Введение
Учительский труд-это постоянное творчество, огромная душевная щедрость, любовь к детям и безграничная преданность своему делу. Сколько терпения, такта и мужества требуется человеку в современном мире для того, чтобы выбрать эту профессию.
Тема моей исследовательской работы: «Педагогическая династия семьи Вавилиных-Исаевых».
Актуальность. У каждого народа, как и каждого человека, есть своё настоящее и своё прошлое. Быстро идёт время. Я хочу изучить историю педагогической династии своей семьи, потому что история - это память. Без знания своих корней, невозможно считать себя полноценным человеком. Человек, у которого нет прошлого, не имеет настоящего и будущего. Разве это не актуально?
Я задал себе вопросы: «Почему люди из поколения в поколение выбирали и выбирают эту профессию? Что движет людьми при выборе: генетическая предрасположенность, особый дар-учить, интерес, стремление к самореализации, советы старших или что-то другое?».
Проблема заключается в отсутствии полной информации об учительских династиях, их вкладе в общественную жизнь родного края. Всё вышесказанное и обусловливает потребность в исследовании жизни и трудового пути представителей нашей династии педагогов в Коноше.
Объект исследования: учительская династия.
Предмет исследования: история учительской семьи.
Цель исследовательской работы: комплексный анализ материалов о представителях педагогической династии семьи Вавилиных-Исаевых в Коноше.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Гипотеза.
Выбор профессии учителя представителями педагогических династий был и остаётся осознанным и закономерным и на него не влияют ни низкая зарплата, ни падение престижа профессии. Я предполагаю, что представители семьи Вавилиных-Исаевых внесли огромный вклад в дело развития образования и общественную жизнь посёлка.
Методы исследования:
Обоснование: эти методы исследования помогли не только собрать факты из жизни моих родных, но и проанализировать документы, газетные статьи, сделать выводы.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в деятельности музея нашей школы, на уроках краеведения.
Учительская династия - ряд поколений учителей, отличающихся высоким уровнем педагогического мастерства, которые в значительной мере приобретается, хранится, развивается в семье и включает не только профессиональные, но и нравственные качества.
1. Информация о педагогической династии
Степень родства | ФИО | Тип образовательного учреждения | Основная должность в образовательном учреждении | Общий педагогический стаж | Образование | Год рождения |
---|---|---|---|---|---|---|
Прадедушка по маминой линии | Вавилин Александр Алексеевич | Вадьинская начальная школа, Давыдовская начальная школа, Коношская восьмилетняя школа | Учитель начальных классов, учитель русского языка, учитель истории | 39 лет | высшее | 14.11.1921-02.06.2008 |
Дедушка по маминой линии | Вавилин Вячеслав Александрович | Коношская средняя школа, МОУ «КСОШ» | Учитель физики, заместитель директора, директор Коношской средней школы | 38 лет | Высшее, высшее партийное | 08.08.1946- 21.03.2015 г. |
Бабушка по маминой линии | Вавилина (Исаева) Галина Дмитриевна | Коношская Лесозаводская восьмилетняя школа, Коношская восьмилетняя школа, МОУ «КСОШ» | Учитель математики, физики, заместитель директора, директор Коношской восьмилетней школы | 37 лет | высшее | 24.12.1945 |
Мама | Козицина (Вавилина) Светлана Вячеславовна | МБОУ «Коношская СШ имени Н.П.Лавёрова» | Учитель начальных классов | 29 лет | высшее | 16.03.1971 |
Итого – общий педагогический стаж работы членов педагогической династии семьи Вавилиных-Исаевых в Коноше - 143 года.
2. Вавилин Александр Алексеевич (14.11.1921-02.06.2008)
Прадедушка по маминой линии.
Вавилин А.А.,1921 года рождения, уроженец деревни Заречье, Давыдовского с/с, Кадниковского уезда, Вологодской губернии.
Родители: Вавилины Алексей Михайлович, Елена Александровна (Ярышева). В их семье 7 детей (Николай, Александр, Алфей, Михаил, Анфия, Мария, Валентина).
Из личных воспоминаний:
«Я, Вавилин Александр Алексеевич родился в 1921 году в крестьянской семье деревни Заречье Давыдовского с/с, Кадниковского уезда Вологодской губернии. Еще в дошкольные годы наблюдал на отношения крестьян к сельским учителям, которые пользовались большим уважением среди населения. Об этом говорит такой факт: когда учитель шел по деревне встречные пожилые мужчины снимали головные уборы и, кланяясь, здоровались с учителем. Учитель пользовался не меньшим уважением и доверием, чем священники местного прихода. Это на меня оказывало большое влияние. Я мечтал стать учителем.
Большое влияние на меня оказал младший брат отца мой крестный отец Вавилин Николай Михайлович, который уже в 20-е годы работал учителем ШКМ, в школах г. Москвы, позднее работал в партийных органах, постоянно повышал свой образовательный уровень. Защитил диссертацию на степень кандидата исторических наук. Последние годы перед выходом на пенсию он работал преподавателем в радиотехническом институте.
Когда я стал учиться в начальной школе, стремление стать учителем усилилось. После окончания начальной школы продолжал учиться в Явеньгской ШКМ, которая находилась в 30 км от нашей деревни. Учился с большим желанием, окончил учебу в школе, за успехи в учебе награжден Похвальной грамотой.
С 1938г по 1941 год учился в Вологодском педагогическом училище. 20 июня 1941 года в училище был устроен выпускной вечер, а 21 июня началась Великая Отечественная война.
До призыва в армию работать в школе не пришлось, 14 октября 1941 был призван в армию, а в декабре 1941 года наш 7-й стрелковый полк был направлен в действующую армию под Великие Луки. Демобилизовали из армии в декабре 1945 года. После демобилизации работал 4 года с 1946 по ноябрь 1949 года учителем начальной школы. С ноября 1949 года по март 1954года – зав. отделом культуры Коношского райисполкома. С марта 1954 года по 31 августа 1955 год - инструктор Коношского РК КПСС. С 1 сентября 1955 года по август 1958 год – учился в партийной школе. С августа 1958 года по 22 июля 1961 года – секретарь Коношского райисполкома. С 1 августа 1961 года по 25 августа 1983 год – учитель истории Коношской восьмилетней школы».
«Если вы сделали мало, но хорошо, то все забудут, что вы сделали мало, но будут помнить, что сделали хорошо» (из личных записей).
Из воспоминаний директора Коношской восьмилетней школы Чеплагиной Зинаиды Ивановны:
«Александр Алексеевич – учитель - пропагандист. Много лет был хорошим пропагандистом, вел кружок в педколлективе по изучению марксизма-ленинизма. Эта работа велась регулярно 1раз в 2 недели. Работал учителем истории. Свой предмет знал отлично, проводил интересные уроки. С учениками работал в контакте. Исполнительный, ответственный, культурный. В коллективе учителей, родителей пользовался уважением».
Из воспоминаний бывшей выпускницы Коношской восьмилетней школы в 1986г. Чагиной (Палло) Светланы Викторовны:
«Когда я впервые услышала о том, что у нас будет преподавать историю, у меня были противоречивые чувства. С одной стороны, мы знали, что он очень сильный учитель, знающий прекрасно свой предмет, но также мы слышали, что он очень строгий учитель. Как только Александр Алексеевич зашел в класс и начал рассказывать о боях и сражениях, все страхи и сомнения исчезли сами собой. Время урока пролетало очень быстро, потому что материал преподносился не книжным текстом, а от себя. С особой долей переживания за каждый момент истории».
Из воспоминаний выпускницы 1984 г. Коношской восьмилетней школы учителя начальных классов МОУ «КСОШ» Рачковой (Липилиной) Елены Владимировны о династии учителей Вавилиных:
«Впечатление от всех замечательное. Все отличные рассказчики. У него каждое событие – это не просто рассказ, а рассказ в лицах. Он даже сухой сложный материал учебника мог оживить, сделать доступным для понимания. На таких уроках проблем с дисциплиной быть не могло».
Из воспоминаний Левачева В.Г.:
«Четыре года пролетели мгновенно, и мы настолько привыкли к Нине Семеновне, что даже растерялись, когда нам объявили, что нашим новым классным руководителем будет Александр Алексеевич Вавилин.
Насколько мне запомнилось, он был больше добрым, чем жестким учителем. А мы – как все школьники. Надо пошалить, побаловаться, сорвать урок (правда, у Вавилина это не проходило). То в электропатрон заложим монету и свет погаснет, то учителю кнопки подложим на стул, то снизу под дно чернильницы закрепим нитку, и когда учитель пытается обмакнуть ручку, чернильница вдруг поедет по столу. В общем, вели себя порой не так, как подобает пионерам. Тон во многих делах задавал Александр Вавилин, сын нашего классного руководителя. Выдумок у него было великое множество. Александр Алексеевич терпеливо все переносил, но однажды у него терпение лопнуло, и так ударил по столу указкой, что она разлетелась в щепки. Все замерли в оцепенении, нам стало стыдно за свое поведение».
Учитель начальных классов (11.03.1946-25.07.1947. Вадьинская начальная школа). Заведующий школой (26.07.1947-10.11.1947. Давыдовская начальная школа). Учитель русского языка и истории (с 01.08.1961. Коношская семилетняя школа). Учитель истории (с 25.08.1983. Коношская восьмилетняя школа). Образование – высшее, Вологодское педучилище 1941. Партийная школа. 1958. Вологодский пединститут 1967. Педагогический стаж – 39 лет.
3. Вавилин Вячеслав Александрович (08.08.1946- 21.03.2015)
Дедушка по маминой линии.
Вавилин В.А., 1946 года рождения уроженец деревни Дальняя Зеленая, Глубоковского сельского совета, Коношского района, Архангельской области.
Родители: Вавилины Александр Алексеевич, Антонина Ивановна (Спиридонова). В их семье: 3 детей (Вячеслав, Валерий, Александр).
Из личных воспоминаний выпускника Коношской средней школы 1964 года выпуска, бывшего учителя физики, заместителя директора, директора школы Вавилина В.А.:
«…у меня была юношеская мечта – стать военным летчиком-испытателем. Я бредил самолетами, изучал по книгам их различные типы. В апреле месяце 1964 года прошел комплексную областную военную медкомиссию. Осталось сдать конкурсные вступительные экзамены после окончания школы, за которые я особенно не переживал. Но…
Неоднократные беседы со мной в 11 классе в мае-июне 1964 года директора школы, учителя физики Данилова М.Т., бывшего учителя физики Мороза А.М., учителя математики, моего классного руководителя Поповой К.Н. подтолкнули меня для поступления на физико-математический факультет, отделение физики Архангельского пединститута. Немалую роль в выборе профессии сыграло и желание работать с ребятами и, конечно, пример моего отца – учителя истории.
После окончания ВУЗа в 1968 году вернулся в родную Коношскую среднюю школу. Проработав до мая 1969, был призван в Вооруженные Силы СССР. После армии в августе 1970 года приступил к работе в родной школе учителем физики. Ровно через год по представлению директора школы Данилова М.Т. был назначен РОНО заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Проработав 5 лет заместителем директора, по личной просьбе я был переведен для работы учителем физики - астрономии с целью укрепления МТБ кабинета физики, полной радиофикации и телефонизации школы.
С 03.03.1990 по 08.09.2006.года до выхода на пенсию работал директором и учителем физики в родной Коношской средней школе.
О выборе учительской стези ни разу не сожалел, хотя заманчивых и интересных предложений было много. Убежден, что нет более важной и значимой профессии, чем Учитель! Я люблю свою работу за возможность общения с молодым поколением коношан, не только на уроке, но и вне его; оказывал им помощь в трудных житейских ситуациях.
Мне нравилось общаться с коллегами-учителями различных предметов по разным вопросам. Полагаю, что в большинстве своем мы находили взаимопонимание.
Я счастлив, что у меня в жизни было интересное пионерское детство и насыщенная комсомольская юность, надежное армейское братство, партийная закалка и, конечно, интересное любимое дело в родной школе».
Из воспоминаний Петрикова Сергея Владимировича:
«С большим удовольствием вспомню о своём учителе, классном руководителе ВАВИЛИНЕ Вячеславе Александровиче.
Сначала коротко о себе. В 1975 закончил Вохтомскую восьмилетнюю школу, тогда еще не было обязательного среднего образования и все мои одноклассники за исключением меня и двух девчонок, поступали в техникум и училища. Мне отец посоветовал пойти в девятый класс и получить среднее образование, таким образом, я сдал документы в Коношскую среднюю школу и учился там с 1975 по 1977 год, впоследствии чего я был благодарен ему. Так же благодарен судьбе, которая свела меня с хорошими друзьями одноклассниками и одноклассницами, и, конечно же, с нашими наставниками - учителями школы, многих которых я с благодарностью вспоминаю и сейчас. Но больше всего запомнился выпускной 10 "Д", где классным руководителем был тогда еще молодой и энергичный учитель физики Вавилин Вячеслав Александрович. Рябят из нашего класса, привлекало простота его общения, он с нами был почти на равных, умел найти подход к каждому из нас. Но мог пожурить нас за провинность, да так что, ни у кого из нас не оставалось обиды на него. Часто вспоминаю, когда мы с ребятами проходили допризывную комиссию и как-то спонтанно собирались вокруг Вячеслава Александровича, который рассказывал о своей службе в заполярье на Новой земле после окончания института. Мы с одноклассниками слушали его, раскрыв рты, от изумительных рассказов о суровом северном крае, о выполнении конституционного долга. Думал ли я тогда, что спустя почти два десятка лет я и сам попаду на этот остров, в войсковую часть, где служил когда-то Вячеслав Александрович, где я уже служу пятнадцатый год. Конечно, нет! Но благодаря его рассказам я уже имел представления, где буду служить, и поэтому период адаптации после моей службы на Черноморском флоте, на Новой Земле прошел намного легче.
Скажу честно, не знаю, как бы сложилась моя судьба, да и не только наверно моя, если бы на жизненном пути не встретился этот человек. Только прожив уже годы, став взрослым, осознаешь, что наш учитель преподавал нам не только физику, а вот такими рассказами воспитывал в нас патриотизм, мужество, чувство долга, готовность к трудностям в жизни.
Еще помню, как по просьбе Вячеслава Александровича во внеурочное время мы с двумя одноклассниками делали новую классную доску для кабинета физики. Эти несколько дней работы под его руководством мне запомнились на всю жизнь, так как методом его воспитания любви к труду я и сам пользовался в дальнейшей служебной деятельности. А метод этот очень простой - личный пример. Вячеслав Александрович одинаково профессионально справлялся как с приборами для физических опытов, так и с молотком и ножовкой. А это не каждому дано!
Я с теплотой вспоминаю своего классного руководителя, преподавателя не только физики, но учителя основных принципов жизни, предмета которого не было в школьной программе, но которым я пользуюсь всю жизнь. Спасибо за науку, низкий поклон Вам Вячеслав Александрович, здоровья Вам и вашим близким на долгие годы!
Ваш ученик, выпускник 1977 года 10 "Д" класса, ныне старший мичман Петриков Сергей.
Заполярье Архипелаг Новая Земля».
Образование – высшее. Архангельский государственный педагогический институт им. М.В.Ломоносова 1968. Высшее партийное. Ленинградская Высшая партийная школа 1987. Педагогический стаж – 38 лет.
Коношская средняя общеобразовательная школа: Учитель физики – 15.08.1968-05.05.1969,17.08.1970-01.09.1971, 26.08.1976-27.08.1982, 10.01.1989-03.03.1990. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе - 01.09.1971-26.08.1976. Директор школы МОУ «КСОШ» – 27.08.1982-30.11.1983, 03.03.1990-08.09.2006. Присвоена 1 квалификационная категория по должности «руководитель». 08.11.2001. Присвоено звание «Старший учитель» 1992 год. Присвоено звание «Соросовский учитель средней школы (физика)». 1996 год
4. Вавилина (Исаева) Галина Дмитриевна (24.12.1945)
Бабушка по маминой линии.
Вавилина Г.Д., 1945 года рождения, уроженка города Вельска.
Родители: Исаевы Дмитрий Афанасьевич, Евдокия Сивирьяновна (Теплухина). В их семье 7 детей: Николай, Валентина, Павла, Галина, Владимир, Людмила, Тамара.
Из личных воспоминаний директора Коношской восьмилетней школы Чеплагиной Зинаиды Ивановны:
«Галина Дмитриевна – энергичная, ответственная, хорошо знающая свой предмет учитель. Активная в жизни школы, учительского коллектива. Имела свое твердое мнение по любому вопросу, выступала на педсоветах, родительских собраниях. Ученики любили ее уроки. Она работала в контакте с учителями, учениками, с их родителями. Совместно с родительским комитетом посещала семьи своих учеников. Всегда внимательно относилась к ученикам, готовила интересные внеклассные мероприятия с привлечением общественности, родителей. Была агитатором, пропагандистом педагогических знаний. Год работала директором восьмилетней школы».
Из личных воспоминаний учителя математики Коношской восьмилетней школы Рачковой Татьяны Васильевны:
«Я работала с вместе много лет в Коношской восьмилетней школе. Я вела математику и была завучем, а Галина Дмитриевна – физику и математику и была классным руководителем.
Это умный, грамотный педагог, очень ответственный. Она была строгим, но справедливым учителем. На уроках царила рабочая атмосфера, всегда был порядок, использовались различные наглядные пособия, таблицы, раздаточный материал. Галина Дмитриевна старалась выучивать каждого ученика на уроке, вела индивидуальную работу, использовала различные методические приемы. Так получалось, что ей часто доставались « слабые» классы, в которых было много трудных подростков, но ее педагогического мастерства и такта хватало, чтобы справиться с ними. Она всегда ладила со своими учениками, находила с ними общий язык, любила их, и они отвечали ей взаимностью. После окончания школы ее «трудные» с теплотой и благодарностью вспоминают свою «классную». Галина Дмитриевна-педагог по призванию и, как мне кажется, у нее никогда не возникало даже в мыслях желание сменить профессию, как бы тяжело порой не было».
Из личных воспоминаний Чагиной (Палло) Светланы Викторовны учителя-логопеда, выпускницы Коношской восьмилетней школы в 1986 году:
«Учитель – непростая профессия. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди.
Чагина (Палло) С. В.
Когда речь идет об учителях, я сразу вспоминаю своего классного руководителя Галину Дмитриевну Вавилину. Она вела у нас геометрию, алгебру и физику. Всегда с обаятельной улыбкой, с хорошим настроением заходила она в класс, и мы заряжались от нее положительными эмоциями. Если между нами появлялись разногласия, Галина Дмитриевна в любой ситуации старалась найти компромисс, помогала решить наши детские проблемы. Я уверена, что все ученики, когда-либо учившиеся у нее, любят, помнят и уважают этого замечательного и искреннего человека. А я могу только благодарить судьбу, что на моем жизненном пути встретился именно такой УЧИТЕЛЬ.
Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почетной, но в то же время наиболее тяжелой. Умение передавать свои знания детям – это талант».
Образование – высшее.(1968) Архангельский государственный педагогический институт им. Педагогический стаж -37 лет. Учитель математики - физики (15.08.1968-06.07.1971 Коношская Лесозаводская восьмилетняя школа). Коношская восьмилетняя школа №1 (07.07.1971-19.08.1974, 01.09.1980-24.08.1987). Коношская средняя школа (20.08.1974-16.09.1979, 01.09.1988-25.09.2005). Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (17.09.1979-31.08.1980). Директор Коношской восьмилетней школы №1 (25.08.1987-31.08.1988). Присвоена 2 квалификационная категория (25.09.2005).
5. Козицина (Вавилина) Светлана Вячеславовна (16.03.1971) Мама.
Козицина С.В., 1971 года рождения, уроженка п. Коноша Архангельская области.
Родители: Вавилины Вячеслав Александрович, Галина Дмитриевна (Исаева). В их семье: 3 детей (Олег, Светлана, Алексей).
Из личных размышлений:
«Не так уж важно, вокруг какого доброго дела объединяются ребята в коллектив, важен моральный климат их жизни, важна ЛИЧНОСТЬ НАСТАВНИКА - учителя, шагающего рядом и способного осуществлять самый действенный вид воспитания своим поведением, собственной личностью.
Нравственный рост личности начинается в семье. И в ней все важно: устои, взаимоотношения, стиль жизни, правила, требования, запросы, устремления. Перед тем как сеять семена, готовят почву. Так сеют и «разумное, доброе, вечное».
Что значит найти свое призвание? Вопрос «Кем быть?» непременно переплетался с другим «Каким быть?». Почему человек становится учителем? Чем он отличается от других людей? ТВОРЧЕСТВОМ! Творчество - умение увидеть то, что не увидели другие; услышать то, что не услышали другие; понять то, что не поняли другие…Творчество - такая деятельность, которая порождает нечто качественно новое и отличается неординарностью, неповторимостью, а бывает - общественно - исторической уникальностью.
Откуда берется такое уменье? Где его источник? Его источник - это способность человека удивляться. Удивиться форме листа, цвету неба, радуги, полету пчелы. Удивиться и спросить самого себя: « Почему?». И захотеть ответить на этот вопрос. Химической формулой. Математическим подсчетом. Красками на холсте. Строчками стихотворения.
Когда я слышу слово «учитель», оно не звучит для меня отвлеченно. Для меня это всегда - мои мама, папа, дедушка, тетя, а вернее,- вся моя семья. А семья и школа для меня - это нечто целое, неделимое.
У детства крепкая память. Случайное приобщение к какому-то делу может стать увлечением на всю жизнь. Не зря гласит народная мудрость: «Приобрел в забаве – пригодится в жизни». Вопрос в том, что приобрел?!
Сколько бы родители ни дарили нам вещественных даров – в конечном результате все это износилось, истерлось, сломалось. А вот подаренную нам «роскошь общения», радость общения, я запомнила надолго и ценю это гораздо выше всего остального.
В поведении моих родителей нет нарочитости, они действуют естественно и прямодушно, повинуясь лучшим побуждениям. Так брались они за свою работу, отдаваясь ей без расчета, так отстаивают свои понятия о совести, так несут сквозь годы любовь и верность, так растили нас, своих детей, стараясь быть справедливыми, и не требуя строго отмеренной благодарности. Одно из высших нравственных проявлений родителей – духовная несгибаемость, способность внутреннего сопротивления беспринципности, лицемерию, примиренчеству со злом, равнодушию. Они с детства приучали нас видеть прямую связь между возвышенными идеями и повседневным поведением, чувствовать сопряженность между идеалами общества и собственными поступками. Они не скрывали от нас и трудности, с которыми сами сталкивались, а, напротив, учили нас справедливости, честности и настойчивости в достижении цели.
Не надо воспитывать, надо работать вместе. В этом суть воспитания. В воспитании нет мелочей, все одинаково важно: и приучение к режиму жизни, и трудовые обязанности, и простые требования общежития. Но вдруг позднее мы обнаруживаем, что самыми сильными средствами формирования щедрой, доброй, богатой личности были не прямые воспитательные воздействия, а косвенные: сказки, игрушки, прогулки в лес, домашний кукольный театр, дворовый театр, семейные чтения, собирание марок, раскованное общение родителей и детей в свободное от работы и домашних обязанностей время. В этом, очевидно, и заключается целостность воспитательной деятельности моих родителей.
Запас покоя и радости, который унесли мы из своего детства, – главное наше богатство. Оно помогает нам на всех перепутьях, во всем трудном, что встречается в жизни, а ведь такой судьбы, которую бы миновали отчаяние, горе, потери, пожалуй, на свете нет.
Детям нужна известная тренировка в проведении досуга, где главные тренеры – отец и мать. Здесь не может быть приказа, навязывания, нажима. Здесь вступает в силу «закон зеркальности». Дети охотно подражают взрослым, перенимают их модели заполнения свободного времени. Как славно было, когда мама и папа в свободный час сидели с нами, просто разговаривали, вспоминали интересные случаи, веселые истории, а иногда о серьезных вещах говорили. Нам было хорошо и интересно с родителями, потому что им было хорошо и интересно с нами.
Родители, оставляя усталость за порогом, снова слышали:
- Мам, почитай, пожалуйста, книжку!
- Папуля, давай поиграем в солдатики!
Жизнь – это та же школа, где родители – ее учителя. Если родители живут жизнью своих детей, им интересно то, чем интересуются их дети, то во взрослой жизни их повзрослевшие дети быстрее найдут общий язык с детьми.
Мои родители научили меня верить в людей, берегли мою веру в себя, в свое человеческое достоинство, научили меня любить жизнь и помогли найти свое место в этой жизни».
Учитель начальных классов. Образование – высшее. Каргопольское педагогическое училище – 1990 год. Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова – 2001 год. Педагогический стаж – 29 лет. МБОУ «Коношская СШ имени Н.П.Лавёрова» (15.08.1990 – по сей день). Присвоена высшая квалификационная категория. 21.10.2015.
Заключение
Исследовав педагогическую историю моей семьи, я много узнал о династии и невероятно горд, что труд учителя стал нашей семейной традицией. Мне с детства знакомы особенности работы учителя. Я часто слышу разговоры мамы об учениках, уроках, новых методах работы, о маминых сетевых проектах. Профессия учитель была и остаётся уважаемой и востребованной на протяжении всей истории человечества. Профессия педагога – особенная. Не каждый ребёнок, выросший в семье учителя, стремится продолжить семейную династию. Эта работа такого рода, что о ней не забудешь, выйдя за порог школы. Жизненное кредо учительских семей – «Светить, любить, творить, зажигать. Не останавливаться на достигнутом, идти в ногу со временем, любить и уважать детей, находить свою изюминку в каждом деле». Проанализировав собранный материал, я пришёл к выводу, что представители семьи Вавилиных – Исаевых - люди достойные уважения! Хотя все они работали в разное время, но у всех у них была и есть одна общая цель: правильно воспитать детей, дать им крепкие знания и вырастить достойных людей. Я не стану педагогом, но постараюсь быть достойным человеком!
Педагогическое древо
Список источников информации
1. Газетные статьи:
2. Копии трудовых книжек: Вавилина Александра Алексеевича, Вавилина Вячеслава Александровича, Вавилиной (Исаевой) Галины Дмитриевны, Козициной (Вавилиной) Светланы Вячеславовны.
3. Личные воспоминания бывших выпускников:
4. Личные воспоминания коллег:
5. Личные дела: Вавилина В.А., Вавилиной (Исаевой) Г.Д., Козициной (Вавилиной) С.В.
6. Реферат «Воспоминания участника Великой Отечественной войны Вавилина А.А.». Алешина Л., Пестерева Н. 11 В класс, МОУ «КСОШ».
7. Рукописи из семейного архива: Вавилина В.А., Козициной (Вавилиной) С.В.
8. Фотографии из семейных альбомов:
Вавилина В.А., Козициной (Вавилиной) С.В.
Введение
Учительский труд-это постоянное творчество, огромная душевная щедрость, любовь к детям и безграничная преданность своему делу. Сколько терпения, такта и мужества требуется человеку в современном мире для того, чтобы выбрать эту профессию.
Тема моей исследовательской работы: «Педагогическая династия семьи Вавилиных-Исаевых».
Актуальность. У каждого народа, как и каждого человека, есть своё настоящее и своё прошлое. Быстро идёт время. Я хочу изучить историю педагогической династии своей семьи, потому что история - это память. Без знания своих корней, невозможно считать себя полноценным человеком. Человек, у которого нет прошлого, не имеет настоящего и будущего. Разве это не актуально?
Я задал себе вопросы: «Почему люди из поколения в поколение выбирали и выбирают эту профессию? Что движет людьми при выборе: генетическая предрасположенность, особый дар-учить, интерес, стремление к самореализации, советы старших или что-то другое?».
Проблема заключается в отсутствии полной информации об учительских династиях, их вкладе в общественную жизнь родного края. Всё вышесказанное и обусловливает потребность в исследовании жизни и трудового пути представителей нашей династии педагогов в Коноше.
Объект исследования: учительская династия.
Предмет исследования: история учительской семьи.
Цель исследовательской работы: комплексный анализ материалов о представителях педагогической династии семьи Вавилиных-Исаевых в Коноше.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Гипотеза.
Выбор профессии учителя представителями педагогических династий был и остаётся осознанным и закономерным и на него не влияют ни низкая зарплата, ни падение престижа профессии. Я предполагаю, что представители семьи Вавилиных-Исаевых внесли огромный вклад в дело развития образования и общественную жизнь посёлка.
Методы исследования:
Обоснование: эти методы исследования помогли не только собрать факты из жизни моих родных, но и проанализировать документы, газетные статьи, сделать выводы.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в деятельности музея нашей школы, на уроках краеведения.
Учительская династия - ряд поколений учителей, отличающихся высоким уровнем педагогического мастерства, которые в значительной мере приобретается, хранится, развивается в семье и включает не только профессиональные, но и нравственные качества.
1. Информация о педагогической династии
Степень родства | ФИО | Тип образовательного учреждения | Основная должность в образовательном учреждении | Общий педагогический стаж | Образование | Год рождения |
---|---|---|---|---|---|---|
Прадедушка по маминой линии | Вавилин Александр Алексеевич | Вадьинская начальная школа, Давыдовская начальная школа, Коношская восьмилетняя школа | Учитель начальных классов, учитель русского языка, учитель истории | 39 лет | высшее | 14.11.1921-02.06.2008 |
Дедушка по маминой линии | Вавилин Вячеслав Александрович | Коношская средняя школа, МОУ «КСОШ» | Учитель физики, заместитель директора, директор Коношской средней школы | 38 лет | Высшее, высшее партийное | 08.08.1946- 21.03.2015 г. |
Бабушка по маминой линии | Вавилина (Исаева) Галина Дмитриевна | Коношская Лесозаводская восьмилетняя школа, Коношская восьмилетняя школа, МОУ «КСОШ» | Учитель математики, физики, заместитель директора, директор Коношской восьмилетней школы | 37 лет | высшее | 24.12.1945 |
Мама | Козицина (Вавилина) Светлана Вячеславовна | МБОУ «Коношская СШ имени Н.П.Лавёрова» | Учитель начальных классов | 29 лет | высшее | 16.03.1971 |
Итого – общий педагогический стаж работы членов педагогической династии семьи Вавилиных-Исаевых в Коноше - 143 года.
2. Вавилин Александр Алексеевич (14.11.1921-02.06.2008)
Прадедушка по маминой линии.
Вавилин А.А.,1921 года рождения, уроженец деревни Заречье, Давыдовского с/с, Кадниковского уезда, Вологодской губернии.
Родители: Вавилины Алексей Михайлович, Елена Александровна (Ярышева). В их семье 7 детей (Николай, Александр, Алфей, Михаил, Анфия, Мария, Валентина).
Из личных воспоминаний:
«Я, Вавилин Александр Алексеевич родился в 1921 году в крестьянской семье деревни Заречье Давыдовского с/с, Кадниковского уезда Вологодской губернии. Еще в дошкольные годы наблюдал на отношения крестьян к сельским учителям, которые пользовались большим уважением среди населения. Об этом говорит такой факт: когда учитель шел по деревне встречные пожилые мужчины снимали головные уборы и, кланяясь, здоровались с учителем. Учитель пользовался не меньшим уважением и доверием, чем священники местного прихода. Это на меня оказывало большое влияние. Я мечтал стать учителем.
Большое влияние на меня оказал младший брат отца мой крестный отец Вавилин Николай Михайлович, который уже в 20-е годы работал учителем ШКМ, в школах г. Москвы, позднее работал в партийных органах, постоянно повышал свой образовательный уровень. Защитил диссертацию на степень кандидата исторических наук. Последние годы перед выходом на пенсию он работал преподавателем в радиотехническом институте.
Когда я стал учиться в начальной школе, стремление стать учителем усилилось. После окончания начальной школы продолжал учиться в Явеньгской ШКМ, которая находилась в 30 км от нашей деревни. Учился с большим желанием, окончил учебу в школе, за успехи в учебе награжден Похвальной грамотой.
С 1938г по 1941 год учился в Вологодском педагогическом училище. 20 июня 1941 года в училище был устроен выпускной вечер, а 21 июня началась Великая Отечественная война.
До призыва в армию работать в школе не пришлось, 14 октября 1941 был призван в армию, а в декабре 1941 года наш 7-й стрелковый полк был направлен в действующую армию под Великие Луки. Демобилизовали из армии в декабре 1945 года. После демобилизации работал 4 года с 1946 по ноябрь 1949 года учителем начальной школы. С ноября 1949 года по март 1954года – зав. отделом культуры Коношского райисполкома. С марта 1954 года по 31 августа 1955 год - инструктор Коношского РК КПСС. С 1 сентября 1955 года по август 1958 год – учился в партийной школе. С августа 1958 года по 22 июля 1961 года – секретарь Коношского райисполкома. С 1 августа 1961 года по 25 августа 1983 год – учитель истории Коношской восьмилетней школы».
«Если вы сделали мало, но хорошо, то все забудут, что вы сделали мало, но будут помнить, что сделали хорошо» (из личных записей).
Из воспоминаний директора Коношской восьмилетней школы Чеплагиной Зинаиды Ивановны:
«Александр Алексеевич – учитель - пропагандист. Много лет был хорошим пропагандистом, вел кружок в педколлективе по изучению марксизма-ленинизма. Эта работа велась регулярно 1раз в 2 недели. Работал учителем истории. Свой предмет знал отлично, проводил интересные уроки. С учениками работал в контакте. Исполнительный, ответственный, культурный. В коллективе учителей, родителей пользовался уважением».
Из воспоминаний бывшей выпускницы Коношской восьмилетней школы в 1986г. Чагиной (Палло) Светланы Викторовны:
«Когда я впервые услышала о том, что у нас будет преподавать историю, у меня были противоречивые чувства. С одной стороны, мы знали, что он очень сильный учитель, знающий прекрасно свой предмет, но также мы слышали, что он очень строгий учитель. Как только Александр Алексеевич зашел в класс и начал рассказывать о боях и сражениях, все страхи и сомнения исчезли сами собой. Время урока пролетало очень быстро, потому что материал преподносился не книжным текстом, а от себя. С особой долей переживания за каждый момент истории».
Из воспоминаний выпускницы 1984 г. Коношской восьмилетней школы учителя начальных классов МОУ «КСОШ» Рачковой (Липилиной) Елены Владимировны о династии учителей Вавилиных:
«Впечатление от всех замечательное. Все отличные рассказчики. У него каждое событие – это не просто рассказ, а рассказ в лицах. Он даже сухой сложный материал учебника мог оживить, сделать доступным для понимания. На таких уроках проблем с дисциплиной быть не могло».
Из воспоминаний Левачева В.Г.:
«Четыре года пролетели мгновенно, и мы настолько привыкли к Нине Семеновне, что даже растерялись, когда нам объявили, что нашим новым классным руководителем будет Александр Алексеевич Вавилин.
Насколько мне запомнилось, он был больше добрым, чем жестким учителем. А мы – как все школьники. Надо пошалить, побаловаться, сорвать урок (правда, у Вавилина это не проходило). То в электропатрон заложим монету и свет погаснет, то учителю кнопки подложим на стул, то снизу под дно чернильницы закрепим нитку, и когда учитель пытается обмакнуть ручку, чернильница вдруг поедет по столу. В общем, вели себя порой не так, как подобает пионерам. Тон во многих делах задавал Александр Вавилин, сын нашего классного руководителя. Выдумок у него было великое множество. Александр Алексеевич терпеливо все переносил, но однажды у него терпение лопнуло, и так ударил по столу указкой, что она разлетелась в щепки. Все замерли в оцепенении, нам стало стыдно за свое поведение».
Учитель начальных классов (11.03.1946-25.07.1947. Вадьинская начальная школа). Заведующий школой (26.07.1947-10.11.1947. Давыдовская начальная школа). Учитель русского языка и истории (с 01.08.1961. Коношская семилетняя школа). Учитель истории (с 25.08.1983. Коношская восьмилетняя школа). Образование – высшее, Вологодское педучилище 1941. Партийная школа. 1958. Вологодский пединститут 1967. Педагогический стаж – 39 лет.
3. Вавилин Вячеслав Александрович (08.08.1946- 21.03.2015)
Дедушка по маминой линии.
Вавилин В.А., 1946 года рождения уроженец деревни Дальняя Зеленая, Глубоковского сельского совета, Коношского района, Архангельской области.
Родители: Вавилины Александр Алексеевич, Антонина Ивановна (Спиридонова). В их семье: 3 детей (Вячеслав, Валерий, Александр).
Из личных воспоминаний выпускника Коношской средней школы 1964 года выпуска, бывшего учителя физики, заместителя директора, директора школы Вавилина В.А.:
«…у меня была юношеская мечта – стать военным летчиком-испытателем. Я бредил самолетами, изучал по книгам их различные типы. В апреле месяце 1964 года прошел комплексную областную военную медкомиссию. Осталось сдать конкурсные вступительные экзамены после окончания школы, за которые я особенно не переживал. Но…
Неоднократные беседы со мной в 11 классе в мае-июне 1964 года директора школы, учителя физики Данилова М.Т., бывшего учителя физики Мороза А.М., учителя математики, моего классного руководителя Поповой К.Н. подтолкнули меня для поступления на физико-математический факультет, отделение физики Архангельского пединститута. Немалую роль в выборе профессии сыграло и желание работать с ребятами и, конечно, пример моего отца – учителя истории.
После окончания ВУЗа в 1968 году вернулся в родную Коношскую среднюю школу. Проработав до мая 1969, был призван в Вооруженные Силы СССР. После армии в августе 1970 года приступил к работе в родной школе учителем физики. Ровно через год по представлению директора школы Данилова М.Т. был назначен РОНО заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Проработав 5 лет заместителем директора, по личной просьбе я был переведен для работы учителем физики - астрономии с целью укрепления МТБ кабинета физики, полной радиофикации и телефонизации школы.
С 03.03.1990 по 08.09.2006.года до выхода на пенсию работал директором и учителем физики в родной Коношской средней школе.
О выборе учительской стези ни разу не сожалел, хотя заманчивых и интересных предложений было много. Убежден, что нет более важной и значимой профессии, чем Учитель! Я люблю свою работу за возможность общения с молодым поколением коношан, не только на уроке, но и вне его; оказывал им помощь в трудных житейских ситуациях.
Мне нравилось общаться с коллегами-учителями различных предметов по разным вопросам. Полагаю, что в большинстве своем мы находили взаимопонимание.
Я счастлив, что у меня в жизни было интересное пионерское детство и насыщенная комсомольская юность, надежное армейское братство, партийная закалка и, конечно, интересное любимое дело в родной школе».
Из воспоминаний Петрикова Сергея Владимировича:
«С большим удовольствием вспомню о своём учителе, классном руководителе ВАВИЛИНЕ Вячеславе Александровиче.
Сначала коротко о себе. В 1975 закончил Вохтомскую восьмилетнюю школу, тогда еще не было обязательного среднего образования и все мои одноклассники за исключением меня и двух девчонок, поступали в техникум и училища. Мне отец посоветовал пойти в девятый класс и получить среднее образование, таким образом, я сдал документы в Коношскую среднюю школу и учился там с 1975 по 1977 год, впоследствии чего я был благодарен ему. Так же благодарен судьбе, которая свела меня с хорошими друзьями одноклассниками и одноклассницами, и, конечно же, с нашими наставниками - учителями школы, многих которых я с благодарностью вспоминаю и сейчас. Но больше всего запомнился выпускной 10 "Д", где классным руководителем был тогда еще молодой и энергичный учитель физики Вавилин Вячеслав Александрович. Рябят из нашего класса, привлекало простота его общения, он с нами был почти на равных, умел найти подход к каждому из нас. Но мог пожурить нас за провинность, да так что, ни у кого из нас не оставалось обиды на него. Часто вспоминаю, когда мы с ребятами проходили допризывную комиссию и как-то спонтанно собирались вокруг Вячеслава Александровича, который рассказывал о своей службе в заполярье на Новой земле после окончания института. Мы с одноклассниками слушали его, раскрыв рты, от изумительных рассказов о суровом северном крае, о выполнении конституционного долга. Думал ли я тогда, что спустя почти два десятка лет я и сам попаду на этот остров, в войсковую часть, где служил когда-то Вячеслав Александрович, где я уже служу пятнадцатый год. Конечно, нет! Но благодаря его рассказам я уже имел представления, где буду служить, и поэтому период адаптации после моей службы на Черноморском флоте, на Новой Земле прошел намного легче.
Скажу честно, не знаю, как бы сложилась моя судьба, да и не только наверно моя, если бы на жизненном пути не встретился этот человек. Только прожив уже годы, став взрослым, осознаешь, что наш учитель преподавал нам не только физику, а вот такими рассказами воспитывал в нас патриотизм, мужество, чувство долга, готовность к трудностям в жизни.
Еще помню, как по просьбе Вячеслава Александровича во внеурочное время мы с двумя одноклассниками делали новую классную доску для кабинета физики. Эти несколько дней работы под его руководством мне запомнились на всю жизнь, так как методом его воспитания любви к труду я и сам пользовался в дальнейшей служебной деятельности. А метод этот очень простой - личный пример. Вячеслав Александрович одинаково профессионально справлялся как с приборами для физических опытов, так и с молотком и ножовкой. А это не каждому дано!
Я с теплотой вспоминаю своего классного руководителя, преподавателя не только физики, но учителя основных принципов жизни, предмета которого не было в школьной программе, но которым я пользуюсь всю жизнь. Спасибо за науку, низкий поклон Вам Вячеслав Александрович, здоровья Вам и вашим близким на долгие годы!
Ваш ученик, выпускник 1977 года 10 "Д" класса, ныне старший мичман Петриков Сергей.
Заполярье Архипелаг Новая Земля».
Образование – высшее. Архангельский государственный педагогический институт им. М.В.Ломоносова 1968. Высшее партийное. Ленинградская Высшая партийная школа 1987. Педагогический стаж – 38 лет.
Коношская средняя общеобразовательная школа: Учитель физики – 15.08.1968-05.05.1969,17.08.1970-01.09.1971, 26.08.1976-27.08.1982, 10.01.1989-03.03.1990. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе - 01.09.1971-26.08.1976. Директор школы МОУ «КСОШ» – 27.08.1982-30.11.1983, 03.03.1990-08.09.2006. Присвоена 1 квалификационная категория по должности «руководитель». 08.11.2001. Присвоено звание «Старший учитель» 1992 год. Присвоено звание «Соросовский учитель средней школы (физика)». 1996 год
4. Вавилина (Исаева) Галина Дмитриевна (24.12.1945)
Бабушка по маминой линии.
Вавилина Г.Д., 1945 года рождения, уроженка города Вельска.
Родители: Исаевы Дмитрий Афанасьевич, Евдокия Сивирьяновна (Теплухина). В их семье 7 детей: Николай, Валентина, Павла, Галина, Владимир, Людмила, Тамара.
Из личных воспоминаний директора Коношской восьмилетней школы Чеплагиной Зинаиды Ивановны:
«Галина Дмитриевна – энергичная, ответственная, хорошо знающая свой предмет учитель. Активная в жизни школы, учительского коллектива. Имела свое твердое мнение по любому вопросу, выступала на педсоветах, родительских собраниях. Ученики любили ее уроки. Она работала в контакте с учителями, учениками, с их родителями. Совместно с родительским комитетом посещала семьи своих учеников. Всегда внимательно относилась к ученикам, готовила интересные внеклассные мероприятия с привлечением общественности, родителей. Была агитатором, пропагандистом педагогических знаний. Год работала директором восьмилетней школы».
Из личных воспоминаний учителя математики Коношской восьмилетней школы Рачковой Татьяны Васильевны:
«Я работала с вместе много лет в Коношской восьмилетней школе. Я вела математику и была завучем, а Галина Дмитриевна – физику и математику и была классным руководителем.
Это умный, грамотный педагог, очень ответственный. Она была строгим, но справедливым учителем. На уроках царила рабочая атмосфера, всегда был порядок, использовались различные наглядные пособия, таблицы, раздаточный материал. Галина Дмитриевна старалась выучивать каждого ученика на уроке, вела индивидуальную работу, использовала различные методические приемы. Так получалось, что ей часто доставались « слабые» классы, в которых было много трудных подростков, но ее педагогического мастерства и такта хватало, чтобы справиться с ними. Она всегда ладила со своими учениками, находила с ними общий язык, любила их, и они отвечали ей взаимностью. После окончания школы ее «трудные» с теплотой и благодарностью вспоминают свою «классную». Галина Дмитриевна-педагог по призванию и, как мне кажется, у нее никогда не возникало даже в мыслях желание сменить профессию, как бы тяжело порой не было».
Из личных воспоминаний Чагиной (Палло) Светланы Викторовны учителя-логопеда, выпускницы Коношской восьмилетней школы в 1986 году:
«Учитель – непростая профессия. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди.
Чагина (Палло) С. В.
Когда речь идет об учителях, я сразу вспоминаю своего классного руководителя Галину Дмитриевну Вавилину. Она вела у нас геометрию, алгебру и физику. Всегда с обаятельной улыбкой, с хорошим настроением заходила она в класс, и мы заряжались от нее положительными эмоциями. Если между нами появлялись разногласия, Галина Дмитриевна в любой ситуации старалась найти компромисс, помогала решить наши детские проблемы. Я уверена, что все ученики, когда-либо учившиеся у нее, любят, помнят и уважают этого замечательного и искреннего человека. А я могу только благодарить судьбу, что на моем жизненном пути встретился именно такой УЧИТЕЛЬ.
Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почетной, но в то же время наиболее тяжелой. Умение передавать свои знания детям – это талант».
Образование – высшее.(1968) Архангельский государственный педагогический институт им. Педагогический стаж -37 лет. Учитель математики - физики (15.08.1968-06.07.1971 Коношская Лесозаводская восьмилетняя школа). Коношская восьмилетняя школа №1 (07.07.1971-19.08.1974, 01.09.1980-24.08.1987). Коношская средняя школа (20.08.1974-16.09.1979, 01.09.1988-25.09.2005). Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (17.09.1979-31.08.1980). Директор Коношской восьмилетней школы №1 (25.08.1987-31.08.1988). Присвоена 2 квалификационная категория (25.09.2005).
5. Козицина (Вавилина) Светлана Вячеславовна (16.03.1971) Мама.
Козицина С.В., 1971 года рождения, уроженка п. Коноша Архангельская области.
Родители: Вавилины Вячеслав Александрович, Галина Дмитриевна (Исаева). В их семье: 3 детей (Олег, Светлана, Алексей).
Из личных размышлений:
«Не так уж важно, вокруг какого доброго дела объединяются ребята в коллектив, важен моральный климат их жизни, важна ЛИЧНОСТЬ НАСТАВНИКА - учителя, шагающего рядом и способного осуществлять самый действенный вид воспитания своим поведением, собственной личностью.
Нравственный рост личности начинается в семье. И в ней все важно: устои, взаимоотношения, стиль жизни, правила, требования, запросы, устремления. Перед тем как сеять семена, готовят почву. Так сеют и «разумное, доброе, вечное».
Что значит найти свое призвание? Вопрос «Кем быть?» непременно переплетался с другим «Каким быть?». Почему человек становится учителем? Чем он отличается от других людей? ТВОРЧЕСТВОМ! Творчество - умение увидеть то, что не увидели другие; услышать то, что не услышали другие; понять то, что не поняли другие…Творчество - такая деятельность, которая порождает нечто качественно новое и отличается неординарностью, неповторимостью, а бывает - общественно - исторической уникальностью.
Откуда берется такое уменье? Где его источник? Его источник - это способность человека удивляться. Удивиться форме листа, цвету неба, радуги, полету пчелы. Удивиться и спросить самого себя: « Почему?». И захотеть ответить на этот вопрос. Химической формулой. Математическим подсчетом. Красками на холсте. Строчками стихотворения.
Когда я слышу слово «учитель», оно не звучит для меня отвлеченно. Для меня это всегда - мои мама, папа, дедушка, тетя, а вернее,- вся моя семья. А семья и школа для меня - это нечто целое, неделимое.
У детства крепкая память. Случайное приобщение к какому-то делу может стать увлечением на всю жизнь. Не зря гласит народная мудрость: «Приобрел в забаве – пригодится в жизни». Вопрос в том, что приобрел?!
Сколько бы родители ни дарили нам вещественных даров – в конечном результате все это износилось, истерлось, сломалось. А вот подаренную нам «роскошь общения», радость общения, я запомнила надолго и ценю это гораздо выше всего остального.
В поведении моих родителей нет нарочитости, они действуют естественно и прямодушно, повинуясь лучшим побуждениям. Так брались они за свою работу, отдаваясь ей без расчета, так отстаивают свои понятия о совести, так несут сквозь годы любовь и верность, так растили нас, своих детей, стараясь быть справедливыми, и не требуя строго отмеренной благодарности. Одно из высших нравственных проявлений родителей – духовная несгибаемость, способность внутреннего сопротивления беспринципности, лицемерию, примиренчеству со злом, равнодушию. Они с детства приучали нас видеть прямую связь между возвышенными идеями и повседневным поведением, чувствовать сопряженность между идеалами общества и собственными поступками. Они не скрывали от нас и трудности, с которыми сами сталкивались, а, напротив, учили нас справедливости, честности и настойчивости в достижении цели.
Не надо воспитывать, надо работать вместе. В этом суть воспитания. В воспитании нет мелочей, все одинаково важно: и приучение к режиму жизни, и трудовые обязанности, и простые требования общежития. Но вдруг позднее мы обнаруживаем, что самыми сильными средствами формирования щедрой, доброй, богатой личности были не прямые воспитательные воздействия, а косвенные: сказки, игрушки, прогулки в лес, домашний кукольный театр, дворовый театр, семейные чтения, собирание марок, раскованное общение родителей и детей в свободное от работы и домашних обязанностей время. В этом, очевидно, и заключается целостность воспитательной деятельности моих родителей.
Запас покоя и радости, который унесли мы из своего детства, – главное наше богатство. Оно помогает нам на всех перепутьях, во всем трудном, что встречается в жизни, а ведь такой судьбы, которую бы миновали отчаяние, горе, потери, пожалуй, на свете нет.
Детям нужна известная тренировка в проведении досуга, где главные тренеры – отец и мать. Здесь не может быть приказа, навязывания, нажима. Здесь вступает в силу «закон зеркальности». Дети охотно подражают взрослым, перенимают их модели заполнения свободного времени. Как славно было, когда мама и папа в свободный час сидели с нами, просто разговаривали, вспоминали интересные случаи, веселые истории, а иногда о серьезных вещах говорили. Нам было хорошо и интересно с родителями, потому что им было хорошо и интересно с нами.
Родители, оставляя усталость за порогом, снова слышали:
- Мам, почитай, пожалуйста, книжку!
- Папуля, давай поиграем в солдатики!
Жизнь – это та же школа, где родители – ее учителя. Если родители живут жизнью своих детей, им интересно то, чем интересуются их дети, то во взрослой жизни их повзрослевшие дети быстрее найдут общий язык с детьми.
Мои родители научили меня верить в людей, берегли мою веру в себя, в свое человеческое достоинство, научили меня любить жизнь и помогли найти свое место в этой жизни».
Учитель начальных классов. Образование – высшее. Каргопольское педагогическое училище – 1990 год. Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова – 2001 год. Педагогический стаж – 29 лет. МБОУ «Коношская СШ имени Н.П.Лавёрова» (15.08.1990 – по сей день). Присвоена высшая квалификационная категория. 21.10.2015.
Заключение
Исследовав педагогическую историю моей семьи, я много узнал о династии и невероятно горд, что труд учителя стал нашей семейной традицией. Мне с детства знакомы особенности работы учителя. Я часто слышу разговоры мамы об учениках, уроках, новых методах работы, о маминых сетевых проектах. Профессия учитель была и остаётся уважаемой и востребованной на протяжении всей истории человечества. Профессия педагога – особенная. Не каждый ребёнок, выросший в семье учителя, стремится продолжить семейную династию. Эта работа такого рода, что о ней не забудешь, выйдя за порог школы. Жизненное кредо учительских семей – «Светить, любить, творить, зажигать. Не останавливаться на достигнутом, идти в ногу со временем, любить и уважать детей, находить свою изюминку в каждом деле». Проанализировав собранный материал, я пришёл к выводу, что представители семьи Вавилиных – Исаевых - люди достойные уважения! Хотя все они работали в разное время, но у всех у них была и есть одна общая цель: правильно воспитать детей, дать им крепкие знания и вырастить достойных людей. Я не стану педагогом, но постараюсь быть достойным человеком!
Педагогическое древо
Список источников информации
1. Газетные статьи:
2. Копии трудовых книжек: Вавилина Александра Алексеевича, Вавилина Вячеслава Александровича, Вавилиной (Исаевой) Галины Дмитриевны, Козициной (Вавилиной) Светланы Вячеславовны.
3. Личные воспоминания бывших выпускников:
4. Личные воспоминания коллег:
5. Личные дела: Вавилина В.А., Вавилиной (Исаевой) Г.Д., Козициной (Вавилиной) С.В.
6. Реферат «Воспоминания участника Великой Отечественной войны Вавилина А.А.». Алешина Л., Пестерева Н. 11 В класс, МОУ «КСОШ».
7. Рукописи из семейного архива: Вавилина В.А., Козициной (Вавилиной) С.В.
8. Фотографии из семейных альбомов:
Вавилина В.А., Козициной (Вавилиной) С.В.