Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Историческая справка
Историческая справка
МОУ Лекшмозерская ОШ

До начала 1920-х годов – трехклассная церковно-приходская школа.

1920-е годы – 1940 г. – начальная четырехлетняя школа.

1940 год – семилетняя школа. В 5-ый класс пришли учиться 26 детей из окрестных деревень: Орлово, Труфаново, Масельги, Долгозера, Вильно.

1991 год – построено новое здание школы.

1993-1999 годы – муниципальное образовательное учреждение «Лекшмозерская общеобразовательная школа I-II ступени».

1999-2002 годы – муниципальная общеобразовательная Лекшмозерская основная школа.

С 2002 года – Муниципальное образовательное учреждение «Лекшмозерская основная общеобразовательная школа».

С 2015 года – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лекшмозерская основная школа».

До 1940 года Лекшмозерская школа была начальной. Её реорганизация в семилетнюю была начата летом 1940 года, за год до начала войны.

К этому времени уже практически во всех населённых пунктах Каргопольского района были открыты семилетки, а дети Лёкшмозера не имели возможности учиться в родной деревне и были вынуждены после окончания начальной школы продолжать образование в Печниковской школе. Тогда о подвозе учащихся и организации питания не было и речи. Поэтому ученики тех лет испытывали огромные трудности. Попадали в школу на попутном транспорте, зачастую пешком, жили на квартирах, питались тем, что захватят с собой из дома. Поэтому районным отделом народного образования было принято решение об открытии 5 класса в Лекшмозерской школе и были выделены небольшие средства на эти цели. И вот летом 1940 года была начата реорганизация Лекшмозерской начальной школы в семилетнюю.

Первым директором школы был назначен Попов Кузьма Алексеевич, который в это время работал учителем начальных классов. Ему предстояло найти помещение для 5 класса. Это было непросто, но всё же вопрос был решён, и 5 класс разместили на втором этаже здания бывшего Кирилло-Челмогорского монастыря. В этом помещении располагалась начальная школа. Наконец-то лекшмозерские четвероклассники 1 сентября 1940 года пошли в 5 класс в своей Лекшмозерской школе. В 1940 году первыми учителями семилетки были Попов Кузьма Алексеевич – учитель русского языка и литературы, Попова Мария Николаевна – учитель биологии и труда, Тюльпин Алексей Петрович – учитель математики, Дьячков – учитель истории.

И вот война. Она круто изменила жизнь в деревне. Многие мужчины ушли на фронт. Ушли на фронт и учителя-мужчины: Тюльпин Алексей Петрович, Дьячков, а затем в июне 1942 года и Кузьма Алексеевич Попов. Но работы по реорганизации школы в семилетнюю не остановились. Взрослые сделали всё от них зависящее, чтобы подготовить помещения и продолжить обучение детей. Еще летом 1941 года было подготовлено помещение для 6 класса в том же здании. Кузьме Алексеевичу активно помогал Боголепов Александр Михайлович – председатель сельсовета.

1942 год. Нужно было открывать 7 класс. Для его открытия вновь потребовалось помещение. Поэтому председатель сельского совета Боголепов А.М. организовал субботник по перевозке здания для школы с хутора за Наглимозером. В перевезённом здании разместили два начальных класса, а в двухэтажном здании на втором этаже разместили 7 класс. Конечно же, помогали и жители деревни. Именно они работали на субботнике по перевозке здания и затем его сборке и ремонте. И вот в суровом 1943 году школа выпустила первых семиклассников.

Война принесла неисчислимые жертвы. Тюльпин Алексей Петрович, ушедший на фронт добровольцем, воевал на Ленинградском фронте, был убит. Дьячков выжил, но после войны поселился в Крыму. Кузьма Алексеевич воевал до августа 1944 года. Участвуя в прорыве блокады Ленинграда, был тяжело ранен, ранение повлекло ампутацию ноги. О своём участии в войне он вспоминал: «Мне посчастливилось участвовать при снятии блокады с Ленинграда. За это я получил медаль «За оборону Ленинграда».

Ушедших на фронт мужчин заменили женщины. Учителем математики стала работать Мария Петровна Малахова, Попова Мария Николаевна – учитель биологии и труда. Колпачникова Зоя Павловна – учителем русского языка и литературы, Гнездова Евдокия Егоровна – учителем истории и конституции, БГТО вёл Алекс. Дмитриевич, а учителями начальных классов продолжили работать Попова Анна Яковлевна и Боголепова Александра Антоновна. Директорами школы были Попов Кузьма Алексеевич с 1940 по июнь 1942, с 1943 по 1944 директором школы работал из эвакуированных Юлегин Максим Осипович, затем с 1944 года коллектив вновь возглавил Попов Кузьма Алексеевич. Третьякова Ольга Ивановна и Пономарёва Анастасия Николаевна работали техничками. Ну и конечно, ученики школы, которых в те годы было много. В каждом классе училось по 30-40 человек. В школе учились не только лекшмозерские дети, но и дети из окрестных деревень, которые в школу ходили пешком, зимой на лыжах, но после выходного на уроки не опаздывали, а в учебную неделю жили на квартирах. Таким был коллектив школы в годы войны.

Своим самоотверженным трудом взрослые организовали учебный процесс, хотя это было и нелегко сделать. В школе было печное отопление, дрова заготавливались вовремя, поэтому в классах было тепло. Электричества не было, в тёмное время освещение осуществлялось при помощи коптилки. Не было учебников, тетрадей, но уроки проводились по расписанию. Писали на старых книгах ручкой с пером. Чернила делали сами, разводили порошок в бутылках.

В те годы у ребят было желание учиться, и учились они в основном неплохо. Хорошо и отлично учились Виноградова (Пономарёва) Мария Александровна, Боголеповы Н.К. и Б.Н., Поповы В.К. и К.К., Попов Василий Николаевич. На первом этаже школы (бывший буфет) в небольшой комнате была мастерская, которой заведовал учитель труда. В мастерской ребята делали линейки, пеналы, рамки.

Учителя в те суровые годы не только учили детей наукам, но и вместе с детьми работали на колхозных полях: помогали убирать картофель, рвать лён. А ещё активно вели огромную общественную работу, были агитаторами, пропагандистами, лекторами, участвовали в художественной самодеятельности. Коллективом учителей были поставлены спектакли по рассказам Чехова «Медведь», «Ведьма». К каждому празднику готовили концерты, разучивали песни, частушки. С концертами объездили всю округу: Вильно, Орлово, Труфаново, Долгозеро.

О коллективе Кузьма Алексеевич вспоминал: «Коллектив учителей школы был прекрасный. Учителя учили с отличием и полной ответственностью за знания учащихся. Школа была среди хороших школ в районе. Учителя относились с родительской любовью к детям. И вот эта взаимная любовь детей и учителей играла большую роль в воспитании их, учении и стремлении ко всему доброму и хорошему. Дисциплина учеников в школе была отличная. За всё время нашей работы не было ни одного случая драки, сквернословия».

Учащиеся после школы помогали взрослым: возили навоз на поля, собирали для колхозных полей золу, занимались посадкой, обработкой и уборкой картофеля, выполняли другие сельскохозяйственные работы. За выполненную работу платили деньги.

Воспоминаниями о школе поделились некоторые ученики тех лет. Например, Боголепова Анастасия Ивановна: «В школе нравилось всё, и все учителей уважали. В каникулы зимой возили на лошадях навоз, кто собирал золу и возил в гумна, летом косили на сенокосе с женщинами всё лето. Я пошла косить в 12 лет. Осенью убирали лён, горох, овощи с учителями. Весной чистили гряды и поливали. За труд мы получали очень мало. Были у нас трудовые книжки, и там нам ставили за работу трудодень или полтора, доходило до двух, а получали очень мало. Когда дают 200 г зерна на трудодень, когда и 1 кг, зерно надо высушить, смолоть сходить на жёрнов, всюду была очередь, другой раз весь день проходишь, но смелешь. Давали иной раз и мукой, но ведь мало. Вот и прибавляли соломенной мучки, то из дудок старых натолкёшь, всего поедено было и поработано. Да мы и писали углём, и черновиком была берёста или какая бумажка. У нас ведь и домашних тетрадей не было».

Пономарёв Иван Александрович: «В школу пошёл в 1942 году. Писали на Топоусах на полях и между строк, ручка была деревянная, и пёрышки иногда делали из малинового прута, и пёрышко приматывали ниткой, чернильницы были неразливайки, иногда чернил не было, разводили сажу. Ребят старших классов учили строевой подготовке и рукопашному бою, были деревянные ружья, бегали кросс на лыжах. Летом помогали колхозу «Волна» убирать лён, горох. Возили силос, траву. Летом боронили пары. Питание было плохое. Ели зимой солому, прошлогодние дудки, рыбные кости. Летом дудки, пестухи, головки клевера, траву листик. Всё это сушили и толкли в ступах. Были деревянные ступы и песты. Матери работали, и вся работа ложилась на детей: дров напилить, наносить, зерно размолоть, растолочь, помыть полы. Обуви и одежды не было. В школу ходили кто в чём мог. Обычно всё было портяное, бань было очень мало, мыла не было, заваривали щёлок. У многих было очень много вшей, блох и клопов. Была привезена печка, в которой прожаривали бельё. В школе каждый день искали в головах».

Виноградова Мария Александровна: «Всё лето работали в колхозе, собирали колоски, вязали веники, сено сгребали, на стогах стояли, косили, жали, молотили прилузами, лён рвали, стелили, горох рвали. Ходили в лаптях».

В таких неимоверно тяжелых условиях находились лекшмозерские дети. Но все стремились учиться, и большинство училось хорошо. Кроме этого, помогали фронту. Вязали рукавицы, носки, собирали вещи у населения и посылали на фронт. Эту работу возглавляли классные руководители. Дрова для школы возил колхоз. Организовывались воскресники по уборке дров, на которых работал весь коллектив школы: директор, учителя, ученики, технички.

Технички в те годы выполняли очень большой объём работ. Они топили печи, мыли полы, пилили, кололи и складывали дрова, которые привозил колхоз, по воскресеньям им помогали школьники и учителя. В каникулярное время технички работали в колхозе на разных работах вместе с учителями и учениками. Учителя, ученики, технические работники школы работали, не жалея своих сил, эти долгих 4 года, работали для того, чтобы их дети и внуки могли жить спокойно, чтоб учились в школе и никогда не знали войны.

Директора школы:

  1. Попов Кузьма Алексеевич – 1940-1942; 1944-1960

  2. Юлегин Максим Осипович – 1942-1944

  3. Константинов Николай Александрович – 1960-1964

  4. Басов Иван Иванович

  5. Иконникова Светлана Евгеньевна – 1973-1975

  6. Пухова Валентина Семёновна – 1976-1978

  7. Виноградов Анатолий Борисович – 1978

  8. Попова Антонина Ивановна – 1979

  9. Мейнгардт Ольга Николаевна – 1980-1982

  10. Емельянова Елена Леонидовна – 1982-2011

  11. Вахрамеев Олег Дмитриевич – 2012-2014

  12. Долженко Варвара Александровна – 2016-2018

  13. Коловангина Екатерина Юрьевна – с 2018 года

Лекшмозерская школа

До начала 1920-х годов – трехклассная церковно-приходская школа.

1920-е годы – 1940 г. – начальная четырехлетняя школа.

1940 год – семилетняя школа. В 5-ый класс пришли учиться 26 детей из окрестных деревень: Орлово, Труфаново, Масельги, Долгозера, Вильно.

1991 год – построено новое здание школы.

1993-1999 годы – муниципальное образовательное учреждение «Лекшмозерская общеобразовательная школа I-II ступени».

1999-2002 годы – муниципальная общеобразовательная Лекшмозерская основная школа.

С 2002 года – Муниципальное образовательное учреждение «Лекшмозерская основная общеобразовательная школа».

С 2015 года – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лекшмозерская основная школа».

До 1940 года Лекшмозерская школа была начальной. Её реорганизация в семилетнюю была начата летом 1940 года, за год до начала войны.

К этому времени уже практически во всех населённых пунктах Каргопольского района были открыты семилетки, а дети Лёкшмозера не имели возможности учиться в родной деревне и были вынуждены после окончания начальной школы продолжать образование в Печниковской школе. Тогда о подвозе учащихся и организации питания не было и речи. Поэтому ученики тех лет испытывали огромные трудности. Попадали в школу на попутном транспорте, зачастую пешком, жили на квартирах, питались тем, что захватят с собой из дома. Поэтому районным отделом народного образования было принято решение об открытии 5 класса в Лекшмозерской школе и были выделены небольшие средства на эти цели. И вот летом 1940 года была начата реорганизация Лекшмозерской начальной школы в семилетнюю.

Первым директором школы был назначен Попов Кузьма Алексеевич, который в это время работал учителем начальных классов. Ему предстояло найти помещение для 5 класса. Это было непросто, но всё же вопрос был решён, и 5 класс разместили на втором этаже здания бывшего Кирилло-Челмогорского монастыря. В этом помещении располагалась начальная школа. Наконец-то лекшмозерские четвероклассники 1 сентября 1940 года пошли в 5 класс в своей Лекшмозерской школе. В 1940 году первыми учителями семилетки были Попов Кузьма Алексеевич – учитель русского языка и литературы, Попова Мария Николаевна – учитель биологии и труда, Тюльпин Алексей Петрович – учитель математики, Дьячков – учитель истории.

И вот война. Она круто изменила жизнь в деревне. Многие мужчины ушли на фронт. Ушли на фронт и учителя-мужчины: Тюльпин Алексей Петрович, Дьячков, а затем в июне 1942 года и Кузьма Алексеевич Попов. Но работы по реорганизации школы в семилетнюю не остановились. Взрослые сделали всё от них зависящее, чтобы подготовить помещения и продолжить обучение детей. Еще летом 1941 года было подготовлено помещение для 6 класса в том же здании. Кузьме Алексеевичу активно помогал Боголепов Александр Михайлович – председатель сельсовета.

1942 год. Нужно было открывать 7 класс. Для его открытия вновь потребовалось помещение. Поэтому председатель сельского совета Боголепов А.М. организовал субботник по перевозке здания для школы с хутора за Наглимозером. В перевезённом здании разместили два начальных класса, а в двухэтажном здании на втором этаже разместили 7 класс. Конечно же, помогали и жители деревни. Именно они работали на субботнике по перевозке здания и затем его сборке и ремонте. И вот в суровом 1943 году школа выпустила первых семиклассников.

Война принесла неисчислимые жертвы. Тюльпин Алексей Петрович, ушедший на фронт добровольцем, воевал на Ленинградском фронте, был убит. Дьячков выжил, но после войны поселился в Крыму. Кузьма Алексеевич воевал до августа 1944 года. Участвуя в прорыве блокады Ленинграда, был тяжело ранен, ранение повлекло ампутацию ноги. О своём участии в войне он вспоминал: «Мне посчастливилось участвовать при снятии блокады с Ленинграда. За это я получил медаль «За оборону Ленинграда».

Ушедших на фронт мужчин заменили женщины. Учителем математики стала работать Мария Петровна Малахова, Попова Мария Николаевна – учитель биологии и труда. Колпачникова Зоя Павловна – учителем русского языка и литературы, Гнездова Евдокия Егоровна – учителем истории и конституции, БГТО вёл Алекс. Дмитриевич, а учителями начальных классов продолжили работать Попова Анна Яковлевна и Боголепова Александра Антоновна. Директорами школы были Попов Кузьма Алексеевич с 1940 по июнь 1942, с 1943 по 1944 директором школы работал из эвакуированных Юлегин Максим Осипович, затем с 1944 года коллектив вновь возглавил Попов Кузьма Алексеевич. Третьякова Ольга Ивановна и Пономарёва Анастасия Николаевна работали техничками. Ну и конечно, ученики школы, которых в те годы было много. В каждом классе училось по 30-40 человек. В школе учились не только лекшмозерские дети, но и дети из окрестных деревень, которые в школу ходили пешком, зимой на лыжах, но после выходного на уроки не опаздывали, а в учебную неделю жили на квартирах. Таким был коллектив школы в годы войны.

Своим самоотверженным трудом взрослые организовали учебный процесс, хотя это было и нелегко сделать. В школе было печное отопление, дрова заготавливались вовремя, поэтому в классах было тепло. Электричества не было, в тёмное время освещение осуществлялось при помощи коптилки. Не было учебников, тетрадей, но уроки проводились по расписанию. Писали на старых книгах ручкой с пером. Чернила делали сами, разводили порошок в бутылках.

В те годы у ребят было желание учиться, и учились они в основном неплохо. Хорошо и отлично учились Виноградова (Пономарёва) Мария Александровна, Боголеповы Н.К. и Б.Н., Поповы В.К. и К.К., Попов Василий Николаевич. На первом этаже школы (бывший буфет) в небольшой комнате была мастерская, которой заведовал учитель труда. В мастерской ребята делали линейки, пеналы, рамки.

Учителя в те суровые годы не только учили детей наукам, но и вместе с детьми работали на колхозных полях: помогали убирать картофель, рвать лён. А ещё активно вели огромную общественную работу, были агитаторами, пропагандистами, лекторами, участвовали в художественной самодеятельности. Коллективом учителей были поставлены спектакли по рассказам Чехова «Медведь», «Ведьма». К каждому празднику готовили концерты, разучивали песни, частушки. С концертами объездили всю округу: Вильно, Орлово, Труфаново, Долгозеро.

О коллективе Кузьма Алексеевич вспоминал: «Коллектив учителей школы был прекрасный. Учителя учили с отличием и полной ответственностью за знания учащихся. Школа была среди хороших школ в районе. Учителя относились с родительской любовью к детям. И вот эта взаимная любовь детей и учителей играла большую роль в воспитании их, учении и стремлении ко всему доброму и хорошему. Дисциплина учеников в школе была отличная. За всё время нашей работы не было ни одного случая драки, сквернословия».

Учащиеся после школы помогали взрослым: возили навоз на поля, собирали для колхозных полей золу, занимались посадкой, обработкой и уборкой картофеля, выполняли другие сельскохозяйственные работы. За выполненную работу платили деньги.

Воспоминаниями о школе поделились некоторые ученики тех лет. Например, Боголепова Анастасия Ивановна: «В школе нравилось всё, и все учителей уважали. В каникулы зимой возили на лошадях навоз, кто собирал золу и возил в гумна, летом косили на сенокосе с женщинами всё лето. Я пошла косить в 12 лет. Осенью убирали лён, горох, овощи с учителями. Весной чистили гряды и поливали. За труд мы получали очень мало. Были у нас трудовые книжки, и там нам ставили за работу трудодень или полтора, доходило до двух, а получали очень мало. Когда дают 200 г зерна на трудодень, когда и 1 кг, зерно надо высушить, смолоть сходить на жёрнов, всюду была очередь, другой раз весь день проходишь, но смелешь. Давали иной раз и мукой, но ведь мало. Вот и прибавляли соломенной мучки, то из дудок старых натолкёшь, всего поедено было и поработано. Да мы и писали углём, и черновиком была берёста или какая бумажка. У нас ведь и домашних тетрадей не было».

Пономарёв Иван Александрович: «В школу пошёл в 1942 году. Писали на Топоусах на полях и между строк, ручка была деревянная, и пёрышки иногда делали из малинового прута, и пёрышко приматывали ниткой, чернильницы были неразливайки, иногда чернил не было, разводили сажу. Ребят старших классов учили строевой подготовке и рукопашному бою, были деревянные ружья, бегали кросс на лыжах. Летом помогали колхозу «Волна» убирать лён, горох. Возили силос, траву. Летом боронили пары. Питание было плохое. Ели зимой солому, прошлогодние дудки, рыбные кости. Летом дудки, пестухи, головки клевера, траву листик. Всё это сушили и толкли в ступах. Были деревянные ступы и песты. Матери работали, и вся работа ложилась на детей: дров напилить, наносить, зерно размолоть, растолочь, помыть полы. Обуви и одежды не было. В школу ходили кто в чём мог. Обычно всё было портяное, бань было очень мало, мыла не было, заваривали щёлок. У многих было очень много вшей, блох и клопов. Была привезена печка, в которой прожаривали бельё. В школе каждый день искали в головах».

Виноградова Мария Александровна: «Всё лето работали в колхозе, собирали колоски, вязали веники, сено сгребали, на стогах стояли, косили, жали, молотили прилузами, лён рвали, стелили, горох рвали. Ходили в лаптях».

В таких неимоверно тяжелых условиях находились лекшмозерские дети. Но все стремились учиться, и большинство училось хорошо. Кроме этого, помогали фронту. Вязали рукавицы, носки, собирали вещи у населения и посылали на фронт. Эту работу возглавляли классные руководители. Дрова для школы возил колхоз. Организовывались воскресники по уборке дров, на которых работал весь коллектив школы: директор, учителя, ученики, технички.

Технички в те годы выполняли очень большой объём работ. Они топили печи, мыли полы, пилили, кололи и складывали дрова, которые привозил колхоз, по воскресеньям им помогали школьники и учителя. В каникулярное время технички работали в колхозе на разных работах вместе с учителями и учениками. Учителя, ученики, технические работники школы работали, не жалея своих сил, эти долгих 4 года, работали для того, чтобы их дети и внуки могли жить спокойно, чтоб учились в школе и никогда не знали войны.

Директора школы:

  1. Попов Кузьма Алексеевич – 1940-1942; 1944-1960

  2. Юлегин Максим Осипович – 1942-1944

  3. Константинов Николай Александрович – 1960-1964

  4. Басов Иван Иванович

  5. Иконникова Светлана Евгеньевна – 1973-1975

  6. Пухова Валентина Семёновна – 1976-1978

  7. Виноградов Анатолий Борисович – 1978

  8. Попова Антонина Ивановна – 1979

  9. Мейнгардт Ольга Николаевна – 1980-1982

  10. Емельянова Елена Леонидовна – 1982-2011

  11. Вахрамеев Олег Дмитриевич – 2012-2014

  12. Долженко Варвара Александровна – 2016-2018

  13. Коловангина Екатерина Юрьевна – с 2018 года