Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Главная  
Историческая справка
Историческая справка
Историческая справка
Историческая справка

Образование на Севере зародилось в XV-XVII веках. Тогда учителями были странствующие мирские дьяки и монахи-аскеты, обучавшие двинских жителей грамоте по часослову и псалтири. Занятия велись поочередно в домах разных крестьян, и хозяин должен был содержать и учителя, и школу. Такие "подвижные" школы продолжали существовать и в XIX веке. Государственная же система образования на Севере начала выстраиваться благодаря реформам Петра I и Екатерины II.

В 1711 году в Архангельске открылась школа грамоты и счета для мастеровых, занятых в судостроении, в 1719 году – цифирная школа, чьи выпускники в 1723 году были зачислены в Холмогорскую архиерейскую школу, ставшую предшественницей Архангельской духовной семинарии.

Развитие мореплавания и кораблестроения также способствовало созданию новых школ. В декабре 1732 года открылась гарнизонная школа по указу Анны Ивановны от 21 сентября 1732 года для обучения солдатских детей Архангелогородского и Великоустюжского гарнизонных полков. Позднее, 27 июня 1801 года, она будет преобразована по указу Павла I от 23 декабря 1798 года в Архангелогородское отделение Императорского военно-сиротского дома. В 1734 году открылась адмиралтейская школа, а 1735 году в Новодвинской крепости – артиллерийская.

В 1764 году общественные деятели Архангельска Василий Васильевич Крестинин и Александр Иванович Фомин направили в Комиссию о коммерции при Сенате "Проект учреждения гражданской гимназии в г. Архангельске" и "План всеобщего обучения посредством открытия малых школ для обучения всякого чина людей обоего пола". Эти проекты на 22 года опередили российскую образовательную реформу.

22 сентября (3 октября) 1786 года в Архангельске было открыто Главное народное училище – первое светское государственное общеобразовательное учебное заведение, положившее начало развитию народного образования в Архангельской губернии.

Размещалось училище в доме Приказа общественного призрения на Соборной улице, теперь – улица Карла Либкнехта. Институт Приказов общественного призрения был создан в 1775 году. На него была возложена обязанность устройства и содержания воспитательных и сиротских домов, городских начальных школ, богаделен, работных домов, смирительных домов для непокорных крестьян и непослушных детей, а также больниц. Приказы общественного призрения стали первыми в России государственными органами, наделенными социальными функциями, в том числе управления в сфере образования.

Главное народное училище Архангельска в дальнейшем стало родоначальником двух родственных учебных заведений – гимназии и уездного училища. В 1811 году на базе двух старших классов Главного народного училища была открыта губернская мужская гимназия. Разместилась она в том же двухэтажном длинном здании Приказа общественного призрения на улице Соборной. Здесь она пребывала до 30-х годов XIX века. Затем у гимназии появилось свое трехэтажное здание на Троицком проспекте, купленное у купца Иоганна Штутцера.

В том же 1811 году на базе младших классов Главного народного училища было создано Архангельское уездное училище. Оно стало подготовительным учебным заведением для гимназии. Затем в 1876 году Архангельское уездное училище было переведено в двухэтажный дом с мезонином на Набережную Северной Двины, где и пребывало до 1920 года.

Архангельская губернская мужская гимназия имени М.В. Ломоносова открылась 2 сентября 1811 года на базе Архангельского Главного народного училища. С 1865 стала называться реальной. Помимо предметов общего образования здесь преподавали специальные, готовящие техников для промышленных предприятий, агрономов, инженеров-дорожников и специалистов по коммерции. В марте 1920 года она была преобразована в шестую советскую школу второй ступени, но уже 15 сентября 1920 года была расформирована.

К 1828 году в Архангельской губернии существовало одно среднее учебное заведение – гимназия, три уездных и четыре приходских училища. В гимназии обучались дети дворян и высшего чиновничества, их готовили для поступления в университет. Уездные училища предназначались для детей купцов, ремесленников и мещан. Приходские же училища обучали детей самых низших сословий.

Начиная с 1840-х в Архангельске и губернии существовали также частные учебные заведения. Эти школы давали начальный уровень образования, в них принимали детей в основном из состоятельных семей. После 1918 года все частные школы были закрыты.

До XVIII века обучение девочек в школе считалось "неприличным", их обучали в домашней обстановке или частных школах. Лишь 1 сентября 1848 года в Архангельске открылось первое Училище для образования девиц. В нем обучались девочки 10-12 лет. В 1864 году оно преобразуется в Мариинское училище первого разряда с шестилетним сроком обучения. 12 августа 1871 оно становится гимназией с семилетним обучением, а в 1882 году в ней открылся восьмой (педагогический) класс. В нем готовили домашних учительниц, а в дальнейшем – учительниц начальных классов.

К 1917 году в Архангельске имелось уже четыре женских гимназии: Мариинская, Ольгинская, Соломбальская и имени М.В. Ломоносова.

Мужская губернская гимназия, открытая в Архангельске 1811 году и существовавшая до 1920 года, так и осталась единственной.

В 1860 году в Архангельске и Соломбале открылись первые воскресные школы – учебные заведения для распространения грамотности среди ремесленников, неграмотных рабочих и подростков.

После установления советской власти на Севере стала формироваться новая система образования. Был взят курс на повышение образованности бедных слоёв общества. Если в 1929 году в Архангельской губернии было 26 школ-семилеток, шесть фабрично-заводских семилеток (ФЗС), две школы-девятилетки и 15 школ второй ступени, то в начале 1940-х в Архангельской области уже функционировало 1582 школы, из них 1232 начальных, 244 неполных средних, 99 средних и семь спецшкол для детей с задержками умственного и физического развития.

Развивать и контролировать качество образования в такой развернутой системе непросто. Согласно Постановлению бюро Крайкома ВКП(б) от 23 июля 1931 года при президиуме Архгорсовета образованы отделы, в том числе городской отдел народного образования.

Он контролировал учебно-воспитательный процесс в школах, внешкольных и дошкольных учреждениях, оказывал практическую и методическую помощь их руководству. Городскому отделу образования подчинялись районные.

С 15 мая 1939 года согласно приказу по Архгороно от 23 апреля 1939 года № 73 в Архангельске была введена единая нумерация школ с № 1 по № 94.

К 1949 году городской отдел народного образования уже имел в своем ведении учреждения семи районов города – Октябрьском, Соломбальском, Маймаксанском, Ломоносовском, Первомайском, Исакогорском, Пролетарском и в Ворошиловском поселковом Совете. Это 85 школ, 34 детских сада, три школы рабочей молодежи и 11 внешкольных учреждений.

В 1954 году в состав сети подведомственных учреждений ГорОНО входили образовательные учреждения, находящиеся в Ворошиловском поселковом Совете и в шести районах города: Октябрьском, Ломоносовском, Первомайском, Соломбальском, Маймаксанском, Исакогорском.

15 ноября 1991 года решением архангельского городского Совета народных депутатов № 75 была утверждена структура мэрии Архангельска, куда вошел и отдел образования. В пределах бывших районов города созданы четыре школьных округа: Ломоносовский, Октябрьский, Соломбальский, Исакогорский. Отдел образования руководил всеми образовательными учреждениями города, занимался анализом эффективности системы образования.

В 1992 году в соответствии с постановлением мэра отдел становится управлением, которое вошло в состав главного городского управления социальной сферы, а школьные округа упразднились.

В 1993 году в структуре главного городского управления социальной сферы создан городской центр дошкольных учреждений. Для непрерывности воспитательного процесса центр подчинен управлению образования мэрии города.

В 1996 году управление образования перестало существовать как самостоятельная юридическая единица. Постановлением мэра № 88 создан департамент гуманитарной сферы на основе реорганизуемых управлений культуры, образования, дошкольных учреждений, комитета по физкультуре и спорту.

Новый департамент отвечал за общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, вечерние школы, школы-интернаты, внешкольные учреждения, детские дома, спортивные школы, учреждения культуры, детскую художественную школу, детские школы искусств, централизованную библиотечную систему, информационно-методический центр, центр образования молодежи и подростков и прочие учреждения образования.

В 1997 году департамент гуманитарной сферы переименован в департамент образования культуры и спорта, а в 2004 году реорганизован в отдельные структуры: департамент образования, управление культуры и молодежной политики, управление по физической культуре и спорту.

01.02.2005 постановлением Главы муниципального образования – мэра города Архангельска О.В. Нилова создан департамент образования, который в 2005 году возглавила Огибина Татьяна Сергеевна, она руководила организацией образовательного процесса в школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования города по 2016 год.

На сегодняшний день в задачи департамента образования входят:

  • организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам;

  • организация предоставления дополнительного образования детей, а также организация отдыха детей в каникулы;

  • создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в образовательных учреждениях города;

  • разработка и реализация стратегии развития муниципальной системы образования.

 Департамент образования в разные годы возглавляли:

Уварова Лариса Ивановна;

Подболотова Раиса Григорьевна;

Кулиманова Татьяна Ильинична;

Елькина Лидия Васильевна;

Огибина Татьяна Сергеевна;

Меженный Владимир Сергеевич;

Филимонова Нина Сергеевна.

Сейчас директор департамента – Базанова Светлана Олеговна.

   Источники:

  1. Государственный архив Архангельской области.

  2. Сайт "Культурное наследие Архангельского Севера".

  3. Страница департамента образования на сайте администрации Архангельска.

  4. Сайт "Архивы Архангельской области".

История образования в Архангельске

Образование на Севере зародилось в XV-XVII веках. Тогда учителями были странствующие мирские дьяки и монахи-аскеты, обучавшие двинских жителей грамоте по часослову и псалтири. Занятия велись поочередно в домах разных крестьян, и хозяин должен был содержать и учителя, и школу. Такие "подвижные" школы продолжали существовать и в XIX веке. Государственная же система образования на Севере начала выстраиваться благодаря реформам Петра I и Екатерины II.

В 1711 году в Архангельске открылась школа грамоты и счета для мастеровых, занятых в судостроении, в 1719 году – цифирная школа, чьи выпускники в 1723 году были зачислены в Холмогорскую архиерейскую школу, ставшую предшественницей Архангельской духовной семинарии.

Развитие мореплавания и кораблестроения также способствовало созданию новых школ. В декабре 1732 года открылась гарнизонная школа по указу Анны Ивановны от 21 сентября 1732 года для обучения солдатских детей Архангелогородского и Великоустюжского гарнизонных полков. Позднее, 27 июня 1801 года, она будет преобразована по указу Павла I от 23 декабря 1798 года в Архангелогородское отделение Императорского военно-сиротского дома. В 1734 году открылась адмиралтейская школа, а 1735 году в Новодвинской крепости – артиллерийская.

В 1764 году общественные деятели Архангельска Василий Васильевич Крестинин и Александр Иванович Фомин направили в Комиссию о коммерции при Сенате "Проект учреждения гражданской гимназии в г. Архангельске" и "План всеобщего обучения посредством открытия малых школ для обучения всякого чина людей обоего пола". Эти проекты на 22 года опередили российскую образовательную реформу.

22 сентября (3 октября) 1786 года в Архангельске было открыто Главное народное училище – первое светское государственное общеобразовательное учебное заведение, положившее начало развитию народного образования в Архангельской губернии.

Размещалось училище в доме Приказа общественного призрения на Соборной улице, теперь – улица Карла Либкнехта. Институт Приказов общественного призрения был создан в 1775 году. На него была возложена обязанность устройства и содержания воспитательных и сиротских домов, городских начальных школ, богаделен, работных домов, смирительных домов для непокорных крестьян и непослушных детей, а также больниц. Приказы общественного призрения стали первыми в России государственными органами, наделенными социальными функциями, в том числе управления в сфере образования.

Главное народное училище Архангельска в дальнейшем стало родоначальником двух родственных учебных заведений – гимназии и уездного училища. В 1811 году на базе двух старших классов Главного народного училища была открыта губернская мужская гимназия. Разместилась она в том же двухэтажном длинном здании Приказа общественного призрения на улице Соборной. Здесь она пребывала до 30-х годов XIX века. Затем у гимназии появилось свое трехэтажное здание на Троицком проспекте, купленное у купца Иоганна Штутцера.

В том же 1811 году на базе младших классов Главного народного училища было создано Архангельское уездное училище. Оно стало подготовительным учебным заведением для гимназии. Затем в 1876 году Архангельское уездное училище было переведено в двухэтажный дом с мезонином на Набережную Северной Двины, где и пребывало до 1920 года.

Архангельская губернская мужская гимназия имени М.В. Ломоносова открылась 2 сентября 1811 года на базе Архангельского Главного народного училища. С 1865 стала называться реальной. Помимо предметов общего образования здесь преподавали специальные, готовящие техников для промышленных предприятий, агрономов, инженеров-дорожников и специалистов по коммерции. В марте 1920 года она была преобразована в шестую советскую школу второй ступени, но уже 15 сентября 1920 года была расформирована.

К 1828 году в Архангельской губернии существовало одно среднее учебное заведение – гимназия, три уездных и четыре приходских училища. В гимназии обучались дети дворян и высшего чиновничества, их готовили для поступления в университет. Уездные училища предназначались для детей купцов, ремесленников и мещан. Приходские же училища обучали детей самых низших сословий.

Начиная с 1840-х в Архангельске и губернии существовали также частные учебные заведения. Эти школы давали начальный уровень образования, в них принимали детей в основном из состоятельных семей. После 1918 года все частные школы были закрыты.

До XVIII века обучение девочек в школе считалось "неприличным", их обучали в домашней обстановке или частных школах. Лишь 1 сентября 1848 года в Архангельске открылось первое Училище для образования девиц. В нем обучались девочки 10-12 лет. В 1864 году оно преобразуется в Мариинское училище первого разряда с шестилетним сроком обучения. 12 августа 1871 оно становится гимназией с семилетним обучением, а в 1882 году в ней открылся восьмой (педагогический) класс. В нем готовили домашних учительниц, а в дальнейшем – учительниц начальных классов.

К 1917 году в Архангельске имелось уже четыре женских гимназии: Мариинская, Ольгинская, Соломбальская и имени М.В. Ломоносова.

Мужская губернская гимназия, открытая в Архангельске 1811 году и существовавшая до 1920 года, так и осталась единственной.

В 1860 году в Архангельске и Соломбале открылись первые воскресные школы – учебные заведения для распространения грамотности среди ремесленников, неграмотных рабочих и подростков.

После установления советской власти на Севере стала формироваться новая система образования. Был взят курс на повышение образованности бедных слоёв общества. Если в 1929 году в Архангельской губернии было 26 школ-семилеток, шесть фабрично-заводских семилеток (ФЗС), две школы-девятилетки и 15 школ второй ступени, то в начале 1940-х в Архангельской области уже функционировало 1582 школы, из них 1232 начальных, 244 неполных средних, 99 средних и семь спецшкол для детей с задержками умственного и физического развития.

Развивать и контролировать качество образования в такой развернутой системе непросто. Согласно Постановлению бюро Крайкома ВКП(б) от 23 июля 1931 года при президиуме Архгорсовета образованы отделы, в том числе городской отдел народного образования.

Он контролировал учебно-воспитательный процесс в школах, внешкольных и дошкольных учреждениях, оказывал практическую и методическую помощь их руководству. Городскому отделу образования подчинялись районные.

С 15 мая 1939 года согласно приказу по Архгороно от 23 апреля 1939 года № 73 в Архангельске была введена единая нумерация школ с № 1 по № 94.

К 1949 году городской отдел народного образования уже имел в своем ведении учреждения семи районов города – Октябрьском, Соломбальском, Маймаксанском, Ломоносовском, Первомайском, Исакогорском, Пролетарском и в Ворошиловском поселковом Совете. Это 85 школ, 34 детских сада, три школы рабочей молодежи и 11 внешкольных учреждений.

В 1954 году в состав сети подведомственных учреждений ГорОНО входили образовательные учреждения, находящиеся в Ворошиловском поселковом Совете и в шести районах города: Октябрьском, Ломоносовском, Первомайском, Соломбальском, Маймаксанском, Исакогорском.

15 ноября 1991 года решением архангельского городского Совета народных депутатов № 75 была утверждена структура мэрии Архангельска, куда вошел и отдел образования. В пределах бывших районов города созданы четыре школьных округа: Ломоносовский, Октябрьский, Соломбальский, Исакогорский. Отдел образования руководил всеми образовательными учреждениями города, занимался анализом эффективности системы образования.

В 1992 году в соответствии с постановлением мэра отдел становится управлением, которое вошло в состав главного городского управления социальной сферы, а школьные округа упразднились.

В 1993 году в структуре главного городского управления социальной сферы создан городской центр дошкольных учреждений. Для непрерывности воспитательного процесса центр подчинен управлению образования мэрии города.

В 1996 году управление образования перестало существовать как самостоятельная юридическая единица. Постановлением мэра № 88 создан департамент гуманитарной сферы на основе реорганизуемых управлений культуры, образования, дошкольных учреждений, комитета по физкультуре и спорту.

Новый департамент отвечал за общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, вечерние школы, школы-интернаты, внешкольные учреждения, детские дома, спортивные школы, учреждения культуры, детскую художественную школу, детские школы искусств, централизованную библиотечную систему, информационно-методический центр, центр образования молодежи и подростков и прочие учреждения образования.

В 1997 году департамент гуманитарной сферы переименован в департамент образования культуры и спорта, а в 2004 году реорганизован в отдельные структуры: департамент образования, управление культуры и молодежной политики, управление по физической культуре и спорту.

01.02.2005 постановлением Главы муниципального образования – мэра города Архангельска О.В. Нилова создан департамент образования, который в 2005 году возглавила Огибина Татьяна Сергеевна, она руководила организацией образовательного процесса в школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования города по 2016 год.

На сегодняшний день в задачи департамента образования входят:

  • организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам;

  • организация предоставления дополнительного образования детей, а также организация отдыха детей в каникулы;

  • создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в образовательных учреждениях города;

  • разработка и реализация стратегии развития муниципальной системы образования.

 Департамент образования в разные годы возглавляли:

Уварова Лариса Ивановна;

Подболотова Раиса Григорьевна;

Кулиманова Татьяна Ильинична;

Елькина Лидия Васильевна;

Огибина Татьяна Сергеевна;

Меженный Владимир Сергеевич;

Филимонова Нина Сергеевна.

Сейчас директор департамента – Базанова Светлана Олеговна.

   Источники:

  1. Государственный архив Архангельской области.

  2. Сайт "Культурное наследие Архангельского Севера".

  3. Страница департамента образования на сайте администрации Архангельска.

  4. Сайт "Архивы Архангельской области".