Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Историческая справка
Историческая справка

Первые образовательные учреждения на Каргополье появляются в начале XVIII века, при Петре I, когда по его указу создается сеть государственных начальных школ. Тогда при архиерейских домах и монастырях были созданы цифирные школы. Такая школа существовала в Каргопольском Спасо-Преображенском монастыре с 1723 года. Учителем был назначен диакон новгородского Деревяницкого монастыря Стефан Максимов. Ввиду недостаточного количества средств на содержание учителей и учащихся, грубые принудительные меры, применяемые при наборе в школы в процессе обучения, создавалось отрицательное отношение к образованию. Школа в Спасо-Преображенском монастыре просуществовала недолго.

Следующий толчок к открытию училищ дали реформы Екатерины II. В ее царствование в 1787 году в Каргополе было открыто малое народное училище, в котором в двух классах обучалось 29 учеников.

В начале XIX века расширяется сеть училищ, они появляются не только в городах, но и в сельской местности. В 1805 году в Каргопольском уезде были открыты сельские училища: Ловзангское, Златоустовское, Ольгское, Нокольское, Лекшморецкое и Лекшмозерское.

В XIX веке получает развитие и образование для лиц духовного звания. С 1808 по 1918 год в Каргополе располагалось духовное училище. В нём обучались дети священников трёх соседних уездов: Каргопольского, Вытегорского и Пудожского. Среди его известных выпускников петербургский нотариус М.И. Успенский, профессор Санкт-Петербургской духовной академии И.Е. Троицкий, митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), прославленный в лике новомучеников.

На протяжении XIX века основой системы образования являлись церковно-приходские школы, которые давали основы грамоты и Закона Божия. Одной из главных целей таких школ была борьба с расколом, который был широко распространён в Каргопольском уезде.

С середины XIX века в Олонецкой губернии, как и по всей России, существовала сложная разветвленная сеть начальных народных школ для крестьянства. Типы школ различались по принадлежности тому или иному ведомству, финансировавшему их: земские школы, школы Министерства народного просвещения и школы, подчиненные Духовному ведомству. Последние включали в себя школы грамоты, одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы и второклассные церковно-приходские школы. Они различались по срокам обучения и по количеству преподаваемых предметов.

В 1867 году в результате Земской реформы было открыто Каргопольское уездное земство, одной из главных целей которого было способствовать развитию народного образования. В это время на территории уезда было 40 училищ разных типов, одно приходское в городе Каргополе, 9 сельских в уезде и 30 церковно-приходских школ. В городском приходском училище в 1868 году обучалось 35 мальчиков и 28 девочек, в 9 сельских училищах – 341 мальчик и 9 девочек и в церковно-приходских – 300 мальчиков и 57 девочек. С этого времени уездное земство приступило к созданию сети начальных учебных заведений на территории Каргопольского уезда. 1916 году в Каргопольском уезде насчитывалось 12 школ министерства просвещения, 47 церковно-приходских, 96 земских училищ. Большая часть учебных заведений Каргопольского уезда – земские училища, которые стремились заложить фундамент общеобразовательной подготовки. Земские училища предоставляли крестьянским детям практические навыки в различных домашних ремеслах и прикладные знания в области сельскохозяйственного производства.

С конца XIX века в Олонецкой губернии шло обсуждение о введении всеобщего обучения. На основе собранного уездными земствами материала в 1895 году был разработан «План всеобщего обучения», который планировали внедрить и в Каргопольском уезде. Помешали осуществиться этим планам Русско-Японская, а затем и I Мировая война.

На открытие новых школ и строительство зданий под школы средства поступали, в основном, от частных благотворителей, сельских обществ, от училищных советов и земств. Показательной в этом смысле является история Гарьской церковно-приходской школы Надпорожского прихода Каргопольского уезда. Летом 1893 года крестьяне трех деревень Гари, Шелохова и Неклюдова, находящихся в семи верстах от погоста и земской школы, приговором просили каргопольское уездное собрание открыть в Гари школу грамоты. Крестьяне пожертвовали для квартиры мебель и плату за квартиру на год. Каргопольское уездное земское собрание отпустило 50 рублей ежегодно в жалование учителю. В 1894 году была открыта школа грамоты. В следующем 1895 году плату за квартиру дало Каргопольское отделение Александро-Свирского братства. В это время в школе обучалось уже тридцать детей. Осенью 1895 года крестьяне вновь приговором просили Каргопольское отделение Епархиального училищного совета принять на себя устройство собственного здания для школы, а они, со своей стороны, обязались предоставить на школьное здание по два бревна с души, т.к. за все время существования школа помещалась в летних избах. Каргопольское отделение испросило разрешение Епархиального училищного совета и первого июля 1896 года преобразовало Гарьскую школу грамоты в церковно-приходскую. А в 1899 году на средства Епархиального училищного совета было устроено новое здание для школы, в котором обучались дети близлежащих деревень.

До 1917 года в Российской империи были разные типы начального и среднего образования, поэтому единой школьной программы просто не существовало. В 1918 году вышло положение «О единой трудовой школе». Обучение в школах нового типа провозглашалось бесплатным, обязательным и совместным. В конце 1922 года структура школ стала следующей: I ступень – четыре года обучения, II ступень – пять лет обучения с разделением на два учебных цикла. В 1923 году появляется школьная программа для таких школ. Учебные заведения Каргопольского уезда реорганизуются в школы I и II ступени. На 1936 году в Каргопольском районе насчитывалось 70 начальных, четыре неполных средних школы, два средних учебных заведения и двенадцать школ ликбеза, всего в них было свыше 7000 учащихся.

С первых лет Советской власти подготовка педагогических кадров шла в Каргопольском педучилище. Наряду с очной учебой работали заочные курсы. В программу педтехникума входили сельскохозяйственные дисциплины и методика полит-просветработы. Будущие учителя проходили практику в школах района, избах-читальнях и красных уголках.

С 1934 по 1945 годы в Каргопольском районе функционировало 107 школ, из них с дневным обучением детей – 94, вечерних школ грамоты взрослых и допризывников – 13. Из первых: 80 начальных, 12 неполных средних, 2 средних. За эти годы 8 школ сменили статус начальных на неполные средние. Это Устьволгская (август 1938 г.), Каргопольская образцовая (декабрь 1938 г.) и базовая № 3 (август 1940 г.), Речная и Лекшморецкая (август 1939 г.), Лекшмозерская и Шильдская (август 1940 г.), Большешальская (август 1942 г.). Тихманьгская неполная средняя школа (НСШ) с 1940/1941 учебного года стала средней.

С сентября 1940 года начали работу Пояменьгская начальная школа кв. 30 Нокольского сельсовета и Волошская начальная школа кв. 70 Ряговского сельсовета.

За период 1934-1943 гг. в школах района работали 710 педагогов. Самый старший, по выявленным сведениям, 1875 г.р., самая молодая – 1925 г.р.

Всю Великую Отечественную войну в тяжелых условиях учителя продолжали обучение детей. Самым трудным был 1942 год, не было керосина, к урокам готовились при лампах-коптилках. Учителя, несмотря на сложные условия, прилагали все силы и знания для обучения детей. Учителя вели большую общественную работу среди населения: собирали средства в фонд обороны, например, теплые вещи, читали лекции и доклады, помогали заготавливать сено, убирать урожай. Вместе с учителями работали и дети.

В 1977 году в районе существовало шесть средних, десять восьмилетних, 22 начальных школы, педучилище, среднее СПТУ № 1 и Детская музыкальная школа.На 31 декабря 2023 года муниципальная система образования Каргопольского муниципального округа Архангельской области состоит из 17 образовательных организаций – юридических лиц, подведомственных Управлению образования администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области:

3 общеобразовательных организаций, которые в своей структуре имеют 11 структурных подразделений – детских садов, 2 детских сада и 2 учреждения дополнительного образования.

В школах округа обучается 2035 обучающихся, в детских садах – 747 дошкольников, учреждения дополнительного образования посещает 1100 несовершеннолетних. В образовательных организациях трудится 347 педагогов.

Среднее профессиональное образование получают в ГАПОУ «Каргопольский индустриальный техникум» и ГБПОУ «Каргопольский педагогический колледж».

В городе также осуществляет деятельность образовательное учреждение – Детская школа искусств № 11.

13 мая 2024 года



Каргопольский район

Первые образовательные учреждения на Каргополье появляются в начале XVIII века, при Петре I, когда по его указу создается сеть государственных начальных школ. Тогда при архиерейских домах и монастырях были созданы цифирные школы. Такая школа существовала в Каргопольском Спасо-Преображенском монастыре с 1723 года. Учителем был назначен диакон новгородского Деревяницкого монастыря Стефан Максимов. Ввиду недостаточного количества средств на содержание учителей и учащихся, грубые принудительные меры, применяемые при наборе в школы в процессе обучения, создавалось отрицательное отношение к образованию. Школа в Спасо-Преображенском монастыре просуществовала недолго.

Следующий толчок к открытию училищ дали реформы Екатерины II. В ее царствование в 1787 году в Каргополе было открыто малое народное училище, в котором в двух классах обучалось 29 учеников.

В начале XIX века расширяется сеть училищ, они появляются не только в городах, но и в сельской местности. В 1805 году в Каргопольском уезде были открыты сельские училища: Ловзангское, Златоустовское, Ольгское, Нокольское, Лекшморецкое и Лекшмозерское.

В XIX веке получает развитие и образование для лиц духовного звания. С 1808 по 1918 год в Каргополе располагалось духовное училище. В нём обучались дети священников трёх соседних уездов: Каргопольского, Вытегорского и Пудожского. Среди его известных выпускников петербургский нотариус М.И. Успенский, профессор Санкт-Петербургской духовной академии И.Е. Троицкий, митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), прославленный в лике новомучеников.

На протяжении XIX века основой системы образования являлись церковно-приходские школы, которые давали основы грамоты и Закона Божия. Одной из главных целей таких школ была борьба с расколом, который был широко распространён в Каргопольском уезде.

С середины XIX века в Олонецкой губернии, как и по всей России, существовала сложная разветвленная сеть начальных народных школ для крестьянства. Типы школ различались по принадлежности тому или иному ведомству, финансировавшему их: земские школы, школы Министерства народного просвещения и школы, подчиненные Духовному ведомству. Последние включали в себя школы грамоты, одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы и второклассные церковно-приходские школы. Они различались по срокам обучения и по количеству преподаваемых предметов.

В 1867 году в результате Земской реформы было открыто Каргопольское уездное земство, одной из главных целей которого было способствовать развитию народного образования. В это время на территории уезда было 40 училищ разных типов, одно приходское в городе Каргополе, 9 сельских в уезде и 30 церковно-приходских школ. В городском приходском училище в 1868 году обучалось 35 мальчиков и 28 девочек, в 9 сельских училищах – 341 мальчик и 9 девочек и в церковно-приходских – 300 мальчиков и 57 девочек. С этого времени уездное земство приступило к созданию сети начальных учебных заведений на территории Каргопольского уезда. 1916 году в Каргопольском уезде насчитывалось 12 школ министерства просвещения, 47 церковно-приходских, 96 земских училищ. Большая часть учебных заведений Каргопольского уезда – земские училища, которые стремились заложить фундамент общеобразовательной подготовки. Земские училища предоставляли крестьянским детям практические навыки в различных домашних ремеслах и прикладные знания в области сельскохозяйственного производства.

С конца XIX века в Олонецкой губернии шло обсуждение о введении всеобщего обучения. На основе собранного уездными земствами материала в 1895 году был разработан «План всеобщего обучения», который планировали внедрить и в Каргопольском уезде. Помешали осуществиться этим планам Русско-Японская, а затем и I Мировая война.

На открытие новых школ и строительство зданий под школы средства поступали, в основном, от частных благотворителей, сельских обществ, от училищных советов и земств. Показательной в этом смысле является история Гарьской церковно-приходской школы Надпорожского прихода Каргопольского уезда. Летом 1893 года крестьяне трех деревень Гари, Шелохова и Неклюдова, находящихся в семи верстах от погоста и земской школы, приговором просили каргопольское уездное собрание открыть в Гари школу грамоты. Крестьяне пожертвовали для квартиры мебель и плату за квартиру на год. Каргопольское уездное земское собрание отпустило 50 рублей ежегодно в жалование учителю. В 1894 году была открыта школа грамоты. В следующем 1895 году плату за квартиру дало Каргопольское отделение Александро-Свирского братства. В это время в школе обучалось уже тридцать детей. Осенью 1895 года крестьяне вновь приговором просили Каргопольское отделение Епархиального училищного совета принять на себя устройство собственного здания для школы, а они, со своей стороны, обязались предоставить на школьное здание по два бревна с души, т.к. за все время существования школа помещалась в летних избах. Каргопольское отделение испросило разрешение Епархиального училищного совета и первого июля 1896 года преобразовало Гарьскую школу грамоты в церковно-приходскую. А в 1899 году на средства Епархиального училищного совета было устроено новое здание для школы, в котором обучались дети близлежащих деревень.

До 1917 года в Российской империи были разные типы начального и среднего образования, поэтому единой школьной программы просто не существовало. В 1918 году вышло положение «О единой трудовой школе». Обучение в школах нового типа провозглашалось бесплатным, обязательным и совместным. В конце 1922 года структура школ стала следующей: I ступень – четыре года обучения, II ступень – пять лет обучения с разделением на два учебных цикла. В 1923 году появляется школьная программа для таких школ. Учебные заведения Каргопольского уезда реорганизуются в школы I и II ступени. На 1936 году в Каргопольском районе насчитывалось 70 начальных, четыре неполных средних школы, два средних учебных заведения и двенадцать школ ликбеза, всего в них было свыше 7000 учащихся.

С первых лет Советской власти подготовка педагогических кадров шла в Каргопольском педучилище. Наряду с очной учебой работали заочные курсы. В программу педтехникума входили сельскохозяйственные дисциплины и методика полит-просветработы. Будущие учителя проходили практику в школах района, избах-читальнях и красных уголках.

С 1934 по 1945 годы в Каргопольском районе функционировало 107 школ, из них с дневным обучением детей – 94, вечерних школ грамоты взрослых и допризывников – 13. Из первых: 80 начальных, 12 неполных средних, 2 средних. За эти годы 8 школ сменили статус начальных на неполные средние. Это Устьволгская (август 1938 г.), Каргопольская образцовая (декабрь 1938 г.) и базовая № 3 (август 1940 г.), Речная и Лекшморецкая (август 1939 г.), Лекшмозерская и Шильдская (август 1940 г.), Большешальская (август 1942 г.). Тихманьгская неполная средняя школа (НСШ) с 1940/1941 учебного года стала средней.

С сентября 1940 года начали работу Пояменьгская начальная школа кв. 30 Нокольского сельсовета и Волошская начальная школа кв. 70 Ряговского сельсовета.

За период 1934-1943 гг. в школах района работали 710 педагогов. Самый старший, по выявленным сведениям, 1875 г.р., самая молодая – 1925 г.р.

Всю Великую Отечественную войну в тяжелых условиях учителя продолжали обучение детей. Самым трудным был 1942 год, не было керосина, к урокам готовились при лампах-коптилках. Учителя, несмотря на сложные условия, прилагали все силы и знания для обучения детей. Учителя вели большую общественную работу среди населения: собирали средства в фонд обороны, например, теплые вещи, читали лекции и доклады, помогали заготавливать сено, убирать урожай. Вместе с учителями работали и дети.

В 1977 году в районе существовало шесть средних, десять восьмилетних, 22 начальных школы, педучилище, среднее СПТУ № 1 и Детская музыкальная школа.На 31 декабря 2023 года муниципальная система образования Каргопольского муниципального округа Архангельской области состоит из 17 образовательных организаций – юридических лиц, подведомственных Управлению образования администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области:

3 общеобразовательных организаций, которые в своей структуре имеют 11 структурных подразделений – детских садов, 2 детских сада и 2 учреждения дополнительного образования.

В школах округа обучается 2035 обучающихся, в детских садах – 747 дошкольников, учреждения дополнительного образования посещает 1100 несовершеннолетних. В образовательных организациях трудится 347 педагогов.

Среднее профессиональное образование получают в ГАПОУ «Каргопольский индустриальный техникум» и ГБПОУ «Каргопольский педагогический колледж».

В городе также осуществляет деятельность образовательное учреждение – Детская школа искусств № 11.

13 мая 2024 года