Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Музей истории образования
на Архангельском Севере

Главная  
Историческая справка
Историческая справка
Историческая справка
Историческая справка
МБОУ СШ № 23

В октябре 1936 года школа открыла свои двери для учеников семи классов. Тогда она функционировала как мужская.

Руководители школы

За всю историю школы её возглавляли 15 директоров, среди них:

Гостева Ида Львовна (1961-1972), Заслуженный учитель РФ

Коканов Владимир Васильевич (1972-1977)

Детков Анатолий Иванович (1978-1981)

Голошумова Анна Николаевна (1981-1986)

Балабовкина Лилия Яковлевна (1987-1990)

Соловьёв Александр Анатольевич (1991-1993)

Горецкая Галина Ивановна (1994-1998)

Виташкевич Людмила Михайловна (1998-2007), Заслуженный учитель РФ

Смурова Галина Львовна (2007-2017), Почетный работник общего образования РФ

Чижова Наталья Владимировна (с 2017 года и по настоящее время)

Хронология ключевых событий

В 1937 году, в канун столетия со дня гибели А.С. Пушкина, школе было присвоено имя поэта. В школе тогда было восемь классов.

В 1940 году обучение детей уже в десяти классах.

1955 год начало совместного обучения мальчиков и девочек.

10 февраля 1987 года в школе был открыт Пушкинский литературный музей, также открыт первый пушкинский класс, который стоял у истоков развития музея.

1989 год был создан музей Боевой славы, где собраны материалы о военных подвигах выпускников школы и об истории Архангельского военно-инженерного училища.

1995 год первый выпуск университетского класса, который был открыт в школе по инициативе Поморского государственного университета. Дети углублённо изучали английский язык и литературу. 

2000 год впервые в школе были открыты 2 лицейских класса, в которых углублённо изучалась математика. 

С 2001 года в школе функционируют профильные классы, такие как геологический, естественно-научный, экономический.

2002 год открыт гимназический класс. Дети изучали два иностранных языка.

С 2008 года – городской конкурс «В волшебной пушкинской стране».

2009 год директором школы Г.Л. Смуровой учреждена Пушкинская премия лучшим ученикам школы.

С 2017 года – площадка по реализации инновационных региональных проектов.

С 2018 года по настоящее время школа – опорное учреждение сетевой модели системы образования города Архангельска (реализовали три проекта).

С 2019 года – организация профильных классов совместно с САФУ имени М.В. Ломоносова (2019-2020 гг. – IT-класс, с 2023 г. по настоящее время – социально-гуманитарный).

В 2019 году школа победитель городского конкурса на лучшую методическую службу.

В 2019 году победитель областного конкурса на Лучший сайт образовательного учреждения.

В 2020 году – школа стала региональной площадкой Всероссийского музея А.С. Пушкина (Санкт-Петербург).

В 2022-2023 гг. – школа капитально отремонтирована по федеральной программе "Модернизация школьных систем образования".

С 2023 года – школа – член Ассоциации Содружества школ имени А.С. Пушкина.

С 2023 года – школа – участник проекта "САФУ – путь в профессию". 

В 2024 году – школа – участник национального проекта "БАС" (беспилотные автоматические системы).

Выдающиеся учителя

  • Гостева Ида Львовна, Заслуженный учитель РФ, руководитель образовательного учреждения в 1961-1972 гг.
  • Виташкевич Людмила Михайловна, Заслуженный учитель РФ, руководитель школы в 1998-2007 гг.

  • Смурова Галина Львовна, Почетный работник основного общего образования РФ, директор школы в 2007-2017 гг.

  • Камалютдинова Маргарита Юрьевна, Заслуженный учитель РФ, основатель школьного Литературного Пушкинского музея и его руководитель со дня основания и до 2013 г.

  • Тукачева Алла Альбертовна, учитель начальных классов до 2022 года, стаж работы в школе 37 лет, Почетный работник образования и воспитания.

  • Ляпина Светлана Николаевна, учитель математики, стаж работы в школе 38 лет, Почетный работник образования и воспитания, один из лучших учителей математики школы.

  • Абрамова Наталья Николаевна, учитель начальных классов, стаж педагогической работы 42 года, Почетный работник просвещения и воспитания.

Награждены знаком «Отличник народного просвещения» учителя начальных классов: Филина Евгения Николаевна и Богданова Алевтина Васильевна, проработавшие в школе более 30 лет, учитель истории и замдиректора по воспитательной работе Белькова Светлана Николаевна.

В 2010 году пять педагогов школы были занесены в Российскую энциклопедию «Одаренные дети будущее России».

Выдающиеся выпускники школы

  • Выпускник 1940 года Илья Иванович Твердохлебов, погибший в 1944 г., посмертно удостоен высшей награды – звания Героя Советского Союза. В его честь на стене школы установлена мемориальная доска.

  • Выпускник 1979 года Сергей Мещеряков, участник военных действий в Афганистане, награждён медалью «За Отвагу» и орденом Красной Звезды посмертно.

  • Выпускник 1993 года Дмитрий Кузнецов награждён орденом Мужества и медалью «На службе миру».

  • Игорь Владимирович Стрежнев – выпускник 1954 года, краевед, писатель, пушкинист, инициатор организации нашего школьного музея

  • Гельфанд Ефим Дмитриевич – выпускник 1954 года, заслуженный изобретатель РФ, заслуженный работник высшей школы.

  • Виктор Петрович Панов – выпускник 1956 года, режиссер, художественный руководитель Архангельского молодежного театра, заслуженный деятель искусств РФ, кавалер ордена Почёта и ордена Дружбы.

  • Николай Питиримович Львов – выпускник 1960 года, предприниматель, общественный деятель, член Совета Федерации Федерального собрания РФ, генеральный директор Соломбальского ЦБК (1989-2011), заслуженный работник лесной промышленности РФ

Друзья и партнеры на историческом пути школы

  • «Архангельскгеолдобыча» – организация деятельности кружка «Юный геолог» (1990-е годы).

  • САФУ имени М.В. Ломоносова – реализация совместных образовательных проектов по профильному обучению, в рамках сотрудничества организует тесное взаимодействие с Домом научной коллаборации САФУ имени М.В. Ломоносова.

  • Морозков Виталий Аркадьевич, депутат, член Архангельской городской Думы, спонсорская помощь по замене 33 окон в образовательном учреждении.

  • Центр «Патриот» – совместная работа по патриотическому воспитанию школьников в рамках соглашения. Совместный проект – бюст А.С. Пушкина.

  • ООО «Север-Алмаз», Самофалов В.Ю. – спонсорская помощь в приобретении оборудования (МФУ, принтеры).

 Школа сегодня

Количество учащихся – 540, в том числе:

НОО – 232 чел., ООО – 263 чел., СОО – 45 чел.

В школе работают 42 педагога.

 Школа осуществляет:

  • реализацию основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных классах с делением на группы;

  • реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития (инклюзия);

  • реализацию основных общеобразовательных программ среднего общего образования в профильных классах;

  • реализацию основных общеобразовательных программ в классах с углубленным изучением отдельных предметов.

Школа работает в 5-дневном режиме. Занятия проходят в одну смену.

В основу организации образовательного процесса в нашей школе положена идея целостности. Воспитание, обучение и развитие учащихся осуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе. Наша воспитательная система опирается на общечеловеческие ценности: Отечество, семья, труд, знания, культура, здоровье, наука.

Основной целью воспитательной работы является личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности учащихся.

Наиболее эффективной формой мы считаем личностно-ориентированное коллективное творческое дело, в котором прослеживаются следующие педагогические цели:

  • ориентация педагогов на позиции интересов учащихся;

  • совместная деятельность учителей и учащихся;

  • возможность выбора дел, групп, ролей;

  • подчеркивание вклада каждого,

  • признания ценности мнений и позиций всех учащихся.

 Воспитательная система, включающая в себя целостный учебно-воспитательный процесс, в нашей школе требует выполнения трех взаимосвязанных задач:

  1. повышение воспитательного потенциала обучения;

  2. усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которой они живут, способы самореализации в них;

  3. воспитание учащихся в духе свободы, личного достоинства и законопослушания, предоставление им реальных возможностей и участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений.

Важнейшей деятельностью в воспитательной системе является создание творческого пространства, т.е. совокупность условий, побуждающих ребенка выражать себя в художественной форме: участие учащихся в творческих конкурсах и мероприятиях школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней.

В школе сложились традиционные коллективные творческие дела, общешкольные воспитательные мероприятия, в которых принимают участие все учащиеся школы, учителя и родители.

Находясь в центре города Архангельска, мы стараемся приобщить детей к культуре города через систему экскурсий, краеведческую работу. В школе развивается ученическое самоуправление – Совет Старшеклассников.

Классные коллективы активно вовлекаются в воспитательные проекты муниципального, регионального и всероссийского уровней: РДШ «Движение первых», «Орлята России», ДОО «Юность Архангельска», «Юные инспектора движения», «Молодые защитники природы». Создана система работы по профилактике безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.

В школе функционируют два музея

  1. Музей имени А.С. Пушкина,
  2. Музей Архангельского военно-инженерного училища.

 Проекты

 

 Школа является опорным учреждением системы образования города Архангельск и реализует в этом статусе три проекта:

  • «Методическое сопровождение учителей начальных классов по развитию профессиональных компетенций для формирования необходимого уровня функциональной грамотности младших школьников» (закончен в 2023 году),

  • «Методическое сопровождение классных руководителей по использованию эффективных механизмов управления сферой воспитания как основы успешного развития каждого ребёнка»,

  • «Педагогическое сопровождение процессов профессионального самоопределения школьников».

 Объединения, созданные на базе школы 

  1. Волейбол
  2. Корригирующая гимнастика

  3. Корригирующая гимнастика для детей с ОВЗ

  4. «Талисман» (хореографическое объединение)

  5. «Сказка» (театральное объединение)

  6. «Юный турист»

  7. Правила дорожной безопасности

  8. «Патриот»

Средняя школа № 23

В октябре 1936 года школа открыла свои двери для учеников семи классов. Тогда она функционировала как мужская.

Руководители школы

За всю историю школы её возглавляли 15 директоров, среди них:

Гостева Ида Львовна (1961-1972), Заслуженный учитель РФ

Коканов Владимир Васильевич (1972-1977)

Детков Анатолий Иванович (1978-1981)

Голошумова Анна Николаевна (1981-1986)

Балабовкина Лилия Яковлевна (1987-1990)

Соловьёв Александр Анатольевич (1991-1993)

Горецкая Галина Ивановна (1994-1998)

Виташкевич Людмила Михайловна (1998-2007), Заслуженный учитель РФ

Смурова Галина Львовна (2007-2017), Почетный работник общего образования РФ

Чижова Наталья Владимировна (с 2017 года и по настоящее время)

Хронология ключевых событий

В 1937 году, в канун столетия со дня гибели А.С. Пушкина, школе было присвоено имя поэта. В школе тогда было восемь классов.

В 1940 году обучение детей уже в десяти классах.

1955 год начало совместного обучения мальчиков и девочек.

10 февраля 1987 года в школе был открыт Пушкинский литературный музей, также открыт первый пушкинский класс, который стоял у истоков развития музея.

1989 год был создан музей Боевой славы, где собраны материалы о военных подвигах выпускников школы и об истории Архангельского военно-инженерного училища.

1995 год первый выпуск университетского класса, который был открыт в школе по инициативе Поморского государственного университета. Дети углублённо изучали английский язык и литературу. 

2000 год впервые в школе были открыты 2 лицейских класса, в которых углублённо изучалась математика. 

С 2001 года в школе функционируют профильные классы, такие как геологический, естественно-научный, экономический.

2002 год открыт гимназический класс. Дети изучали два иностранных языка.

С 2008 года – городской конкурс «В волшебной пушкинской стране».

2009 год директором школы Г.Л. Смуровой учреждена Пушкинская премия лучшим ученикам школы.

С 2017 года – площадка по реализации инновационных региональных проектов.

С 2018 года по настоящее время школа – опорное учреждение сетевой модели системы образования города Архангельска (реализовали три проекта).

С 2019 года – организация профильных классов совместно с САФУ имени М.В. Ломоносова (2019-2020 гг. – IT-класс, с 2023 г. по настоящее время – социально-гуманитарный).

В 2019 году школа победитель городского конкурса на лучшую методическую службу.

В 2019 году победитель областного конкурса на Лучший сайт образовательного учреждения.

В 2020 году – школа стала региональной площадкой Всероссийского музея А.С. Пушкина (Санкт-Петербург).

В 2022-2023 гг. – школа капитально отремонтирована по федеральной программе "Модернизация школьных систем образования".

С 2023 года – школа – член Ассоциации Содружества школ имени А.С. Пушкина.

С 2023 года – школа – участник проекта "САФУ – путь в профессию". 

В 2024 году – школа – участник национального проекта "БАС" (беспилотные автоматические системы).

Выдающиеся учителя

  • Гостева Ида Львовна, Заслуженный учитель РФ, руководитель образовательного учреждения в 1961-1972 гг.
  • Виташкевич Людмила Михайловна, Заслуженный учитель РФ, руководитель школы в 1998-2007 гг.

  • Смурова Галина Львовна, Почетный работник основного общего образования РФ, директор школы в 2007-2017 гг.

  • Камалютдинова Маргарита Юрьевна, Заслуженный учитель РФ, основатель школьного Литературного Пушкинского музея и его руководитель со дня основания и до 2013 г.

  • Тукачева Алла Альбертовна, учитель начальных классов до 2022 года, стаж работы в школе 37 лет, Почетный работник образования и воспитания.

  • Ляпина Светлана Николаевна, учитель математики, стаж работы в школе 38 лет, Почетный работник образования и воспитания, один из лучших учителей математики школы.

  • Абрамова Наталья Николаевна, учитель начальных классов, стаж педагогической работы 42 года, Почетный работник просвещения и воспитания.

Награждены знаком «Отличник народного просвещения» учителя начальных классов: Филина Евгения Николаевна и Богданова Алевтина Васильевна, проработавшие в школе более 30 лет, учитель истории и замдиректора по воспитательной работе Белькова Светлана Николаевна.

В 2010 году пять педагогов школы были занесены в Российскую энциклопедию «Одаренные дети будущее России».

Выдающиеся выпускники школы

  • Выпускник 1940 года Илья Иванович Твердохлебов, погибший в 1944 г., посмертно удостоен высшей награды – звания Героя Советского Союза. В его честь на стене школы установлена мемориальная доска.

  • Выпускник 1979 года Сергей Мещеряков, участник военных действий в Афганистане, награждён медалью «За Отвагу» и орденом Красной Звезды посмертно.

  • Выпускник 1993 года Дмитрий Кузнецов награждён орденом Мужества и медалью «На службе миру».

  • Игорь Владимирович Стрежнев – выпускник 1954 года, краевед, писатель, пушкинист, инициатор организации нашего школьного музея

  • Гельфанд Ефим Дмитриевич – выпускник 1954 года, заслуженный изобретатель РФ, заслуженный работник высшей школы.

  • Виктор Петрович Панов – выпускник 1956 года, режиссер, художественный руководитель Архангельского молодежного театра, заслуженный деятель искусств РФ, кавалер ордена Почёта и ордена Дружбы.

  • Николай Питиримович Львов – выпускник 1960 года, предприниматель, общественный деятель, член Совета Федерации Федерального собрания РФ, генеральный директор Соломбальского ЦБК (1989-2011), заслуженный работник лесной промышленности РФ

Друзья и партнеры на историческом пути школы

  • «Архангельскгеолдобыча» – организация деятельности кружка «Юный геолог» (1990-е годы).

  • САФУ имени М.В. Ломоносова – реализация совместных образовательных проектов по профильному обучению, в рамках сотрудничества организует тесное взаимодействие с Домом научной коллаборации САФУ имени М.В. Ломоносова.

  • Морозков Виталий Аркадьевич, депутат, член Архангельской городской Думы, спонсорская помощь по замене 33 окон в образовательном учреждении.

  • Центр «Патриот» – совместная работа по патриотическому воспитанию школьников в рамках соглашения. Совместный проект – бюст А.С. Пушкина.

  • ООО «Север-Алмаз», Самофалов В.Ю. – спонсорская помощь в приобретении оборудования (МФУ, принтеры).

 Школа сегодня

Количество учащихся – 540, в том числе:

НОО – 232 чел., ООО – 263 чел., СОО – 45 чел.

В школе работают 42 педагога.

 Школа осуществляет:

  • реализацию основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных классах с делением на группы;

  • реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития (инклюзия);

  • реализацию основных общеобразовательных программ среднего общего образования в профильных классах;

  • реализацию основных общеобразовательных программ в классах с углубленным изучением отдельных предметов.

Школа работает в 5-дневном режиме. Занятия проходят в одну смену.

В основу организации образовательного процесса в нашей школе положена идея целостности. Воспитание, обучение и развитие учащихся осуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе. Наша воспитательная система опирается на общечеловеческие ценности: Отечество, семья, труд, знания, культура, здоровье, наука.

Основной целью воспитательной работы является личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности учащихся.

Наиболее эффективной формой мы считаем личностно-ориентированное коллективное творческое дело, в котором прослеживаются следующие педагогические цели:

  • ориентация педагогов на позиции интересов учащихся;

  • совместная деятельность учителей и учащихся;

  • возможность выбора дел, групп, ролей;

  • подчеркивание вклада каждого,

  • признания ценности мнений и позиций всех учащихся.

 Воспитательная система, включающая в себя целостный учебно-воспитательный процесс, в нашей школе требует выполнения трех взаимосвязанных задач:

  1. повышение воспитательного потенциала обучения;

  2. усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которой они живут, способы самореализации в них;

  3. воспитание учащихся в духе свободы, личного достоинства и законопослушания, предоставление им реальных возможностей и участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений.

Важнейшей деятельностью в воспитательной системе является создание творческого пространства, т.е. совокупность условий, побуждающих ребенка выражать себя в художественной форме: участие учащихся в творческих конкурсах и мероприятиях школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней.

В школе сложились традиционные коллективные творческие дела, общешкольные воспитательные мероприятия, в которых принимают участие все учащиеся школы, учителя и родители.

Находясь в центре города Архангельска, мы стараемся приобщить детей к культуре города через систему экскурсий, краеведческую работу. В школе развивается ученическое самоуправление – Совет Старшеклассников.

Классные коллективы активно вовлекаются в воспитательные проекты муниципального, регионального и всероссийского уровней: РДШ «Движение первых», «Орлята России», ДОО «Юность Архангельска», «Юные инспектора движения», «Молодые защитники природы». Создана система работы по профилактике безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.

В школе функционируют два музея

  1. Музей имени А.С. Пушкина,
  2. Музей Архангельского военно-инженерного училища.

 Проекты

 

 Школа является опорным учреждением системы образования города Архангельск и реализует в этом статусе три проекта:

  • «Методическое сопровождение учителей начальных классов по развитию профессиональных компетенций для формирования необходимого уровня функциональной грамотности младших школьников» (закончен в 2023 году),

  • «Методическое сопровождение классных руководителей по использованию эффективных механизмов управления сферой воспитания как основы успешного развития каждого ребёнка»,

  • «Педагогическое сопровождение процессов профессионального самоопределения школьников».

 Объединения, созданные на базе школы 

  1. Волейбол
  2. Корригирующая гимнастика

  3. Корригирующая гимнастика для детей с ОВЗ

  4. «Талисман» (хореографическое объединение)

  5. «Сказка» (театральное объединение)

  6. «Юный турист»

  7. Правила дорожной безопасности

  8. «Патриот»