Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Главная  
Историческая справка
Историческая справка
Историческая справка

30 декабря 1939 года после преобразования поселка Судострой в город Молотовск на сессии городского Совета депутатов трудящихся был создан отдел народного образования города. В результате реорганизации исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования «Северодвинск» 6 августа 1997 года в структуре Администрации Северодвинска было утверждено наименование – Управление образования.

В период с 1938 по 2021 год руководителями являлись Пластинин Федор Иванович (1937-1940), Подольский Василий Васильевич (февраль-август 1941), Аракова Надежда Николаевна (1941-1943, 1947-1951), Бабкин Леонид Николаевич (1943-1946), Климовский Павел Тихонович (1946-1947), Фелисова Евгения Петровна (1951-1952), Пунанов Николай Александрович (1952-1955), Абакумов Александр Александрович (1955-1957), Кузнецов Василий Михайлович (1958-1965), Сакулина Софья Павловна (1965-1971), Чевлытко Галина Петровна (1971-1985), Зарецкий Валерий Владимирович (1985-2001), Храпко Лидия Дмитриевна (2001-2005), Малейков Лев Алексеевич (2005-2009), Попа Сергей Григорьевич (2009-2021). С октября 2021 года руководителем Управления образования Администрации Северодвинска является Комарова Елена Николаевна.

Первое штатное расписание ГорОНО в 1938 году насчитывало 8 человек.

6 школ и 1 детский сад начали свою работу с 1938 года. В период с 1937 по 1942 год работало 7 школ, 3 детских сада.

В сентябре 1938 года открыт Дом пионеров, в котором работало 18 кружков и центральная библиотека. 

В годы войны в Молотовске работали 6 школ.

Здания школ № 1 и № 7 были переданы под военный госпиталь. Учащиеся в период с 1941 по 1944 гг. обучались в школах № 2, № 3, № 6 и в Доме пионеров.

В 1944 году по постановлению Госкомитета обороны школьные здания, ранее занятые под госпиталь, освобождены и переданы в ведение ГорОНО для размещения там школ.

За период войны выросла сеть детских садов до 12.

С 1944-1945 учебного года в городе Молотовске введено раздельное обучение девочек и мальчиков.

На начало 1944-1945 учебного года город имел следующую школьную сеть:

  • мужская средняя школа № 1;

  • мужская семилетняя школа № 2;

  • смешанная начальная школа № 3, № 4, № 5;

  • женская семилетняя школа № 6;

  • женская средняя школа № 7.

В послевоенные годы, несмотря на крайнее напряжение госбюджета, были изысканы средства на развитие народного образования. ГорОНО и школы города проделали огромную работу по созданию материальной базы в сфере образования.

С 1949 года в СССР было введено всеобщее семилетнее обучение.

В 50-е годы успешно решилась задача перехода от всеобщего семилетнего образования к всеобщему среднему.

Одним из важнейших принципов перестройки общеобразовательной школы в этот период является последовательное осуществление трудового воспитания и политехнического обучения, соединение обучения с производительным трудом.

В 1955-1956 учебном году в городе 8 школ. В 1959-1960 учебном году средние школы № 1, № 8 реорганизованы в одиннадцатилетние трудовые политехнические школы.

60-70-е годы ознаменовались интенсивным ростом материальной базы народного образования.

Построены школы № 10, № 12, № 13, № 14, № 18, № 16, № 17, школа-интернат, Дом пионеров, учебные мастерские школ № 1, № 4, № 7. 

В 1963 году в 15 общеобразовательных школах обучается 16300 детей, 45 детских садов посещают 6615 дошкольников.

С 1972 по 1976 год наш город ежегодно получал премии за подготовку школ к новому учебному году. Первыми школами образцового состояния стали школы № 12, № 19, № 21, № 14, № 1. Школа № 21 стала по показателям учебно-воспитательной работы участницей ВДНХ.

В эти годы началось создание внешкольных учреждений, были открыты более десяти комнат школьника, клуб юных моряков, детско-юношеская спортивная школа.

80-е годы ознаменованы поисками нетрадиционных путей в преподавании и воспитании школьников.

Большие усилия по внедрению, изучению нового прилагала совместно с директорами школ заведующая ГорОНО Чевлытко Галина Павловна.

За 9 лет введены в эксплуатацию школы № 6, № 2, № 13, № 10, № 19, № 28, № 29, № 30. 

В 1984 году было 29 школ, из них 23 – средние. В них обучались 29558 человек. 

В октябре 1985 года в связи с делением города на районы были организованы Ленинский и Беломорский отделы народного образования (заведующие районов Бусова Э.К. и Порошина В.В.). 

1985-1988 годы отмечены плодотворной деятельностью: совместные советы ГорОНО, РОНО, учительские конференции, творческие отчеты районных методических кабинетов. 

В городе две специализированные школы: № 14 (с изучением ряда предметов на английском языке) и № 17 (с углубленным изучением математики и физики).

На 1 сентября 1989 года в городе функционируют 35 школ различных типов, в том числе 3 сельских школы (Белозерская средняя школа, Нёнокская средняя школа, Палозерская начальная школа), два интерната, школа рабочей молодежи № 2, более 100 дошкольных учреждений, один Дом пионеров, 4 станции клуба юных техников, клуб юных моряков, 6 детских подростковых клубов. Более 5 тысяч педагогов заняты воспитанием подрастающего поколения г. Северодвинск.

С целью совершенствования воспитательной работы создан проблемный центр по разработке программы социально-педагогического комплекса. Город включен во всесоюзный эксперимент по данному направлению.

Осуществлена передача ведомственных образовательных учреждений в муниципальную собственность. В городе сформировано единое образовательное пространство, обеспечивающее возможность выбора образовательного учреждения для максимального развития способностей и удовлетворения интересов детей и их родителей. В городе создана сеть классов и групп, обучение в которых учитывает различные интеллектуальные способности, особенности развития ребенка: 76 классов с углубленным изучением предмета, 69 коррекционных классов, 39 классов выравнивания, 18 классов для работающей молодежи.

Городской отдел образования осуществляет внедрение в школах ряда экспериментов:

  • пятидневная учебная неделя;

  • использование различных учебных планов;

  • специализация классов;

  • использование элементов коммунарской методики в воспитательной работе.

В 90-е в условиях дефицита средств в сфере образования ставилась задача – не только обеспечить стабильное функционирование отрасли, но и продолжить работу по ее развитию. 

Появились новые учреждения: 3 гимназии (№ 8, № 14, № 31), лицей (№ 17), 5 учреждений дополнительного образования – детско-юношеская спортивная школа № 1, № 2, станция юных техников, клуб юных моряков, детско-юношеский центр.

Принята общегородская программа «Дети Северодвинска». Ведущую роль в воспитательной работе играют муниципальные учреждения дополнительного образования.

В эти годы требовалось повышенное внимание к нуждам образования, к сохранению кадров и повышению качества образования. Именно поэтому силами ГорОНО в 1991 году был открыт Информационно-методический центр. В 1998 году центр получил лицензию на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования. На базе центра ежегодно проводились семинары областного, республиканского уровней по различным направлениям деятельности, направленные на поиск эффективных путей и способов освоения и внедрения новых педагогических технологий.

В первые годы 21 века был осуществлен переход на Федеральные государственные стандарты 2-го поколения.

В самом Управлении образования произошла административная реформа: в нем работали 6 отделов (планово-экономический, отдел централизованной бухгалтерии, отдел опеки и попечительства, отдел дошкольных учреждений, отдел общеобразовательных учреждений, отдел делопроизводства и кадрового обеспечения) и более ста сотрудников.

В рамках модернизации образования образовательные учреждения города участвовали в проведении федеральных и областных экспериментов.

С 2003 года Северодвинск включился в федеральный эксперимент по проведению единого государственного экзамена.

Огромное внимание в эти годы уделяется работе по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей в муниципальной системе образования.

В 2009 году город Северодвинск стал победителем в федеральном конкурсе проектов по совершенствованию школьного питания.

Во всех муниципальных общеобразовательных организациях силами муниципального предприятия «Комбинат школьного питания» созданы условия для организации горячего питания обучающихся, соответствующего принципам щадящего питания, в школьном расписании предусмотрены перемены по 20 и 40 минут для организации приема пищи.

Дошкольные образовательные учреждения посещает 10157 детей. По обеспечению доступности дошкольного образования на 31.12.2023 открыто 574 группы на 12191 место.

На 31.12.2023 в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 21952 человека.

В 7 организациях дополнительного образования детей в кружках и секциях различной направленности занимается 16143 человека.

По итогам участия Управления образования в конкурсных процедурах, проводимых Министерством образования и науки Архангельской области, на предоставление субсидии на условиях софинансирования в 2019 году выделены денежные средства из областного бюджета на реализацию следующих мероприятий:

  • ремонт плавательного бассейна МАОУ «СОШ № 13»;

  • приобретение школьного автобуса для подвозки детей МАОУ «СОШ № 36»;

  • устройство ограждения территории МБОУ ДО «СШ № 2» (ул. Тургенева, 12, пр. Труда, 14а);

  • организация входной группы, установка подъемной платформы, закупка оборудования МБДОУ № 90 «Хрусталик»;

  • оснащение медицинских кабинетов (приобретение компьютерной техники для подключения к Цифровому контуру министерства здравоохранения Архангельской области в 24 дошкольных образовательных организациях);

  • в целях переоснащения пищеблоков дошкольных учреждений и внедрения современного оборудования для приготовления питания в детских садах в октябре 2019 года Администрация Северодвинска в лице Управления образования приняла участие в конкурсе на право получения субсидии из областного бюджета по укреплению материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных организаций, в том числе на оснащение пищеблоков муниципальных дошкольных образовательных организаций. При поддержке депутатского состава и выделении софинансирования из средств местного бюджета были привлечены средства из областного бюджета. В данном конкурсе МО «Северодвинск» получило одну из самых больших субсидий среди других участников. Благодаря этому на 8 пищеблоках в 4 дошкольных образовательных организациях (№ 8, № 19, № 49, № 85) появились новые пароконвектоматы RATIONAL Combi Master Plus в количестве 8 шт.;

  • в 2019 году на реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы общеобразовательных организаций, участвующих в проекте по созданию базовых школ Российской академии наук, ориентированных на выявление и обучение талантливых детей, построение их успешной карьеры в области науки и высоких технологий (МАОУ «Лицей № 17) из областного бюджета получены денежные средства. Софинансирование местного бюджета составило 1 %.

Под руководством Управления образования с 2019 года на базе муниципальных образовательных организаций реализовано 5 федеральных проектов в рамках национального проекта «Образование» с целью исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»:

  • федеральный проект «Успех каждого ребенка» – реализовано одно из мероприятий «Создание детских технопарков «Кванториум». В соответствии с постановлением Администрации Северодвинска от 06.03.2019 № 77-па на базе МБОУ ДО «ЦЮНТТ» создано муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Северный детский технопарк «Кванториум» (МАОУДО «Северный Кванториум»);

  • федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» – реализовано муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (МБОУ ЦППМСП) – региональная площадка;

  • федеральный проект «Цифровая образовательная среда» – реализовано на базе 26 школ: МАОУ «СОШ № 1», МАОУ «СОШ № 2», МАОУ «СОШ № 3», МАОУ «СОШ № 5», МАОУ «СОШ № 6», МАОУ «Гуманитарная гимназия № 8», МАОУ «СОШ № 9», МАОУ «Морская кадетская школа», МАОУ «СОШ № 11», МАОУ «СОШ № 12», МАОУ «СОШ № 13», МАОУ «СГ № 14», МАОУ «СОШ № 16», МАОУ «Лицей № 17», МАОУ «СОШ № 19», МАОУ «СОШ № 20», МАОУ «СОШ № 21», МАОУ «СОШ № 22», МАОУ «СОШ № 23», МАОУ «СОШ № 24», МАОУ «СОШ № 25», МАОУ «ЛГ № 27», МАОУ СОШ № 28, МАОУ «СОШ № 29», МАОУ «СОШ № 30», МАОУ «Ягринская гимназия»;

  • федеральный проект «Современная школа» «Точка роста» – реализовано на базе 2 школ: МАОУ «СОШ № 26», МАОУ «СОШ № 36»;

  • в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», реализация которого началась с 2021 года, в муниципальных образовательных организациях Северодвинска обеспечено функционирование системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, осуществляется деятельность по развитию системы воспитательной работы, проведению мероприятий патриотической направленности. На данный момент все обучающиеся города вовлечены в систему патриотического воспитания. 

Во всех дошкольных (27), общеобразовательных (28) организациях и организациях дополнительного образования (за исключением ЦППМСП) разработаны и реализуются с 01.09.2021 года рабочие программы воспитания. Программы размещены на официальных сайтах образовательных организаций. 

С 01.09.2022 во всех общеобразовательных организациях проводятся церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации и исполнения Государственного гимна Российской Федерации, еженедельные внеурочные занятия для обучающихся «Разговоры о важном».

Продолжается развитие кадетского образования. В 2022 году направление «Морское дело» реализуется в МАОУ «Морская кадетская школа имени адмирала Котова Павла Григорьевича»; направление «Военное дело (общевойсковое)» реализуется в МАОУ «СОШ № 5» на параллели 5, 6, 7 классов и в МАОУ «СОШ № 16» на параллели 5, 6 классов; направление «Следственное дело» реализуется в МАОУ «СОШ № 29» в 10, 11 классах.

В 21 образовательной организации созданы и работают отряды ВОО «Юнармия» (41 отряд), в которых занимаются 987 обучающихся. МАОУДО «ДМЦ «Североморец» является городским ресурсным центром по военно-патриотическому воспитанию, зональным центром патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе и координации военно-патриотического воспитания среди образовательных организаций Северодвинска.

В деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» на постоянной основе вовлечены 531 человек из 21 образовательной организации. В 2022 году созданы условия для формирования первичных объединений Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи, в состав которых вошли инициативные обучающиеся.

В течение 2022 года в рамках задачи «Строительство и капитальный ремонт объектов инфраструктуры системы образования Северодвинска» выполнены работы по строительству универсальной спортивной площадки в МАОУ «СОШ № 36», начаты работы по организации строительства «Умной площадки» на территории МБОУ ДО «ДЮСШ № 2» и приобретению оборудования.

В течение 2023 года в муниципальном образовании «Северодвинск» проводился комплекс мероприятий по капитальным, текущим ремонтам и благоустройству территорий образовательных организаций Северодвинска, продолжились работы по созданию «умной» спортивной площадки на территории МБОУ ДО «СШ № 2» (в 2022 году МБОУ ДО «ДЮСШ № 2»).

Развитие кадрового потенциала работников системы образования происходит в том числе посредством участия педагогов в конкурсах, организуемых Управлением образования:

  • муниципальный конкурс «Учитель года», который проводился по четырем номинациям: «Учитель года», «Воспитатель года», «Молодой учитель», «Молодой воспитатель»;

  • муниципальный конкурс «Инновации в образовании», который проводится с целью стимулирования инновационной деятельности педагогических работников системы дошкольного, общего и дополнительного образования Северодвинска по реализации дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности, выявлению ключевых направлений развития инновационной практики в сфере образования Северодвинска.

Ежегодно Управление образования совместно с образовательными учреждениями в рамках профориентационной работы с судостроительными предприятиями города проводит молодежный профориентационный форум «Образование – «Севмаш» – Карьера», муниципальную олимпиаду по судостроению, организованную АО ПО «Севмаш».

Решая задачу по привлечению и закреплению кадров в учреждениях образования Северодвинска, в целях привлечения молодежи в педагогическую отрасль Администрация Северодвинска продолжила сотрудничество с С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова.

В 2023 году продолжена работа по заключению договоров о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Особое внимание уделяется подготовке специалистов педагогического профиля.

В городе ежегодно организуется работа лагерей с дневным пребыванием детей. В 2023 году работали 10 лагерей с дневным пребыванием детей, которые посещали 1794 ребенка.

Большое внимание уделяется развитию физической культуры, детско-юношескому спорту: предусмотрены значительные средства на проведение ремонтов спортивных сооружений.

Управлением образования совместно с образовательными организациями проводятся мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования Северодвинска.

На 31.12.2023 в Управлении образования функционируют 4 отдела: отдел общего и дополнительного образования, отдел муниципального заказа и материально-технического обеспечения, финансово-экономический отдел, отдел организационно-аналитической и кадровой работы. Руководит деятельностью Управления образования Администрации Северодвинска начальник Комарова Елена Николаевна и два заместителя начальника Перепелкина Татьяна Леонидовна, Сенченков Кирилл Сергеевич.

Управлением образования решаются поставленные задачи посредством реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие образования Северодвинска на 2024-2029 годы», которые являются организационной основой осуществления муниципальной политики в области образования.

В рамках программы реализуются 6 подпрограмм, направленных на развитие образования Северодвинска:

  • - подпрограмма «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей»;

  • подпрограмма «Развитие и совершенствование инфраструктуры муниципальной системы образования Северодвинска»;

  • подпрограмма «Формирование комфортной и безопасной образовательной среды»;

  • подпрограмма «Безбарьерная среда муниципальных образовательных учреждений Северодвинска»;

  • подпрограмма «Совершенствование системы предоставления услуг в сфере образования Северодвинска»;

  • обеспечивающая программа.

Муниципальная система образования на 31.12.2023 включает в себя 64 организации:

  • 27 дошкольных образовательных организаций (5 детских садов являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций, 2 из которых – сельские детские сады);

  • 28 общеобразовательных организаций (прогимназия – 1, гимназия – 4, лицей – 1, организация с углубленным изучением отдельных предметов – 2, Морская кадетская школа имени адмирала П.Г. Котова – 1, сельская школа – 2);

  • 7 организаций дополнительного образования детей;

  • МП КШП, МКУ ЦОФООС.

Кроме того, в городе функционирует один частный детский сад.

Основными задачами деятельности Управления образования являются:

  • обеспечение на территории Северодвинска реализации мероприятий национального проекта «Образование», региональных проектов Архангельской области;

  • продолжение совершенствования системы образования Северодвинска, развитие качества образования посредством развития эффективных механизмов управления качеством образовательных результатов и качеством образовательной деятельности;

  • продолжение работы по созданию на муниципальном уровне оптимальных условий для:

  • цифровизации процессов и механизмов управления качеством образования;

  • формирования объективной сбалансированной системы оценочных процедур качества общего образования и выявления основных характеристик и проблем качества подготовки обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях;

  • обеспечения уровня подготовки всех обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

  • повышения качества образования в муниципальных общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты, и в муниципальных общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, посредством оказания им адресной поддержки;

  • развития муниципальной системы выявления, воспитания, образования, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи, а также обеспечения условий, способствующих раскрытию интеллектуального, творческого, спортивного и иного потенциала молодых талантов;

  • содействия решению стратегических задач образовательной политики через информационно-методическое сопровождение и координацию деятельности муниципальных образовательных организаций в сфере профессионального самоопределения обучающихся;

  • повышения качества управленческой деятельности на основе развития системы оценки эффективности деятельности руководителей муниципальных образовательных организаций;

  • обеспечения профессионального развития педагогических работников на основе актуального, научно обоснованного мониторинга комплекса ресурсов – кадровых, научно-практических, материально-технических и прочих;

  • развития практики управления муниципальной системой организации воспитания и социализации на основе процедур мониторинга;

  • повышения качества образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования;

  • создания условий, обеспечивающих доступность качественного дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до семи лет в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;

  • обеспечения нормативно-правового и организационного сопровождения введения и реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования ФГОС НОО, основного общего образования ФГОС ООО, среднего общего образования ФГОС ООО;

  • создания условий для объективного проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, процедур независимой оценки качества образования;

  • обеспечения развития современных и безопасных условий для ведения образовательной деятельности;

  • продолжения работы по созданию необходимых условий для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью, обеспечению своевременной квалифицированной коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, развитию инклюзивного образования, в том числе посредством дальнейшего участия в реализации государственной программы «Доступная среда»;

  • продолжения комплексного межведомственного взаимодействия, направленного на профилактику девиантности детей и подростков, обеспечения современными технологиями диагностической, коррекционной, консультативной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и их семьями;

  • продолжения работы по кадровому обеспечению системы образования муниципального образования «Северодвинск», созданию условий для профессионального роста и развития педагогических работников, формированию компетенций, обеспечивающих решение задач повышения качества образования и индивидуального продвижения ребенка с учетом запросов, познавательных интересов, особенностей развития;

  • обеспечения выполнения целевых показателей повышения оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций;

  • обеспечения эффективного осуществления полномочий в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

Состояние муниципальной системы образования Северодвинска сегодня свидетельствует, что в городе не только сохранена, но и получила дальнейшее развитие сеть образовательных учреждений.

Северодвинск

30 декабря 1939 года после преобразования поселка Судострой в город Молотовск на сессии городского Совета депутатов трудящихся был создан отдел народного образования города. В результате реорганизации исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования «Северодвинск» 6 августа 1997 года в структуре Администрации Северодвинска было утверждено наименование – Управление образования.

В период с 1938 по 2021 год руководителями являлись Пластинин Федор Иванович (1937-1940), Подольский Василий Васильевич (февраль-август 1941), Аракова Надежда Николаевна (1941-1943, 1947-1951), Бабкин Леонид Николаевич (1943-1946), Климовский Павел Тихонович (1946-1947), Фелисова Евгения Петровна (1951-1952), Пунанов Николай Александрович (1952-1955), Абакумов Александр Александрович (1955-1957), Кузнецов Василий Михайлович (1958-1965), Сакулина Софья Павловна (1965-1971), Чевлытко Галина Петровна (1971-1985), Зарецкий Валерий Владимирович (1985-2001), Храпко Лидия Дмитриевна (2001-2005), Малейков Лев Алексеевич (2005-2009), Попа Сергей Григорьевич (2009-2021). С октября 2021 года руководителем Управления образования Администрации Северодвинска является Комарова Елена Николаевна.

Первое штатное расписание ГорОНО в 1938 году насчитывало 8 человек.

6 школ и 1 детский сад начали свою работу с 1938 года. В период с 1937 по 1942 год работало 7 школ, 3 детских сада.

В сентябре 1938 года открыт Дом пионеров, в котором работало 18 кружков и центральная библиотека. 

В годы войны в Молотовске работали 6 школ.

Здания школ № 1 и № 7 были переданы под военный госпиталь. Учащиеся в период с 1941 по 1944 гг. обучались в школах № 2, № 3, № 6 и в Доме пионеров.

В 1944 году по постановлению Госкомитета обороны школьные здания, ранее занятые под госпиталь, освобождены и переданы в ведение ГорОНО для размещения там школ.

За период войны выросла сеть детских садов до 12.

С 1944-1945 учебного года в городе Молотовске введено раздельное обучение девочек и мальчиков.

На начало 1944-1945 учебного года город имел следующую школьную сеть:

  • мужская средняя школа № 1;

  • мужская семилетняя школа № 2;

  • смешанная начальная школа № 3, № 4, № 5;

  • женская семилетняя школа № 6;

  • женская средняя школа № 7.

В послевоенные годы, несмотря на крайнее напряжение госбюджета, были изысканы средства на развитие народного образования. ГорОНО и школы города проделали огромную работу по созданию материальной базы в сфере образования.

С 1949 года в СССР было введено всеобщее семилетнее обучение.

В 50-е годы успешно решилась задача перехода от всеобщего семилетнего образования к всеобщему среднему.

Одним из важнейших принципов перестройки общеобразовательной школы в этот период является последовательное осуществление трудового воспитания и политехнического обучения, соединение обучения с производительным трудом.

В 1955-1956 учебном году в городе 8 школ. В 1959-1960 учебном году средние школы № 1, № 8 реорганизованы в одиннадцатилетние трудовые политехнические школы.

60-70-е годы ознаменовались интенсивным ростом материальной базы народного образования.

Построены школы № 10, № 12, № 13, № 14, № 18, № 16, № 17, школа-интернат, Дом пионеров, учебные мастерские школ № 1, № 4, № 7. 

В 1963 году в 15 общеобразовательных школах обучается 16300 детей, 45 детских садов посещают 6615 дошкольников.

С 1972 по 1976 год наш город ежегодно получал премии за подготовку школ к новому учебному году. Первыми школами образцового состояния стали школы № 12, № 19, № 21, № 14, № 1. Школа № 21 стала по показателям учебно-воспитательной работы участницей ВДНХ.

В эти годы началось создание внешкольных учреждений, были открыты более десяти комнат школьника, клуб юных моряков, детско-юношеская спортивная школа.

80-е годы ознаменованы поисками нетрадиционных путей в преподавании и воспитании школьников.

Большие усилия по внедрению, изучению нового прилагала совместно с директорами школ заведующая ГорОНО Чевлытко Галина Павловна.

За 9 лет введены в эксплуатацию школы № 6, № 2, № 13, № 10, № 19, № 28, № 29, № 30. 

В 1984 году было 29 школ, из них 23 – средние. В них обучались 29558 человек. 

В октябре 1985 года в связи с делением города на районы были организованы Ленинский и Беломорский отделы народного образования (заведующие районов Бусова Э.К. и Порошина В.В.). 

1985-1988 годы отмечены плодотворной деятельностью: совместные советы ГорОНО, РОНО, учительские конференции, творческие отчеты районных методических кабинетов. 

В городе две специализированные школы: № 14 (с изучением ряда предметов на английском языке) и № 17 (с углубленным изучением математики и физики).

На 1 сентября 1989 года в городе функционируют 35 школ различных типов, в том числе 3 сельских школы (Белозерская средняя школа, Нёнокская средняя школа, Палозерская начальная школа), два интерната, школа рабочей молодежи № 2, более 100 дошкольных учреждений, один Дом пионеров, 4 станции клуба юных техников, клуб юных моряков, 6 детских подростковых клубов. Более 5 тысяч педагогов заняты воспитанием подрастающего поколения г. Северодвинск.

С целью совершенствования воспитательной работы создан проблемный центр по разработке программы социально-педагогического комплекса. Город включен во всесоюзный эксперимент по данному направлению.

Осуществлена передача ведомственных образовательных учреждений в муниципальную собственность. В городе сформировано единое образовательное пространство, обеспечивающее возможность выбора образовательного учреждения для максимального развития способностей и удовлетворения интересов детей и их родителей. В городе создана сеть классов и групп, обучение в которых учитывает различные интеллектуальные способности, особенности развития ребенка: 76 классов с углубленным изучением предмета, 69 коррекционных классов, 39 классов выравнивания, 18 классов для работающей молодежи.

Городской отдел образования осуществляет внедрение в школах ряда экспериментов:

  • пятидневная учебная неделя;

  • использование различных учебных планов;

  • специализация классов;

  • использование элементов коммунарской методики в воспитательной работе.

В 90-е в условиях дефицита средств в сфере образования ставилась задача – не только обеспечить стабильное функционирование отрасли, но и продолжить работу по ее развитию. 

Появились новые учреждения: 3 гимназии (№ 8, № 14, № 31), лицей (№ 17), 5 учреждений дополнительного образования – детско-юношеская спортивная школа № 1, № 2, станция юных техников, клуб юных моряков, детско-юношеский центр.

Принята общегородская программа «Дети Северодвинска». Ведущую роль в воспитательной работе играют муниципальные учреждения дополнительного образования.

В эти годы требовалось повышенное внимание к нуждам образования, к сохранению кадров и повышению качества образования. Именно поэтому силами ГорОНО в 1991 году был открыт Информационно-методический центр. В 1998 году центр получил лицензию на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования. На базе центра ежегодно проводились семинары областного, республиканского уровней по различным направлениям деятельности, направленные на поиск эффективных путей и способов освоения и внедрения новых педагогических технологий.

В первые годы 21 века был осуществлен переход на Федеральные государственные стандарты 2-го поколения.

В самом Управлении образования произошла административная реформа: в нем работали 6 отделов (планово-экономический, отдел централизованной бухгалтерии, отдел опеки и попечительства, отдел дошкольных учреждений, отдел общеобразовательных учреждений, отдел делопроизводства и кадрового обеспечения) и более ста сотрудников.

В рамках модернизации образования образовательные учреждения города участвовали в проведении федеральных и областных экспериментов.

С 2003 года Северодвинск включился в федеральный эксперимент по проведению единого государственного экзамена.

Огромное внимание в эти годы уделяется работе по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей в муниципальной системе образования.

В 2009 году город Северодвинск стал победителем в федеральном конкурсе проектов по совершенствованию школьного питания.

Во всех муниципальных общеобразовательных организациях силами муниципального предприятия «Комбинат школьного питания» созданы условия для организации горячего питания обучающихся, соответствующего принципам щадящего питания, в школьном расписании предусмотрены перемены по 20 и 40 минут для организации приема пищи.

Дошкольные образовательные учреждения посещает 10157 детей. По обеспечению доступности дошкольного образования на 31.12.2023 открыто 574 группы на 12191 место.

На 31.12.2023 в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 21952 человека.

В 7 организациях дополнительного образования детей в кружках и секциях различной направленности занимается 16143 человека.

По итогам участия Управления образования в конкурсных процедурах, проводимых Министерством образования и науки Архангельской области, на предоставление субсидии на условиях софинансирования в 2019 году выделены денежные средства из областного бюджета на реализацию следующих мероприятий:

  • ремонт плавательного бассейна МАОУ «СОШ № 13»;

  • приобретение школьного автобуса для подвозки детей МАОУ «СОШ № 36»;

  • устройство ограждения территории МБОУ ДО «СШ № 2» (ул. Тургенева, 12, пр. Труда, 14а);

  • организация входной группы, установка подъемной платформы, закупка оборудования МБДОУ № 90 «Хрусталик»;

  • оснащение медицинских кабинетов (приобретение компьютерной техники для подключения к Цифровому контуру министерства здравоохранения Архангельской области в 24 дошкольных образовательных организациях);

  • в целях переоснащения пищеблоков дошкольных учреждений и внедрения современного оборудования для приготовления питания в детских садах в октябре 2019 года Администрация Северодвинска в лице Управления образования приняла участие в конкурсе на право получения субсидии из областного бюджета по укреплению материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных организаций, в том числе на оснащение пищеблоков муниципальных дошкольных образовательных организаций. При поддержке депутатского состава и выделении софинансирования из средств местного бюджета были привлечены средства из областного бюджета. В данном конкурсе МО «Северодвинск» получило одну из самых больших субсидий среди других участников. Благодаря этому на 8 пищеблоках в 4 дошкольных образовательных организациях (№ 8, № 19, № 49, № 85) появились новые пароконвектоматы RATIONAL Combi Master Plus в количестве 8 шт.;

  • в 2019 году на реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы общеобразовательных организаций, участвующих в проекте по созданию базовых школ Российской академии наук, ориентированных на выявление и обучение талантливых детей, построение их успешной карьеры в области науки и высоких технологий (МАОУ «Лицей № 17) из областного бюджета получены денежные средства. Софинансирование местного бюджета составило 1 %.

Под руководством Управления образования с 2019 года на базе муниципальных образовательных организаций реализовано 5 федеральных проектов в рамках национального проекта «Образование» с целью исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»:

  • федеральный проект «Успех каждого ребенка» – реализовано одно из мероприятий «Создание детских технопарков «Кванториум». В соответствии с постановлением Администрации Северодвинска от 06.03.2019 № 77-па на базе МБОУ ДО «ЦЮНТТ» создано муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Северный детский технопарк «Кванториум» (МАОУДО «Северный Кванториум»);

  • федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» – реализовано муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (МБОУ ЦППМСП) – региональная площадка;

  • федеральный проект «Цифровая образовательная среда» – реализовано на базе 26 школ: МАОУ «СОШ № 1», МАОУ «СОШ № 2», МАОУ «СОШ № 3», МАОУ «СОШ № 5», МАОУ «СОШ № 6», МАОУ «Гуманитарная гимназия № 8», МАОУ «СОШ № 9», МАОУ «Морская кадетская школа», МАОУ «СОШ № 11», МАОУ «СОШ № 12», МАОУ «СОШ № 13», МАОУ «СГ № 14», МАОУ «СОШ № 16», МАОУ «Лицей № 17», МАОУ «СОШ № 19», МАОУ «СОШ № 20», МАОУ «СОШ № 21», МАОУ «СОШ № 22», МАОУ «СОШ № 23», МАОУ «СОШ № 24», МАОУ «СОШ № 25», МАОУ «ЛГ № 27», МАОУ СОШ № 28, МАОУ «СОШ № 29», МАОУ «СОШ № 30», МАОУ «Ягринская гимназия»;

  • федеральный проект «Современная школа» «Точка роста» – реализовано на базе 2 школ: МАОУ «СОШ № 26», МАОУ «СОШ № 36»;

  • в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», реализация которого началась с 2021 года, в муниципальных образовательных организациях Северодвинска обеспечено функционирование системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, осуществляется деятельность по развитию системы воспитательной работы, проведению мероприятий патриотической направленности. На данный момент все обучающиеся города вовлечены в систему патриотического воспитания. 

Во всех дошкольных (27), общеобразовательных (28) организациях и организациях дополнительного образования (за исключением ЦППМСП) разработаны и реализуются с 01.09.2021 года рабочие программы воспитания. Программы размещены на официальных сайтах образовательных организаций. 

С 01.09.2022 во всех общеобразовательных организациях проводятся церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации и исполнения Государственного гимна Российской Федерации, еженедельные внеурочные занятия для обучающихся «Разговоры о важном».

Продолжается развитие кадетского образования. В 2022 году направление «Морское дело» реализуется в МАОУ «Морская кадетская школа имени адмирала Котова Павла Григорьевича»; направление «Военное дело (общевойсковое)» реализуется в МАОУ «СОШ № 5» на параллели 5, 6, 7 классов и в МАОУ «СОШ № 16» на параллели 5, 6 классов; направление «Следственное дело» реализуется в МАОУ «СОШ № 29» в 10, 11 классах.

В 21 образовательной организации созданы и работают отряды ВОО «Юнармия» (41 отряд), в которых занимаются 987 обучающихся. МАОУДО «ДМЦ «Североморец» является городским ресурсным центром по военно-патриотическому воспитанию, зональным центром патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе и координации военно-патриотического воспитания среди образовательных организаций Северодвинска.

В деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» на постоянной основе вовлечены 531 человек из 21 образовательной организации. В 2022 году созданы условия для формирования первичных объединений Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи, в состав которых вошли инициативные обучающиеся.

В течение 2022 года в рамках задачи «Строительство и капитальный ремонт объектов инфраструктуры системы образования Северодвинска» выполнены работы по строительству универсальной спортивной площадки в МАОУ «СОШ № 36», начаты работы по организации строительства «Умной площадки» на территории МБОУ ДО «ДЮСШ № 2» и приобретению оборудования.

В течение 2023 года в муниципальном образовании «Северодвинск» проводился комплекс мероприятий по капитальным, текущим ремонтам и благоустройству территорий образовательных организаций Северодвинска, продолжились работы по созданию «умной» спортивной площадки на территории МБОУ ДО «СШ № 2» (в 2022 году МБОУ ДО «ДЮСШ № 2»).

Развитие кадрового потенциала работников системы образования происходит в том числе посредством участия педагогов в конкурсах, организуемых Управлением образования:

  • муниципальный конкурс «Учитель года», который проводился по четырем номинациям: «Учитель года», «Воспитатель года», «Молодой учитель», «Молодой воспитатель»;

  • муниципальный конкурс «Инновации в образовании», который проводится с целью стимулирования инновационной деятельности педагогических работников системы дошкольного, общего и дополнительного образования Северодвинска по реализации дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности, выявлению ключевых направлений развития инновационной практики в сфере образования Северодвинска.

Ежегодно Управление образования совместно с образовательными учреждениями в рамках профориентационной работы с судостроительными предприятиями города проводит молодежный профориентационный форум «Образование – «Севмаш» – Карьера», муниципальную олимпиаду по судостроению, организованную АО ПО «Севмаш».

Решая задачу по привлечению и закреплению кадров в учреждениях образования Северодвинска, в целях привлечения молодежи в педагогическую отрасль Администрация Северодвинска продолжила сотрудничество с С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова.

В 2023 году продолжена работа по заключению договоров о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Особое внимание уделяется подготовке специалистов педагогического профиля.

В городе ежегодно организуется работа лагерей с дневным пребыванием детей. В 2023 году работали 10 лагерей с дневным пребыванием детей, которые посещали 1794 ребенка.

Большое внимание уделяется развитию физической культуры, детско-юношескому спорту: предусмотрены значительные средства на проведение ремонтов спортивных сооружений.

Управлением образования совместно с образовательными организациями проводятся мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования Северодвинска.

На 31.12.2023 в Управлении образования функционируют 4 отдела: отдел общего и дополнительного образования, отдел муниципального заказа и материально-технического обеспечения, финансово-экономический отдел, отдел организационно-аналитической и кадровой работы. Руководит деятельностью Управления образования Администрации Северодвинска начальник Комарова Елена Николаевна и два заместителя начальника Перепелкина Татьяна Леонидовна, Сенченков Кирилл Сергеевич.

Управлением образования решаются поставленные задачи посредством реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие образования Северодвинска на 2024-2029 годы», которые являются организационной основой осуществления муниципальной политики в области образования.

В рамках программы реализуются 6 подпрограмм, направленных на развитие образования Северодвинска:

  • - подпрограмма «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей»;

  • подпрограмма «Развитие и совершенствование инфраструктуры муниципальной системы образования Северодвинска»;

  • подпрограмма «Формирование комфортной и безопасной образовательной среды»;

  • подпрограмма «Безбарьерная среда муниципальных образовательных учреждений Северодвинска»;

  • подпрограмма «Совершенствование системы предоставления услуг в сфере образования Северодвинска»;

  • обеспечивающая программа.

Муниципальная система образования на 31.12.2023 включает в себя 64 организации:

  • 27 дошкольных образовательных организаций (5 детских садов являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций, 2 из которых – сельские детские сады);

  • 28 общеобразовательных организаций (прогимназия – 1, гимназия – 4, лицей – 1, организация с углубленным изучением отдельных предметов – 2, Морская кадетская школа имени адмирала П.Г. Котова – 1, сельская школа – 2);

  • 7 организаций дополнительного образования детей;

  • МП КШП, МКУ ЦОФООС.

Кроме того, в городе функционирует один частный детский сад.

Основными задачами деятельности Управления образования являются:

  • обеспечение на территории Северодвинска реализации мероприятий национального проекта «Образование», региональных проектов Архангельской области;

  • продолжение совершенствования системы образования Северодвинска, развитие качества образования посредством развития эффективных механизмов управления качеством образовательных результатов и качеством образовательной деятельности;

  • продолжение работы по созданию на муниципальном уровне оптимальных условий для:

  • цифровизации процессов и механизмов управления качеством образования;

  • формирования объективной сбалансированной системы оценочных процедур качества общего образования и выявления основных характеристик и проблем качества подготовки обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях;

  • обеспечения уровня подготовки всех обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

  • повышения качества образования в муниципальных общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты, и в муниципальных общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, посредством оказания им адресной поддержки;

  • развития муниципальной системы выявления, воспитания, образования, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи, а также обеспечения условий, способствующих раскрытию интеллектуального, творческого, спортивного и иного потенциала молодых талантов;

  • содействия решению стратегических задач образовательной политики через информационно-методическое сопровождение и координацию деятельности муниципальных образовательных организаций в сфере профессионального самоопределения обучающихся;

  • повышения качества управленческой деятельности на основе развития системы оценки эффективности деятельности руководителей муниципальных образовательных организаций;

  • обеспечения профессионального развития педагогических работников на основе актуального, научно обоснованного мониторинга комплекса ресурсов – кадровых, научно-практических, материально-технических и прочих;

  • развития практики управления муниципальной системой организации воспитания и социализации на основе процедур мониторинга;

  • повышения качества образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования;

  • создания условий, обеспечивающих доступность качественного дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до семи лет в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;

  • обеспечения нормативно-правового и организационного сопровождения введения и реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования ФГОС НОО, основного общего образования ФГОС ООО, среднего общего образования ФГОС ООО;

  • создания условий для объективного проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, процедур независимой оценки качества образования;

  • обеспечения развития современных и безопасных условий для ведения образовательной деятельности;

  • продолжения работы по созданию необходимых условий для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью, обеспечению своевременной квалифицированной коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, развитию инклюзивного образования, в том числе посредством дальнейшего участия в реализации государственной программы «Доступная среда»;

  • продолжения комплексного межведомственного взаимодействия, направленного на профилактику девиантности детей и подростков, обеспечения современными технологиями диагностической, коррекционной, консультативной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и их семьями;

  • продолжения работы по кадровому обеспечению системы образования муниципального образования «Северодвинск», созданию условий для профессионального роста и развития педагогических работников, формированию компетенций, обеспечивающих решение задач повышения качества образования и индивидуального продвижения ребенка с учетом запросов, познавательных интересов, особенностей развития;

  • обеспечения выполнения целевых показателей повышения оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций;

  • обеспечения эффективного осуществления полномочий в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

Состояние муниципальной системы образования Северодвинска сегодня свидетельствует, что в городе не только сохранена, но и получила дальнейшее развитие сеть образовательных учреждений.