Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Главная  
Историческая справка МАОУ СОШ № 6
Историческая справка МАОУ СОШ № 6
Историческая справка МАОУ СОШ № 6
МАОУ СОШ № 6

 «Школа, которая «всем нам распахнула двери…»

(летопись шестой школы)

Наша школа открылась в 1980 олимпийском году, который стал памятным как для всей страны, так и для нас – учителей, учащихся и родителей Школы № 6… И с восьмидесятого года XX столетия начинается наша жизнь, наша летопись, наша олимпийская история.

Итак, в год 1980-й открылась наша школа. Строительство здания шло быстрыми темпами. Сроки поджимали, и к 1 сентября закончить работу не успевали, хотя в новую школу уже собиралось 2000 учащихся и около 100 учителей. Очень хотелось, чтобы школа открылась для ребят вовремя, чтобы День знаний стал большим детским праздником, которому ничто не сможет помешать. Тогда педагоги решили помочь строителям: они выносили строительный мусор, отмывали стены, готовили просторные кабинеты к встрече с учениками. И вот долгожданный праздничный день наступил: 1 сентября 1980 года школа радостно распахнула свои двери.

Осенью 1980 года здание школы одиноко стояло на пустыре, вокруг не было ничего, кроме двух домов на переулке Энергетиков, еще только начиналось строительство Драмтеатра и ЦУМа. Кругом ни единого деревца, только один песок. Учителя, ученики и родители стремились благоустроить территорию школы, поэтому важным делом в то время стали совместные субботники по уборке пришкольного участка, посадке деревьев и кустарников.

Возглавлял и направлял работу по благоустройству Трубин Игорь Дмитриевич – первый директор школы. И, конечно, здесь нельзя не перечислить имена тех, кто «задавал тон», смотрел и шел вперед, несмотря на трудности – это директора школы № 6 в разные периоды ее существования. Итак, за всю историю школы ее директорами были: Трубин Игорь Дмитриевич, Илющихина Светлана Андреевна, Любан Татьяна Николаевна, Латыпов Евгений Александрович, Агельярова Тамара Петровна, Юшин Виктор Николаевич, Силакова Валентина Даниловна. С 16 сентября 1999 года директор школы № 6 – Лютянская Галина Анатольевна. В 80-х годах в школе работал большой отряд педагогов, увлеченных своей профессией.

«Творчество учителя – творчество ученика» – таков был их девиз.

Увлеченность своим предметом, умение построить урок так, чтобы он всегда был новым и интересным, сложным и эффективным, любовь к детям, уважение к личности ребенка с того самого дня, когда он переступил порог школы, – это то, что отличало наших учителей. На сегодняшний день в школе работают те самые учителя, которые стояли у истоков и открывали школу в далеком 1980-ом году. Это Лютянская Галина Анатольевна – учитель математики (ныне директор школы), Бакалдина Людмила Петровна – учитель истории и обществознания, Уварова Надежда Ивановна – учитель русского языка и литературы.

Сегодня в школе работают выпускники, избравшие профессию учителя: Калашникова С.Н. – учитель географии и экономики; Шукшина А.С. – учитель физкультуры; Зиновьева Н.В. – учитель английского языка; Петрова Н.О. – учитель английского языка; Белая О.С. – заместитель директора по воспитательной работе; Маслий А.В. – учитель немецкого языка; Рохина Н.Л. – учитель истории и обществознания. И это неудивительно, потому что их учили настоящие мастера своего дела.

Сложен труд педагога: ему самому необходимо быть и учителем-профессионалом, и педагогом-воспитателем, обладать широким кругозором, хорошо знать педагогику и психологию и, конечно же, опираться в работе на достижения передовой практики. Однако, стать таким нелегко. Нужен упорный труд, чтобы не только изучить, но и эффективно применять в своей практике то, что сделано другими. Учителя школы во все периоды жизнедеятельности школы всегда были новаторами своего дела. Педагогику сотрудничества В.Ф. Шаталова, Е.И. Ильина, С.И. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили, основанную на воспитательном подходе к обучению, успешно применяли в своей педагогической деятельности и наши учителя: С.Г. Попа – учитель русского языка и литературы (с 2009 года Начальник Управления образования Администрации Северодвинска), Л.Н. Беляева, Р.И. Ефимцева, В.Ф. Вовченко, С.П. Глазова, В.М. Власова, И.Н. Жезлова, Л.В. Мамонова, Л.И. Бобкова, Е.Ф. Юревич, А.М. Кузовникова, А.Л. Дмитренко, В.М. Власова, З.В. Оглуздина, В.И. Москаленко, Л.А. Спирина, Ю.Ф. Копеин, М.Н. Матюшева, В.В. Булыгина, А.Г. Кылина, Л.А. Блинова, Т.С. Ижмякова.

Они считали, что индивидуальное воздействие на личность ребенка через работающий, созидающий, творящий коллектив способствует созданию атмосферы коллективной, увлеченной творческой работы, избавляет детей от унижающего их достоинство страха перед двойкой, вселяет в них оптимизм, дает возможность ощутить свой успех в учебе. В своем творчестве педагоги-новаторы нашей школы стремились преодолеть замкнутость школьного классного мира, отрыв обучения от жизни. Заслуженный учитель Российской Федерации Людмила Викторовна Горбенко считала, что уроки литературы должны быть уроками человековедения, средством глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни. Учитель трудового обучения Владимир Иванович Учайкин отмечал, что для развития склонностей и способностей учащихся необходимы пробы своих сил в различных видах деятельности. В его мастерской были собраны различные инструменты и материалы по предмету, каждый мог выбрать дело по душе, при этом не было ограничения инициативы школьника. Именно под его руководством учащиеся создавали изумительные модели судов и проводили их испытания в специальном школьном бассейне.

На занятиях по начальной военной подготовке под руководством замечательного педагога Вагина Владимира Александровича учащиеся школы знакомились со спецификой воинского труда, готовились к выполнению обязанностей солдата, познавали особенности службы в армии, воспитывали в себе качества, необходимые защитнику Родины. На своих уроках учитель использовал материал из жизни воинов при ведении боевых действий и в мирных условиях, примеры из героического прошлого нашей армии и воспитывал у старшеклассников чувство патриотизма.

«Физическое воспитание – педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования», – так утверждал известный в городе, области и в России Заслуженный учитель Российской Федерации, учитель физической культуры нашей школы Анатолий Аркадьевич Киселев. Своим примером он прививал любовь к предмету, считая целью физического воспитания разностороннее развитие личности человека, ее физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья. На его методических постулатах выросло не одно поколение молодых учителей физкультуры. Все учащиеся школы, их родители, учителя были охвачены в тот период спортивным духом. Школа была представлена на соревнованиях, спартакиадах различного уровня и занимала победные и призовые места. И знаменательно, что с самого основания она получила неофициальное название – спортивная. Учащиеся школы ежегодно участвовали в первомайских эстафетах, городских и областных соревнованиях.

Из 6-ой школы вышло немало учащихся, добившихся высоких спортивных достижений:

  • рекордсмены Абрамова А., Алисова А., Воробьева А., Емельянова Ю., Ергина О. (ныне учитель физкультуры Сорокина О.Л.), Мамонтова А., Попова А., Польский И., Сафронова О., Сергеева С., Тердунова А., Фоменкова А., Шумская И.,

  • заслуженные мастера спорта, чемпионы мира и Европы по подводному плаванию: Дячкина Н., Ганжа С.

Глубокие, прочные знания учащиеся получали благодаря умелому использованию учителями нашей школы различных методических подходов, одним из которых является дифференцированное обучение. Педагоги нашей школы Л.В. Шмарина, Т.П. Агельярова, Т.В. Кошкина, А.Г. Кылина, Р.М. Окулова, Г.А. Лютянская, Г.Я. Никитинская, Н.И. Уварова, Л.А. Блинова, Л.П. Бакалдина, Т.С. Ижмякова, А.Л. Дмитриенко, Ю.Ф. Копеин, Г.А. Тряпицына, Н.Ф. Русинова, Г.А. Необердина отчетливо понимали, что дифференциация процесса обучения является мощным методическим импульсом в работе с учащимися, а недооценка дифференциации процесса обучения может привести к нежелательным последствиям: снижению интереса к обучению.

В марте 1984 года была принята школьная реформа, в рамках ее с середины 80-х годов начинается постепенный переход к обучению с 6-летнего возраста. Первый набор шестилеток в школу успешно осуществили учителя начальных классов Р.Н. Андреева, Л.В. Мамонова и О.Г. Перетягина. Учащиеся начальных классов стремились стать октябрятами, а когда подрастали, они торжественно вступали в ряды пионерской организации, работу которой направляла Л.А. Каючкина – вожатая школы. Для пионеров каждый год проходила игра «Зарница», проходили пионерские сборы, которые объединяли ребят. Дальнейшую эстафету принимала комсомольская организация, в которую входили ученики старших классов и молодые учителя. Во главе школьной организации стояли активные комсомольцы, способные повести за собой, и их наставник В.А Тимофеева (Коновалова) – заместитель директора по воспитательной работе. Каждую осень комсомольцы школы участвовали в трудовых десантах и выезжали в колхозы Архангельской области на уборку картофеля и турнепса, а летом отправлялись в трудовые лагеря в Краснодарский край и другие районы страны.

В 1985-1991 годы школа принимала участие: во Всесоюзной акции комсомольской и пионерской организаций «Летопись Великой Отечественной», «Равнение на знамёна Победы», «Салют, Победа!», «Салют – мир!», в патриотическом движении «40-летию Победы – 40 ударных трудовых вахт», в патриотическом движении «Память», во Всесоюзной вахте памяти в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне в рамках Всесоюзной экспедиции «Моя Родина – СССР». Девизом всех проводимых мероприятий были слова: «Никто не забыт и ничто не забыто».

В августе 1991 года прекратили свою деятельность пионерская и комсомольская организации. Ушли в прошлое комсомольские собрания и пионерские сборы, а живой детский коллектив остался, поэтому в школе стали проводиться коллективные творческие дела. В работу вовлекались практически все учащиеся и учителя. Совместными усилиями коллектив решал различные проблемы дальнейшей жизни школы. Постепенно коллективным делом стали предметные месячники, праздники наук, спортивные мероприятия, дни здоровья, большие школьные вечера и КВНы. Традиционными стали слеты отличников и хорошистов.

В этот период нового становления школы учились не только учащиеся, учились и учителя: открытые уроки, проводимые для коллег города, получали высокую оценку присутствующих, постоянно работал методический семинар, где изучался передовой опыт педагогов-новаторов страны. А поскольку в этот период о компьютере и сети Интернет даже не слышали, методическую литературу было очень затруднительно купить, то такие семинары были мероприятиями, на которых можно было услышать о педагогических новинках и получить необходимую для работы информацию. Педагогический коллектив в то время был очень большой. В его составе не было равнодушных, каждый стремился внести свой вклад в развитие школы. Учителями, которые систематически делились опытом своей работы с коллегами, в тот период были Л.А. Спирина, М.Н. Заборщикова, Т.С. Ижмякова, Т.В. Кошкина, Г.А. Лютянская, Н.И. Уварова, Л.А. Блинова, Г.В. Кирсанова, О.М. Артюгина, С.В. Коновалов, Р.М. Окулова, З.С. Сысоева, А.Г. Кылина, Т.А. Долгирева, Н.В. Фокина.

В ходе модернизации образования в 90-х годах, явившейся следствием социально-политических реформ в жизни общества, повышенное внимание стали уделять проблемам индивидуализации обучения. Был разработан новый базисный учебный план общеобразовательной школы, состоящий из федерального, регионального и школьного компонентов. В связи с введением профильного обучения на старшей ступени школьного образования дифференциация обучения переживала «второе рождение», в основу дифференциации ставились профессиональные устремления ребенка и его жизненные планы. Среди основополагающих принципов дифференциации были «личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализация их образования с учетом интересов и склонностей, а также профилирование образования как условия выбора учениками уровня и направленности изучения образовательных программ» по интересам и склонностям, в том числе связанных с будущей профессиональной деятельностью.

С 2000 года школа получила лицензию на право ведения образовательной деятельности в качестве школы с углублённым изучением иностранных языков, благодаря высокому профессионализму учителей иностранного языка С.П. Глазовой, В.И. Москаленко. Их ученики побеждали на олимпиадах по иностранному языку, показывали только хорошие и отличные знания на контрольных и проверочных работах городского и областного уровней.

В школе сегодня

Основным направлением начального (1-4 классы) и основного (5-9 классы) звена МАОУ «СОШ № 6» является реализация программы углубленного изучения иностранных языков (английского и немецкого). Профильное обучение в школе организуется на базе среднего (10-11 классы) звена школы. Обучение в 10-11 классах включает реализацию профилей: гуманитарный, технологический, естественнонаучный. В гуманитарном профиле на углубленном уровне изучаются иностранный (английский) язык и обществознание; в естественнонаучном на углубленном уровне изучаются химия и биология; в технологическом профиле созданы две группы: первая с углубленным изучением математики и физики, вторая с углубленным изучением математики и информатики.

В школе функционируют: школьный спортивный клуб «Аванград», военно-спортивный клуб юных спасателей «Пульс», Совет обучающихся, отряд «Юнармеец», волонтерский отряд «Бумеранг», отряд ЮИД «Перекресток», Отряд «Эколята», Совет лидеров классов «Рейтинг», Первичное отделение молодежного движения «Движение первых», отряд «Орлята России», медиацентр, школьный театр, центр детских инициатив.

МАОУ «СОШ № 6» сотрудничает с МКДНиЗП, ОПДН, ГИБДД, ОМВД г. Северодвинска, с Советом ветеранов города, с ОО «Красный крест», с ДОСААФ, с домом ребенка «Колибри», «Олененок», с ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко», библиотекой-игротекой «Гнёздышко», библиотекой им. Гоголя и другими библиотеками города, кинозалами ЦУМа, ЦК и ОМ, Драмтеатром, МАОУ ДО Детский центр культуры, МАОУДО ДЮЦ, МАОУ ДО «Северный кванториум», МБОУ ДО «ДМЦ «Североморец», Молодежным центром, СГДКБ, Домом Корабела, музыкальными и художественной школами г. Северодвинска, городским краеведческим музеем, приютом для бездомных животных «Четыре лапы», «Хвостики», САФУ, МИУ, СТК, СТСИ, ИСМАРТ, «Центром профориентации и подготовки кадров» АО «ЦС «Звездочка», театром-студией «Премьер», благотворительным фондом «Дари радость детям», фондом «Крышечки на благо» и другими.

С 2017 по 2020 годы МАОУ «СОШ № 6» имела статус областных базовых образовательных площадок по реализации модулей «Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности», «Промежуточная и итоговая аттестация по русскому языку и литературе» и опытно-экспериментальной площадки «Развитие самостоятельной деятельности обучающихся образовательных организаций на уроках физической культуры в условиях ФГОС ООО».

С 2019 МАОУ «СОШ № 6» имеет статус федеральных и региональных базовых образовательных площадок: с 2017 по 2020 год «Пилотная площадка международного проекта «Афлатун», с 2018 по 2021 год «Опорная всероссийская (пилотная) площадка по распространению опыта использования УМК издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ» в образовательном процессе», с 2019 года региональная площадка по финансовой грамотности, с 2021 по 2023 год региональная инновационная площадка «Внедрение цифровых образовательных технологий в предметные области «Математика», «Информатика», «Технология» в условиях формирования цифровой образовательной среды школы».

В 2017 году по итогам независимого анализа образовательных результатов МАОУ «СОШ № 6» включена в списки 500 лучших образовательных организаций, продемонстрировавших высокие образовательные результаты. В 2019 и в 2020 годах МАОУ «СОШ № 6» вошла в национальный реестр ведущих образовательных учреждений России. По итогам 2022 и 2023 годов школа занимает 8 место в рейтинге лучших школ Архангельской области по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России.

Обучающиеся МАОУ «СОШ № 6» показывают высокие результаты обучения, являются победителями и призерами различных олимпиад, конкурсов и соревнований. Ежегодно школа выпускает золотых и серебряных медалистов, а также выпускников, которым вручается награда «Золотая надежда Архангельской области». Обучающиеся МАОУ «СОШ № 6» ежегодно становятся студентами ведущих вузов станы, ведут исследовательскую и научную деятельность, выступают на конференциях студентов и молодых ученых. 

 

МАОУ «СОШ № 6»

 «Школа, которая «всем нам распахнула двери…»

(летопись шестой школы)

Наша школа открылась в 1980 олимпийском году, который стал памятным как для всей страны, так и для нас – учителей, учащихся и родителей Школы № 6… И с восьмидесятого года XX столетия начинается наша жизнь, наша летопись, наша олимпийская история.

Итак, в год 1980-й открылась наша школа. Строительство здания шло быстрыми темпами. Сроки поджимали, и к 1 сентября закончить работу не успевали, хотя в новую школу уже собиралось 2000 учащихся и около 100 учителей. Очень хотелось, чтобы школа открылась для ребят вовремя, чтобы День знаний стал большим детским праздником, которому ничто не сможет помешать. Тогда педагоги решили помочь строителям: они выносили строительный мусор, отмывали стены, готовили просторные кабинеты к встрече с учениками. И вот долгожданный праздничный день наступил: 1 сентября 1980 года школа радостно распахнула свои двери.

Осенью 1980 года здание школы одиноко стояло на пустыре, вокруг не было ничего, кроме двух домов на переулке Энергетиков, еще только начиналось строительство Драмтеатра и ЦУМа. Кругом ни единого деревца, только один песок. Учителя, ученики и родители стремились благоустроить территорию школы, поэтому важным делом в то время стали совместные субботники по уборке пришкольного участка, посадке деревьев и кустарников.

Возглавлял и направлял работу по благоустройству Трубин Игорь Дмитриевич – первый директор школы. И, конечно, здесь нельзя не перечислить имена тех, кто «задавал тон», смотрел и шел вперед, несмотря на трудности – это директора школы № 6 в разные периоды ее существования. Итак, за всю историю школы ее директорами были: Трубин Игорь Дмитриевич, Илющихина Светлана Андреевна, Любан Татьяна Николаевна, Латыпов Евгений Александрович, Агельярова Тамара Петровна, Юшин Виктор Николаевич, Силакова Валентина Даниловна. С 16 сентября 1999 года директор школы № 6 – Лютянская Галина Анатольевна. В 80-х годах в школе работал большой отряд педагогов, увлеченных своей профессией.

«Творчество учителя – творчество ученика» – таков был их девиз.

Увлеченность своим предметом, умение построить урок так, чтобы он всегда был новым и интересным, сложным и эффективным, любовь к детям, уважение к личности ребенка с того самого дня, когда он переступил порог школы, – это то, что отличало наших учителей. На сегодняшний день в школе работают те самые учителя, которые стояли у истоков и открывали школу в далеком 1980-ом году. Это Лютянская Галина Анатольевна – учитель математики (ныне директор школы), Бакалдина Людмила Петровна – учитель истории и обществознания, Уварова Надежда Ивановна – учитель русского языка и литературы.

Сегодня в школе работают выпускники, избравшие профессию учителя: Калашникова С.Н. – учитель географии и экономики; Шукшина А.С. – учитель физкультуры; Зиновьева Н.В. – учитель английского языка; Петрова Н.О. – учитель английского языка; Белая О.С. – заместитель директора по воспитательной работе; Маслий А.В. – учитель немецкого языка; Рохина Н.Л. – учитель истории и обществознания. И это неудивительно, потому что их учили настоящие мастера своего дела.

Сложен труд педагога: ему самому необходимо быть и учителем-профессионалом, и педагогом-воспитателем, обладать широким кругозором, хорошо знать педагогику и психологию и, конечно же, опираться в работе на достижения передовой практики. Однако, стать таким нелегко. Нужен упорный труд, чтобы не только изучить, но и эффективно применять в своей практике то, что сделано другими. Учителя школы во все периоды жизнедеятельности школы всегда были новаторами своего дела. Педагогику сотрудничества В.Ф. Шаталова, Е.И. Ильина, С.И. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили, основанную на воспитательном подходе к обучению, успешно применяли в своей педагогической деятельности и наши учителя: С.Г. Попа – учитель русского языка и литературы (с 2009 года Начальник Управления образования Администрации Северодвинска), Л.Н. Беляева, Р.И. Ефимцева, В.Ф. Вовченко, С.П. Глазова, В.М. Власова, И.Н. Жезлова, Л.В. Мамонова, Л.И. Бобкова, Е.Ф. Юревич, А.М. Кузовникова, А.Л. Дмитренко, В.М. Власова, З.В. Оглуздина, В.И. Москаленко, Л.А. Спирина, Ю.Ф. Копеин, М.Н. Матюшева, В.В. Булыгина, А.Г. Кылина, Л.А. Блинова, Т.С. Ижмякова.

Они считали, что индивидуальное воздействие на личность ребенка через работающий, созидающий, творящий коллектив способствует созданию атмосферы коллективной, увлеченной творческой работы, избавляет детей от унижающего их достоинство страха перед двойкой, вселяет в них оптимизм, дает возможность ощутить свой успех в учебе. В своем творчестве педагоги-новаторы нашей школы стремились преодолеть замкнутость школьного классного мира, отрыв обучения от жизни. Заслуженный учитель Российской Федерации Людмила Викторовна Горбенко считала, что уроки литературы должны быть уроками человековедения, средством глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни. Учитель трудового обучения Владимир Иванович Учайкин отмечал, что для развития склонностей и способностей учащихся необходимы пробы своих сил в различных видах деятельности. В его мастерской были собраны различные инструменты и материалы по предмету, каждый мог выбрать дело по душе, при этом не было ограничения инициативы школьника. Именно под его руководством учащиеся создавали изумительные модели судов и проводили их испытания в специальном школьном бассейне.

На занятиях по начальной военной подготовке под руководством замечательного педагога Вагина Владимира Александровича учащиеся школы знакомились со спецификой воинского труда, готовились к выполнению обязанностей солдата, познавали особенности службы в армии, воспитывали в себе качества, необходимые защитнику Родины. На своих уроках учитель использовал материал из жизни воинов при ведении боевых действий и в мирных условиях, примеры из героического прошлого нашей армии и воспитывал у старшеклассников чувство патриотизма.

«Физическое воспитание – педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования», – так утверждал известный в городе, области и в России Заслуженный учитель Российской Федерации, учитель физической культуры нашей школы Анатолий Аркадьевич Киселев. Своим примером он прививал любовь к предмету, считая целью физического воспитания разностороннее развитие личности человека, ее физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья. На его методических постулатах выросло не одно поколение молодых учителей физкультуры. Все учащиеся школы, их родители, учителя были охвачены в тот период спортивным духом. Школа была представлена на соревнованиях, спартакиадах различного уровня и занимала победные и призовые места. И знаменательно, что с самого основания она получила неофициальное название – спортивная. Учащиеся школы ежегодно участвовали в первомайских эстафетах, городских и областных соревнованиях.

Из 6-ой школы вышло немало учащихся, добившихся высоких спортивных достижений:

  • рекордсмены Абрамова А., Алисова А., Воробьева А., Емельянова Ю., Ергина О. (ныне учитель физкультуры Сорокина О.Л.), Мамонтова А., Попова А., Польский И., Сафронова О., Сергеева С., Тердунова А., Фоменкова А., Шумская И.,

  • заслуженные мастера спорта, чемпионы мира и Европы по подводному плаванию: Дячкина Н., Ганжа С.

Глубокие, прочные знания учащиеся получали благодаря умелому использованию учителями нашей школы различных методических подходов, одним из которых является дифференцированное обучение. Педагоги нашей школы Л.В. Шмарина, Т.П. Агельярова, Т.В. Кошкина, А.Г. Кылина, Р.М. Окулова, Г.А. Лютянская, Г.Я. Никитинская, Н.И. Уварова, Л.А. Блинова, Л.П. Бакалдина, Т.С. Ижмякова, А.Л. Дмитриенко, Ю.Ф. Копеин, Г.А. Тряпицына, Н.Ф. Русинова, Г.А. Необердина отчетливо понимали, что дифференциация процесса обучения является мощным методическим импульсом в работе с учащимися, а недооценка дифференциации процесса обучения может привести к нежелательным последствиям: снижению интереса к обучению.

В марте 1984 года была принята школьная реформа, в рамках ее с середины 80-х годов начинается постепенный переход к обучению с 6-летнего возраста. Первый набор шестилеток в школу успешно осуществили учителя начальных классов Р.Н. Андреева, Л.В. Мамонова и О.Г. Перетягина. Учащиеся начальных классов стремились стать октябрятами, а когда подрастали, они торжественно вступали в ряды пионерской организации, работу которой направляла Л.А. Каючкина – вожатая школы. Для пионеров каждый год проходила игра «Зарница», проходили пионерские сборы, которые объединяли ребят. Дальнейшую эстафету принимала комсомольская организация, в которую входили ученики старших классов и молодые учителя. Во главе школьной организации стояли активные комсомольцы, способные повести за собой, и их наставник В.А Тимофеева (Коновалова) – заместитель директора по воспитательной работе. Каждую осень комсомольцы школы участвовали в трудовых десантах и выезжали в колхозы Архангельской области на уборку картофеля и турнепса, а летом отправлялись в трудовые лагеря в Краснодарский край и другие районы страны.

В 1985-1991 годы школа принимала участие: во Всесоюзной акции комсомольской и пионерской организаций «Летопись Великой Отечественной», «Равнение на знамёна Победы», «Салют, Победа!», «Салют – мир!», в патриотическом движении «40-летию Победы – 40 ударных трудовых вахт», в патриотическом движении «Память», во Всесоюзной вахте памяти в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне в рамках Всесоюзной экспедиции «Моя Родина – СССР». Девизом всех проводимых мероприятий были слова: «Никто не забыт и ничто не забыто».

В августе 1991 года прекратили свою деятельность пионерская и комсомольская организации. Ушли в прошлое комсомольские собрания и пионерские сборы, а живой детский коллектив остался, поэтому в школе стали проводиться коллективные творческие дела. В работу вовлекались практически все учащиеся и учителя. Совместными усилиями коллектив решал различные проблемы дальнейшей жизни школы. Постепенно коллективным делом стали предметные месячники, праздники наук, спортивные мероприятия, дни здоровья, большие школьные вечера и КВНы. Традиционными стали слеты отличников и хорошистов.

В этот период нового становления школы учились не только учащиеся, учились и учителя: открытые уроки, проводимые для коллег города, получали высокую оценку присутствующих, постоянно работал методический семинар, где изучался передовой опыт педагогов-новаторов страны. А поскольку в этот период о компьютере и сети Интернет даже не слышали, методическую литературу было очень затруднительно купить, то такие семинары были мероприятиями, на которых можно было услышать о педагогических новинках и получить необходимую для работы информацию. Педагогический коллектив в то время был очень большой. В его составе не было равнодушных, каждый стремился внести свой вклад в развитие школы. Учителями, которые систематически делились опытом своей работы с коллегами, в тот период были Л.А. Спирина, М.Н. Заборщикова, Т.С. Ижмякова, Т.В. Кошкина, Г.А. Лютянская, Н.И. Уварова, Л.А. Блинова, Г.В. Кирсанова, О.М. Артюгина, С.В. Коновалов, Р.М. Окулова, З.С. Сысоева, А.Г. Кылина, Т.А. Долгирева, Н.В. Фокина.

В ходе модернизации образования в 90-х годах, явившейся следствием социально-политических реформ в жизни общества, повышенное внимание стали уделять проблемам индивидуализации обучения. Был разработан новый базисный учебный план общеобразовательной школы, состоящий из федерального, регионального и школьного компонентов. В связи с введением профильного обучения на старшей ступени школьного образования дифференциация обучения переживала «второе рождение», в основу дифференциации ставились профессиональные устремления ребенка и его жизненные планы. Среди основополагающих принципов дифференциации были «личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализация их образования с учетом интересов и склонностей, а также профилирование образования как условия выбора учениками уровня и направленности изучения образовательных программ» по интересам и склонностям, в том числе связанных с будущей профессиональной деятельностью.

С 2000 года школа получила лицензию на право ведения образовательной деятельности в качестве школы с углублённым изучением иностранных языков, благодаря высокому профессионализму учителей иностранного языка С.П. Глазовой, В.И. Москаленко. Их ученики побеждали на олимпиадах по иностранному языку, показывали только хорошие и отличные знания на контрольных и проверочных работах городского и областного уровней.

В школе сегодня

Основным направлением начального (1-4 классы) и основного (5-9 классы) звена МАОУ «СОШ № 6» является реализация программы углубленного изучения иностранных языков (английского и немецкого). Профильное обучение в школе организуется на базе среднего (10-11 классы) звена школы. Обучение в 10-11 классах включает реализацию профилей: гуманитарный, технологический, естественнонаучный. В гуманитарном профиле на углубленном уровне изучаются иностранный (английский) язык и обществознание; в естественнонаучном на углубленном уровне изучаются химия и биология; в технологическом профиле созданы две группы: первая с углубленным изучением математики и физики, вторая с углубленным изучением математики и информатики.

В школе функционируют: школьный спортивный клуб «Аванград», военно-спортивный клуб юных спасателей «Пульс», Совет обучающихся, отряд «Юнармеец», волонтерский отряд «Бумеранг», отряд ЮИД «Перекресток», Отряд «Эколята», Совет лидеров классов «Рейтинг», Первичное отделение молодежного движения «Движение первых», отряд «Орлята России», медиацентр, школьный театр, центр детских инициатив.

МАОУ «СОШ № 6» сотрудничает с МКДНиЗП, ОПДН, ГИБДД, ОМВД г. Северодвинска, с Советом ветеранов города, с ОО «Красный крест», с ДОСААФ, с домом ребенка «Колибри», «Олененок», с ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко», библиотекой-игротекой «Гнёздышко», библиотекой им. Гоголя и другими библиотеками города, кинозалами ЦУМа, ЦК и ОМ, Драмтеатром, МАОУ ДО Детский центр культуры, МАОУДО ДЮЦ, МАОУ ДО «Северный кванториум», МБОУ ДО «ДМЦ «Североморец», Молодежным центром, СГДКБ, Домом Корабела, музыкальными и художественной школами г. Северодвинска, городским краеведческим музеем, приютом для бездомных животных «Четыре лапы», «Хвостики», САФУ, МИУ, СТК, СТСИ, ИСМАРТ, «Центром профориентации и подготовки кадров» АО «ЦС «Звездочка», театром-студией «Премьер», благотворительным фондом «Дари радость детям», фондом «Крышечки на благо» и другими.

С 2017 по 2020 годы МАОУ «СОШ № 6» имела статус областных базовых образовательных площадок по реализации модулей «Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности», «Промежуточная и итоговая аттестация по русскому языку и литературе» и опытно-экспериментальной площадки «Развитие самостоятельной деятельности обучающихся образовательных организаций на уроках физической культуры в условиях ФГОС ООО».

С 2019 МАОУ «СОШ № 6» имеет статус федеральных и региональных базовых образовательных площадок: с 2017 по 2020 год «Пилотная площадка международного проекта «Афлатун», с 2018 по 2021 год «Опорная всероссийская (пилотная) площадка по распространению опыта использования УМК издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ» в образовательном процессе», с 2019 года региональная площадка по финансовой грамотности, с 2021 по 2023 год региональная инновационная площадка «Внедрение цифровых образовательных технологий в предметные области «Математика», «Информатика», «Технология» в условиях формирования цифровой образовательной среды школы».

В 2017 году по итогам независимого анализа образовательных результатов МАОУ «СОШ № 6» включена в списки 500 лучших образовательных организаций, продемонстрировавших высокие образовательные результаты. В 2019 и в 2020 годах МАОУ «СОШ № 6» вошла в национальный реестр ведущих образовательных учреждений России. По итогам 2022 и 2023 годов школа занимает 8 место в рейтинге лучших школ Архангельской области по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России.

Обучающиеся МАОУ «СОШ № 6» показывают высокие результаты обучения, являются победителями и призерами различных олимпиад, конкурсов и соревнований. Ежегодно школа выпускает золотых и серебряных медалистов, а также выпускников, которым вручается награда «Золотая надежда Архангельской области». Обучающиеся МАОУ «СОШ № 6» ежегодно становятся студентами ведущих вузов станы, ведут исследовательскую и научную деятельность, выступают на конференциях студентов и молодых ученых.