новому учебному году. Первыми школами образцового состояния стали школы № 12, № 19, № 21, № 14, № 1. Школа № 21 стала по показателям учебно-воспитательной работы участницей ВДНХ.

В эти годы началось создание внешкольных учреждений, были открыты более десяти комнат школьника, клуб юных моряков, детско-юношеская спортивная школа.

80-е годы ознаменованы поисками нетрадиционных путей в преподавании и воспитании школьников.

Большие усилия по внедрению, изучению нового прилагала совместно с директорами школ заведующая ГорОНО Чевлытко Галина Павловна.

За 9 лет введены в эксплуатацию школы № 6, № 2, № 13, № 10, № 19, № 28, № 29, № 30. 

В 1984 году было 29 школ, из них 23 – средние. В них обучались 29558 человек. 

В октябре 1985 года в связи с делением города на районы были организованы Ленинский и Беломорский отделы народного образования (заведующие районов Бусова Э.К. и Порошина В.В.). 

1985-1988 годы отмечены плодотворной деятельностью: совместные советы ГорОНО, РОНО, учительские конференции, творческие отчеты районных методических кабинетов. 

В городе две специализированные школы: № 14 (с изучением ряда предметов на английском языке) и № 17 (с углубленным изучением математики и физики).

На 1 сентября 1989 года в городе функционируют 35 школ различных типов, в том числе 3 сельских школы (Белозерская средняя школа, Нёнокская средняя школа, Палозерская начальная школа), два интерната, школа рабочей молодежи № 2, более 100 дошкольных учреждений, один Дом пионеров, 4 станции клуба юных техников, клуб юных моряков, 6 детских подростковых клубов. Более 5 тысяч педагогов заняты воспитанием подрастающего поколения г. Северодвинск.

С целью совершенствования воспитательной работы создан проблемный центр по разработке программы социально-педагогического комплекса. Город включен во всесоюзный эксперимент по данному направлению.

Осуществлена передача ведомственных образовательных учреждений в муниципальную собственность. В городе сформировано единое образовательное пространство, обеспечивающее возможность выбора образовательного учреждения для максимального развития способностей и удовлетворения интересов детей и их родителей. В городе создана сеть классов и групп, обучение в которых учитывает различные интеллектуальные способности, особенности развития ребенка: 76 классов с углубленным изучением предмета, 69 коррекционных классов, 39 классов выравнивания, 18 классов для работающей молодежи.

Городской отдел образования осуществляет внедрение в школах ряда экспериментов:

  • пятидневная учебная неделя;

  • использование различных учебных планов;

  • специализация классов;

  • использование элементов коммунарской методики в воспитательной работе.

В 90-е в условиях дефицита средств в сфере образования ставилась задача – не только обеспечить стабильное функционирование отрасли, но и продолжить работу по ее развитию. 

Появились новые учреждения: 3 гимназии (№ 8, № 14, № 31), лицей (№ 17), 5 учреждений дополнительного образования – детско-юношеская спортивная школа № 1, № 2, станция юных техников, клуб юных моряков, детско-юношеский центр.

Принята общегородская программа «Дети Северодвинска». Ведущую роль в воспитательной работе играют муниципальные учреждения дополнительного образования.

В эти годы требовалось повышенное внимание к нуждам образования, к сохранению кадров и повышению качества образования. Именно поэтому силами ГорОНО в 1991 году был открыт Информационно-методический центр. В 1998 году центр получил лицензию на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования. На базе центра ежегодно проводились семинары областного, республиканского уровней по различным направлениям деятельности, направленные на поиск эффективных путей и способов освоения и внедрения новых педагогических технологий.

В первые годы 21 века был осуществлен переход на Федеральные государственные стандарты 2-го поколения.

В самом Управлении образования произошла административная реформа: в нем работали 6 отделов (планово-экономический, отдел централизованной бухгалтерии, отдел опеки и попечительства, отдел дошкольных учреждений, отдел общеобразовательных учреждений, отдел делопроизводства и кадрового обеспечения) и более ста сотрудников.

В рамках модернизации образования образовательные учреждения города участвовали в проведении федеральных и областных экспериментов.

С 2003 года Северодвинск включился в федеральный эксперимент по проведению единого государственного экзамена.

Огромное внимание в эти годы уделяется работе по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей в муниципальной системе образования.

В 2009 году город Северодвинск стал победителем в федеральном конкурсе проектов по совершенствованию школьного питания.

Во всех муниципальных общеобразовательных организациях силами муниципального предприятия «Комбинат школьного питания» созданы условия для организации горячего питания обучающихся, соответствующего принципам щадящего питания, в школьном расписании предусмотрены перемены по 20 и 40 минут для организации приема пищи.

Дошкольные образовательные учреждения посещает 10157 детей. По обеспечению доступности дошкольного образования на 31.12.2023 открыто 574 группы на 12191 место.

На 31.12.2023 в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 21952 человека.

В 7 организациях дополнительного образования детей в кружках и секциях различной направленности занимается 16143 человека.

По итогам участия Управления образования в конкурсных процедурах, проводимых Министерством образования и науки Архангельской области, на предоставление субсидии на условиях софинансирования в 2019 году выделены денежные средства из областного бюджета на реализацию следующих мероприятий:

  • ремонт плавательного бассейна МАОУ «СОШ № 13»;

  • приобретение школьного автобуса для подвозки детей МАОУ «СОШ № 36»;

  • устройство ограждения территории МБОУ ДО «СШ № 2» (ул. Тургенева, 12, пр. Труда, 14а);

  • организация входной группы, установка подъемной платформы, закупка оборудования МБДОУ № 90 «Хрусталик»;

  • оснащение медицинских кабинетов (приобретение компьютерной техники для подключения к Цифровому контуру министерства здравоохранения Архангельской области в 24 дошкольных образовательных организациях);

  • в целях переоснащения пищеблоков дошкольных учреждений и внедрения современного оборудования для приготовления питания в детских садах в октябре 2019 года Администрация Северодвинска в лице Управления образования приняла участие в конкурсе на право получения субсидии из областного бюджета по укреплению материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных организаций, в том числе на оснащение пищеблоков муниципальных дошкольных образовательных организаций. При поддержке депутатского состава и выделении софинансирования из средств местного бюджета были привлечены средства из областного бюджета. В данном конкурсе МО «Северодвинск» получило одну из самых больших субсидий среди других участников. Благодаря этому на 8 пищеблоках в 4 дошкольных образовательных организациях (№ 8, № 19, № 49, № 85) появились новые пароконвектоматы RATIONAL Combi Master Plus в количестве 8 шт.;

  • в 2019 году на реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы общеобразовательных организаций, участвующих в проекте по созданию базовых школ Российской академии наук, ориентированных на выявление и обучение талантливых детей, построение их успешной карьеры в области науки и высоких технологий (МАОУ «Лицей № 17) из областного бюджета получены денежные средства. Софинансирование местного бюджета составило 1 %.

Под руководством Управления образования с 2019 года на базе муниципальных образовательных организаций реализовано 5 федеральных проектов в рамках национального проекта «Образование» с целью исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»:

  • федеральный проект «Успех каждого ребенка» – реализовано одно из мероприятий «Создание детских технопарков «Кванториум». В соответствии с постановлением Администрации Северодвинска от 06.03.2019 № 77-па на базе МБОУ ДО «ЦЮНТТ» создано муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Северный детский технопарк «Кванториум» (МАОУДО «Северный Кванториум»);

  • федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» – реализовано муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (МБОУ ЦППМСП) – региональная площадка;

  • федеральный проект «Цифровая образовательная среда» – реализовано на базе 26 школ: МАОУ «СОШ № 1», МАОУ «СОШ № 2», МАОУ «СОШ № 3», МАОУ «СОШ № 5», МАОУ «СОШ № 6», МАОУ «Гуманитарная гимназия № 8», МАОУ «СОШ № 9», МАОУ «Морская кадетская школа», МАОУ «СОШ № 11», МАОУ «СОШ № 12», МАОУ «СОШ № 13», МАОУ «СГ № 14», МАОУ «СОШ № 16», МАОУ «Лицей № 17», МАОУ «СОШ № 19», МАОУ «СОШ № 20», МАОУ «СОШ № 21», МАОУ «СОШ № 22», МАОУ «СОШ № 23», МАОУ «СОШ № 24», МАОУ «СОШ № 25», МАОУ «ЛГ № 27», МАОУ СОШ № 28, МАОУ «СОШ № 29», МАОУ «СОШ № 30», МАОУ «Ягринская гимназия»;

  • федеральный проект «Современная школа» «Точка роста» – реализовано на базе 2 школ: МАОУ «СОШ № 26», МАОУ «СОШ № 36»;

  • в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», реализация которого началась с 2021 года, в муниципальных образовательных организациях Северодвинска обеспечено функционирование системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, осуществляется деятельность по развитию системы воспитательной работы, проведению мероприятий патриотической направленности. На данный момент все обучающиеся города вовлечены в систему патриотического воспитания. 

Во всех дошкольных (27), общеобразовательных (28) организациях и организациях дополнительного образования (за исключением ЦППМСП) разработаны и реализуются с 01.09.2021 года рабочие программы воспитания. Программы размещены на официальных сайтах образовательных организаций. 

С 01.09.2022 во всех общеобразовательных организациях проводятся церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации и исполнения Государственного гимна Российской Федерации, еженедельные внеурочные занятия для обучающихся «Разговоры о важном».

Продолжается развитие кадетского образования. В 2022 году направление «Морское дело» реализуется в МАОУ «Морская кадетская школа имени адмирала Котова Павла Григорьевича»; направление «Военное дело (общевойсковое)» реализуется в МАОУ «СОШ № 5» на параллели 5, 6, 7 классов и в МАОУ «СОШ № 16» на параллели 5, 6 классов; направление «Следственное дело» реализуется в МАОУ «СОШ № 29» в 10, 11 классах.

В 21 образовательной организации созданы и работают отряды ВОО «Юнармия» (41 отряд), в которых занимаются 987 обучающихся. МАОУДО «ДМЦ «Североморец» является городским ресурсным центром по военно-патриотическому воспитанию, зональным центром патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе и координации военно-патриотического воспитания среди образовательных организаций Северодвинска.

В деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» на постоянной основе вовлечены 531 человек из 21 образовательной организации. В 2022 году созданы условия для формирования первичных объединений Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи, в состав которых вошли инициативные обучающиеся.

В течение 2022 года в рамках задачи «Строительство и капитальный ремонт объектов инфраструктуры системы образования Северодвинска» выполнены работы по строительству универсальной спортивной площадки в МАОУ «СОШ № 36», начаты работы по организации строительства «Умной площадки» на территории МБОУ ДО «ДЮСШ № 2» и приобретению оборудования.

В течение 2023 года в муниципальном образовании «Северодвинск» проводился комплекс мероприятий по капитальным, текущим ремонтам и благоустройству территорий образовательных организаций Северодвинска, продолжились работы по созданию «умной» спортивной площадки на территории МБОУ ДО «СШ № 2» (в 2022 году МБОУ ДО «ДЮСШ № 2»).

Развитие кадрового потенциала работников системы образования происходит в том числе посредством участия педагогов в конкурсах, организуемых Управлением образования:

  • муниципальный конкурс «Учитель года», который проводился по четырем номинациям: «Учитель года», «Воспитатель года», «Молодой учитель», «Молодой воспитатель»;

  • муниципальный конкурс «Инновации в образовании», который проводится с целью стимулирования инновационной деятельности педагогических работников системы дошкольного, общего и дополнительного образования Северодвинска по реализации дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности, выявлению ключевых направлений развития инновационной практики в сфере образования Северодвинска.

Ежегодно Управление образования совместно с образовательными учреждениями в рамках профориентационной работы с судостроительными предприятиями города проводит молодежный профориентационный форум «Образование – «Севмаш» – Карьера», муниципальную олимпиаду по судостроению, организованную АО ПО «Севмаш».

Решая задачу по привлечению и закреплению кадров в учреждениях образования Северодвинска, в целях привлечения молодежи в педагогическую отрасль Администрация Северодвинска продолжила сотрудничество с С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова.

В 2023 году продолжена работа по заключению договоров о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Особое внимание уделяется подготовке специалистов педагогического профиля.

В городе ежегодно организуется работа лагерей с дневным пребыванием детей. В 2023 году работали 10 лагерей с дневным пребыванием детей, которые посещали 1794 ребенка.

Большое внимание уделяется развитию физической культуры, детско-юношескому спорту: предусмотрены значительные средства на проведение ремонтов спортивных сооружений.

Управлением образования совместно с образовательными организациями проводятся мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования Северодвинска.

На 31.12.2023 в Управлении образования функционируют 4 отдела: отдел общего и дополнительного образования, отдел муниципального заказа и материально-технического обеспечения, финансово-экономический отдел, отдел организационно-аналитической и кадровой работы. Руководит деятельностью Управления образования Администрации Северодвинска начальник Комарова Елена Николаевна и два заместителя начальника Перепелкина Татьяна Леонидовна, Сенченков Кирилл Сергеевич.

Управлением образования решаются поставленные задачи посредством реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие образования Северодвинска на 2024-2029 годы», которые являются организационной основой осуществления муниципальной политики в области образования.

В рамках программы реализуются 6 подпрограмм, направленных на развитие образования Северодвинска:

  • - подпрограмма «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей»;

  • подпрограмма «Развитие и совершенствование инфраструктуры муниципальной системы образования Северодвинска»;

  • подпрограмма «Формирование комфортной и безопасной образовательной среды»;

  • подпрограмма «Безбарьерная среда муниципальных образовательных учреждений Северодвинска»;

  • подпрограмма «Совершенствование системы предоставления услуг в сфере образования Северодвинска»;

  • обеспечивающая программа.

Муниципальная система образования на 31.12.2023 включает в себя 64 организации:

  • 27 дошкольных образовательных организаций (5 детских садов являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций, 2 из которых – сельские детские сады);

  • 28 общеобразовательных организаций (прогимназия – 1, гимназия – 4, лицей – 1, организация с углубленным изучением отдельных предметов – 2, Морская кадетская школа имени адмирала П.Г. Котова – 1, сельская школа – 2);

  • 7 организаций дополнительного образования детей;

  • МП КШП, МКУ ЦОФООС.

Кроме того, в городе функционирует один частный детский сад.

Основными задачами деятельности Управления образования являются:

  • обеспечение на территории Северодвинска реализации мероприятий национального проекта «Образование», региональных проектов Архангельской области;

  • продолжение совершенствования системы образования Северодвинска, развитие качества образования посредством развития эффективных механизмов управления качеством образовательных результатов и качеством образовательной деятельности;

  • продолжение работы по созданию на муниципальном уровне оптимальных условий для:

  • цифровизации процессов и механизмов управления качеством образования;

  • формирования объективной сбалансированной системы оценочных процедур качества общего образования и выявления основных характеристик и проблем качества подготовки обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях;

  • обеспечения уровня подготовки всех обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

  • повышения качества образования в муниципальных общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты, и в муниципальных общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, посредством оказания им адресной поддержки;

  • развития муниципальной системы выявления, воспитания, образования, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи, а также обеспечения условий, способствующих раскрытию интеллектуального, творческого, спортивного и иного потенциала молодых талантов;

  • содействия решению стратегических задач образовательной политики через информационно-методическое сопровождение и координацию деятельности муниципальных образовательных организаций в сфере профессионального самоопределения обучающихся;

  • повышения качества управленческой деятельности на основе развития системы оценки эффективности деятельности руководителей муниципальных образовательных организаций;

  • обеспечения профессионального развития педагогических работников на основе актуального, научно обоснованного мониторинга комплекса ресурсов – кадровых, научно-практических, материально-технических и прочих;

  • развития практики управления муниципальной системой организации воспитания и социализации на основе процедур мониторинга;

  • повышения качества образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования;

  • создания условий, обеспечивающих доступность качественного дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до семи лет в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;

  • обеспечения нормативно-правового и организационного сопровождения введения и реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования ФГОС НОО, основного общего образования ФГОС ООО, среднего общего образования ФГОС ООО;

  • создания условий для объективного проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, процедур независимой оценки качества образования;

  • обеспечения развития современных и безопасных условий для ведения образовательной деятельности;

  • продолжения работы по созданию необходимых условий для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью, обеспечению своевременной квалифицированной коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, развитию инклюзивного образования, в том числе посредством дальнейшего участия в реализации государственной программы «Доступная среда»;

  • продолжения комплексного межведомственного взаимодействия, направленного на профилактику девиантности детей и подростков, обеспечения современными технологиями диагностической, коррекционной, консультативной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и их семьями;

  • продолжения работы по кадровому обеспечению системы образования муниципального образования «Северодвинск», созданию условий для профессионального роста и развития педагогических работников, формированию компетенций, обеспечивающих решение задач повышения качества образования и индивидуального продвижения ребенка с учетом запросов, познавательных интересов, особенностей развития;

  • обеспечения выполнения целевых показателей повышения оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций;

  • обеспечения эффективного осуществления полномочий в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

Состояние муниципальной системы образования Северодвинска сегодня свидетельствует, что в городе не только сохранена, но и получила дальнейшее развитие сеть образовательных учреждений.