В октябре 1936 года школа открыла свои двери для учеников семи классов. Тогда она функционировала как мужская.
Руководители школы
За всю историю школы её возглавляли 15 директоров, среди них:
Гостева Ида Львовна (1961-1972), Заслуженный учитель РФ
Коканов Владимир Васильевич (1972-1977)
Детков Анатолий Иванович (1978-1981)
Голошумова Анна Николаевна (1981-1986)
Балабовкина Лилия Яковлевна (1987-1990)
Соловьёв Александр Анатольевич (1991-1993)
Горецкая Галина Ивановна (1994-1998)
Виташкевич Людмила Михайловна (1998-2007), Заслуженный учитель РФ
Смурова Галина Львовна (2007-2017), Почетный работник общего образования РФ
Чижова Наталья Владимировна (с 2017 года и по настоящее время)
Хронология ключевых событий
В 1937 году, в канун столетия со дня гибели А.С. Пушкина, школе было присвоено имя поэта. В школе тогда было восемь классов.
В 1940 году – обучение детей уже в десяти классах.
1955 год – начало совместного обучения мальчиков и девочек.
10 февраля 1987 года в школе был открыт Пушкинский литературный музей, также открыт первый пушкинский класс, который стоял у истоков развития музея.
1989 год – был создан музей Боевой славы, где собраны материалы о военных подвигах выпускников школы и об истории Архангельского военно-инженерного училища.
1995 год – первый выпуск университетского класса, который был открыт в школе по инициативе Поморского государственного университета. Дети углублённо изучали английский язык и литературу.
2000 год – впервые в школе были открыты 2 лицейских класса, в которых углублённо изучалась математика.
С 2001 года в школе функционируют профильные классы, такие как геологический, естественно-научный, экономический.
2002 год – открыт гимназический класс. Дети изучали два иностранных языка.
С 2008 года – городской конкурс «В волшебной пушкинской стране».
2009 год – директором школы Г.Л. Смуровой учреждена Пушкинская премия лучшим ученикам школы.
С 2017 года – площадка по реализации инновационных региональных проектов.
С 2018 года по настоящее время школа – опорное учреждение сетевой модели системы образования города Архангельска (реализовали три проекта).
С 2019 года – организация профильных классов совместно с САФУ имени М.В. Ломоносова (2019-2020 гг. – IT-класс, с 2023 г. по настоящее время – социально-гуманитарный).
В 2019 году – школа – победитель городского конкурса на лучшую методическую службу.
В 2019 году – победитель областного конкурса на Лучший сайт образовательного учреждения.
В 2020 году – школа стала региональной площадкой Всероссийского музея А.С. Пушкина (Санкт-Петербург).
В 2022-2023 гг. – школа капитально отремонтирована по федеральной программе "Модернизация школьных систем образования".
С 2023 года – школа – член Ассоциации Содружества школ имени А.С. Пушкина.
С 2023 года – школа – участник проекта "САФУ – путь в профессию".
В 2024 году – школа – участник национального проекта "БАС" (беспилотные автоматические системы).
Выдающиеся учителя
Виташкевич Людмила Михайловна, Заслуженный учитель РФ, руководитель школы в 1998-2007 гг.
Смурова Галина Львовна, Почетный работник основного общего образования РФ, директор школы в 2007-2017 гг.
Камалютдинова Маргарита Юрьевна, Заслуженный учитель РФ, основатель школьного Литературного Пушкинского музея и его руководитель со дня основания и до 2013 г.
Тукачева Алла Альбертовна, учитель начальных классов до 2022 года, стаж работы в школе 37 лет, Почетный работник образования и воспитания.
Ляпина Светлана Николаевна, учитель математики, стаж работы в школе 38 лет, Почетный работник образования и воспитания, один из лучших учителей математики школы.
Абрамова Наталья Николаевна, учитель начальных классов, стаж педагогической работы 42 года, Почетный работник просвещения и воспитания.
Награждены знаком «Отличник народного просвещения» учителя начальных классов: Филина Евгения Николаевна и Богданова Алевтина Васильевна, проработавшие в школе более 30 лет, учитель истории и замдиректора по воспитательной работе Белькова Светлана Николаевна.
В 2010 году пять педагогов школы были занесены в Российскую энциклопедию «Одаренные дети – будущее России».
Выдающиеся выпускники школы
Выпускник 1940 года Илья Иванович Твердохлебов, погибший в 1944 г., посмертно удостоен высшей награды – звания Героя Советского Союза. В его честь на стене школы установлена мемориальная доска.
Выпускник 1979 года Сергей Мещеряков, участник военных действий в Афганистане, награждён медалью «За Отвагу» и орденом Красной Звезды посмертно.
Выпускник 1993 года Дмитрий Кузнецов награждён орденом Мужества и медалью «На службе миру».
Игорь Владимирович Стрежнев – выпускник 1954 года, краевед, писатель, пушкинист, инициатор организации нашего школьного музея
Гельфанд Ефим Дмитриевич – выпускник 1954 года, заслуженный изобретатель РФ, заслуженный работник высшей школы.
Виктор Петрович Панов – выпускник 1956 года, режиссер, художественный руководитель Архангельского молодежного театра, заслуженный деятель искусств РФ, кавалер ордена Почёта и ордена Дружбы.
Друзья и партнеры на историческом пути школы
«Архангельскгеолдобыча» – организация деятельности кружка «Юный геолог» (1990-е годы).
САФУ имени М.В. Ломоносова – реализация совместных образовательных проектов по профильному обучению, в рамках сотрудничества организует тесное взаимодействие с Домом научной коллаборации САФУ имени М.В. Ломоносова.
Морозков Виталий Аркадьевич, депутат, член Архангельской городской Думы, спонсорская помощь по замене 33 окон в образовательном учреждении.
Центр «Патриот» – совместная работа по патриотическому воспитанию школьников в рамках соглашения. Совместный проект – бюст А.С. Пушкина.
ООО «Север-Алмаз», Самофалов В.Ю. – спонсорская помощь в приобретении оборудования (МФУ, принтеры).
Школа сегодня
Количество учащихся – 540, в том числе:
НОО – 232 чел., ООО – 263 чел., СОО – 45 чел.
В школе работают 42 педагога.
Школа осуществляет:
реализацию основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных классах с делением на группы;
реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития (инклюзия);
реализацию основных общеобразовательных программ среднего общего образования в профильных классах;
реализацию основных общеобразовательных программ в классах с углубленным изучением отдельных предметов.
Школа работает в 5-дневном режиме. Занятия проходят в одну смену.
В основу организации образовательного процесса в нашей школе положена идея целостности. Воспитание, обучение и развитие учащихся осуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе. Наша воспитательная система опирается на общечеловеческие ценности: Отечество, семья, труд, знания, культура, здоровье, наука.
Основной целью воспитательной работы является личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности учащихся.
Наиболее эффективной формой мы считаем личностно-ориентированное коллективное творческое дело, в котором прослеживаются следующие педагогические цели:
ориентация педагогов на позиции интересов учащихся;
совместная деятельность учителей и учащихся;
возможность выбора дел, групп, ролей;
подчеркивание вклада каждого,
признания ценности мнений и позиций всех учащихся.
Воспитательная система, включающая в себя целостный учебно-воспитательный процесс, в нашей школе требует выполнения трех взаимосвязанных задач:
повышение воспитательного потенциала обучения;
усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которой они живут, способы самореализации в них;
воспитание учащихся в духе свободы, личного достоинства и законопослушания, предоставление им реальных возможностей и участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений.
Важнейшей деятельностью в воспитательной системе является создание творческого пространства, т.е. совокупность условий, побуждающих ребенка выражать себя в художественной форме: участие учащихся в творческих конкурсах и мероприятиях школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней.
В школе сложились традиционные коллективные творческие дела, общешкольные воспитательные мероприятия, в которых принимают участие все учащиеся школы, учителя и родители.
Находясь в центре города Архангельска, мы стараемся приобщить детей к культуре города через систему экскурсий, краеведческую работу. В школе развивается ученическое самоуправление – Совет Старшеклассников.
Классные коллективы активно вовлекаются в воспитательные проекты муниципального, регионального и всероссийского уровней: РДШ «Движение первых», «Орлята России», ДОО «Юность Архангельска», «Юные инспектора движения», «Молодые защитники природы». Создана система работы по профилактике безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.
В школе функционируют два музея
Проекты
Школа является опорным учреждением системы образования города Архангельск и реализует в этом статусе три проекта:
«Методическое сопровождение учителей начальных классов по развитию профессиональных компетенций для формирования необходимого уровня функциональной грамотности младших школьников» (закончен в 2023 году),
«Методическое сопровождение классных руководителей по использованию эффективных механизмов управления сферой воспитания как основы успешного развития каждого ребёнка»,
«Педагогическое сопровождение процессов профессионального самоопределения школьников».
Объединения, созданные на базе школы
Корригирующая гимнастика
Корригирующая гимнастика для детей с ОВЗ
«Талисман» (хореографическое объединение)
«Сказка» (театральное объединение)
«Юный турист»
Правила дорожной безопасности
«Патриот»
В октябре 1936 года школа открыла свои двери для учеников семи классов. Тогда она функционировала как мужская.
Руководители школы
За всю историю школы её возглавляли 15 директоров, среди них:
Гостева Ида Львовна (1961-1972), Заслуженный учитель РФ
Коканов Владимир Васильевич (1972-1977)
Детков Анатолий Иванович (1978-1981)
Голошумова Анна Николаевна (1981-1986)
Балабовкина Лилия Яковлевна (1987-1990)
Соловьёв Александр Анатольевич (1991-1993)
Горецкая Галина Ивановна (1994-1998)
Виташкевич Людмила Михайловна (1998-2007), Заслуженный учитель РФ
Смурова Галина Львовна (2007-2017), Почетный работник общего образования РФ
Чижова Наталья Владимировна (с 2017 года и по настоящее время)
Хронология ключевых событий
В 1937 году, в канун столетия со дня гибели А.С. Пушкина, школе было присвоено имя поэта. В школе тогда было восемь классов.
В 1940 году – обучение детей уже в десяти классах.
1955 год – начало совместного обучения мальчиков и девочек.
10 февраля 1987 года в школе был открыт Пушкинский литературный музей, также открыт первый пушкинский класс, который стоял у истоков развития музея.
1989 год – был создан музей Боевой славы, где собраны материалы о военных подвигах выпускников школы и об истории Архангельского военно-инженерного училища.
1995 год – первый выпуск университетского класса, который был открыт в школе по инициативе Поморского государственного университета. Дети углублённо изучали английский язык и литературу.
2000 год – впервые в школе были открыты 2 лицейских класса, в которых углублённо изучалась математика.
С 2001 года в школе функционируют профильные классы, такие как геологический, естественно-научный, экономический.
2002 год – открыт гимназический класс. Дети изучали два иностранных языка.
С 2008 года – городской конкурс «В волшебной пушкинской стране».
2009 год – директором школы Г.Л. Смуровой учреждена Пушкинская премия лучшим ученикам школы.
С 2017 года – площадка по реализации инновационных региональных проектов.
С 2018 года по настоящее время школа – опорное учреждение сетевой модели системы образования города Архангельска (реализовали три проекта).
С 2019 года – организация профильных классов совместно с САФУ имени М.В. Ломоносова (2019-2020 гг. – IT-класс, с 2023 г. по настоящее время – социально-гуманитарный).
В 2019 году – школа – победитель городского конкурса на лучшую методическую службу.
В 2019 году – победитель областного конкурса на Лучший сайт образовательного учреждения.
В 2020 году – школа стала региональной площадкой Всероссийского музея А.С. Пушкина (Санкт-Петербург).
В 2022-2023 гг. – школа капитально отремонтирована по федеральной программе "Модернизация школьных систем образования".
С 2023 года – школа – член Ассоциации Содружества школ имени А.С. Пушкина.
С 2023 года – школа – участник проекта "САФУ – путь в профессию".
В 2024 году – школа – участник национального проекта "БАС" (беспилотные автоматические системы).
Выдающиеся учителя
Виташкевич Людмила Михайловна, Заслуженный учитель РФ, руководитель школы в 1998-2007 гг.
Смурова Галина Львовна, Почетный работник основного общего образования РФ, директор школы в 2007-2017 гг.
Камалютдинова Маргарита Юрьевна, Заслуженный учитель РФ, основатель школьного Литературного Пушкинского музея и его руководитель со дня основания и до 2013 г.
Тукачева Алла Альбертовна, учитель начальных классов до 2022 года, стаж работы в школе 37 лет, Почетный работник образования и воспитания.
Ляпина Светлана Николаевна, учитель математики, стаж работы в школе 38 лет, Почетный работник образования и воспитания, один из лучших учителей математики школы.
Абрамова Наталья Николаевна, учитель начальных классов, стаж педагогической работы 42 года, Почетный работник просвещения и воспитания.
Награждены знаком «Отличник народного просвещения» учителя начальных классов: Филина Евгения Николаевна и Богданова Алевтина Васильевна, проработавшие в школе более 30 лет, учитель истории и замдиректора по воспитательной работе Белькова Светлана Николаевна.
В 2010 году пять педагогов школы были занесены в Российскую энциклопедию «Одаренные дети – будущее России».
Выдающиеся выпускники школы
Выпускник 1940 года Илья Иванович Твердохлебов, погибший в 1944 г., посмертно удостоен высшей награды – звания Героя Советского Союза. В его честь на стене школы установлена мемориальная доска.
Выпускник 1979 года Сергей Мещеряков, участник военных действий в Афганистане, награждён медалью «За Отвагу» и орденом Красной Звезды посмертно.
Выпускник 1993 года Дмитрий Кузнецов награждён орденом Мужества и медалью «На службе миру».
Игорь Владимирович Стрежнев – выпускник 1954 года, краевед, писатель, пушкинист, инициатор организации нашего школьного музея
Гельфанд Ефим Дмитриевич – выпускник 1954 года, заслуженный изобретатель РФ, заслуженный работник высшей школы.
Виктор Петрович Панов – выпускник 1956 года, режиссер, художественный руководитель Архангельского молодежного театра, заслуженный деятель искусств РФ, кавалер ордена Почёта и ордена Дружбы.
Друзья и партнеры на историческом пути школы
«Архангельскгеолдобыча» – организация деятельности кружка «Юный геолог» (1990-е годы).
САФУ имени М.В. Ломоносова – реализация совместных образовательных проектов по профильному обучению, в рамках сотрудничества организует тесное взаимодействие с Домом научной коллаборации САФУ имени М.В. Ломоносова.
Морозков Виталий Аркадьевич, депутат, член Архангельской городской Думы, спонсорская помощь по замене 33 окон в образовательном учреждении.
Центр «Патриот» – совместная работа по патриотическому воспитанию школьников в рамках соглашения. Совместный проект – бюст А.С. Пушкина.
ООО «Север-Алмаз», Самофалов В.Ю. – спонсорская помощь в приобретении оборудования (МФУ, принтеры).
Школа сегодня
Количество учащихся – 540, в том числе:
НОО – 232 чел., ООО – 263 чел., СОО – 45 чел.
В школе работают 42 педагога.
Школа осуществляет:
реализацию основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных классах с делением на группы;
реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития (инклюзия);
реализацию основных общеобразовательных программ среднего общего образования в профильных классах;
реализацию основных общеобразовательных программ в классах с углубленным изучением отдельных предметов.
Школа работает в 5-дневном режиме. Занятия проходят в одну смену.
В основу организации образовательного процесса в нашей школе положена идея целостности. Воспитание, обучение и развитие учащихся осуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе. Наша воспитательная система опирается на общечеловеческие ценности: Отечество, семья, труд, знания, культура, здоровье, наука.
Основной целью воспитательной работы является личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности учащихся.
Наиболее эффективной формой мы считаем личностно-ориентированное коллективное творческое дело, в котором прослеживаются следующие педагогические цели:
ориентация педагогов на позиции интересов учащихся;
совместная деятельность учителей и учащихся;
возможность выбора дел, групп, ролей;
подчеркивание вклада каждого,
признания ценности мнений и позиций всех учащихся.
Воспитательная система, включающая в себя целостный учебно-воспитательный процесс, в нашей школе требует выполнения трех взаимосвязанных задач:
повышение воспитательного потенциала обучения;
усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которой они живут, способы самореализации в них;
воспитание учащихся в духе свободы, личного достоинства и законопослушания, предоставление им реальных возможностей и участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений.
Важнейшей деятельностью в воспитательной системе является создание творческого пространства, т.е. совокупность условий, побуждающих ребенка выражать себя в художественной форме: участие учащихся в творческих конкурсах и мероприятиях школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней.
В школе сложились традиционные коллективные творческие дела, общешкольные воспитательные мероприятия, в которых принимают участие все учащиеся школы, учителя и родители.
Находясь в центре города Архангельска, мы стараемся приобщить детей к культуре города через систему экскурсий, краеведческую работу. В школе развивается ученическое самоуправление – Совет Старшеклассников.
Классные коллективы активно вовлекаются в воспитательные проекты муниципального, регионального и всероссийского уровней: РДШ «Движение первых», «Орлята России», ДОО «Юность Архангельска», «Юные инспектора движения», «Молодые защитники природы». Создана система работы по профилактике безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.
В школе функционируют два музея
Проекты
Школа является опорным учреждением системы образования города Архангельск и реализует в этом статусе три проекта:
«Методическое сопровождение учителей начальных классов по развитию профессиональных компетенций для формирования необходимого уровня функциональной грамотности младших школьников» (закончен в 2023 году),
«Методическое сопровождение классных руководителей по использованию эффективных механизмов управления сферой воспитания как основы успешного развития каждого ребёнка»,
«Педагогическое сопровождение процессов профессионального самоопределения школьников».
Объединения, созданные на базе школы
Корригирующая гимнастика
Корригирующая гимнастика для детей с ОВЗ
«Талисман» (хореографическое объединение)
«Сказка» (театральное объединение)
«Юный турист»
Правила дорожной безопасности
«Патриот»