Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Главная  
Историческая справка
Историческая справка
Историческая справка
Историческая справка
МБОУ СШ № 54

Дата основания школы – сентябрь 1898 года.

Основатель школы норвежский подданный Мартин Август Абрамович Ульсен. В 1889 году он построил в двенадцати километрах от губернского центра на острове Бревенник свой второй лесопильный завод.

Мартин Абрамович в конце XIX века начал и строительство Петропавловской церкви. На базе этой церкви Маймаксанского прихода Ульсен добился открытия школы для детей служащих. И с сентября 1898 года церковно-приходская школа начала свою работу на острове Бревенник. Школа содержалась на средства заводчиков-попечителей и добровольные пожертвования. Основным попечителем являлась жена Мартина Ульсена Анисия Ульсен, именно она чаще всех посещала школу и делала пожертвования.

Руководители школы 

1933-1934 – Ершов Николай Алексеевич

1935-1936 – Чирков Александр Филиппович

1937 – Попов Константин Александрович

1937-1938 – Чечулин Василий Александрович

1941-1943 – Сумарокова Татьяна Павловна

1944-1945 – Рудакова Анастасия Петровна

1946-1955 – Сергиевский Герман Флавианович

1956-1957 – Усов Александр Дмитриевич

1958-1962 – Бурдейный Михаил Михайлович

1963-1986 – Петровский Павел Иванович (работал директором школы № 56 с момента открытия до слияния со школой № 54)

1962-1971 – Назаров Дмитрий Афанасьевич

1971-1974, 1979-1985 – Карамзина Римма Александровна

1974-1977 – Волков Венер Павлович

1977-1979 – Попов Анатолий Михайлович

1975-1989 – Емельянов Александр Александрович

1989-2005 – Новиков Иван Егорович

2005-2009 – Приемцева Татьяна Васильевна

2009 - по настоящее время – Сумарокова Ирина Сергеевна

Хронология ключевых событий 

В 1903 году было открыто здание начальной школы по адресу: улица Светлая, дом 4.

Двухэтажное здание было построено в 1937 году, школа носила номер 1, а уже весной 1939 года школе был присвоен действующий номер 54.

В 2007 году школа переезжает в здание после капитального ремонта на ул. Луганской, в это время в ходе реорганизации к ней была присоединена школа 58.

В 2014 году в ходе реорганизации к школе присоединилась школа № 57, а также дошкольные группы по ул. Колхозной, д.11, и Юнг ВМФ, д.34 к.1.

Сегодня это школа, отвечающая современным требованиям, и единственная школа на острове Бревенник.

В 2023 году знаковым событием стало присвоение школе имени Ивана Ермолаевича Седунова. Во время Северной войны, в июле 1701 года, кормщик Иван Седунов был захвачен в плен шведами, которые вошли в Белое море с целью уничтожить Архангельский порт (бывший в то время единственным морским портом России, через который шла торговля с Европой), сжечь в Соломбале адмиралтейскую верфь и строящиеся там военные корабли. Седунова заставили показать проход к удобному месту для высадки десанта и захвата строящейся Новодвинской крепости. Однако 25 июня 1701 год русский лоцман вывел два шведских судна на песчаную мель прямо перед пушками крепости. Корабли были обездвижены и в ходе двенадцатичасовой артиллерийской перестрелки уничтожены. Иван Седунов был расстрелян шведами, но смог притвориться мёртвым, затем выпрыгнул за борт и доплыл до берега. Пётр I приказал одарить его и отправить в Москву.

Выдающиеся выпускники школы 

Гурьев Тимофей Александрович, выпускник 1939 года, профессор, заслуженный работник высшей школы, лауреат премии Ломоносовского фонда, работал в аппарате ГУМ лесной промышленности, разработал курс для подготовки инженеров по новым специальностям: «Строительство автомобильных дорог и аэродромов».

Слесарев Владимир Васильевич, выпускник 1954 года, заслуженный работник культуры РСФСР, директор и художественный руководитель Архангельской областной филармонии, автор книг и организатор музыкальных фестивалей.

Бронников Анатолий Аверьянович, выпускник 1970 года, первый мэр города Архангельск с 1991 по 1993 год.

Левит Михаил Львович, выпускник 1971 года, врач-онколог высшей квалификационной категории, заведовал кафедрой клинической онкологии в СГМУ, автор докторской диссертации в области онкологии.

Чупров Сергей Адольфович, выпускник 1972 года, известный звукорежиссер, обладатель премии «Ника» 2009 года, «Золотого орла» 2010 года.

Калачиков Виктор Юрьевич, выпускник 1977 года, погиб 18.01.1983 года, выполняя интернациональный долг в республике Афганистан.

Орешков Александр Александрович, выпускник 2008 года, в 2007 награждён медалью «За спасение утопающего» .14 декабря 2007 года совершил подвиг по спасению ребёнка из ледяной воды Северной Двины.

Школа сегодня 

В настоящее время в школе обучаются 255 учащихся:

начальное общее образование – 91,

основное общее образование – 143,

среднее общее образование – 21.

Программа воспитания опирается на базовые ценности российского общества: Родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, любовь к природе, стремление к знаниям, труд, личность.

Нормы и традиции поведения в школе задаются педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.

К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам относятся следующие:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;

  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

  • знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок, свою страну;

  • беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

  • проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Главные педагогические идеи школы:

  1. Идея повышения ответственности самого ученика и его родителей за получение образования.

  2. Идея обеспечения социальной компетентности личности в современном обществе.

Проекты, программы, акции:

Акция «Новодвинской крепости – новая жизнь».

Программа военно-патриотического воспитания.

Объединения, созданные на базе школы:

«Движение первых»

«Орлята России»

Военно-патриотический клуб «Северный форпост»

Школьный спортивный клуб «Лидер»

Туристический клуб «Новодвинская крепость»

Волонтерский отряд «Луч добра»

Вожатский отряд

Средняя школа № 54

Дата основания школы – сентябрь 1898 года.

Основатель школы норвежский подданный Мартин Август Абрамович Ульсен. В 1889 году он построил в двенадцати километрах от губернского центра на острове Бревенник свой второй лесопильный завод.

Мартин Абрамович в конце XIX века начал и строительство Петропавловской церкви. На базе этой церкви Маймаксанского прихода Ульсен добился открытия школы для детей служащих. И с сентября 1898 года церковно-приходская школа начала свою работу на острове Бревенник. Школа содержалась на средства заводчиков-попечителей и добровольные пожертвования. Основным попечителем являлась жена Мартина Ульсена Анисия Ульсен, именно она чаще всех посещала школу и делала пожертвования.

Руководители школы 

1933-1934 – Ершов Николай Алексеевич

1935-1936 – Чирков Александр Филиппович

1937 – Попов Константин Александрович

1937-1938 – Чечулин Василий Александрович

1941-1943 – Сумарокова Татьяна Павловна

1944-1945 – Рудакова Анастасия Петровна

1946-1955 – Сергиевский Герман Флавианович

1956-1957 – Усов Александр Дмитриевич

1958-1962 – Бурдейный Михаил Михайлович

1963-1986 – Петровский Павел Иванович (работал директором школы № 56 с момента открытия до слияния со школой № 54)

1962-1971 – Назаров Дмитрий Афанасьевич

1971-1974, 1979-1985 – Карамзина Римма Александровна

1974-1977 – Волков Венер Павлович

1977-1979 – Попов Анатолий Михайлович

1975-1989 – Емельянов Александр Александрович

1989-2005 – Новиков Иван Егорович

2005-2009 – Приемцева Татьяна Васильевна

2009 - по настоящее время – Сумарокова Ирина Сергеевна

Хронология ключевых событий 

В 1903 году было открыто здание начальной школы по адресу: улица Светлая, дом 4.

Двухэтажное здание было построено в 1937 году, школа носила номер 1, а уже весной 1939 года школе был присвоен действующий номер 54.

В 2007 году школа переезжает в здание после капитального ремонта на ул. Луганской, в это время в ходе реорганизации к ней была присоединена школа 58.

В 2014 году в ходе реорганизации к школе присоединилась школа № 57, а также дошкольные группы по ул. Колхозной, д.11, и Юнг ВМФ, д.34 к.1.

Сегодня это школа, отвечающая современным требованиям, и единственная школа на острове Бревенник.

В 2023 году знаковым событием стало присвоение школе имени Ивана Ермолаевича Седунова. Во время Северной войны, в июле 1701 года, кормщик Иван Седунов был захвачен в плен шведами, которые вошли в Белое море с целью уничтожить Архангельский порт (бывший в то время единственным морским портом России, через который шла торговля с Европой), сжечь в Соломбале адмиралтейскую верфь и строящиеся там военные корабли. Седунова заставили показать проход к удобному месту для высадки десанта и захвата строящейся Новодвинской крепости. Однако 25 июня 1701 год русский лоцман вывел два шведских судна на песчаную мель прямо перед пушками крепости. Корабли были обездвижены и в ходе двенадцатичасовой артиллерийской перестрелки уничтожены. Иван Седунов был расстрелян шведами, но смог притвориться мёртвым, затем выпрыгнул за борт и доплыл до берега. Пётр I приказал одарить его и отправить в Москву.

Выдающиеся выпускники школы 

Гурьев Тимофей Александрович, выпускник 1939 года, профессор, заслуженный работник высшей школы, лауреат премии Ломоносовского фонда, работал в аппарате ГУМ лесной промышленности, разработал курс для подготовки инженеров по новым специальностям: «Строительство автомобильных дорог и аэродромов».

Слесарев Владимир Васильевич, выпускник 1954 года, заслуженный работник культуры РСФСР, директор и художественный руководитель Архангельской областной филармонии, автор книг и организатор музыкальных фестивалей.

Бронников Анатолий Аверьянович, выпускник 1970 года, первый мэр города Архангельск с 1991 по 1993 год.

Левит Михаил Львович, выпускник 1971 года, врач-онколог высшей квалификационной категории, заведовал кафедрой клинической онкологии в СГМУ, автор докторской диссертации в области онкологии.

Чупров Сергей Адольфович, выпускник 1972 года, известный звукорежиссер, обладатель премии «Ника» 2009 года, «Золотого орла» 2010 года.

Калачиков Виктор Юрьевич, выпускник 1977 года, погиб 18.01.1983 года, выполняя интернациональный долг в республике Афганистан.

Орешков Александр Александрович, выпускник 2008 года, в 2007 награждён медалью «За спасение утопающего» .14 декабря 2007 года совершил подвиг по спасению ребёнка из ледяной воды Северной Двины.

Школа сегодня 

В настоящее время в школе обучаются 255 учащихся:

начальное общее образование – 91,

основное общее образование – 143,

среднее общее образование – 21.

Программа воспитания опирается на базовые ценности российского общества: Родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, любовь к природе, стремление к знаниям, труд, личность.

Нормы и традиции поведения в школе задаются педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.

К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам относятся следующие:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;

  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

  • знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок, свою страну;

  • беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

  • проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Главные педагогические идеи школы:

  1. Идея повышения ответственности самого ученика и его родителей за получение образования.

  2. Идея обеспечения социальной компетентности личности в современном обществе.

Проекты, программы, акции:

Акция «Новодвинской крепости – новая жизнь».

Программа военно-патриотического воспитания.

Объединения, созданные на базе школы:

«Движение первых»

«Орлята России»

Военно-патриотический клуб «Северный форпост»

Школьный спортивный клуб «Лидер»

Туристический клуб «Новодвинская крепость»

Волонтерский отряд «Луч добра»

Вожатский отряд