В июне 1929 года был образован Плесецкий район. 9 июля 1929 года состоялся первый районный съезд советов, на котором избран исполнительный комитет района, в его состав входил заведующий образованием и инспектор.
1 января 1932 года решением исполкома Плесецкого района официально был создан районный отдел народного образования (далее – РОНО), который осуществлял руководство и контроль за работой немногих тогда школ, существовавших в районе, оказывал им материальную и методическую помощь, снабжал учебниками, литературой, оборудованием.
В 1930 году всего в районе функционировало 27 школ, из них семилетние – Плесецкая и Самодедская, остальные 25 школ – начальные. В школах обучалось 1900 учащихся, работало 60 учителей. Также функционировало 2 детских сада, которые посещали 45 детей, и лесной техникум в Обозерской.
В 1935 году обучались в школах района 4721 ученик, работало 165 педагогов. В 1940 году – обучалось 6896 учеников, работало 237 педагогов.
После войны со строительством новых школ и образованием средних школ число учащихся быстро возрастает. Если в конце 40-х годов в школах района обучалось около 6000 учеников, то в конце 50-х годов численный состав обучающихся составил 8300 человек.
В 50-е годы при РОНО возникает методическая служба, которая в скором времени оформляется в методический кабинет с библиотекой и фильмотекой. За годы своего существования методический кабинет проводил огромную работу по обобщению и распространению передового периодического опыта лучших учителей школ района. Занимался подготовкой и проведением творческих конференций, семинаров, творческих отчетов учителей, организовывал и проводил районные предметные олимпиады школьников, руководил курсовой переподготовкой учителей.
Затем прирост учащихся идет очень быстро в связи с развитием района, строительством новых поселков, развитием промышленности, особенно лесозаготовительной и лесоперерабатывающей.
60-е годы – это годы укрепления системы образования в районе на основании школьной реформы 1958 года. По этой реформе в школы вводится производственное обучение в старших классах на базе промышленных предприятий. Выделялся целый учебный день в неделю, когда учащиеся старших классов выходили на производственную учебу в различные цеха заводов, фабрик, с целью получения рабочей профессии.
Впервые производственное обучение было организовано в Пуксоозерской средней школе на базе Пуксоозерского целлюлозного завода. Директором школы в те годы была Потехина Александра Васильевна, заслуженный учитель школы РСФСР.
Создаются первые школьные производственные мастерские. Мастерская с промышленным оборудованием появляется на базе Самодедской средней школы. Директор школы – Гармаш Евгений Иванович. В Плесецкой средней школе созданы производственные мастерские по токарному делу.
Разрастается сеть школ. Построены:
Североонежская средняя школа, директор Бодухин Леонид Степанович;
Волошевская средняя школа, директор Окулов Анатолий Андреевич, много сделавший для становления и развития этой школы;
Кенозерская средняя школа, директор Сидоров Александр Васильевич.
Вошли в строй:
Верховская восьмилетняя школа, директор Колбина Элла Рудольфовна;
Коковская восьмилетняя школа, директор Черепанов Алексей Михайлович;
Липаковская средняя школа, директор Бужинская Полина Михайловна;
Чаженьская восьмилетняя школа, директор Забивкина Зинаида Васильевна;
Салптозерская восьмилетняя школа, директор Ладанова Мария Ивановна;
Швакинская восьмилетняя школа, директор Широков Иван Павлович;
Холмогорская восьмилетняя школа, директор Колобова Валентина Акимовна.
В 50-е, 60-е, 70-е годы при 18 школах района работали интернаты, которые имели богатую материальную базу, хорошие столовые, комнаты для приготовления уроков, игровые комнаты. В интернатах всегда было тепло, чисто, уютно.
Так, в 1964-1965 учебном году в районе функционирует 96 общеобразовательных школ, в которых обучается 16394 человека.
К концу 60-х годов число учащихся в районе доходит до 17,5 тысяч человек и около 3000 человек в вечерних классах. Естественно, так же быстро возрастает число работающих педагогов. Их состав доходит до 1500 человек.
70-е годы ознаменованы новой реформой в системе образования – переходом на всеобщее среднее образование. Эти годы также характеризуются переходом на кабинетную систему образования, дальнейшей усиленной работой по укреплению материальной базы школ района, дальнейшим укреплением и совершенствованием трудового и производственного обучения. Ведущую роль в районе в развитии производственного обучения занимала Самодедская средняя школа (мастер производственного обучения, заведующий мастерскими – Темкин Андрей Васильевич, отличник народного образования; директор школы – Рогова Тамара Прокопьевна, заслуженный учитель РСФСР).
В 1971 году в этой школе завершилось строительство двухэтажной пристройки к основному зданию школы, построена автономная котельная, новый спортивный зал, началось строительство нового здания школьных мастерских в кирпичном исполнении. В 1975 году школе присвоено звание «Школа образцового порядка». Она выпускала столярную продукцию, неоднократно участвовала в областных конкурсах и конференциях по трудовому обучению.
Плесецкая средняя школа специализировалась по подготовке шоферов. Большая работа по организации производственного обучения велась в Плесецкой восьмилетней школе (директор Павлов Валентин Михайлович). В восьмилетней школе было построено новое здание мастерских и спортивный зал, большая теплица в кирпичном исполнении.
Кенорецкая восьмилетняя школа делала упор на развитие подсобного хозяйства и вела большую опытническую работу, была неоднократным участником ВДНХ. Директором школы была Перепелкина Анна Ивановна.
В Коневской средней школе накапливается первый опят школьных сельскохозяйственных производственных бригад. Директор школы Сидоров Василий Ефимович, создатель первого школьного музея, которым он руководил до конца жизни, вел огромную краеведческую работу. Василий Ефимович 46 проработал в Коневской средней школе, из них 22 года директором. Он составил летопись школы за 110 лет.
Подобная работа проводилась и в Федовской средней школе, директор Чернокова Зинаида Владимировна.
Упор на производственную систему обучения продолжается и в Пуксоозерской средней школе, директор Панфилов Александр Кириллович. Здесь вступило в строй новое здание школы, построен новый большой интернат.
В эти же годы вступили в строй:
Ундозерская средняя школа, директор Богданов Владимир Константинович;
Торосозерская восьмилетняя школа, директор Кулаков Борис Матвеевич;
Самковская средняя школа, директор Пилюгин Павел Петрович;
Сезенская восьмилетняя школа, директор Павлина Захаровна.
70-е и 80-е годы ознаменованы мощным подъемом военно-патриотической и военно-спортивной работы. Это связано с введением в средние школы начальной военной подготовки (далее – НВП) и 35-летием Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.
Во многих школах района за короткий срок создается отличная материально-техническая база НВП. Это:
Савинская средняя школа № 2 (военрук Виктор Егорович – участник Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Боевого Красного Знамени; директор школы – Лазарев Иван Гаврилович);
Федовская средняя школа (военрук Ленин Андрей Андреевич, участник Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Боевого Красного Знамени);
Самодедская средняя школа (военрук Рогов Георгий Александрович, заслуженный учитель школы РСФСР; директор Рогова Тамара Прокопьевна, заслуженный учитель школы РСФСР);
Коневская средняя школа (военрук Долгих Александр Михайлович, участник Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Красной Звезды и многих медалей);
Североонежская средняя школа (военрук Малиновский Евгений Викторович; директор Цуд Галина Николаевна);
Оксовская средняя школа (военрук Курятков Павел Николаевич).
В этих школах, как и во многих других, создаются прекрасные кабинеты НВП, школьные музеи, строятся тиры, спортивные площадки и проводится самая разнообразная военно-патриотическая работа.
80-е годы интересны тем, что в этот период идет уверенная стабилизация образования в районе. Значительно и ощутимо укрепляется материальная база. Вводятся в строй новые здания и детские сады, улучшается их оснащенность всем необходимым для успешного осуществления процесса обучения.
В этот период в районе функционировало 16 средних школ, 15 восьмилетних, 17 начальных школ, 13 школ рабочей молодежи и 5 детских садов. В общеобразовательных учреждениях тогда обучалось 9997 учащихся. В школах района работало 693 педагога, из них 469 с высшим образованием, 36 – с незаконченным высшим, 225 – со средним специальным образованием и 39 учителей – со средним образованием.
В эти годы вошли в строй новые школы:
в п. Дальний на 192 места;
в д. Вершинино на 192 места;
в п. Пукса на 192 места;
в с. Конево на 320 мест.
Открыта Янгорская начальная школа и Пуксоозерская вечерняя школа.
С 1978 года ежегодно проводятся районные финалы игр «Орленок». Команда Самодедской средней школы четырежды была участницей областного финала игры «Орленок» и занимала призовые места. В 1982 году команда этой школы была участником V Всесоюзного финала игры «Орленок» в Самарской области.
Команда Плесецкой средней школы № 2 пять лет подряд является участницей районных и областных финалов игры «Зарница» и занимает призовые места.
С 1989 года предмет НВП был отменен, вместо него введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ). Преподавание ОБЖ ведется в 28 образовательных учреждениях, в том числе во всех средних школах района. С 1999 года в курс ОБЖ введен раздел «Основы военных знаний». В конце учебного года с юношами 10-х классов проводились 5-дневные полевые занятия.
В 1999 году решением коллегии департамента образования организация преподавания ОБЖ в Плесецком районе названа лучшей в области.
Военно-патриотическая работа в школах возрождается и набирает силу. В 10 школах района работают школьные краеведческие музеи. Интересно строят свою работу музеи Плесецкой средней школы № 2, Коневской средней школы, Федовской средней школы и Самодедской средней школы.
90-е годы – это годы серьезных и глубоких изменений в системе образования, идет процесс реорганизации образования, изменяются школьные программы учебных дисциплин, появляются новые учебники, вводятся новые методики преподавания предметов, новые образовательные технологии. В курс основных и средних школ включаются новые предметы – экономика, экология, политика и право, человек и общество. Происходит процесс компьютеризации образования. Компьютер становится обычной составной частью технических средств обучения и образования. В 12 школах создаются кабинеты информатики. В школах района 148 компьютеров. Информатику преподают во всех средних школах (кроме Ярнемской).
С 1994 года введена система аттестации и аккредитации всех школ и лицензирование их на право образовательной деятельности. В ходе первого пятилетия (1995-2000 годы) все школы района и детские сады прошли аттестацию.
В ходе аттестации образовательных учреждений проверяются не только качество и уровень знаний учащихся выпускных классов, но и осуществляется фронтальная проверка всей образовательной деятельности педагогического коллектива: образовательный и методический уровень педагогов, выполнение программ по образовательным областям, планы работы школ, воспитательная и учебная работа образовательных учреждений, их материально-техническая база, оформление и ведение документации.
Основным показателем работы школ остается успеваемость и качество знаний учащихся и охват детей образованием. За 70-летний период осуществления и развития образования в районе процент успеваемости постоянно возрастал. Например, если в 1960-1961 учебном году он составлял 84%, то в 70-е годы он вырос до 98,2-98,8%, а в 1980 году вырос до 99,4%. В 1972-1973 учебном году за высокий уровень успеваемости наш район впервые был награжден переходящим Красным Знаменем.
С 1994 года введена новая система аттестации учителей, по результатам прохождения которой педагогам присваивается II, I и высшая категория. В Плесецком районе к 1996 году высшую категорию имели 17 педагогов, I категорию – 168.
С 1 января 1996 года отдел образования реорганизован в Управление образования. На основании постановления главы администрации Плесецкого района от 01.11.1995 года № 566 утверждена следующая структура Управления: начальник управления, заместитель начальника – 2, главный бухгалтер – 1, ведущий специалист – 2, специалист – 22, водитель – 1, секретарь-машинист – 2.
В 1996-1997 учебном году закрыты Озерская начальная школа, Першлахтинская начальная школа, Солтозерская средняя школа, Тарасовская основная школа реорганизована в среднюю. Емцовская средняя школа № 32 Северной железной дороги передана управлению образования. Открыты детские дома в п. Плесецк и п. Североонежск.
Еще раньше, в 1994-1995 учебном году, Плесецкая основная школа реорганизована в Плесецкую среднюю школу № 2. Директор школы Смирнова Татьяна Павловна, почетный работник общего среднего образования, руководит школой на протяжении 20 лет.
В 1997 году сдана в эксплуатацию самая большая школа в районе – Плесецкая средняя школа № 1, рассчитанная на 1299 мест.
В 1998 году сдана в эксплуатацию Тарасовская средняя школа.
В эти же годы в структуре РОНО создан спортивный юношеский клуб по туризму (директор – Швецов Владислав Викторович). Клуб сконцентрировал всю туристическую спортивную работу в районе. Заложил основы и развивал новые виды туризма – водный туризм. Регулярно проводил районные и областные соревнования по зимнему ориентированию, водному туризму. В 1994 году были организованы и проведены на базе района (р. Икса) Всероссийские соревнования по водному слалому, в которых команда Плесецкого района заняла 1 место. Затем команда водников-слаломистов района неоднократно участвовала во Всероссийских соревнованиях и занимала первые или призовые места. После ликвидации клуба его функции были переданы в районный центр дополнительного образования, но учащиеся школ района продолжали сложившиеся традиции.
В 2000-х годах в системе образования округа функционируют 70 образовательных учреждений, из них 44 школы и 18 дошкольных образовательных учреждения.
К сожалению, в последующие десятилетия контингент учащихся медленно начал уменьшаться. В 2000 году в школах района учится 9569 человек, работает 833 педагога. Это связано с развалом промышленности в районе, с закрытием предприятий, обезлюдиванием поселков и деревень.
Система образования района переживает трудные времена. Происходит процесс реорганизации и ликвидации образовательных учреждений. С каждым годом контингент обучающихся уменьшается, закрываются школы и детские сады. Это было трудное время не только для системы образования, но и для страны в целом.
В настоящее время (2024 год) Управление образования администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской является самостоятельным юридическим лицом. Состоит из 3 отделов: экономического, бухгалтерского учета и отчетности, отдела образования. Штатное расписание включает в себя 16 единиц.
Главным инструментом и основополагающим документом, отражающим векторы развития системы образования округа на ближайшие годы, является муниципальная программа «Развитие системы образования Плесецкого округа». Она включает проекты, направленные на достижение таких задач, как доступность и высокое качество образования, комфортные и безопасные условия обучения и воспитания детей, обеспечение современных условий для занятий физической культурой и спортом, предоставление качественного питания обучающимся и воспитанникам.
На территории Плесецкого муниципального округа Архангельской области систему образования округа составляет 17 юридических лиц, из них 14 общеобразовательных и 3 дошкольных учреждения.
Муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения, как отдельные юридические лица, находятся в п. Плесецк.
В структуру 14 общеобразовательных учреждений входят:
13 подразделений, реализующие программы дошкольного образования;
4 филиала, реализующие программы дополнительного образования детей;
образовательная деятельность осуществляется: МБОУ «Обозерская школа № 1» в п. Ломовое и п. Летнеозерск; МБОУ «Плесецкая школа» в п. Пуксоозеро;
1 детский оздоровительный лагерь «Буревестник»;
2 филиала (МБОУ «Савинская кола» – «Ярнемская школа» и МБОУ «Обозерская школа» – «Швакинская школа»);
функционирует 1 пришкольный интернат, в котором проживает 6 детей;
в 7 школах функционируют 18 групп продленного дня (420 обучающихся).
Во всех организациях имеются спортивные залы и спортивный инвентарь для занятий физической культурой и спортом. Во всех общеобразовательных учреждениях созданы и функционируют школьные спортивные клубы.
Образовательная деятельность осуществляется в 42 объектах (зданиях), не включая помещения школьного музея и учебных мастерских.
С целью обеспечения доступности получения общего образования организован подвоз к 11 школам округа для 278 школьников, что составляет 100% от общего числа нуждающихся в подвозе.
В 11 образовательных организациях Плесецкого муниципального округа имеются лицензированные медицинские кабинеты, оснащенные необходимым медицинским оборудованием. При отсутствии медицинского кабинета медицинское обслуживание осуществляется на базе ФАПа ГБУЗ АО «Плесецкая ЦРБ» в соответствии с заключенным договором.
На базе каждой общеобразовательной организации функционирует школьная библиотека, в МБОУ «Савинская школа» и МБОУ «Плесецкая школа» созданы информационно-библиотечные центры.
В рамках проекта «Современная школа» в округе функционирует 10 центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В 2023-2024 учебном году к участию в реализации данного проекта присоединились Самодедская и Кенозерская школы. К следующему учебному году Центры начнут работу в Пуксинской, Торосозерской, Волошевской и Емцовской школах. В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» поступило оборудование в десять школ округа.
Все школы имеют современные оснащенные школьные столовые и пищеблоки. Все дошкольные учреждения имеют развитую инфраструктуру для организации питания, современные пищеблоки.
С 1 сентября 2023 года дошкольные образовательные учреждения начали работать по новой федеральной образовательной программе. Контингент дошкольных учреждений составляет 1268 детей, из них в возрасте до 3 лет – 260, от 3 до 7 лет – 1003, старше 7 лет – 5 детей.
В 2023-2024 учебному году функционирует 76 групп для дошкольников, из них групп детей одного возраста (полных) – 68, групп детей разного возраста – 8. Коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей с нарушениями развития речи осуществляется в 5 специализированных логопедических группах, где занимаются 62 ребенка, и в 4 логопунктах, численность детей в которых 69 человек.
Муниципальной системой общего образования охвачено 4275 человек. Из них: в 1-4 классах – 1675 детей; в 5-9 классах – 2230; в 10-11 классах – 283; в вечерних классах – 87 обучающихся, из них 41 – в исправительных колониях. Очно-заочная форма организована на базе 4 школ округа: Плесецкой, Савинской, Североонежской и Обозерской. В сентябре 2023 года на базе МБОУ «Савинская школа» и МБОУ «Плесецкая школа» открыты профильные психолого-педагогические классы.
Развитие системы образования – это прежде всего самоотверженный, творческий труд многих сотен педагогов, которые трудились и трудятся вдохновенно, с полной отдачей сил и энергии. Перечислить всех невозможно. За годы развития образования в округе (районе) многие педагоги награждены значком «Отличник народного образования», Почетными грамотами министерства образования, многим присвоены почетные звания.
Особое внимание хотелось бы уделить таким учителям, которые стали первооткрывателями в прекрасной череде педагогов, отмеченных наградами разных уровней:
Харитонов Павел Данилович, в годы войны работавший директором Самодедской средней школы. Павел Данилович награжден орденом Ленина. - Маленивская Александра Феогнастовна, завуч этой же школы, награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Дойков Вячеслав Михайлович, работал директором Самодедской средней школы и Пуксинской семилетней школы, награжден орденом «Знак Почета» и медалями.
В мае 1939 года учитель Бураковской начальной школы Тимофеев Вениамин Харитонович награжден орденом Ленина.
В 1949 году орденом Ленина награждена Агафья Александровна Попова, учитель начальных классов д. Гоголево. С 1935 года она работала в РОНО в должности инспектора, заведующим методическим кабинетом. Затем с 1944 года учителем русского языка и литературы Плесецкой средней школы и завучем. Агафья Александровна имеет награду «Отличник народного просвещения».
3 ноября 1953 года орденом Ленина награждена учительница начальных классов Плесецкой школы Мария Георгиевна Пономарева, еще раньше, в апреле 1949 года, она награждена орденом Трудового Красного Знамени.
30 сентября 1966 года орденом Ленина награжден Александр Андреевич Пилицын – участник Великой Отечественной войны, учитель истории, директор Плесецкой средней школы.
Кавалерами ордена Ленина также были Галашева А.А., Меньшикова и Макарьина (к сожалению, подробных данных о них нет).
Окулов Анатолий Андреевич, директор Волошевской средней школы, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Ленин Андрей Андреевич, учитель физкультуры, военный руководитель Федовской школы, награжден орденом Октябрьской Революции.
Развитие системы образования происходило под руководством заведующих районного отдела народного образования и начальников управления образования:
Ловыгин (к сожалению, данными об имени и отчестве не располагаем) – первый заведующий РОНО;
Козлов (к сожалению, данными об имени и отчестве не располагаем) – 1933 – 1934 гг.;
Вавилин (к сожалению, данными об имени и отчестве не располагаем) – 1934 год;
Редин (к сожалению, данными об имени и отчестве не располагаем) – с 1935 по 1937 гг.;
Карасов Александр Дмитриевич – с 1937 по 02.1938 гг.;
Зайцев Яков Александрович – 1938 – 1939 гг., 1942 год;
Меньших Александр Михайлович (ушел на фронт) – с 1939 по 1942 гг.;
Спасская Любовь Павловна – 1942 – 1945 гг.;
Гужов Александр Дмитриевич – 1945 – 1948 гг.;
Рачков Василий Мартынович – 1948 – 1952 гг.;
Ситникова Анастасия Васильевна – 1952 – 1956 гг.;
Сибирцев Алексей Иванович – 1956 – 1959 гг.;
Волков Юрий Михайлович – 1959 – 1962 гг.;
Ситникова Анастасия Васильевна – 1962 – 1972 гг.;
Кузнецов Владимир Борисович – 1972 – 1978 гг.;
Пирогова Зоя Степановна – 1978 по декабрь 1979 гг.;
Таран Александр Петрович – 12.1979 – 09.1985 гг.;
Макаров Николай Александрович – 09.1985 – 09.1989 гг.;
Демичев Григорий Александрович – 09.1989 – 1990 гг.;
Чуркина Станислава Николаевна – 04.1991 – 04.2001 гг.;
Пилицына Надежда Александровна – 2001 – 15.09.2008 гг.;
Кузнецова Елена Викторовна – 16.09.2008 – 26.11.2015 гг.;
В июне 1929 года был образован Плесецкий район. 9 июля 1929 года состоялся первый районный съезд советов, на котором избран исполнительный комитет района, в его состав входил заведующий образованием и инспектор.
1 января 1932 года решением исполкома Плесецкого района официально был создан районный отдел народного образования (далее – РОНО), который осуществлял руководство и контроль за работой немногих тогда школ, существовавших в районе, оказывал им материальную и методическую помощь, снабжал учебниками, литературой, оборудованием.
В 1930 году всего в районе функционировало 27 школ, из них семилетние – Плесецкая и Самодедская, остальные 25 школ – начальные. В школах обучалось 1900 учащихся, работало 60 учителей. Также функционировало 2 детских сада, которые посещали 45 детей, и лесной техникум в Обозерской.
В 1935 году обучались в школах района 4721 ученик, работало 165 педагогов. В 1940 году – обучалось 6896 учеников, работало 237 педагогов.
После войны со строительством новых школ и образованием средних школ число учащихся быстро возрастает. Если в конце 40-х годов в школах района обучалось около 6000 учеников, то в конце 50-х годов численный состав обучающихся составил 8300 человек.
В 50-е годы при РОНО возникает методическая служба, которая в скором времени оформляется в методический кабинет с библиотекой и фильмотекой. За годы своего существования методический кабинет проводил огромную работу по обобщению и распространению передового периодического опыта лучших учителей школ района. Занимался подготовкой и проведением творческих конференций, семинаров, творческих отчетов учителей, организовывал и проводил районные предметные олимпиады школьников, руководил курсовой переподготовкой учителей.
Затем прирост учащихся идет очень быстро в связи с развитием района, строительством новых поселков, развитием промышленности, особенно лесозаготовительной и лесоперерабатывающей.
60-е годы – это годы укрепления системы образования в районе на основании школьной реформы 1958 года. По этой реформе в школы вводится производственное обучение в старших классах на базе промышленных предприятий. Выделялся целый учебный день в неделю, когда учащиеся старших классов выходили на производственную учебу в различные цеха заводов, фабрик, с целью получения рабочей профессии.
Впервые производственное обучение было организовано в Пуксоозерской средней школе на базе Пуксоозерского целлюлозного завода. Директором школы в те годы была Потехина Александра Васильевна, заслуженный учитель школы РСФСР.
Создаются первые школьные производственные мастерские. Мастерская с промышленным оборудованием появляется на базе Самодедской средней школы. Директор школы – Гармаш Евгений Иванович. В Плесецкой средней школе созданы производственные мастерские по токарному делу.
Разрастается сеть школ. Построены:
Североонежская средняя школа, директор Бодухин Леонид Степанович;
Волошевская средняя школа, директор Окулов Анатолий Андреевич, много сделавший для становления и развития этой школы;
Кенозерская средняя школа, директор Сидоров Александр Васильевич.
Вошли в строй:
Верховская восьмилетняя школа, директор Колбина Элла Рудольфовна;
Коковская восьмилетняя школа, директор Черепанов Алексей Михайлович;
Липаковская средняя школа, директор Бужинская Полина Михайловна;
Чаженьская восьмилетняя школа, директор Забивкина Зинаида Васильевна;
Салптозерская восьмилетняя школа, директор Ладанова Мария Ивановна;
Швакинская восьмилетняя школа, директор Широков Иван Павлович;
Холмогорская восьмилетняя школа, директор Колобова Валентина Акимовна.
В 50-е, 60-е, 70-е годы при 18 школах района работали интернаты, которые имели богатую материальную базу, хорошие столовые, комнаты для приготовления уроков, игровые комнаты. В интернатах всегда было тепло, чисто, уютно.
Так, в 1964-1965 учебном году в районе функционирует 96 общеобразовательных школ, в которых обучается 16394 человека.
К концу 60-х годов число учащихся в районе доходит до 17,5 тысяч человек и около 3000 человек в вечерних классах. Естественно, так же быстро возрастает число работающих педагогов. Их состав доходит до 1500 человек.
70-е годы ознаменованы новой реформой в системе образования – переходом на всеобщее среднее образование. Эти годы также характеризуются переходом на кабинетную систему образования, дальнейшей усиленной работой по укреплению материальной базы школ района, дальнейшим укреплением и совершенствованием трудового и производственного обучения. Ведущую роль в районе в развитии производственного обучения занимала Самодедская средняя школа (мастер производственного обучения, заведующий мастерскими – Темкин Андрей Васильевич, отличник народного образования; директор школы – Рогова Тамара Прокопьевна, заслуженный учитель РСФСР).
В 1971 году в этой школе завершилось строительство двухэтажной пристройки к основному зданию школы, построена автономная котельная, новый спортивный зал, началось строительство нового здания школьных мастерских в кирпичном исполнении. В 1975 году школе присвоено звание «Школа образцового порядка». Она выпускала столярную продукцию, неоднократно участвовала в областных конкурсах и конференциях по трудовому обучению.
Плесецкая средняя школа специализировалась по подготовке шоферов. Большая работа по организации производственного обучения велась в Плесецкой восьмилетней школе (директор Павлов Валентин Михайлович). В восьмилетней школе было построено новое здание мастерских и спортивный зал, большая теплица в кирпичном исполнении.
Кенорецкая восьмилетняя школа делала упор на развитие подсобного хозяйства и вела большую опытническую работу, была неоднократным участником ВДНХ. Директором школы была Перепелкина Анна Ивановна.
В Коневской средней школе накапливается первый опят школьных сельскохозяйственных производственных бригад. Директор школы Сидоров Василий Ефимович, создатель первого школьного музея, которым он руководил до конца жизни, вел огромную краеведческую работу. Василий Ефимович 46 проработал в Коневской средней школе, из них 22 года директором. Он составил летопись школы за 110 лет.
Подобная работа проводилась и в Федовской средней школе, директор Чернокова Зинаида Владимировна.
Упор на производственную систему обучения продолжается и в Пуксоозерской средней школе, директор Панфилов Александр Кириллович. Здесь вступило в строй новое здание школы, построен новый большой интернат.
В эти же годы вступили в строй:
Ундозерская средняя школа, директор Богданов Владимир Константинович;
Торосозерская восьмилетняя школа, директор Кулаков Борис Матвеевич;
Самковская средняя школа, директор Пилюгин Павел Петрович;
Сезенская восьмилетняя школа, директор Павлина Захаровна.
70-е и 80-е годы ознаменованы мощным подъемом военно-патриотической и военно-спортивной работы. Это связано с введением в средние школы начальной военной подготовки (далее – НВП) и 35-летием Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.
Во многих школах района за короткий срок создается отличная материально-техническая база НВП. Это:
Савинская средняя школа № 2 (военрук Виктор Егорович – участник Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Боевого Красного Знамени; директор школы – Лазарев Иван Гаврилович);
Федовская средняя школа (военрук Ленин Андрей Андреевич, участник Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Боевого Красного Знамени);
Самодедская средняя школа (военрук Рогов Георгий Александрович, заслуженный учитель школы РСФСР; директор Рогова Тамара Прокопьевна, заслуженный учитель школы РСФСР);
Коневская средняя школа (военрук Долгих Александр Михайлович, участник Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Красной Звезды и многих медалей);
Североонежская средняя школа (военрук Малиновский Евгений Викторович; директор Цуд Галина Николаевна);
Оксовская средняя школа (военрук Курятков Павел Николаевич).
В этих школах, как и во многих других, создаются прекрасные кабинеты НВП, школьные музеи, строятся тиры, спортивные площадки и проводится самая разнообразная военно-патриотическая работа.
80-е годы интересны тем, что в этот период идет уверенная стабилизация образования в районе. Значительно и ощутимо укрепляется материальная база. Вводятся в строй новые здания и детские сады, улучшается их оснащенность всем необходимым для успешного осуществления процесса обучения.
В этот период в районе функционировало 16 средних школ, 15 восьмилетних, 17 начальных школ, 13 школ рабочей молодежи и 5 детских садов. В общеобразовательных учреждениях тогда обучалось 9997 учащихся. В школах района работало 693 педагога, из них 469 с высшим образованием, 36 – с незаконченным высшим, 225 – со средним специальным образованием и 39 учителей – со средним образованием.
В эти годы вошли в строй новые школы:
в п. Дальний на 192 места;
в д. Вершинино на 192 места;
в п. Пукса на 192 места;
в с. Конево на 320 мест.
Открыта Янгорская начальная школа и Пуксоозерская вечерняя школа.
С 1978 года ежегодно проводятся районные финалы игр «Орленок». Команда Самодедской средней школы четырежды была участницей областного финала игры «Орленок» и занимала призовые места. В 1982 году команда этой школы была участником V Всесоюзного финала игры «Орленок» в Самарской области.
Команда Плесецкой средней школы № 2 пять лет подряд является участницей районных и областных финалов игры «Зарница» и занимает призовые места.
С 1989 года предмет НВП был отменен, вместо него введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ). Преподавание ОБЖ ведется в 28 образовательных учреждениях, в том числе во всех средних школах района. С 1999 года в курс ОБЖ введен раздел «Основы военных знаний». В конце учебного года с юношами 10-х классов проводились 5-дневные полевые занятия.
В 1999 году решением коллегии департамента образования организация преподавания ОБЖ в Плесецком районе названа лучшей в области.
Военно-патриотическая работа в школах возрождается и набирает силу. В 10 школах района работают школьные краеведческие музеи. Интересно строят свою работу музеи Плесецкой средней школы № 2, Коневской средней школы, Федовской средней школы и Самодедской средней школы.
90-е годы – это годы серьезных и глубоких изменений в системе образования, идет процесс реорганизации образования, изменяются школьные программы учебных дисциплин, появляются новые учебники, вводятся новые методики преподавания предметов, новые образовательные технологии. В курс основных и средних школ включаются новые предметы – экономика, экология, политика и право, человек и общество. Происходит процесс компьютеризации образования. Компьютер становится обычной составной частью технических средств обучения и образования. В 12 школах создаются кабинеты информатики. В школах района 148 компьютеров. Информатику преподают во всех средних школах (кроме Ярнемской).
С 1994 года введена система аттестации и аккредитации всех школ и лицензирование их на право образовательной деятельности. В ходе первого пятилетия (1995-2000 годы) все школы района и детские сады прошли аттестацию.
В ходе аттестации образовательных учреждений проверяются не только качество и уровень знаний учащихся выпускных классов, но и осуществляется фронтальная проверка всей образовательной деятельности педагогического коллектива: образовательный и методический уровень педагогов, выполнение программ по образовательным областям, планы работы школ, воспитательная и учебная работа образовательных учреждений, их материально-техническая база, оформление и ведение документации.
Основным показателем работы школ остается успеваемость и качество знаний учащихся и охват детей образованием. За 70-летний период осуществления и развития образования в районе процент успеваемости постоянно возрастал. Например, если в 1960-1961 учебном году он составлял 84%, то в 70-е годы он вырос до 98,2-98,8%, а в 1980 году вырос до 99,4%. В 1972-1973 учебном году за высокий уровень успеваемости наш район впервые был награжден переходящим Красным Знаменем.
С 1994 года введена новая система аттестации учителей, по результатам прохождения которой педагогам присваивается II, I и высшая категория. В Плесецком районе к 1996 году высшую категорию имели 17 педагогов, I категорию – 168.
С 1 января 1996 года отдел образования реорганизован в Управление образования. На основании постановления главы администрации Плесецкого района от 01.11.1995 года № 566 утверждена следующая структура Управления: начальник управления, заместитель начальника – 2, главный бухгалтер – 1, ведущий специалист – 2, специалист – 22, водитель – 1, секретарь-машинист – 2.
В 1996-1997 учебном году закрыты Озерская начальная школа, Першлахтинская начальная школа, Солтозерская средняя школа, Тарасовская основная школа реорганизована в среднюю. Емцовская средняя школа № 32 Северной железной дороги передана управлению образования. Открыты детские дома в п. Плесецк и п. Североонежск.
Еще раньше, в 1994-1995 учебном году, Плесецкая основная школа реорганизована в Плесецкую среднюю школу № 2. Директор школы Смирнова Татьяна Павловна, почетный работник общего среднего образования, руководит школой на протяжении 20 лет.
В 1997 году сдана в эксплуатацию самая большая школа в районе – Плесецкая средняя школа № 1, рассчитанная на 1299 мест.
В 1998 году сдана в эксплуатацию Тарасовская средняя школа.
В эти же годы в структуре РОНО создан спортивный юношеский клуб по туризму (директор – Швецов Владислав Викторович). Клуб сконцентрировал всю туристическую спортивную работу в районе. Заложил основы и развивал новые виды туризма – водный туризм. Регулярно проводил районные и областные соревнования по зимнему ориентированию, водному туризму. В 1994 году были организованы и проведены на базе района (р. Икса) Всероссийские соревнования по водному слалому, в которых команда Плесецкого района заняла 1 место. Затем команда водников-слаломистов района неоднократно участвовала во Всероссийских соревнованиях и занимала первые или призовые места. После ликвидации клуба его функции были переданы в районный центр дополнительного образования, но учащиеся школ района продолжали сложившиеся традиции.
В 2000-х годах в системе образования округа функционируют 70 образовательных учреждений, из них 44 школы и 18 дошкольных образовательных учреждения.
К сожалению, в последующие десятилетия контингент учащихся медленно начал уменьшаться. В 2000 году в школах района учится 9569 человек, работает 833 педагога. Это связано с развалом промышленности в районе, с закрытием предприятий, обезлюдиванием поселков и деревень.
Система образования района переживает трудные времена. Происходит процесс реорганизации и ликвидации образовательных учреждений. С каждым годом контингент обучающихся уменьшается, закрываются школы и детские сады. Это было трудное время не только для системы образования, но и для страны в целом.
В настоящее время (2024 год) Управление образования администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской является самостоятельным юридическим лицом. Состоит из 3 отделов: экономического, бухгалтерского учета и отчетности, отдела образования. Штатное расписание включает в себя 16 единиц.
Главным инструментом и основополагающим документом, отражающим векторы развития системы образования округа на ближайшие годы, является муниципальная программа «Развитие системы образования Плесецкого округа». Она включает проекты, направленные на достижение таких задач, как доступность и высокое качество образования, комфортные и безопасные условия обучения и воспитания детей, обеспечение современных условий для занятий физической культурой и спортом, предоставление качественного питания обучающимся и воспитанникам.
На территории Плесецкого муниципального округа Архангельской области систему образования округа составляет 17 юридических лиц, из них 14 общеобразовательных и 3 дошкольных учреждения.
Муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения, как отдельные юридические лица, находятся в п. Плесецк.
В структуру 14 общеобразовательных учреждений входят:
13 подразделений, реализующие программы дошкольного образования;
4 филиала, реализующие программы дополнительного образования детей;
образовательная деятельность осуществляется: МБОУ «Обозерская школа № 1» в п. Ломовое и п. Летнеозерск; МБОУ «Плесецкая школа» в п. Пуксоозеро;
1 детский оздоровительный лагерь «Буревестник»;
2 филиала (МБОУ «Савинская кола» – «Ярнемская школа» и МБОУ «Обозерская школа» – «Швакинская школа»);
функционирует 1 пришкольный интернат, в котором проживает 6 детей;
в 7 школах функционируют 18 групп продленного дня (420 обучающихся).
Во всех организациях имеются спортивные залы и спортивный инвентарь для занятий физической культурой и спортом. Во всех общеобразовательных учреждениях созданы и функционируют школьные спортивные клубы.
Образовательная деятельность осуществляется в 42 объектах (зданиях), не включая помещения школьного музея и учебных мастерских.
С целью обеспечения доступности получения общего образования организован подвоз к 11 школам округа для 278 школьников, что составляет 100% от общего числа нуждающихся в подвозе.
В 11 образовательных организациях Плесецкого муниципального округа имеются лицензированные медицинские кабинеты, оснащенные необходимым медицинским оборудованием. При отсутствии медицинского кабинета медицинское обслуживание осуществляется на базе ФАПа ГБУЗ АО «Плесецкая ЦРБ» в соответствии с заключенным договором.
На базе каждой общеобразовательной организации функционирует школьная библиотека, в МБОУ «Савинская школа» и МБОУ «Плесецкая школа» созданы информационно-библиотечные центры.
В рамках проекта «Современная школа» в округе функционирует 10 центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В 2023-2024 учебном году к участию в реализации данного проекта присоединились Самодедская и Кенозерская школы. К следующему учебному году Центры начнут работу в Пуксинской, Торосозерской, Волошевской и Емцовской школах. В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» поступило оборудование в десять школ округа.
Все школы имеют современные оснащенные школьные столовые и пищеблоки. Все дошкольные учреждения имеют развитую инфраструктуру для организации питания, современные пищеблоки.
С 1 сентября 2023 года дошкольные образовательные учреждения начали работать по новой федеральной образовательной программе. Контингент дошкольных учреждений составляет 1268 детей, из них в возрасте до 3 лет – 260, от 3 до 7 лет – 1003, старше 7 лет – 5 детей.
В 2023-2024 учебному году функционирует 76 групп для дошкольников, из них групп детей одного возраста (полных) – 68, групп детей разного возраста – 8. Коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей с нарушениями развития речи осуществляется в 5 специализированных логопедических группах, где занимаются 62 ребенка, и в 4 логопунктах, численность детей в которых 69 человек.
Муниципальной системой общего образования охвачено 4275 человек. Из них: в 1-4 классах – 1675 детей; в 5-9 классах – 2230; в 10-11 классах – 283; в вечерних классах – 87 обучающихся, из них 41 – в исправительных колониях. Очно-заочная форма организована на базе 4 школ округа: Плесецкой, Савинской, Североонежской и Обозерской. В сентябре 2023 года на базе МБОУ «Савинская школа» и МБОУ «Плесецкая школа» открыты профильные психолого-педагогические классы.
Развитие системы образования – это прежде всего самоотверженный, творческий труд многих сотен педагогов, которые трудились и трудятся вдохновенно, с полной отдачей сил и энергии. Перечислить всех невозможно. За годы развития образования в округе (районе) многие педагоги награждены значком «Отличник народного образования», Почетными грамотами министерства образования, многим присвоены почетные звания.
Особое внимание хотелось бы уделить таким учителям, которые стали первооткрывателями в прекрасной череде педагогов, отмеченных наградами разных уровней:
Харитонов Павел Данилович, в годы войны работавший директором Самодедской средней школы. Павел Данилович награжден орденом Ленина. - Маленивская Александра Феогнастовна, завуч этой же школы, награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Дойков Вячеслав Михайлович, работал директором Самодедской средней школы и Пуксинской семилетней школы, награжден орденом «Знак Почета» и медалями.
В мае 1939 года учитель Бураковской начальной школы Тимофеев Вениамин Харитонович награжден орденом Ленина.
В 1949 году орденом Ленина награждена Агафья Александровна Попова, учитель начальных классов д. Гоголево. С 1935 года она работала в РОНО в должности инспектора, заведующим методическим кабинетом. Затем с 1944 года учителем русского языка и литературы Плесецкой средней школы и завучем. Агафья Александровна имеет награду «Отличник народного просвещения».
3 ноября 1953 года орденом Ленина награждена учительница начальных классов Плесецкой школы Мария Георгиевна Пономарева, еще раньше, в апреле 1949 года, она награждена орденом Трудового Красного Знамени.
30 сентября 1966 года орденом Ленина награжден Александр Андреевич Пилицын – участник Великой Отечественной войны, учитель истории, директор Плесецкой средней школы.
Кавалерами ордена Ленина также были Галашева А.А., Меньшикова и Макарьина (к сожалению, подробных данных о них нет).
Окулов Анатолий Андреевич, директор Волошевской средней школы, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Ленин Андрей Андреевич, учитель физкультуры, военный руководитель Федовской школы, награжден орденом Октябрьской Революции.
Развитие системы образования происходило под руководством заведующих районного отдела народного образования и начальников управления образования:
Ловыгин (к сожалению, данными об имени и отчестве не располагаем) – первый заведующий РОНО;
Козлов (к сожалению, данными об имени и отчестве не располагаем) – 1933 – 1934 гг.;
Вавилин (к сожалению, данными об имени и отчестве не располагаем) – 1934 год;
Редин (к сожалению, данными об имени и отчестве не располагаем) – с 1935 по 1937 гг.;
Карасов Александр Дмитриевич – с 1937 по 02.1938 гг.;
Зайцев Яков Александрович – 1938 – 1939 гг., 1942 год;
Меньших Александр Михайлович (ушел на фронт) – с 1939 по 1942 гг.;
Спасская Любовь Павловна – 1942 – 1945 гг.;
Гужов Александр Дмитриевич – 1945 – 1948 гг.;
Рачков Василий Мартынович – 1948 – 1952 гг.;
Ситникова Анастасия Васильевна – 1952 – 1956 гг.;
Сибирцев Алексей Иванович – 1956 – 1959 гг.;
Волков Юрий Михайлович – 1959 – 1962 гг.;
Ситникова Анастасия Васильевна – 1962 – 1972 гг.;
Кузнецов Владимир Борисович – 1972 – 1978 гг.;
Пирогова Зоя Степановна – 1978 по декабрь 1979 гг.;
Таран Александр Петрович – 12.1979 – 09.1985 гг.;
Макаров Николай Александрович – 09.1985 – 09.1989 гг.;
Демичев Григорий Александрович – 09.1989 – 1990 гг.;
Чуркина Станислава Николаевна – 04.1991 – 04.2001 гг.;
Пилицына Надежда Александровна – 2001 – 15.09.2008 гг.;
Кузнецова Елена Викторовна – 16.09.2008 – 26.11.2015 гг.;