Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Династия Головачевой Т.А.
Династия Головачевой Т.А.
Династия Головачевой Т.А.

Не надо ему выглядеть лучше, чем он есть,
не надо стараться утвердить себя на земле: всё,
что он делал не особенно торопясь, делал
уверенно, потому что не только собственный
опыт – наследственный инстинкт учителя,
прирождённое чувство школы были в нем.
С.Л. Соловейчик

Вместо предисловия.

Кто я в этом мире? Зачем живу? Эти вопросы каждый задавал себе неоднократно при выборе дальнейшего пути. А что или кто определяет наш выбор профессии? Мы сами или…

Размышление 1. Истоки.

1941 год. Небольшое татарское село и городок в средней полосе… Парень и девушка после окончания педагогического училища… Казалось бы, что может объединять этих на тот момент незнакомых людей? Большое желание стать нужными детям, не только учить их школьным наукам, но и помогать постигать жизненные принципы. Это были Арсланов Аухат Адеевич (фото 1) и Зенкова Валентина Васильевна (фото 2), бабушка и дедушка.

Да, так сложилось, что моя педагогическая династия зародилась в двух семьях: папы и мамы.

Дедушка окончил педагогическое училище в 1939 году и до войны преподавал в школе историю, после объявления всеобщей мобилизации окончил военные курсы и пошёл защищать Родину. Потом долгие послевоенные годы службы в различных гарнизонах, должности старшего офицерского состава, появление на свет папы и тети. Дедушка не вернулся больше в школу, но свои педагогические умения передал сыну.

Папа, по окончании Челябинского ВВУ штурманов в 1976 году, параллельно выполняя боевые приказы, на протяжении 25 лет являлся штурманом-инструктором молодого пополнения. До сих пор его подопечные с теплом и благодарностью вспоминают годы практики под началом штурмана первого класса Арсланова Александра Аухатовича. Больше того, читать и писать научил меня тоже папа. А как он доходчиво долгими вечерами объяснял мне, гуманитарию, сложные задания в геометрии, алгебре и черчении! Выдержка, умение держать себя в руках, такт, когда воспитанник не понимает что-то с первого раза, передались от папы мне.

У истоков педагогической династии по маминой линии стоит Зенкова Валентина Васильевна, моя дорогая бабушка. Она мечтала стать учителем с детства. Но у жизни свои законы. Началась война. После окончания Борисоглебского педагогического училища в 1941 году девчонки – выпускницы пришли в военный комиссариат добровольно проситься на фронт. Строгий военком, конечно же, им отказал, потому что они, молодые специалисты, были нужны в другом месте. Так моя Валюша поехала далеко от дома к детям, родители которых сражались на фронте. Она стала им мамой, близким и единственным человеком, который смог воспитать их настоящими людьми. Женщина, с 16 лет работавшая с малышами, спасшая не одну ребячью жизнь в голодные годы войны в детском доме в г. Канске Красноярского края, смогла сохранить в себе оптимизм, задор и душевную теплоту. Потом были десятилетия работы воспитателем и заведующей детского сада в г. Жердевке Тамбовской области. Более 50-ти лет наша Валентина Васильевна воспитывала в ребятах любовь, милосердие и уважение! Для нее никогда не существовало понятия «чужие дети». Все они для бабули – родные. Ей 99 лет, но до сих пор она прекрасно играет на баяне, гитаре, а в песнях даст «фору» любому из нас. Всегда подтянута, её оптимизму можно позавидовать. Как-то я спросила бабушку, откуда она черпает жизненную силу? Ответ был прост: «Всю свою жизнь я отдала воспитанию детей, а они вознаградили меня своей любовью». Сколько же мудрости в ней, сколько доброты, отзывчивости и милосердия! Это кладезь ума, высокой нравственности, порядочности, профессионализма. «Семена», брошенные бабулей в души своих воспитанников, всегда прорастают и дают добрые всходы. Трепетно следит она за каждым росточком, радуется его успехам и огорчается, если его постигают неудачи. Особенно приятна благодарность ребят. Не забывают они свою Валентину Васильевну. Приходят… и снова бабушка погружается в воспоминания, снова молодая, полная сил. Сразу забывает о своих недугах. Отдыхая на летних каникулах, хорошо помню, как ее воспитанники приходили к ней за советом и помощью в разных жизненных ситуациях. Ее мудрость, доброта, отзывчивость, любовь к детям навсегда остались в моем сердце. Строгая ли наша бабушка? Нет, она настоящий педагог, но у неё не забалуешь. Может, поэтому её две дочери стали настоящими людьми, уважаемыми учителями, продолжателями учительской династии.

Моя тётя, Галата Марина Михайловна (фото 3) – учитель физики и математики с 1989 года, работает больше 30 лет в школе. Мама – Арсланова Татьяна Михайловна (фото 4) – Почётный работник сферы образования РФ, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 35 г. Тамбова.

Мама ещё в детстве играла «в школу». Она рассаживала кукол за столик и начинала свой урок. Мечта преподавать не оставляла ее и в юношестве. Мама стояла в авангарде вожатского движения своей школы. По окончании Тамбовского государственного педагогического института в 1976 году детская мечта превратилась в реальность. Вот она, школа. Радость и растерянность одновременно. В работу ушла с головой. «Какая же наша профессия прекрасная, – говорит мама, – ни одна другая не даёт такого удовлетворения, как учительская». И это после почти 50 лет педагогической работы! О маме хочу сказать особо: она не просто учитель, а Учитель с большой буквы. Сколько себя помню, всегда мама в профессии: готовится вечерами к урокам, проверяет тетради, ищет новые интересные формы работы на уроке, созванивается с родителями ребят как классная мама. Я обижалась и даже злилась на нее. Я ненавидела телефон, который своими внезапными звонками лишал меня МОЕЙ мамы. Она до сих пор жертвует собой ради учеников, но сама не воспринимает это как подвиг. Рассказы её о школе, учениках, педагогических находках и просчётах всегда обсуждаются всей нашей семьей. В её учительской жизни были не только взлёты, но и падения, были радость и слёзы. Вместе с мамой я открывала для себя Пушкина, Островского, Толстого… Меня поражает, как трепетно она готовится к каждому уроку до сих пор. Когда я захожу к маме в класс, то всегда вижу её в окружении ребят. Они не отпускают её, значит, им интересно быть вместе. Открытия, доверительная обстановка – основа маминой работы. Однажды прочитала слова Станиславского: «На фальшивом расстроенном инструменте нельзя играть Бетховена». Этот инструмент – всё существо учителя – должен быть отлично настроен, чтобы не фальшивить на уроке ни в научном, ни в эмоциональном отношении. Смысл жизни учителя, радости и итоги его труда в том, какими станут его ученики. А их много! Несколько поколений на счету мамы. Как же она радуется встрече с ними. Умеет мама сочетать строгость и доброту, откровенность и осторожность.

Размышление 2. Случайность или предназначение?

И вот подошёл мой черёд. Я окончила школу с медалью. Когда встал вопрос о моём выборе профессии, решила, что никогда не пойду работать учителем в школу. Не смогу я отдавать всю себя другим (насмотрелась дома на жертвенность мамы). Было много мыслей: психолог, юрист, журналист… Боялась, что не смогу соответствовать тому высокому профессиональному уровню, который задали всей своей жизнью дедушка, бабушка, папа, мама и тётя. Но… Сама судьба привела меня в Тамбовский государственный педагогический университет, выпускницами которого были моя мама и тётя. До самого окончания ВУЗа в 2002 году я не хотела признаваться самой себе, что тянет меня работать в школе с ребятами. Прошло более 20 лет. Я учитель высшей квалификационной категории в школе г. Мирного Архангельской области, кандидат филологических наук, Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации. За плечами несколько выпусков МОИХ учеников, конкурсы, педагогические форумы, внеклассные мероприятия, открытые уроки… Да. Могу признаться, что я счастливый человек, так как ежедневно занимаюсь любимым делом – делюсь с ребятами знаниями и учусь у них. Как-то моя мудрая мама сказала: «Если ты не ушла из школы в первые годы, то останешься там навсегда». Это так. Порой бывает непросто: усталость от проверки сочинений, подготовки к урокам давит грузом, но передо мной великолепные примеры добровольной жертвенности своей профессии – мои близкие, которые когда-то сказали мне: «Попробуй. Не бойся». Их поддержка и профессиональная помощь до сих пор ценны для меня. Я горжусь тем, что продолжаю династию педагогов нашей семьи.

Размышление 3. Счастье есть.

Уверенно могу сказать, что я счастливый человек. Мне всегда везло и везёт на хороших, настоящих людей. С детства рядом со мной находились родные, близкие люди, которые воспитывали меня своими примерами. В школе было много настоящих друзей, отношения с ними сохранились до сих пор. Учителя, которых я видела каждый день, искренне верили в своих выпускников. С однокурсниками мы общаемся и по сей день.

Судьба послала мне доброго, любящего, терпеливого мужа. Редко кто из мужчин вытерпит многолетние ночные проверки тетрадей и подготовки к урокам, звонки родителей домой с просьбой поговорить с сыном, дочерью, помочь. И всё срочно, безотлагательно. А мой муж всё терпит более 20 лет, даже сочувствует. Когда ещё не было возможности пользоваться на уроках современными техническими средствами, Валера вырезал перфокарты, клеил наглядный материал, помогал проверять тесты и никогда не упрекнул меня в увлеченности профессией. Если бы не понимание и поддержка мужа и сына, вряд ли бы учительская профессия продолжилась спустя четыре поколения нашей семьи. Они моя надёжная опора.

Вместо эпилога.

В современном мире профессия учителя стала непопулярной, но некоторые мои выпускники до сих пор выбирают после окончания школы именно этот путь, путь педагогики. Случайно ли это? Уверена, что нет.

Головачёва Т.А. (2023 год)

Династия Головачевой Т.А.

Не надо ему выглядеть лучше, чем он есть,
не надо стараться утвердить себя на земле: всё,
что он делал не особенно торопясь, делал
уверенно, потому что не только собственный
опыт – наследственный инстинкт учителя,
прирождённое чувство школы были в нем.
С.Л. Соловейчик

Вместо предисловия.

Кто я в этом мире? Зачем живу? Эти вопросы каждый задавал себе неоднократно при выборе дальнейшего пути. А что или кто определяет наш выбор профессии? Мы сами или…

Размышление 1. Истоки.

1941 год. Небольшое татарское село и городок в средней полосе… Парень и девушка после окончания педагогического училища… Казалось бы, что может объединять этих на тот момент незнакомых людей? Большое желание стать нужными детям, не только учить их школьным наукам, но и помогать постигать жизненные принципы. Это были Арсланов Аухат Адеевич (фото 1) и Зенкова Валентина Васильевна (фото 2), бабушка и дедушка.

Да, так сложилось, что моя педагогическая династия зародилась в двух семьях: папы и мамы.

Дедушка окончил педагогическое училище в 1939 году и до войны преподавал в школе историю, после объявления всеобщей мобилизации окончил военные курсы и пошёл защищать Родину. Потом долгие послевоенные годы службы в различных гарнизонах, должности старшего офицерского состава, появление на свет папы и тети. Дедушка не вернулся больше в школу, но свои педагогические умения передал сыну.

Папа, по окончании Челябинского ВВУ штурманов в 1976 году, параллельно выполняя боевые приказы, на протяжении 25 лет являлся штурманом-инструктором молодого пополнения. До сих пор его подопечные с теплом и благодарностью вспоминают годы практики под началом штурмана первого класса Арсланова Александра Аухатовича. Больше того, читать и писать научил меня тоже папа. А как он доходчиво долгими вечерами объяснял мне, гуманитарию, сложные задания в геометрии, алгебре и черчении! Выдержка, умение держать себя в руках, такт, когда воспитанник не понимает что-то с первого раза, передались от папы мне.

У истоков педагогической династии по маминой линии стоит Зенкова Валентина Васильевна, моя дорогая бабушка. Она мечтала стать учителем с детства. Но у жизни свои законы. Началась война. После окончания Борисоглебского педагогического училища в 1941 году девчонки – выпускницы пришли в военный комиссариат добровольно проситься на фронт. Строгий военком, конечно же, им отказал, потому что они, молодые специалисты, были нужны в другом месте. Так моя Валюша поехала далеко от дома к детям, родители которых сражались на фронте. Она стала им мамой, близким и единственным человеком, который смог воспитать их настоящими людьми. Женщина, с 16 лет работавшая с малышами, спасшая не одну ребячью жизнь в голодные годы войны в детском доме в г. Канске Красноярского края, смогла сохранить в себе оптимизм, задор и душевную теплоту. Потом были десятилетия работы воспитателем и заведующей детского сада в г. Жердевке Тамбовской области. Более 50-ти лет наша Валентина Васильевна воспитывала в ребятах любовь, милосердие и уважение! Для нее никогда не существовало понятия «чужие дети». Все они для бабули – родные. Ей 99 лет, но до сих пор она прекрасно играет на баяне, гитаре, а в песнях даст «фору» любому из нас. Всегда подтянута, её оптимизму можно позавидовать. Как-то я спросила бабушку, откуда она черпает жизненную силу? Ответ был прост: «Всю свою жизнь я отдала воспитанию детей, а они вознаградили меня своей любовью». Сколько же мудрости в ней, сколько доброты, отзывчивости и милосердия! Это кладезь ума, высокой нравственности, порядочности, профессионализма. «Семена», брошенные бабулей в души своих воспитанников, всегда прорастают и дают добрые всходы. Трепетно следит она за каждым росточком, радуется его успехам и огорчается, если его постигают неудачи. Особенно приятна благодарность ребят. Не забывают они свою Валентину Васильевну. Приходят… и снова бабушка погружается в воспоминания, снова молодая, полная сил. Сразу забывает о своих недугах. Отдыхая на летних каникулах, хорошо помню, как ее воспитанники приходили к ней за советом и помощью в разных жизненных ситуациях. Ее мудрость, доброта, отзывчивость, любовь к детям навсегда остались в моем сердце. Строгая ли наша бабушка? Нет, она настоящий педагог, но у неё не забалуешь. Может, поэтому её две дочери стали настоящими людьми, уважаемыми учителями, продолжателями учительской династии.

Моя тётя, Галата Марина Михайловна (фото 3) – учитель физики и математики с 1989 года, работает больше 30 лет в школе. Мама – Арсланова Татьяна Михайловна (фото 4) – Почётный работник сферы образования РФ, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 35 г. Тамбова.

Мама ещё в детстве играла «в школу». Она рассаживала кукол за столик и начинала свой урок. Мечта преподавать не оставляла ее и в юношестве. Мама стояла в авангарде вожатского движения своей школы. По окончании Тамбовского государственного педагогического института в 1976 году детская мечта превратилась в реальность. Вот она, школа. Радость и растерянность одновременно. В работу ушла с головой. «Какая же наша профессия прекрасная, – говорит мама, – ни одна другая не даёт такого удовлетворения, как учительская». И это после почти 50 лет педагогической работы! О маме хочу сказать особо: она не просто учитель, а Учитель с большой буквы. Сколько себя помню, всегда мама в профессии: готовится вечерами к урокам, проверяет тетради, ищет новые интересные формы работы на уроке, созванивается с родителями ребят как классная мама. Я обижалась и даже злилась на нее. Я ненавидела телефон, который своими внезапными звонками лишал меня МОЕЙ мамы. Она до сих пор жертвует собой ради учеников, но сама не воспринимает это как подвиг. Рассказы её о школе, учениках, педагогических находках и просчётах всегда обсуждаются всей нашей семьей. В её учительской жизни были не только взлёты, но и падения, были радость и слёзы. Вместе с мамой я открывала для себя Пушкина, Островского, Толстого… Меня поражает, как трепетно она готовится к каждому уроку до сих пор. Когда я захожу к маме в класс, то всегда вижу её в окружении ребят. Они не отпускают её, значит, им интересно быть вместе. Открытия, доверительная обстановка – основа маминой работы. Однажды прочитала слова Станиславского: «На фальшивом расстроенном инструменте нельзя играть Бетховена». Этот инструмент – всё существо учителя – должен быть отлично настроен, чтобы не фальшивить на уроке ни в научном, ни в эмоциональном отношении. Смысл жизни учителя, радости и итоги его труда в том, какими станут его ученики. А их много! Несколько поколений на счету мамы. Как же она радуется встрече с ними. Умеет мама сочетать строгость и доброту, откровенность и осторожность.

Размышление 2. Случайность или предназначение?

И вот подошёл мой черёд. Я окончила школу с медалью. Когда встал вопрос о моём выборе профессии, решила, что никогда не пойду работать учителем в школу. Не смогу я отдавать всю себя другим (насмотрелась дома на жертвенность мамы). Было много мыслей: психолог, юрист, журналист… Боялась, что не смогу соответствовать тому высокому профессиональному уровню, который задали всей своей жизнью дедушка, бабушка, папа, мама и тётя. Но… Сама судьба привела меня в Тамбовский государственный педагогический университет, выпускницами которого были моя мама и тётя. До самого окончания ВУЗа в 2002 году я не хотела признаваться самой себе, что тянет меня работать в школе с ребятами. Прошло более 20 лет. Я учитель высшей квалификационной категории в школе г. Мирного Архангельской области, кандидат филологических наук, Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации. За плечами несколько выпусков МОИХ учеников, конкурсы, педагогические форумы, внеклассные мероприятия, открытые уроки… Да. Могу признаться, что я счастливый человек, так как ежедневно занимаюсь любимым делом – делюсь с ребятами знаниями и учусь у них. Как-то моя мудрая мама сказала: «Если ты не ушла из школы в первые годы, то останешься там навсегда». Это так. Порой бывает непросто: усталость от проверки сочинений, подготовки к урокам давит грузом, но передо мной великолепные примеры добровольной жертвенности своей профессии – мои близкие, которые когда-то сказали мне: «Попробуй. Не бойся». Их поддержка и профессиональная помощь до сих пор ценны для меня. Я горжусь тем, что продолжаю династию педагогов нашей семьи.

Размышление 3. Счастье есть.

Уверенно могу сказать, что я счастливый человек. Мне всегда везло и везёт на хороших, настоящих людей. С детства рядом со мной находились родные, близкие люди, которые воспитывали меня своими примерами. В школе было много настоящих друзей, отношения с ними сохранились до сих пор. Учителя, которых я видела каждый день, искренне верили в своих выпускников. С однокурсниками мы общаемся и по сей день.

Судьба послала мне доброго, любящего, терпеливого мужа. Редко кто из мужчин вытерпит многолетние ночные проверки тетрадей и подготовки к урокам, звонки родителей домой с просьбой поговорить с сыном, дочерью, помочь. И всё срочно, безотлагательно. А мой муж всё терпит более 20 лет, даже сочувствует. Когда ещё не было возможности пользоваться на уроках современными техническими средствами, Валера вырезал перфокарты, клеил наглядный материал, помогал проверять тесты и никогда не упрекнул меня в увлеченности профессией. Если бы не понимание и поддержка мужа и сына, вряд ли бы учительская профессия продолжилась спустя четыре поколения нашей семьи. Они моя надёжная опора.

Вместо эпилога.

В современном мире профессия учителя стала непопулярной, но некоторые мои выпускники до сих пор выбирают после окончания школы именно этот путь, путь педагогики. Случайно ли это? Уверена, что нет.

Головачёва Т.А. (2023 год)

Возврат к списку