Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Главная  
Историческая справка
Историческая справка
Историческая справка
Историческая справка
МБОУ СШ № 5

10 ноября 1969 года распахнула свои двери средняя школа-новостройка № 5. Это было огромным событием для недавно построенного Привокзального района.

Руководители школы на протяжении ее истории

1. Александр Семёнович Бондарев (директор с 1969 по 1976 год).

Возглавить новую школу доверили участнику Великой Отечественной войны, честному и принципиальному человеку. Главной заботой первого директора стало формирование творческого педагогического коллектива. Александр Семенович лично участвовал во всех школьных делах, был душой коллектива, примером самоотверженности и преданности своему делу.

2. Николай Филиппович Ноговицын (директор с 1976 по 1984 год).

Вторым директором школы тоже стал фронтовик, учитель истории. В конце семидесятых – начале восьмидесятых годов пятая школа стала одной из самых крупных в городе. В классах училось по 40 и более учеников. Большое значение Николай Филиппович придавал физическому воспитанию школьников. При нем команда пятой школы стала занимать призовые места в традиционной Майской эстафете и других городских спортивных соревнованиях.

3. Петр Иванович Ларионов (директор с 1984 по 1988 год).

Пришло время педагогики сотрудничества, основным принципом которой являлось обеспечение комфортных условий обучения для учащихся и учителя, создание «ситуации успеха» для каждого школьника. В школе активно развивается ученическое самоуправление. Творческое развитие детей происходит через коллективные творческие дела, которые становятся основой воспитательной работы.

4. Геннадий Дмитриевич Табуров (директор с 1988 по 1989 год).

Коллеги оценили его высокую работоспособность, честность, ответственное отношение к педагогическому труду. Новый директор продолжал и развивал лучшие традиции школы, искал новые пути в работе с педагогами и учениками. Геннадий Дмитриевич призывал повышать в школе роль воспитания учеников и развития их личности.

5. Рели Ревазович Кадария (директор с 1989 по 2002 год).

В 1992 году к школе был присоединен детский сад «Ёлочка», и школа была преобразована в учебно-воспитательный комплекс № 5. Под руководством Рели Ревазовича школа стала реализовывать экспериментальную программу «Экология и диалектика». В 1999 году в школе был организован первый класс детей с ограниченными возможностями здоровья – класс слабослышащих детей из интерната. В 2000 году на базе школы был организован кабинет с медицинским оборудованием для лечения зрения и сформирован класс слабовидящих детей, которые получили возможность не только учиться, но и получать лечение.

6. Татьяна Александровна Петровская (директор с 2002 по 2014 год).

Вместе с единомышленниками Татьяна Александровна начала эксперимент на двенадцать лет: совместное обучение детей общеобразовательной школы и детей с проблемами зрения. В школе была сформирована материальная база, приняты на работу учителя-дефектологи, прошли обучение учителя, создана программа воспитательной работы «Вместе». Семинары по обмену опытом, взаимодействие с общественными организациями инвалидов, постоянное самообразование дали необходимые знания для формирования и развития модели инклюзивного образования в стенах пятой школы.

7. Екатерина Пантелеймоновна Селякова (директор с 2014 года по настоящее время).

Продолжает развитие инклюзивного образования в стенах пятой школы. За это время здесь произошли положительные изменения, связанные с улучшением материально-технической базы, повышением качества обучения, увеличением количества обучающихся в школе, увеличением объема предоставления платных услуг. Под руководством Екатерины Пантелеймоновны пятая школа вошла в десятку лучших школ города Архангельска по итогам 2018 года. Екатерина Пантелеймоновна – энергичный и активный человек, готовый помочь и поддержать своих коллег, учеников и их родителей.

Хронология ключевых событий в жизни школы

Семидесятые – время, когда страна гордилась первыми космонавтами. Мальчишки и девчонки той поры мечтали стать космонавтами, лётчиками-испытателями или конструкторами ракет и спутников. Новая школа имела авиационное направление, выпускники получали свидетельство авиатехника или техника-метеоролога.

1973 – Пионерская дружина пятой школы носила имя космонавта Алексея Архиповича Леонова, Героя Советского Союза. Присвоению дружине имени героя предшествовала большая работа по изучению истории авиации и космонавтики. В гости к школьникам приезжал и сам А.А. Леонов.

1979 – школьники принимали в гостях ещё одного космонавта – Валерия Рождественского. Встречи с Леоновым и Рождественским сыграли большую роль в жизни некоторых наших выпускников – они связали свою жизнь с авиацией.

Также школьники изучали жизнь и творчество писателя Аркадия Гайдара, посещали ежегодные Гайдаровские чтения, вели переписку с сыном Аркадия Петровича – Тимуром.

В 1980 году пионерскому отряду было присвоено имя Аркадия Гайдара.

1986 – Экспериментальные программы обучения. В школе улучшают методы обучения, учителя начинают работать по новым экспериментальным программам. Используются системы Шаталова и Занкова, начинается углублённое изучение математики в старших классах. Учителя реализуют принципы педагогики сотрудничества и развивающего обучения.

1992 – Учебно-воспитательный комплекс «Развитие». В 1992 году в структуру школы входит детский сад «Ёлочка». Школа теперь называется «Учебно-воспитательный комплекс № 5 „Развитие“».

Целью такого присоединения стала идея преемственности: группа детского сада переходила в первый класс полным составом. Первоклассники легче адаптировались к учебному процессу.

1998 – гостеприимный директор школы Рели Ревазович ввел в школе добрую традицию широкого празднования Масленицы. На школьном стадионе устанавливались столы с блинами и выпечкой, которые готовили ученики и их родители. Вкусное угощение, веселые игры и конкурсы, песни и пляски привлекали на школьный стадион жителей окрестных домов.

С 1998 года в школе впервые в городе появились классы для детей с нарушениями слуха и зрения. Благодаря учителям и специалистам такие дети быстро вливались в школьную среду, успешно осваивали программу и поступали в институты и колледжи.

2014 – Пятая школа – лидер в организации инклюзивного образования в Архангельске. Совместная учебная и внеурочная деятельность детей с разными образовательными потребностями создаёт атмосферу доброжелательности и взаимного уважения.

С 2015 года в состав школы вошёл «Детский сад компенсирующего вида № 3».

Выдающиеся сотрудники школы

  • Людмила Федоровна Вилачева, учитель русского языка и литературы, подготовила выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому языку на 91, 94 и 98 баллов,

  • Людмила Петровна Владыкина, учитель химии, готовит призеров МЭВсОШ по химии, биологии ежегодно,

  • Нелли Николаевна Калашникова подготовила регионального участника ВсОШ по истории,

  • Светлана Викторовна Соломатина готовит призеров МЭВсОШ по обществознанию,

  • Ольга Владимировна Стасова подготовила победителей, призеров МЭВсОШ по физике, географии, участника РЭВсОШ по географии.

  • Учитель физкультуры Владимир Михайлович Петров подготовил школьную команду, которая была победителем или призером спартакиад окружного уровня с 2004 по 2009 год. Спортивную славу школьным баскетболистам принесли победы в городских соревнованиях 2004 года и второе место на областных соревнованиях 2005 года.

  • Захламина Софья Ивановна (с 2002 года по 2021 год) организовывала и развивала систему деятельности службы сопровождения в школе для учащихся по АООП по слуху и зрению.

Выдающиеся выпускники

Андрей Лебединский, выпускник 1992 года, окончил Российский институт театрального искусства. Дебютировал в кино в 2003 году, на его счету девять киноработ. Известность актеру принесла роль Саши в сериале «Родные люди». В 2015 году Андрей сыграл главную роль в фильме «Он – дракон».

Ольга Половцева, выпускница 1991 года. Руководитель двух театров в городе Архангельске: Детского образцового театра кукол «Сюрприз» и народного литературно-музыкального театра «Словица».

Нина Няникова, выпускница 2011 года. Актриса Архангельского театра драмы. С отличием окончила Ярославский государственный театральный институт. Играет ведущие роли театрального репертуара.

Павел Журавлев, выпускник 1991 года, историк, политолог, кандидат исторических наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования РФ. Генеральный директор Ломоносовского Фонда, директор Научно-образовательного центра «Ломоносовский дом».

Михаил Трещёв, выпускник 2005 года, окончил С(А)ФУ по специальности «Проектирование зданий». В настоящее время заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Архангельска, главный художник города.

Елена Абдуллаева, выпускница 1977 года. Окончила Архангельский медицинский институт. Работает заместителем главного врача по страховой медицине в Северном медицинском центре имени Семашко.

Друзья и партнеры на историческом пути школы

Идею обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе активно поддерживал председатель областной организации инвалидов Николай Мякшин, до сих пор продолжается совместная работа с председателем РОИИ «Надежда» Надеждой Александровной Чураковой, Архангельской областной специальной библиотекой для слепых (уроки доброты, экскурсии).

Школа сегодня

518 учащихся и 226 воспитанников.

ДОО – 226 воспитанников, НОО – 230 учащихся (14 классов), ООО – 247 учащихся (15 классов), СОО – 41 учащийся (3 класса).

В школе работают 90 педагогов.

Главное направление деятельности – инклюзивное образование.

Основная идея школы – научить разных детей учиться вместе и взаимодействовать. Ребята с нарушением зрения и слуха наравне с ребятами из общеобразовательных классов активно принимают участие в школьной жизни, становятся победителями и призерами олимпиад, конкурсов, спортивных мероприятий.

Проекты и дела:

  • волонтерское движение (школьный волонтерский отряд «Неравнодушные сердца»): «Коробка смелости», «Спешите делать добрые дела: помощь приюту для бездомных животных», «Добрые крышечки» и др.,

  • отряд ЮИД «Светофорики»,

  • прием и участие в областных соревнованиях по адаптивному спорту (настольный теннис, голбол),

  • первичное отделение «Движения первых», «Орлята России»,

  • виртуальный музей истории школы https://museum.arhschool5.ru/

Средняя школа № 5

10 ноября 1969 года распахнула свои двери средняя школа-новостройка № 5. Это было огромным событием для недавно построенного Привокзального района.

Руководители школы на протяжении ее истории

1. Александр Семёнович Бондарев (директор с 1969 по 1976 год).

Возглавить новую школу доверили участнику Великой Отечественной войны, честному и принципиальному человеку. Главной заботой первого директора стало формирование творческого педагогического коллектива. Александр Семенович лично участвовал во всех школьных делах, был душой коллектива, примером самоотверженности и преданности своему делу.

2. Николай Филиппович Ноговицын (директор с 1976 по 1984 год).

Вторым директором школы тоже стал фронтовик, учитель истории. В конце семидесятых – начале восьмидесятых годов пятая школа стала одной из самых крупных в городе. В классах училось по 40 и более учеников. Большое значение Николай Филиппович придавал физическому воспитанию школьников. При нем команда пятой школы стала занимать призовые места в традиционной Майской эстафете и других городских спортивных соревнованиях.

3. Петр Иванович Ларионов (директор с 1984 по 1988 год).

Пришло время педагогики сотрудничества, основным принципом которой являлось обеспечение комфортных условий обучения для учащихся и учителя, создание «ситуации успеха» для каждого школьника. В школе активно развивается ученическое самоуправление. Творческое развитие детей происходит через коллективные творческие дела, которые становятся основой воспитательной работы.

4. Геннадий Дмитриевич Табуров (директор с 1988 по 1989 год).

Коллеги оценили его высокую работоспособность, честность, ответственное отношение к педагогическому труду. Новый директор продолжал и развивал лучшие традиции школы, искал новые пути в работе с педагогами и учениками. Геннадий Дмитриевич призывал повышать в школе роль воспитания учеников и развития их личности.

5. Рели Ревазович Кадария (директор с 1989 по 2002 год).

В 1992 году к школе был присоединен детский сад «Ёлочка», и школа была преобразована в учебно-воспитательный комплекс № 5. Под руководством Рели Ревазовича школа стала реализовывать экспериментальную программу «Экология и диалектика». В 1999 году в школе был организован первый класс детей с ограниченными возможностями здоровья – класс слабослышащих детей из интерната. В 2000 году на базе школы был организован кабинет с медицинским оборудованием для лечения зрения и сформирован класс слабовидящих детей, которые получили возможность не только учиться, но и получать лечение.

6. Татьяна Александровна Петровская (директор с 2002 по 2014 год).

Вместе с единомышленниками Татьяна Александровна начала эксперимент на двенадцать лет: совместное обучение детей общеобразовательной школы и детей с проблемами зрения. В школе была сформирована материальная база, приняты на работу учителя-дефектологи, прошли обучение учителя, создана программа воспитательной работы «Вместе». Семинары по обмену опытом, взаимодействие с общественными организациями инвалидов, постоянное самообразование дали необходимые знания для формирования и развития модели инклюзивного образования в стенах пятой школы.

7. Екатерина Пантелеймоновна Селякова (директор с 2014 года по настоящее время).

Продолжает развитие инклюзивного образования в стенах пятой школы. За это время здесь произошли положительные изменения, связанные с улучшением материально-технической базы, повышением качества обучения, увеличением количества обучающихся в школе, увеличением объема предоставления платных услуг. Под руководством Екатерины Пантелеймоновны пятая школа вошла в десятку лучших школ города Архангельска по итогам 2018 года. Екатерина Пантелеймоновна – энергичный и активный человек, готовый помочь и поддержать своих коллег, учеников и их родителей.

Хронология ключевых событий в жизни школы

Семидесятые – время, когда страна гордилась первыми космонавтами. Мальчишки и девчонки той поры мечтали стать космонавтами, лётчиками-испытателями или конструкторами ракет и спутников. Новая школа имела авиационное направление, выпускники получали свидетельство авиатехника или техника-метеоролога.

1973 – Пионерская дружина пятой школы носила имя космонавта Алексея Архиповича Леонова, Героя Советского Союза. Присвоению дружине имени героя предшествовала большая работа по изучению истории авиации и космонавтики. В гости к школьникам приезжал и сам А.А. Леонов.

1979 – школьники принимали в гостях ещё одного космонавта – Валерия Рождественского. Встречи с Леоновым и Рождественским сыграли большую роль в жизни некоторых наших выпускников – они связали свою жизнь с авиацией.

Также школьники изучали жизнь и творчество писателя Аркадия Гайдара, посещали ежегодные Гайдаровские чтения, вели переписку с сыном Аркадия Петровича – Тимуром.

В 1980 году пионерскому отряду было присвоено имя Аркадия Гайдара.

1986 – Экспериментальные программы обучения. В школе улучшают методы обучения, учителя начинают работать по новым экспериментальным программам. Используются системы Шаталова и Занкова, начинается углублённое изучение математики в старших классах. Учителя реализуют принципы педагогики сотрудничества и развивающего обучения.

1992 – Учебно-воспитательный комплекс «Развитие». В 1992 году в структуру школы входит детский сад «Ёлочка». Школа теперь называется «Учебно-воспитательный комплекс № 5 „Развитие“».

Целью такого присоединения стала идея преемственности: группа детского сада переходила в первый класс полным составом. Первоклассники легче адаптировались к учебному процессу.

1998 – гостеприимный директор школы Рели Ревазович ввел в школе добрую традицию широкого празднования Масленицы. На школьном стадионе устанавливались столы с блинами и выпечкой, которые готовили ученики и их родители. Вкусное угощение, веселые игры и конкурсы, песни и пляски привлекали на школьный стадион жителей окрестных домов.

С 1998 года в школе впервые в городе появились классы для детей с нарушениями слуха и зрения. Благодаря учителям и специалистам такие дети быстро вливались в школьную среду, успешно осваивали программу и поступали в институты и колледжи.

2014 – Пятая школа – лидер в организации инклюзивного образования в Архангельске. Совместная учебная и внеурочная деятельность детей с разными образовательными потребностями создаёт атмосферу доброжелательности и взаимного уважения.

С 2015 года в состав школы вошёл «Детский сад компенсирующего вида № 3».

Выдающиеся сотрудники школы

  • Людмила Федоровна Вилачева, учитель русского языка и литературы, подготовила выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому языку на 91, 94 и 98 баллов,

  • Людмила Петровна Владыкина, учитель химии, готовит призеров МЭВсОШ по химии, биологии ежегодно,

  • Нелли Николаевна Калашникова подготовила регионального участника ВсОШ по истории,

  • Светлана Викторовна Соломатина готовит призеров МЭВсОШ по обществознанию,

  • Ольга Владимировна Стасова подготовила победителей, призеров МЭВсОШ по физике, географии, участника РЭВсОШ по географии.

  • Учитель физкультуры Владимир Михайлович Петров подготовил школьную команду, которая была победителем или призером спартакиад окружного уровня с 2004 по 2009 год. Спортивную славу школьным баскетболистам принесли победы в городских соревнованиях 2004 года и второе место на областных соревнованиях 2005 года.

  • Захламина Софья Ивановна (с 2002 года по 2021 год) организовывала и развивала систему деятельности службы сопровождения в школе для учащихся по АООП по слуху и зрению.

Выдающиеся выпускники

Андрей Лебединский, выпускник 1992 года, окончил Российский институт театрального искусства. Дебютировал в кино в 2003 году, на его счету девять киноработ. Известность актеру принесла роль Саши в сериале «Родные люди». В 2015 году Андрей сыграл главную роль в фильме «Он – дракон».

Ольга Половцева, выпускница 1991 года. Руководитель двух театров в городе Архангельске: Детского образцового театра кукол «Сюрприз» и народного литературно-музыкального театра «Словица».

Нина Няникова, выпускница 2011 года. Актриса Архангельского театра драмы. С отличием окончила Ярославский государственный театральный институт. Играет ведущие роли театрального репертуара.

Павел Журавлев, выпускник 1991 года, историк, политолог, кандидат исторических наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования РФ. Генеральный директор Ломоносовского Фонда, директор Научно-образовательного центра «Ломоносовский дом».

Михаил Трещёв, выпускник 2005 года, окончил С(А)ФУ по специальности «Проектирование зданий». В настоящее время заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Архангельска, главный художник города.

Елена Абдуллаева, выпускница 1977 года. Окончила Архангельский медицинский институт. Работает заместителем главного врача по страховой медицине в Северном медицинском центре имени Семашко.

Друзья и партнеры на историческом пути школы

Идею обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе активно поддерживал председатель областной организации инвалидов Николай Мякшин, до сих пор продолжается совместная работа с председателем РОИИ «Надежда» Надеждой Александровной Чураковой, Архангельской областной специальной библиотекой для слепых (уроки доброты, экскурсии).

Школа сегодня

518 учащихся и 226 воспитанников.

ДОО – 226 воспитанников, НОО – 230 учащихся (14 классов), ООО – 247 учащихся (15 классов), СОО – 41 учащийся (3 класса).

В школе работают 90 педагогов.

Главное направление деятельности – инклюзивное образование.

Основная идея школы – научить разных детей учиться вместе и взаимодействовать. Ребята с нарушением зрения и слуха наравне с ребятами из общеобразовательных классов активно принимают участие в школьной жизни, становятся победителями и призерами олимпиад, конкурсов, спортивных мероприятий.

Проекты и дела:

  • волонтерское движение (школьный волонтерский отряд «Неравнодушные сердца»): «Коробка смелости», «Спешите делать добрые дела: помощь приюту для бездомных животных», «Добрые крышечки» и др.,

  • отряд ЮИД «Светофорики»,

  • прием и участие в областных соревнованиях по адаптивному спорту (настольный теннис, голбол),

  • первичное отделение «Движения первых», «Орлята России»,

  • виртуальный музей истории школы https://museum.arhschool5.ru/