Образование на Севере зародилось в XV-XVII веках. Тогда учителями были странствующие мирские дьяки и монахи-аскеты, обучавшие двинских жителей грамоте по часослову и псалтири. Занятия велись поочередно в домах разных крестьян, и хозяин должен был содержать и учителя, и школу. Такие "подвижные" школы продолжали существовать и в XIX веке. Государственная же система образования на Севере начала выстраиваться благодаря реформам Петра I и Екатерины II.
В 1711 году в Архангельске открылась школа грамоты и счета для мастеровых, занятых в судостроении, в 1719 году – цифирная школа, чьи выпускники в 1723 году были зачислены в Холмогорскую архиерейскую школу, ставшую предшественницей Архангельской духовной семинарии.
Развитие мореплавания и кораблестроения также способствовало созданию новых школ. В декабре 1732 года открылась гарнизонная школа по указу Анны Ивановны от 21 сентября 1732 года для обучения солдатских детей Архангелогородского и Великоустюжского гарнизонных полков. Позднее, 27 июня 1801 года, она будет преобразована по указу Павла I от 23 декабря 1798 года в Архангелогородское отделение Императорского военно-сиротского дома. В 1734 году открылась адмиралтейская школа, а 1735 году в Новодвинской крепости – артиллерийская.
В 1764 году общественные деятели Архангельска Василий Васильевич Крестинин и Александр Иванович Фомин направили в Комиссию о коммерции при Сенате "Проект учреждения гражданской гимназии в г. Архангельске" и "План всеобщего обучения посредством открытия малых школ для обучения всякого чина людей обоего пола". Эти проекты на 22 года опередили российскую образовательную реформу.
22 сентября (3 октября) 1786 года в Архангельске было открыто Главное народное училище – первое светское государственное общеобразовательное учебное заведение, положившее начало развитию народного образования в Архангельской губернии.
Размещалось училище в доме Приказа общественного призрения на Соборной улице, теперь – улица Карла Либкнехта. Институт Приказов общественного призрения был создан в 1775 году. На него была возложена обязанность устройства и содержания воспитательных и сиротских домов, городских начальных школ, богаделен, работных домов, смирительных домов для непокорных крестьян и непослушных детей, а также больниц. Приказы общественного призрения стали первыми в России государственными органами, наделенными социальными функциями, в том числе управления в сфере образования.
Главное народное училище Архангельска в дальнейшем стало родоначальником двух родственных учебных заведений – гимназии и уездного училища. В 1811 году на базе двух старших классов Главного народного училища была открыта губернская мужская гимназия. Разместилась она в том же двухэтажном длинном здании Приказа общественного призрения на улице Соборной. Здесь она пребывала до 30-х годов XIX века. Затем у гимназии появилось свое трехэтажное здание на Троицком проспекте, купленное у купца Иоганна Штутцера.
В том же 1811 году на базе младших классов Главного народного училища было создано Архангельское уездное училище. Оно стало подготовительным учебным заведением для гимназии. Затем в 1876 году Архангельское уездное училище было переведено в двухэтажный дом с мезонином на Набережную Северной Двины, где и пребывало до 1920 года.
Архангельская губернская мужская гимназия имени М.В. Ломоносова открылась 2 сентября 1811 года на базе Архангельского Главного народного училища. С 1865 стала называться реальной. Помимо предметов общего образования здесь преподавали специальные, готовящие техников для промышленных предприятий, агрономов, инженеров-дорожников и специалистов по коммерции. В марте 1920 года она была преобразована в шестую советскую школу второй ступени, но уже 15 сентября 1920 года была расформирована.
К 1828 году в Архангельской губернии существовало одно среднее учебное заведение – гимназия, три уездных и четыре приходских училища. В гимназии обучались дети дворян и высшего чиновничества, их готовили для поступления в университет. Уездные училища предназначались для детей купцов, ремесленников и мещан. Приходские же училища обучали детей самых низших сословий.
Начиная с 1840-х в Архангельске и губернии существовали также частные учебные заведения. Эти школы давали начальный уровень образования, в них принимали детей в основном из состоятельных семей. После 1918 года все частные школы были закрыты.
До XVIII века обучение девочек в школе считалось "неприличным", их обучали в домашней обстановке или частных школах. Лишь 1 сентября 1848 года в Архангельске открылось первое Училище для образования девиц. В нем обучались девочки 10-12 лет. В 1864 году оно преобразуется в Мариинское училище первого разряда с шестилетним сроком обучения. 12 августа 1871 оно становится гимназией с семилетним обучением, а в 1882 году в ней открылся восьмой (педагогический) класс. В нем готовили домашних учительниц, а в дальнейшем – учительниц начальных классов.
К 1917 году в Архангельске имелось уже четыре женских гимназии: Мариинская, Ольгинская, Соломбальская и имени М.В. Ломоносова.
Мужская губернская гимназия, открытая в Архангельске 1811 году и существовавшая до 1920 года, так и осталась единственной.
В 1860 году в Архангельске и Соломбале открылись первые воскресные школы – учебные заведения для распространения грамотности среди ремесленников, неграмотных рабочих и подростков.
После установления советской власти на Севере стала формироваться новая система образования. Был взят курс на повышение образованности бедных слоёв общества. Если в 1929 году в Архангельской губернии было 26 школ-семилеток, шесть фабрично-заводских семилеток (ФЗС), две школы-девятилетки и 15 школ второй ступени, то в начале 1940-х в Архангельской области уже функционировало 1582 школы, из них 1232 начальных, 244 неполных средних, 99 средних и семь спецшкол для детей с задержками умственного и физического развития.
Развивать и контролировать качество образования в такой развернутой системе непросто. Согласно Постановлению бюро Крайкома ВКП(б) от 23 июля 1931 года при президиуме Архгорсовета образованы отделы, в том числе городской отдел народного образования.
Он контролировал учебно-воспитательный процесс в школах, внешкольных и дошкольных учреждениях, оказывал практическую и методическую помощь их руководству. Городскому отделу образования подчинялись районные.
С 15 мая 1939 года согласно приказу по Архгороно от 23 апреля 1939 года № 73 в Архангельске была введена единая нумерация школ с № 1 по № 94.
К 1949 году городской отдел народного образования уже имел в своем ведении учреждения семи районов города – Октябрьском, Соломбальском, Маймаксанском, Ломоносовском, Первомайском, Исакогорском, Пролетарском и в Ворошиловском поселковом Совете. Это 85 школ, 34 детских сада, три школы рабочей молодежи и 11 внешкольных учреждений.
В 1954 году в состав сети подведомственных учреждений ГорОНО входили образовательные учреждения, находящиеся в Ворошиловском поселковом Совете и в шести районах города: Октябрьском, Ломоносовском, Первомайском, Соломбальском, Маймаксанском, Исакогорском.
15 ноября 1991 года решением архангельского городского Совета народных депутатов № 75 была утверждена структура мэрии Архангельска, куда вошел и отдел образования. В пределах бывших районов города созданы четыре школьных округа: Ломоносовский, Октябрьский, Соломбальский, Исакогорский. Отдел образования руководил всеми образовательными учреждениями города, занимался анализом эффективности системы образования.
В 1992 году в соответствии с постановлением мэра отдел становится управлением, которое вошло в состав главного городского управления социальной сферы, а школьные округа упразднились.
В 1993 году в структуре главного городского управления социальной сферы создан городской центр дошкольных учреждений. Для непрерывности воспитательного процесса центр подчинен управлению образования мэрии города.
В 1996 году управление образования перестало существовать как самостоятельная юридическая единица. Постановлением мэра № 88 создан департамент гуманитарной сферы на основе реорганизуемых управлений культуры, образования, дошкольных учреждений, комитета по физкультуре и спорту.
Новый департамент отвечал за общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, вечерние школы, школы-интернаты, внешкольные учреждения, детские дома, спортивные школы, учреждения культуры, детскую художественную школу, детские школы искусств, централизованную библиотечную систему, информационно-методический центр, центр образования молодежи и подростков и прочие учреждения образования.
В 1997 году департамент гуманитарной сферы переименован в департамент образования культуры и спорта, а в 2004 году реорганизован в отдельные структуры: департамент образования, управление культуры и молодежной политики, управление по физической культуре и спорту.
01.02.2005 постановлением Главы муниципального образования – мэра города Архангельска О.В. Нилова создан департамент образования, который в 2005 году возглавила Огибина Татьяна Сергеевна, она руководила организацией образовательного процесса в школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования города по 2016 год.
На сегодняшний день в задачи департамента образования входят:
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам;
организация предоставления дополнительного образования детей, а также организация отдыха детей в каникулы;
создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в образовательных учреждениях города;
разработка и реализация стратегии развития муниципальной системы образования.
Департамент образования в разные годы возглавляли:
Уварова Лариса Ивановна;
Подболотова Раиса Григорьевна;
Кулиманова Татьяна Ильинична;
Елькина Лидия Васильевна;
Огибина Татьяна Сергеевна;
Меженный Владимир Сергеевич;
Филимонова Нина Сергеевна.
Сейчас директор департамента – Базанова Светлана Олеговна.
Источники:
Государственный архив Архангельской области.
Сайт "Культурное наследие Архангельского Севера".
Страница департамента образования на сайте администрации Архангельска.
Сайт "Архивы Архангельской области".
Образование на Севере зародилось в XV-XVII веках. Тогда учителями были странствующие мирские дьяки и монахи-аскеты, обучавшие двинских жителей грамоте по часослову и псалтири. Занятия велись поочередно в домах разных крестьян, и хозяин должен был содержать и учителя, и школу. Такие "подвижные" школы продолжали существовать и в XIX веке. Государственная же система образования на Севере начала выстраиваться благодаря реформам Петра I и Екатерины II.
В 1711 году в Архангельске открылась школа грамоты и счета для мастеровых, занятых в судостроении, в 1719 году – цифирная школа, чьи выпускники в 1723 году были зачислены в Холмогорскую архиерейскую школу, ставшую предшественницей Архангельской духовной семинарии.
Развитие мореплавания и кораблестроения также способствовало созданию новых школ. В декабре 1732 года открылась гарнизонная школа по указу Анны Ивановны от 21 сентября 1732 года для обучения солдатских детей Архангелогородского и Великоустюжского гарнизонных полков. Позднее, 27 июня 1801 года, она будет преобразована по указу Павла I от 23 декабря 1798 года в Архангелогородское отделение Императорского военно-сиротского дома. В 1734 году открылась адмиралтейская школа, а 1735 году в Новодвинской крепости – артиллерийская.
В 1764 году общественные деятели Архангельска Василий Васильевич Крестинин и Александр Иванович Фомин направили в Комиссию о коммерции при Сенате "Проект учреждения гражданской гимназии в г. Архангельске" и "План всеобщего обучения посредством открытия малых школ для обучения всякого чина людей обоего пола". Эти проекты на 22 года опередили российскую образовательную реформу.
22 сентября (3 октября) 1786 года в Архангельске было открыто Главное народное училище – первое светское государственное общеобразовательное учебное заведение, положившее начало развитию народного образования в Архангельской губернии.
Размещалось училище в доме Приказа общественного призрения на Соборной улице, теперь – улица Карла Либкнехта. Институт Приказов общественного призрения был создан в 1775 году. На него была возложена обязанность устройства и содержания воспитательных и сиротских домов, городских начальных школ, богаделен, работных домов, смирительных домов для непокорных крестьян и непослушных детей, а также больниц. Приказы общественного призрения стали первыми в России государственными органами, наделенными социальными функциями, в том числе управления в сфере образования.
Главное народное училище Архангельска в дальнейшем стало родоначальником двух родственных учебных заведений – гимназии и уездного училища. В 1811 году на базе двух старших классов Главного народного училища была открыта губернская мужская гимназия. Разместилась она в том же двухэтажном длинном здании Приказа общественного призрения на улице Соборной. Здесь она пребывала до 30-х годов XIX века. Затем у гимназии появилось свое трехэтажное здание на Троицком проспекте, купленное у купца Иоганна Штутцера.
В том же 1811 году на базе младших классов Главного народного училища было создано Архангельское уездное училище. Оно стало подготовительным учебным заведением для гимназии. Затем в 1876 году Архангельское уездное училище было переведено в двухэтажный дом с мезонином на Набережную Северной Двины, где и пребывало до 1920 года.
Архангельская губернская мужская гимназия имени М.В. Ломоносова открылась 2 сентября 1811 года на базе Архангельского Главного народного училища. С 1865 стала называться реальной. Помимо предметов общего образования здесь преподавали специальные, готовящие техников для промышленных предприятий, агрономов, инженеров-дорожников и специалистов по коммерции. В марте 1920 года она была преобразована в шестую советскую школу второй ступени, но уже 15 сентября 1920 года была расформирована.
К 1828 году в Архангельской губернии существовало одно среднее учебное заведение – гимназия, три уездных и четыре приходских училища. В гимназии обучались дети дворян и высшего чиновничества, их готовили для поступления в университет. Уездные училища предназначались для детей купцов, ремесленников и мещан. Приходские же училища обучали детей самых низших сословий.
Начиная с 1840-х в Архангельске и губернии существовали также частные учебные заведения. Эти школы давали начальный уровень образования, в них принимали детей в основном из состоятельных семей. После 1918 года все частные школы были закрыты.
До XVIII века обучение девочек в школе считалось "неприличным", их обучали в домашней обстановке или частных школах. Лишь 1 сентября 1848 года в Архангельске открылось первое Училище для образования девиц. В нем обучались девочки 10-12 лет. В 1864 году оно преобразуется в Мариинское училище первого разряда с шестилетним сроком обучения. 12 августа 1871 оно становится гимназией с семилетним обучением, а в 1882 году в ней открылся восьмой (педагогический) класс. В нем готовили домашних учительниц, а в дальнейшем – учительниц начальных классов.
К 1917 году в Архангельске имелось уже четыре женских гимназии: Мариинская, Ольгинская, Соломбальская и имени М.В. Ломоносова.
Мужская губернская гимназия, открытая в Архангельске 1811 году и существовавшая до 1920 года, так и осталась единственной.
В 1860 году в Архангельске и Соломбале открылись первые воскресные школы – учебные заведения для распространения грамотности среди ремесленников, неграмотных рабочих и подростков.
После установления советской власти на Севере стала формироваться новая система образования. Был взят курс на повышение образованности бедных слоёв общества. Если в 1929 году в Архангельской губернии было 26 школ-семилеток, шесть фабрично-заводских семилеток (ФЗС), две школы-девятилетки и 15 школ второй ступени, то в начале 1940-х в Архангельской области уже функционировало 1582 школы, из них 1232 начальных, 244 неполных средних, 99 средних и семь спецшкол для детей с задержками умственного и физического развития.
Развивать и контролировать качество образования в такой развернутой системе непросто. Согласно Постановлению бюро Крайкома ВКП(б) от 23 июля 1931 года при президиуме Архгорсовета образованы отделы, в том числе городской отдел народного образования.
Он контролировал учебно-воспитательный процесс в школах, внешкольных и дошкольных учреждениях, оказывал практическую и методическую помощь их руководству. Городскому отделу образования подчинялись районные.
С 15 мая 1939 года согласно приказу по Архгороно от 23 апреля 1939 года № 73 в Архангельске была введена единая нумерация школ с № 1 по № 94.
К 1949 году городской отдел народного образования уже имел в своем ведении учреждения семи районов города – Октябрьском, Соломбальском, Маймаксанском, Ломоносовском, Первомайском, Исакогорском, Пролетарском и в Ворошиловском поселковом Совете. Это 85 школ, 34 детских сада, три школы рабочей молодежи и 11 внешкольных учреждений.
В 1954 году в состав сети подведомственных учреждений ГорОНО входили образовательные учреждения, находящиеся в Ворошиловском поселковом Совете и в шести районах города: Октябрьском, Ломоносовском, Первомайском, Соломбальском, Маймаксанском, Исакогорском.
15 ноября 1991 года решением архангельского городского Совета народных депутатов № 75 была утверждена структура мэрии Архангельска, куда вошел и отдел образования. В пределах бывших районов города созданы четыре школьных округа: Ломоносовский, Октябрьский, Соломбальский, Исакогорский. Отдел образования руководил всеми образовательными учреждениями города, занимался анализом эффективности системы образования.
В 1992 году в соответствии с постановлением мэра отдел становится управлением, которое вошло в состав главного городского управления социальной сферы, а школьные округа упразднились.
В 1993 году в структуре главного городского управления социальной сферы создан городской центр дошкольных учреждений. Для непрерывности воспитательного процесса центр подчинен управлению образования мэрии города.
В 1996 году управление образования перестало существовать как самостоятельная юридическая единица. Постановлением мэра № 88 создан департамент гуманитарной сферы на основе реорганизуемых управлений культуры, образования, дошкольных учреждений, комитета по физкультуре и спорту.
Новый департамент отвечал за общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, вечерние школы, школы-интернаты, внешкольные учреждения, детские дома, спортивные школы, учреждения культуры, детскую художественную школу, детские школы искусств, централизованную библиотечную систему, информационно-методический центр, центр образования молодежи и подростков и прочие учреждения образования.
В 1997 году департамент гуманитарной сферы переименован в департамент образования культуры и спорта, а в 2004 году реорганизован в отдельные структуры: департамент образования, управление культуры и молодежной политики, управление по физической культуре и спорту.
01.02.2005 постановлением Главы муниципального образования – мэра города Архангельска О.В. Нилова создан департамент образования, который в 2005 году возглавила Огибина Татьяна Сергеевна, она руководила организацией образовательного процесса в школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования города по 2016 год.
На сегодняшний день в задачи департамента образования входят:
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам;
организация предоставления дополнительного образования детей, а также организация отдыха детей в каникулы;
создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в образовательных учреждениях города;
разработка и реализация стратегии развития муниципальной системы образования.
Департамент образования в разные годы возглавляли:
Уварова Лариса Ивановна;
Подболотова Раиса Григорьевна;
Кулиманова Татьяна Ильинична;
Елькина Лидия Васильевна;
Огибина Татьяна Сергеевна;
Меженный Владимир Сергеевич;
Филимонова Нина Сергеевна.
Сейчас директор департамента – Базанова Светлана Олеговна.
Источники:
Государственный архив Архангельской области.
Сайт "Культурное наследие Архангельского Севера".
Страница департамента образования на сайте администрации Архангельска.
Сайт "Архивы Архангельской области".